Пейзажи Фёдора Васильева -ученика Репина, Шишкина

Алина Алексеева-Маркезин
 Фёдор Васильев.Оттепель.1871г.Третьяковская галерея.

  Федор Васильев...
     Трагически рано оборвалась жизнь талантливейшего мастера. Он ушел в 23 года. Костер не успел разгореться. Но свет, сияющий в полотнах, не угас. Наоборот, с каждым годом все ярче и ярче обозначается его роль в становлении отечественной пейзажной школы. Судьба его неординарна.

     Крамской, Репин, Шишкин любили этого способного юношу. Отмечали его редкую поэтическую „музыкальную" натуру. Все трудности Федор одолевал будто играючи. Поражая всех друзей и недругов артистичностью кисти. Что-то завораживающее было в его природном ощущении гармонии, тона и цвета.

      Васильев был сыном мелкого почтамтского чиновника в Петербурге; уже двенадцатилетним ребенком его отдали на службу в Главпочтамт за три рубля жалованья в месяц. Он с ранних пор пристрастился к рисованию. Молодой Васильев вскоре оставил службу и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И.Н. Крамского и И.И. Шишкина. В 1867 г. Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств.

   В 1870 г. вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: “Оттепель”, “Вид на Волге” и “Зимний пейзаж”, доставившие ему известность.

       Оттепель.
       Картина получила первую премию на конкурсной выставке Общества поощрения художников в 1871 году, была приобретена П. М. Третьяковым для его знаменитой галереи, а ее копия заказана императором Александром III для Русского музея)

Вид на Волге.Барки.

          Венцом творения «волжской поездки» Васильева стала его картина «Вид на Волге. Барки», которую его коллеги назвали поэмой о Волге, о ее дивной природе, о бурлаках, тяжелое настроение которых отражено в состоянии природы. И снова взгляды всех остановились на небе: «Голубое небо покрыто у горизонта клубящимися облаками. Оно пронизано горячим вечерним светом, который отражается в тихой зеркальной воде, на полуспущенных парусах барок, принявших коричневато палевый оттенок, на горячем прибрежном песке... Природа полна проникновенного чувства... В картине таится напряженность, даже тревога... и не только в наползающей грозовой туче, она чувствуется во всем строе картины: в композиции, в колорите, общем настроении».

    Зимой 1870 г. Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. По приглашению графа Строганова он провел лето 1871 г. в имениях его в Харьковской и Воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил.

     Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым; еще до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен из научного курса. В Крыму Васильев провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 г.

Болото.

    Прочтите эти строки. Вы поймете, как сильна тоска, полная ощущения надвигающейся беды. "О болото, болото! Если бы вы знали, - пишет он Крамскому, - как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины".

В Крымских горах.

      Васильев писал:"У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, чего я страшно иногда пугаюсь. Это и понятно: где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть или увидят серое и черное место. То же бывает и в музыке: иногда музыкант до такой степени имеет развитое ухо, что его мотивы кажутся другим однообразными... Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки..."

Рассвет.

            Глубок, глубок смысл природы, если его кто понять может», - говорил Васильев в одном из своих писем Крамскому. И далее: «Если написать картину, состоящую из одного только голубого воздуха и гор, без единого облачка и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет обнажен и покажется во всей своей безобразной наготе». Вот как сильна была вера художника в моральную силу искусства!

        Мокрый луг.

(картина получила вторую премию Общества поощрения художеств, после чего Академия присудила Ф. Васильеву звание «классного художника первой степени»)
И как бы отключаясь от южной красы Крыма, Васильев стремится восстановить пейзаж средней полосы России.
Мастер пишет „Мокрый луг" - картину-реквием.

     Раннее утро. Рассвело. Робкая заря глядится в гладь озерца. За покатыми холмами чуть румянится край неба. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые тучи. Тени облаков скользят по влажной земле, клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим купам деревьев. Привольно, свежо.
     Легкий дымок тумана скрывает дали. Художнику удалось самое трудное. Пейзаж живет. Шелест чахлой травы. Неясный лепет воды. Немое, неодолимое перемещение туч.

Деревня.

