Синдром опустевшего гнезда

Виктория Белькова
«…и кто примет одно такое дитя во имя Мое,
тот Меня принимает…»

(Евангелие от Матфея гл.18; стих 5)


(Фото из интернета)




              Только с возрастом начинаешь понимать родителей.  Когда в семье у молодых супругов появляются дети, появляется ответственность за эти крохотные создания.  Они растут, а вместе с ними растешь и ты, учишься быть папой или мамой, учишься быть педагогом и воспитателем.  Потом приходит время, и дети, словно птенцы, разлетаются по Божьему миру.

              У многих моих ровесников дети уже выросли, разъехались, обзавелись семьями.  И чаще всего, живут отдельно.  Встречи между родными людьми бывают такими редкими…  Оставшись одни, родители теряются.  Раньше времени на всё и на всех не хватало, а сейчас его уйма, масса!  Дома тихо, чисто и скучно. В старину детей рожали много, стариков одних не бросали.  Как правило, в родительском доме оставалась семья младшего сына.
 
               В наше время, к сожалению, совсем другой семейный уклад.  Два ребенка в семье считается более, чем достаточно.  И эти двое детей покидают родное гнездо, когда родителям не исполнилось еще и сорока.  Когда, еще столько жизненных сил, позади материальные трудности, а заботится не о ком.  Нередко именно в это время распадаются многие семьи, прожив в браке двадцать, тридцать и более лет. 

Как-то услышала фразу:

– Ходим с мужем, глазами по стенам водим, будто ищем кого-то…

              Психологи называют такое состояние «синдромом опустевшего гнезда».  Тоска и печаль по прежним временам, когда в доме было шумно и радостно, может развиться в депрессию и уныние, прогоняет сон, лишает аппетита.  Человек теряет интерес к жизни.  Если в этот момент не найти новый смысл, цель, ради которой стоит жить и тратить свои неизрасходованные родительские чувства, то все может кончиться плачевно.  Потребность заботы о ком-то особенно остро переживают женщины.

              Как-то повстречалась со своей доброй приятельницей.  Давно друг друга не видели, обнялись, присели на лавочку.  После обычных расспросов о домочадцах, здоровье, приятельница говорит:

– Ты заешь, Ванечка у нас в армию уходит по контракту на два года.  А если понравится служить, хотел бы пойти по военной стезе.  Мы с мужем уже сейчас боимся об этом думать.  Как мы с ним останемся одни?  Старшие дети вылетели из гнезда, так Ванечка таким утешением для нас остался.  Не представляю, как мы будем без него?

В глазах моей собеседницы мелькнула тревога.  Она помолчала, а потом продолжила:

– Я тут подумала, может, нам ребенка из детского дома взять?  Мужу осторожно «удочку» в разговоре закинула.  Он промолчал.  А я обрадовалась, что не ответил резким отказом.  Пусть подумает, поразмыслит.  Торопить его не хочу.  Мне и самой еще нужно время, чтобы все хорошо обдумать.  Хотя, внутренне я готова.  Есть еще здоровье, средства, а главное, нерастраченное желание о ком-то позаботиться, обогреть.  Маленького ребенка, с пеленок, вряд ли сможем поднять, а вот девочку лет пяти-шести так бы еще хотелось воспитать. Меня лично смущает только одно обстоятельство.

                Видишь ли, несколько лет назад мы уже имели опыт общения с ребенком, оставшимся без родителей.  А дело было так.  Едем с мужем по Московской трассе, смотрим, пацаненок стоит, «голосует». На вид лет двенадцать-тринадцать, но потом оказалось, что он уже после девятого класса учится в техникуме при детском доме.  Мы подобрали его, в дороге разговорились.  Он нам сказал, что его отпустили из детского дома для того, чтобы он мог навестить своего родного отца.  Адрес он нашел, только дом тот оказался заколочен, и в нем давно никто не живет.

                Мы подвезли его до города, дали денег на дорогу, а я, сердобольная, еще и свой адрес с телефоном.  Назавтра раздался звонок в дверь, на пороге стоял наш вчерашний попутчик.  Мы не ожидали так скоро с ним увидеться, но в дом пригласили, накормили, ночевать оставили.  Наш Ванечка и гость быстро нашли общий язык.  Ваня потащил его вечером в свою спортивную секцию, на другой день на каток.  Шли зимние каникулы, и мы не волновались, что нашего гостя ждут в техникуме.  Он заверил нас, что его отпустили к отцу на все каникулы.

                В общем-то, мы так привыкли к этому парнишке, что уже готовы были его усыновить, или взять опекунство – как разрешат органы опеки.  Поехали мы за благословением к нашему батюшке, все рассказали.  Батюшка и благословил нас на доброе дело.  Но мне показалось этого мало, и я взяла благословение еще у другого священника. И после этого случилось такое искушение!

                Паренек наш засобирался в дорогу, якобы у него появился еще один адрес отца.  Мы помогли ему купить билет, одели, дали денег с собой.  Слава Богу, финансы нам позволяют, и мы не делали различия между нашими мальчишками ни в покупке одежды, ни в чем-то другом.  Что покупали одному, то и другому. 

                Появился наш «найденыш» через несколько дней раздетый, побитый и пьяный.  Мы, конечно, пережили с мужем шок.  И как-то пропало желание официально оформлять попечительство.  А благословение то уже получено!  Что делать? А что тут можно сделать?  Только молиться.  Вот я и молилась, чтобы Господь как-то все управил.  Господь и управил.  Прошло какое-то время, и в дверь позвонили люди из полиции.  Нас припугнули, что могут привлечь к ответственности за укрывательство ребенка.   Никто его из детского дома не отпускал, парень-то в розыске!

