Р8. О способностях человека и о разуме

Владимир Плетнёв
Эта статья является продолжением предыдущей «Р7. Аксиомы бытия».

Известно, что человек, в сравнении с дикими популяциями,  обладает самыми разнообразными способностями во всех сферах своей деятельности. Не вдаваясь в детали, для краткости, отмечу только существенные, конечно на мой взгляд.

За скобками оставим размышления о том, кто/что создало человека, с какой целью и почему.  На эту тему, в литературе  имеется множество самых разнообразных версий: изотерических, божественных, опирающихся на вселенский разум, тонкую материю, душу, творцов и многие другие представления, с которыми пока не доступен реальный контакт.  Рассмотрим человека как обычный биологический вид,  которого можно реально потрогать, побеседовать, и  который имеет принципиальные отличительные особенности от других биологических видов, о чем свидетельствует наука «Этология».

Мне понятно, что все необычные свойства человека обусловлены только его генотипом. Процессы развитие плода, а затем и появившегося младенца протекают по жесткой схеме. Идет взросление  тела ребенка,  и параллельно, по мере формирования систем жизнеобеспечения человека, формируются его рефлексы. (Термин рефлексы мне не нравится. Мне боле понятен термин инстинкт. Я инстинктивно чувству, понимаю и т.п.).

Эти инстинкты являются самыми ключевыми элементами в жизнедеятельности человека, его свойствами. Не все еще понятно, как они действуют, что приводит к рождению самых невероятных мистических представлений.

  Самым первым врожденным инстинктом является инстинкт голода и дискомфорта, о которых ребенок оповещает родителей соответствующим криком. По мере взросления систем жизнеобеспечения ребенка, начинают  формироваться инстинкты, связанные со способностью передвижения и координации. Уже на этом этапе, в этом процессе формируются не только генетически обусловленные врожденные инстинкты передвижения (ползание, затем первые шаги), но   активную роль начинают играть и приобретенные инстинкты, в формировании которых принимает участие появляющаяся врожденная система СКЛОННОСТ и ПАМЯТИ. Ребенок начинает понимать смысл слов и копировать некоторые движения своих родителей. С этого этапа у него, постепенно,  формируется приобретенные инстинкты, которые врожденную склонность превращают в СПОСОБНОСТЬ к РЕЧИ.

Так рождается «почемучка». По мере совершенствования своих систем жизнеобеспечения, которое продолжается в соответствии с врожденными инстинктами, ребенок, автоматически,  перенимает инстинкты своих родителей, накапливая в своей памяти словесный багаж, и «мучает» своих родителей (и не только) своими «детскими» вопросами. С этого момента ребенок  начинает формироваться свои представления, свое Я.

В этот период идет и активное «строительство и совершенствование» непростых биологических систем жизнеобеспечения, которое требует от ребенка определенной активности. Совершенствуются соответствующие как врожденные инстинкты, так и пополняются  приобретенные инстинкты.

У человека уникальный скелет, который позволяет ему выполнять самые невероятные движения, что прекрасно демонстрируют самые разнообразные виды спорта, цирковое искусство,  и  другие сферы человеческой деятельности. Без тренировок этот скелет будет неполноценным.

Еще более уникальным явлением является наша способность к речи. Речь диких популяций сводиться, в основном,  к произношению только, генетически обусловленных  звуков, соответствующих данному виду (гав, мяу, му, хрю и т.д.). При этом, где бы они ни проживали, они не имеют «национальных» признаков.

Речь человека состоит из звуков (букв), из которых образуются слова, определяющие значение самых разнообразных знаний, умений, навыков, процессов и всего того, что происходи, или может произойти в нашем мироздании. Термин информация хорошо подходит для обозначения массива этих слов, которые можно сохранять на различных носителях. Этот набор слов, у  каждой изолированной группы людей, индивидуален (национален). Словесная информация образуется только при наличии общения в некой группе, и востребована только при их общении. При этом структура этих слов и их состав у каждого индивидуального человека может заметно отличаться. Ребенок, выросший в не общества, превращается в своеобразный  биологический вид, который способен только имитировать услышанные природный звуки (как попугаи, вороны).

Ключевой особенностью человека является то, что в нем  имеется, генетически обусловленная, врожденная склонность к формированию слов и память, где эти слова хранятся. Но для того, чтобы эти слова родились, необходим взаимодействие, хотя бы, двух человек (для чего человек имеет соответствующий голосовой аппарат). Эта врожденная склонность к речи позволяет, повышению выживаемости вида, в конкретных природных условиях, путем определения словами конкретных  действий биологического тела человека. При этом, такие слова могут приобретать статус приобретенного инстинкта, который позволяет действовать человеку в автоматическом режиме (на этом основаны все спортивные и прочие тренировки, когда необходимо выполнить сложные движения).

