Гойя. Капричос. Офорт 61 Volaverunt

Ирина Воропаева
Иллюстрация:
Франсиско Гойя. Капричос. Офорт № 61 «Volaverunt». 1799
Сальвадор Дали. Капричос. Офорт № 61 «Nube infinitesimal». 1977
Франсиско Гойя. Портреты герцогини Альба. 1795, 1797

++++++++++
Над серией офортов «Капричос» («Los Caprichos» - «Причуды»), в конечном счете составившей 80 листов, Гойя работал около двух лет (1797-1799гг.), используя при этом наброски, сделанные ранее. Последнее в особенности касается серии «Махи», находящейся среди первых номеров «Капричос», но офорт № 61 при наличие персонажа, напоминающего рисунки с махами, помещен им в раздел фантастических чудовищных образов. Сюжет его таков: красивая молодая женщина, раскинув руки, едва касаясь одной ножкой клубка из трех присевших на корточки уродливых старух, парит в небе среди облаков. Название офорта - «Volaverunt» - с латыни переводят как «Они взлетели» (летать – volare), но, возможно, изначально имелась ввиду несколько другая  трактовка. 

В процессе создания «Капричос» сюжеты офортов, их названия и тексты пояснений претерпевали изменения. В своем романе «Гойя или тяжкий путь познания» (нем. «Goya oder der arge Weg der Erkenntnis», 1951г.) Лион Фейхтвангер описывает картину Гойи, где он изобразил ту же героиню, что и в офорте № 61, но, устремляясь в свой полет, она стоит на головах троих мужчин, покоренных ею и служащих подставкой для ее ног, что могло намекать на многочисленные любовные приключения красавицы. Если дело было именно так, то, стало быть, позднее художник предпочел выбрать для окончательного рисунка другой антураж. Фейхтвангер на страницах романа упоминает название сюжета описанной картины – «Вознесение Каэтаны».

В персонаже офорта № 61 довольно явно просматривается сходство с герцогиней Каэтаной Альба, первой грандессой и красавицей Мадрида, бесподобная особа которой весьма близко воплощала народную поговорку, отражавшую качества, присущие носительнице испанского духа – махе: «На улице она королева, в церкви – ангел, в постели – сатана». Это была весьма своеобразная, необычная женщина. О ней ходили легенды, и кого только не записывали в ее любовники. Одним из счастливцев молва называла Франсиско Гойю, придворного живописца.   

В художественном фильме «Volaverunt» (Франция-Италия, 1999г., режиссер и сценарист Бигас Луна, в российском прокате название фильма - «Обнаженная Маха»), снятом по мотивам одноименного романа современного латиноамериканского писателя Антонио Ларетты, есть сцена, в ходе которой Гойя показывает Каэтане предварительный набросок будущего офорта № 61, где она видит себя парящей, возносящейся среди облаков, причем далее под вознесением, полетом также подразумевается любовный экстаз.

Придавая «Капричос» окончательный вид перед обнародованием, Гойя, судя по всему, постарался завуалировать некоторые острые углы и проблемные моменты с помощью уклончивых, специально сбивающих зрителей с толку названий и пояснений. При всей своей явной глубине и злободневности офорты должны были издаваться под невинными, даже смешными названиями. Причем этот прием работал как бы в двух направлениях, с одной стороны, уводя в сторону от истины, с другой – еще более подчеркивая трагизм ситуации (это особенно относится к листу № 23 «Из той пыли…», где разница между изображением осужденной трибуналом инквизиции жертвы и добродушно-насмешливым комментарием особенно очевидна).

В отношении листа № 61 это наблюдение также, скорее всего, справедливо, поскольку Гойя сопроводил изображение пояснением, словно бы нивелирующим детали произведения, переводя их в безобидную плоскость с помощью уместного назидания: «Этот клубок ведьм, который служит подножием щеголихе, вовсе ей не нужен, — разве что для красы. У иных в голове столько горючего газа, что они могут взлететь на воздух без помощи ведьм и без воздушного шара». Упоминание про горючий газ в голове вызывает ассоциацию с известным выражением «ветер в голове», что характеризует крайнюю степень легкомыслия, только и всего.

Традиция давно возвела в догму историю о любви Франсиско Гойи и Каэтаны Альба, хотя на самом деле исчерпывающих доказательств этой связи немного. До середины 20-того века, когда появилось новое свидетельство в пользу романтической версии (была прочитана подпись на портрете герцогини в наряде махи), эта версия в кругу знатоков считалась разве что вероятной, а то и совсем не принималась.   