   А ведь этому художнику, которого за великий природный талант окрестили «юноша-мастер», шел всего лишь 24-й год жизни... и он еще только учился!
«Учился он так, - писал о нем Крамской, — что казалось, будто он живет в другой раз, и что ему остается что-то давно забытое только припоминать». Видимо, это и есть талант. Но, по словам самого же Васильева: «Иметь талант еще очень мало! Нужно при одном таланте иметь другой - талант правильно и в лучшую сторону развиваться. Я уверен, что имею и этот, другой талант, но... обстоятельства сильнее человека!»

После дождя.

    Федор Васильев все же верил, что, может быть, рок позволит окончить задуманное. Осуществить мечту. Он заканчивает „Мокрый луг"
"Я все-таки думаю, что судьба не убьет меня ранее, чем я достигну цели; может, она сделает наоборот..."
Эти строки из предсмертного письма Крамскому от 25 июля 1873 года...
А жизнь шла.

После дождя.Просёлок..

 «...здесь он не только правдиво изображает конкретный мотив, но и передает состояние природы: землю, напоенную влагой только что прошедшего дождя, свежесть листвы, сверкание луж под светом солнечного луча, пробившегося сквозь тучу...»;

..подчеркивает романтическое мировосприятие художника, которое проявляется также в контрастном освещении земли и неба, в хаотичном движении тяжелых туч, в неожиданном появлении радуги над холмом, в колыхании разноцветных трав. Бесхитростный вид волжских лагун наполнен взволнованным трепетом и тревогой перед властными и могучими силами природы»;

 Землянка.
   
       Картины Васильева имели громкий успех, были посланы на выставку в Англию. Художник угасал ...
"Я совершенно не понимаю, отчего Вам не пришло в голову, вместо всех Ваших соображений относительно того, что я не отвечаю, отчего Вам не пришло в голову, что я болен и что это причина? Отчего? Все, кто только знают меня, все думают, что я живу здесь потому только, что мне тут нравится, да и шабаш: никому и в голову не приходит, что я не могу, не могу до сих пор вырваться отсюда!"
Вскоре Федора Васильева не стало.

        Из биографии: «Окружающие поражались феноменальной одаренности Васильева, которая проявлялась во всем - в быстроте и легкости, с которой воспринимались им профессиональные навыки и накапливались знания из самых разных областей, удивляли его начитанность, знание самых разных предметов, умение глубоко судить о вещах сложных при том, что получить систематическое образование у него попросту не было возможности.

     Природная даровитость позволяла ему все схватывать на лету, а глубокая натура перерабатывала знания в серьезную систему.

      Крамской писал Васильеву в 1873 году: "...Вы поднялись до почти невозможной гадательной высоты... Я увидел, как надо писать... Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. Это потому, что их нет в картине совсем... Передо мною величественный вид природы, я вижу леса, деревья, облака, вижу камни, а по ним ходит поэзия света, какая-то торжественная тишина, что-то глубоко задумчивое, таинственное..."

    В сентябре 1873 г. он умер в Ялте от чахотки. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный).
     Все оставшиеся после него произведения, большей частью неоконченные, были раскуплены. Из альбомов его два были приобретены покойной императрицей Марией Александровной и два находились в библиотеке Академии художеств.

         6 января 1874 года Крамской говорил Репину:
„Еще раз к Васильеву: устроена его выставка...
Это невероятно, что он успел сделать за 5-6 лет! Еще выставка не открыта для публики, а все уже продано. А еще говорят русская публика равнодушна!

         Нет, пусть кто хочет это говорит, а я не могу. Когда появляется талант... тогда она безапелляционно произносит свой приговор.
Казалось бы, все места заняты, каждая отрасль имеет своего представителя, да иногда и не одного; но искусство беспредельно: приходит новый незнакомец и спокойно занимает свое место, никого не тревожа..."

    Федор Васильев был величайшим живописцем неба и небесных вод, омытой дождями природы, обыденной и естественной, как она есть, проблескивающих из-за туч лучиков Солнца, дающих свет, тепло, радость и надежду на лучшее.
Щедро он был одарен и могучим и дивным талантом, Чудною силою чувства и красок владел он в искусстве. Полною жизнью дышит природа в созданиях его вдохновенья. Быстро развившись,мгновенно он вспыхнул блестящей звездою,
Но блеск ее яркий в искусстве остался на век.

Посмотреть работы художника можно здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/1827600