В реальной жизни, в памяти каждого человека формируется  свой информационный массив самых разнообразных слов, которые могут отличаться, и существенно, в индивидуальном плане, так как их накопление осуществляется при активном участии приобретенных инстинктов. При этом, в приобретенные инстинкты могут переходить не все слова. Это приводит к тому, что у каждого человека имеется, как правило,  свой, индивидуальный  набор слов в памяти, и в приобретенных инстинктах.

Именно, наличие двух информационных наборов слов приводит к тому многообразию мнений о человека, которые наблюдается в реальной жизни. Слова в памяти определяют интеллектуальную эрудицию человека, способную к «импровизации», фантазиям, юмору и т.п., а те, которые сформировали его приобретенные инстинкты, определяют, причем, весьма жестко, его взаимодействие  с окружающей средой.

При этом надо учитывать, что не все слова содержат только позитив. Слова подлости, цинизма, наглости и т.п. широко представлены в информационном массиве.   Каждый «черпает» из окружающей среды только то, что согласуется с его, уже имеющимися, приобретенными инстинктами, для которых критерием является не некая целесообразность,  а согласованность с ранее накопленными приобретенными инстинктами. Получается то, что получается,  но человек  никогда не сомневается в своих представлениях.

В своей «Науке о Человеке» я считаю, что без общества ребенок не может стать человеком (будет Маугли). Для меня это утверждение представлялся ключевым элементом, своеобразной аксиомой превращения ребенка в человека. Оказывается, это справедливое утверждение содержит в себе еще более важный смысл, который кратко сформулировал  Вячеслав Абрамов, в своей статье, «Слишком радикальный характер»:
«У новорождённого нет мыслей, так как мысли не могут ни возникать, ни осознаваться без слова, без языка. Язык может быть другим - языком жестов, языком тактильных ощущений, но он обязательно должен быть! Слова наполняют разум человека образами, слова позволяют человеку познавать, мыслить, говорить, мечтать, слова формируют его внутренний мир».

Вот эти слова, в которых представлены все наши достижения по формированию техногенной среды обитания, представляют собой обычную информацию, которую может «оживить» только человеческое общество. Сами по себе, без человека, они не представляют ни какой ценности, и только  в сочетании с биологическими СВОЙСТВАМИ человека образуют своеобразный «разум» из слов, накопленными на различных носителях и индивидуальных слов, которые каждый человек имеет в своей памяти, и слов, которые образовали его приобретенные инстинкты.

Каждое слово (или набор слов) представляет собой определенное понятие или действие (своеобразные стереотипы, привычки и т.п.,), которые, «внедряясь» в человека, становиться определенной «командой» для его биологического организма, т.е. становятся его приобретенными инстинктами. Человек начинает выполнять либо определенные физические действия, либо озвучивать свои (умственные, разумные и т.п.) представления.

Таким образом, степень «разумность» человека определяется массивом приобретенных инстинктов, которые он может почерпнуть только из своей памяти, памяти собеседника и различных накопителей информации. В свою очередь, общество обогащается индивидуальными знаниями, которые могут «родиться» в человеке на базе накопленных инстинктов.

Такая особенность человека затрудняет определение сути наших поступков, и  чем они обусловлены. Фактически же, в каждом из нас из многообразного массива слов (информации), накопленных  обществом, каждый человек всегда формирует свой индивидуальный запас слов и только из них может образовать свои индивидуальные приобретенные инстинкты.

Выполняя инстинктивные процессы, человек стремиться к их оптимизации. Он невольно обращается к самому себе, т.е. к своей памяти, в котором находит некие слова, которые, ранее, не были превращены в приобретенные инстинкты и сочетание которых позволяет идти к намеченной цели.  Так может возникнуть новый массив инстинктов, который позволит решить поставленную задачу.

В случае неудачи, человек, если в нем есть приобретенный инстинкт ОБЩЕНИЯ, может обратиться к другим информационным источникам и сможет не только обогатить себя, но и общество.

Таким образом, разума, как самостоятельной сущности нет. Представления об  общественном «разуме» может возникнуть только  в результате общения индивидов. Нет общения нет и «разума».

Целесообразно  не за циклеваться на своих представлениях, а стремиться к ОБЩЕНИЮ!