Помимо офортов и, в частности, офорта № 61 из серии «Капричос», героини которых имеют некоторое сходство с герцогиней Альба, Гойя написал несколько ее портретов, что произошло в середине 1790-х годов. На портрете 1795 года она изображена в бело-золотистом легком платье с широким красным шелковым поясом и большим красным бантом по тогдашней моде в пышно взбитых черных волосах. Здесь ей 33 года. Возле белой кисейной юбки, по строгим правилам испанского этикета скрывающей ноги, на фоне золотой оборки нарисована маленькая белая собачка с точно таким же красным бантиком.

Через два года, в 1797 году, Гойя изобразил герцогиню еще раз, снова в полный рост, в черной юбке и золотой кофте с длинными рукавами, подпоясанной красным шарфом и задрапированной черной мантильей, так что создается впечатление черного платья, и в серебряных туфлях с золотом, хорошо видных под коротковатым на этот раз (не до земли) подолом.
    (Портрет в белом платье ныне находится в Мадриде, во дворце Лирия; портрет в черном платье - в Нью-Йорке, в Испанском обществе Америки).

К слову сказать, наряд махи, в котором позировала художнику для этого портрета донья Каэтана (платье с частыми оборками, мантилья) перекликается с нарядом, в котором также в виде махи пожелала позировать для одного из своих портретов в 1800 году королева Испании Мария-Луиза Пармская. Другие детали тоже сходятся – модель изображена в полный рост, и туфли, выступающие из-под кружевной юбки, похожи – яркие, золотые. Королева и герцогиня, мягко говоря, не любили друг друга, между ними велась постоянная борьба, без правил и снисхождения, с намерением побольнее уколоть соперницу. Злые языки судачили, что молодая красавица герцогиня нарочно заводит интриги с мужчинами, которых некогда почтила своей благосклонностью стареющая королева, стремившаяся взять от жизни все и еще больше. К любовникам Каэтаны причисляли даже Мануэля Годоя, фаворита королевы, благодаря особому покровительству последней сделавшего блестящую карьеру, плодом долговременной связи с которым были несколько подаренных королевой престолу детей.      

Судя по портретам, связь художника и герцогини началась тогда же, где-то в середине 1790-х годов, когда художник приближался к своему пятидесятилетнему юбилею, герцогине же было тридцать (разница в возрасте составляла 16 лет: Каэтана Альба, годы жизни: 1762-1802; Франсиско Гойя: 1746 - 1828). Насколько эта связь была серьезна для обоих, судить трудно. Что значил для Каэтаны Гойя, что она значила для него? О первом неизвестно ничего, о последнем можно догадываться опять же лишь по портретам и по их судьбе.

В 1960-х годах портрет герцогини в черном наряде махи подвергся реставрации, отчетливо стала видна надпись под ногами у доньи Каэтаны, на которую она указывает пальцем: «Solo Goya» («Только Гойя»). На двух кольцах, надетых на ее правой руке с указующим перстом, можно прочитать выгравированные имена Альба и Гойя.

Этот портрет и эти надписи представляют собою самый убедительный аргумент в пользу существования особенной связи между художником и его моделью, так как других документальных доказательств не имеется, только намеки и слухи. Портрет в черно-золотом наряде был написан Гойей не по заказу, а лично для себя, и хранился в его мастерской до самой его смерти, причем ни разу не выставлялся, так что его могли видеть только люди из его близкого окружения.
    (На более раннем портрете, где герцогиня изображена в белом платье и с красным бантом, она похожим жестом также указывает пальчиком на слова, начертанные у ее ног на песке (что по своему символично), но надпись абсолютна корректна и не содержит двусмысленности: «Герцогиня Альба. Гойя. 1795»). 
   
В своем романе о Гойе Лион Фейхтвангер придерживается версии о том, что Каэтана - не просто эпизодическое лицо в жизни художника, что это была его великая страсть, восхитительная и нечастная одновременно, оказавшая большое влияние на его судьбу и творчество. Для Каэтаны же их связь была и вовсе роковой, она заплатила за нее жизнью. Кроме того, Фейхтвангер на страницах книги дает панораму эпохи и описание Испанского королевства середины 18-того века, поскольку среди всего этого, неразрывно, и протекают перипетии жизни героев. 