                Так и закончилась эта история.  А благословение?  Господь и об этом позаботился.  Любя и щадя.  Старшие дочь и сын, не сговариваясь, выбрали себе вторую половину из бывших воспитанников детского дома.  У нас очень хорошие зять и невестка.  Вот так.  Дважды брала я благословение на воспитание сирот. Две сироты и вошли в нашу семью…


                Слушая приятельницу, я вспоминала истории на эту тему, свидетелями которых была сама или близкие мне люди.  Перед глазами –  счастливые семьи, в которых дети воспитываются с любовью, ничем не отличаясь от своих сверстников. Но не сотрешь из памяти и страшную историю, когда ребенка взяли в семью, чтобы поправить материальное положение.  Жутко звучит, но это так. 

                Опыт общения с детьми-сиротами (хотя большая часть детей в детских домах живут при живых родителях) был и у меня. Правда, очень коротенький.  Как-то настоятель нашего храма попросил меня подменить его.  Батюшка приезжал в детский дом с беседами на православные темы по просьбе руководства этого детского учреждения.  По занятости священник не мог какое-то время приходить к детям, вот и благословил меня.

                Было очень страшно браться за новое дело.  Но дети слушали с интересом.  Готовилась я тщательно: перечитывала гору литературы, подбирала простые и понятные цитаты, приносила иконы, иллюстрации, чертила на доске какие-то схемы, рисовала рисунки.  Добрейшая женщина-воспитатель Валентина Ивановна давала мне темы занятий, она же мне как-то сказала примерно следующее:

– Дети у нас сложные, у каждого за плечами трагедия, предательство.  Постарайтесь…  Как бы вам это сказать… Не раскрываться полностью, что ли.  Иначе сгорите. 

              К моему великому стыду «сгорела» я или «сдулась» после третьей беседы.   Тема, подобранная Валентиной Ивановной звучала так: «Послушание».  Началась встреча, рассказываю детям, прежде всего, о послушании Богу через выполнение заповедей.  Потом плавно перехожу к разговору о послушании начальствующим, о почитании родителей.  Дети, как всегда, слушали затаив дыхание.  Совершенно не нужно было призывать их к дисциплине, они сидели не шелохнувшись.  И вдруг, в этой тишине послышались всхлипывания.  Плакала симпатичная девочка лет двенадцати-тринадцати.  Когда в конце занятия я попросила задавать вопросы, эта девчушка встала и с такой непередаваемой словами болью сказала:

– Вот вы говорите, что нужно слушаться и почитать родителей…  А как можно их почитать, если они тебя предали?!

               И она заплакала уже в голос такими горючим слезами, что я совершенно растерялась.  Подошла к ней, приобняла, пытаюсь успокоить, что-то бормочу там на тему «родителей не выбирают» и что «любить нужно даже своих врагов, а наши родители нам не враги».  И чувствую, какая неподъемная ноша, горе лежит на плечах этой девчушки.  И что ей эти мои заумные разглагольствования?!   Вот я сейчас вся такая «красивая и умная» прочитала деткам лекцию, а потом пойду в теплый уютный дом к мужу, детям, а они – эти воробышки-сиротинушки останутся здесь, в этом унылом и безрадостном месте.

                Вышла из зала, плохо соображая, куда нужно идти.  Валентина Ивановна семенила рядом:

– Не принимайте близко к сердцу.  Я же вам говорила…

                Спазмы в горле не позволили мне даже толком попрощаться ни с детьми, ни с воспитателем.

                Стояла чудесная майская пора.  У детей наступали каникулы.  Летом я узнала, что жду четвертого ребенка.  Посещение детского дома с романтичным названием «Гармония» пришлось оставить.  Сначала на время, а после ухудшения здоровья и насовсем.  Валентина Ивановна еще звонила какое-то время.  В телефонных разговорах я малодушничала: не могла сразу отказать ей в просьбе.  Хотя, для себя уже решила, что не смогу, не понесу.  Не прошла проверки.  Как точно и хлестко говорится об этом в замечательном документальном фильме «Форпост»: «Кто они нам, эти дети?  Они – наша проверка!  Проверка на вшивость!»  И я эту проверку не прошла.  Не созрела еще тогда моя душа, чтобы вместить и понести эту боль, разделив ее хотя бы с одним ребенком… Не смогла последовать совету Валентины Ивановны и «не раскрыться» навстречу детям.  А, раскрывшись, не смогла вместить их страдания в свое сердце.  Просто, сердце должно быть большим…


                С моей приятельницей мы просидели на лавочке довольно долго.  И пришли к единодушному мнению, что нельзя брать ребенка в свою семью, если ты его не полюбил.  Нельзя сначала пригреть сироту, а потом с ужасом осознать, что ты его не смог полюбить.  Сначала – любовь, а потом документы на усыновление.
 
                Наблюдая за каким-то происходящим вокруг ажиотажем в отношении усыновления и опекунства детей, для себя решила: если Господу угодно, то и в нашей семье появится приемыш. Главное, чтобы в сердце зародилась любовь к ребенку раньше, чем он переступит порог нашего дома. Вот ту плачущую девчушку я бы сейчас удочерила, потому что люблю.  Но уже поздно. Вероятно, сейчас она уже совсем взрослая девушка.  Оказывается так бывает, что люди не могут встретиться на этой земле не только в пространстве, но и во времени…