Эта горькая страсть, как полынь

Михаил Самуилович Качан
Эта статья написана Владимиром Штерном. Я случайно обнаружил её на его странице в proza.ru.

Было это уже в брежневское время, когда Театр Арнольда Пономаренко уже не существовал, а часть артистов из труппы Пономаренко создала новый театр "Лицедей". Именно с этой труппой Сергей Гольдин и поставил свой спектакль - первый и единственный.


Владимир Штерн "Эта горькая страсть, как полынь"

Так назвал Сергей Гольдин свою композицию, посвящённую столетию со дня рождения Александра Блока.  Заголовок – почти цитата из концовки стихотворения «К музе»:
 
И безумная сердцу услада –
Эта горькая страсть, как полынь!

Почти – потому что у Блока восклицательный знак, а в названии композиции и спектакля многоточие.   Многоточие это – не случайно, всё было Серёжей продумано и точно акцентировано.  Признаваясь в любви к Блоку, он писал: «Когда любишь, трудно найти верный жест, точное слово». Но Серёжа нашёл точные слова в своей композиции и точные жесты в поставленном им спектакле.

Гольдин принёс свою композицию и предложил подготовить спектакль в сложное время для любительского театра Академгородка.  У театра был опыт поэтических спектаклей – «Сирано де Бержерак» (1966) и «Борис Годунов» (1967). Поставил их Арнольд Пономаренко. Но с тех пор, как говорится, утекло много воды.  Сменился не один режиссёр и существенно изменилась труппа.   

И речь теперь шла не о пьесе, написанной стихами, а о композиции.  В ней не было сюжета в общепринятом смысле. Интрига и, скажем так, нерв спектакля строились по другим законам, свойственным скорее музыкальному, чем драматическому произведению.  И это опять точная находка Серёжи, потому что Блок, пожалуй, самый «музыкальный» из русских поэтов. 

Начиналась композиция стихом-увертюрой:

И напев заглушённый и юный
В затаённой затронет тиши
Усыплённые жизнию струны
Напряжённой, как арфа, души.

И кончалась пронзительным стихом-песней «Девушка пела в церковном хоре».

Вся композиция чем-то напоминала симфонию.  Повторы и вариации основных тем: Блок в трёх ипостасях – поэт, мыслитель и человек, две актрисы – Соня Табаровская и Люба Качан – представляли Любовь Дмитриевну (в композиции использованы её письма).  Серёжа ввёл два лирических героя: Он и Она, каждый тоже в трёх ипостасях.  Разные воплощения тех же персонажей чередовались в спектакле, как это нами ощущалось, по законам музыкальной гармонии.  Наверно, тут сказалось, что сам Серёжа был и поэтом, и музыкантом.  Мы сразу почувствовали, как он тонко и глубоко проникся и духом, и мелодикой поэзии Блока. 

Кроме наслаждения божественно звучащими стихами было в композиции Серёжи что-то такое... Как бы это точнее сказать? Та самая «горечь», что в заголовке.  И актёрами, и большой частью академовской публики подсознательно, но сильно ощущаемая.  В которой, говоря словами Пастернака, «кончается искусство и дышат почва и судьба».  Ощущение конца эпохи.  То самое, что было присуще Блоку.  Что скоро всё в России изменится решительно и бесповоротно.  Что это неизбежно и необходимо.  И ностальгическая горечь, потому что мы-то сами из уходящей, гибнущей эпохи.

Знакомые мне примеры – два спектакля театрального клуба «Лицедей», предшествующие Серёжиному.  Первый (1978), «Ромул Великий» по Дюрренматту, о том, как последний император сознательно разваливал Римскую империю.  Будучи поставлен пятнадцатью годами позже, «Ромул Великий» несомненно воспринимался бы как спектакль о Горбачёве.  Второй (1980), «Утиная охота» по Вампилову, отражал типичную для времени «позднего застоя» атмосферу тупика и разложения.  Нет, мы отнюдь не были провидцами и пророками.  Просто, как и многие другие, так сказать «фибрами души», ощущали «подземный гром» грядущего катаклизма.  И потому блоковский спектакль Серёжи был нам как родной.

Четверть века спустя Соня Табаровская хотела поставить композицию Гольдина в Хьюстоне.  Нашлись в русскоязычной общине и поклонники Блока и, в общем, неплохие чтецы.  И всё-таки спектакль не сложился.  Видно, не та почва и не та судьба.

А Серёжа ставил спектакль, как дышал. Его установки мы понимали с полуслова, не требовалось никакого режиссёрского нажима. Работа над спектаклем нами воспринималась, как праздник души.  Сделано было всё очень быстро, хотя это первая (и, увы, последняя) Серёжина постановка в нашем театре.  На премьере, 6 января 1981 года, большой зал Дома учёных был полон.  И мы чувствовали общее дыхание с залом.  И это было событие.

Поэзия Серебряного века с самого начала была «знаковой» для академгородковцев.  Помню повальное увлечение Ахматовой (поэты городка даже просили её «поучаствовать» в их первом сборнике!), Мандельштамом, Цветаевой.  Тут, пожалуй, уместно вспомнить перекличку Марины с Блоком: «Горечь! Горечь! Вечный привкус на губах твоих, о страсть!».  Горечь Серебряного века, горечь красоты гибнущего мира...   Был очень популярен и Бродский, как бы принявший эстафету из рук Анны Ахматовой.

А Серёжа Гольдин, пришедший в «Лицедей», как свой и так необходимый, после спектакля, к большому нашему сожалению, расстался с нами и двинулся дорогой своей судьбы к академическим и прочим вершинам...

Как там кончалась его композиция?

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам плакал ребёнок
О том, что никто не придёт назад.

Спасибо, Серёжа, что ты был.

Хьюстон, октябрь 2007 г.