По сравнению с этой развернутой драмой сюжетная канва современного романа Антонио Ларетты и снятого по его мотивам фильма значительно беднее, к тому же зациклена на одной основной интриге – по какой причине и от чьих рук погибла герцогиня Альба, которая представлена здесь эгоистической натурой, более всего озабоченной сохранением своей красоты, причем со сменой акцентов в ее личных привязанностях с Гойи в пользу Годоя, который ею пренебрег, с чем она не может примириться. Все это выглядит довольно приземленно и даже как бы пошловато, несмотря на заявленный в названии полет - «Volaverunt». Хотя каковы были в действительности эти люди и что их связывало и разъединяло, мы не знаем и никогда не узнаем в точности, так что взгляд на привычные вещи с другой точки зрения не представляется  невозможным. Все ведь в самом деле могло быть гораздо более прозаично и только через призму искусства приобрело величественные черты. 

++++++++++
«Капричос» Гойи в условиях тогдашней реальности был способен задеть многое и многих. Главное, что в нем просматривалось, так это осуждение диких общественных порядков и нравов, пронизанных дремучими суевериями (ослиная серия, серия о нечистой силе, начинающая знаменитым офортом № 43 «Сон разума рождает чудовищ»); кроме того (но это уже, можно сказать, по мелочи) себя могли узнать  в карикатурном виде некие высокопоставленные лица (например, лист № 55 «До самой смерти» изображает карикатуру на стареющую королеву Испании Марию Луизу – если сравнивать офорт и портреты королевы кисти Гойи - сходство довольно явственное, так что она должна была догадаться о дерзости художника).

От преследований инквизиции Гойю уберегли связи при дворе; королева предпочла отнестись к произведению художника с королевским высокомерием; реакция Каэтаны Альба могла быть различной, однако об этом ничего доподлинно неизвестно, - но вот родственники и потомки герцогини однозначно склонны были усмотреть в ее портретном сходстве с героинями Гойи оскорбление ее и своей чести, чему способствовали дополнительные обстоятельства.

Существовало еще одно произведение Гойи, куда более острое и провокационное, образцом для которого тоже, возможно, послужила донья Каэтана – картина «Маха обнаженная», в дополнение к «Махе одетой». Предположительно, картины заказывались парными, «Одетая маха» помещалась поверх «Обнаженной», которая появлялась посредством приведения в действие механизма, поднимавшего первую картину, открывая вторую. Все, что касается этих картин, представляет дело весьма запутанное; многое, касающееся заказчиков и модели (или моделей), остается под вопросом, - циркулируют лишь предположения. 

Изображение обнаженной натуры в католической Испании на протяжении столетий было строго запрещено церковью, в 18-том веке этот запрет оставался все еще актуален, поэтому в конце концов картины, находившиеся в тот момент во дворце премьер-министра Мануэля Годоя, попали в поле зрения инквизиции. Годой, как раз потерявший свое влияние в королевстве, и Гойя, автор предосудительной живописи, оба должны были  оправдываться в суде инквизиции (причем для Гойи это был уже второй вызов в данное судилище – первый раз в 1799 году по поводу «Капричос»). Вне сомнения, в прежние времена шедевры Гойи были бы, конечно, сожжены вместе с ним самим, но на рубеже 19-того века инквизиция уже не обладала прежней силой и не вела дела с прежним размахом, хотя все еще не сдала своих позиций полностью.

Обе «Махи» Гойи, Обнаженная и Одетая, ныне экспонируются в музее Прадо, куда картины поступили из хранилища Академии Сан-Фернандо в 1901 году («Обнаженная маха» стала доступна обозрению публики в 1910 году). 

Мария дель Пилар Тереса Каэтана (и так далее – всех имен у нее было 31) де Сильва-и-Альварес де Толедо, 13-тая герцогиня Альба (всех титулов тоже было больше, но упоминаются самые главные), умерла в 1802 году, в возрасте 40 лет. О причине ее преждевременной смерти ходили разные слухи. Фейхтвангер в своем романе остановился на версии о неудачном хирургическом вмешательстве в связи с беременностью. Кроме того, поговаривали о том, что герцогиня была отравлена. 

В упоминавшемся выше фильме «Обнаженная Маха» по роману Ларетты и сценарию Бигаса Луны рассматриваются возможности ее гибели от отравы: перебираются все варианты от самоубийства до убийства, совершенного разными лицами по различным мотивам, причем ядом могла послужить токсичная краска, взятая из мастерской Гойи, оборудованной в герцогском дворце в связи с работами над заказанными картинами, - «веронская зелень», как об этом говорится в одном из эпизодов фильма, представляющая собой соль мышьяковой кислоты в соединении с ярь-медянкой (оксид меди, дающий зеленый цвет). В конце концов озвучивается  версия (она соответствует ходившим в то время и продолжавшим циркулировать позднее упорным слухам), что герцогиню отравили по приказу королевы Марии-Луизы, причем приказ она отдала Годою, а сделано это черное дело было руками лекаря герцогини, и травил он ее медленно. В действительности врач доньи Каэтаны был арестован следствием, но оправдан. Однако степень вины королевы и ее фаворита еще долго будоражила умы. 

++++++++++
Откровенное произведение Гойи, «Маха обнаженная», до сих пор принимается некоторыми блюстителями нравственности в штыки, однако и помимо их предвзятого мнения фильм Бигаса Луны, кажется, не слишком удался, так что рекомендовать его к просмотру будет несколько опрометчиво, хотя захватывающий сюжет, виды подлинных мест, где происходило действие исторической драмы, и игра актеров все же привлекают внимание. 

Особенно хорош Жорди Молья Пеларес в роли Мануэля Годоя. По версии Антонио Ларетты и Бигаса Луны, смутные слухи (или сплетни) о том, что герцогиня Альба среди своих любовников имела также фаворита королевы, приняты за истину, так что в фильме это главный персонаж, предмет желаний двух незаурядных женщин – королевы и герцогини, не считая уже Пепиты Тудо, в которую он сам влюбился.
     (Лион Фейхтвангер, напротив, отверг версию о возможной связи Каэтаны и Годоя и не рассматривает ее в своем романе, хотя и упоминает, что в первой версии картины «Вознесение Каэтаны», затем переделанной в офорт № 61, среди трех мужчин, на головах которых стоит Каэтана, также был изображен Мануэль Годой).

Любовницу Годоя Хосефу Тудо, больше известную по уменьшительному варианту имени - Пепита, играет Пенелопа Круз, которая, пожалуй, менее всех прочих участников съемочной группы похожа на реальный прототип своей героини, но данное обстоятельство компенсируется красотой и грацией исполнительницы.

В фильме Пепита показана девчонкой из самых низов, не имевшей привычки мыть ноги, хотя в действительности она была дочерью офицера, хотя и в невысоких чинах, который  служил сначала в Кадисе, а затем получил перевод в Мадрид. Когда отец умер, Пепита с матерью и сестрами попала в стесненные обстоятельства, но тут для нее нашелся покровитель в лице Годоя, что произошло где-то около 1800 года (ей было 20 лет), причем ей повезло, так как он увлекся ею всерьез и не расставался с нею, постепенно повышая ее статус, а позднее, уже в эмиграции и после смерти жены, графини Чинчон, заключил с нею брак. Годы жизни Пепиты 1779-1869. 

Герцогиня Каэтана (актриса Айтана Санчес-Гихон) показана в фильме женщиной в переломный момент своей жизни,  подошедшей к порогу, за которым навсегда останется ее молодость, в связи с чем она уже ощущает на своем лице холодное веяние осени – старости – самой смерти.   

В фильме уравновешиваются две версии относительно того, с кого же Гойя писал  свою «Маху обнаженную». Первая версия - ей следует Фейхтвангер - называет моделью Каэтану Альба, вторая утверждает, что «Маха» – это Пепита Тудо.

Если сравнить известные сегодня портреты Пепиты Тудо и «Маху» Гойи, то создается впечатление, что некоторые черты в самом деле как будто похожи.
Известен помпезный портрет в античном стиле Пепиты и двух ее маленьких сыновей от Годоя, написанный в 1812 году, когда она уже далеко продвинулась по карьерной лестнице и обзавелась собственным титулом графини КастильоФиель. Но более интересен ее миниатюрный портрет (56 х 47 мм), выполненный на слоновой кости гуашью  голландским миниатюристом Гильермо Дукером, некоторое время проживавшим в Мадриде. Портрет этот в процессе подготовки к изданию первого каталога музея Прадо обнаружил в музейном собрании историк искусства Педро де Мадразо (1816-1898). Именно де Мадразо, глядя на миниатюру, предположил, что «Обнаженную Маху», возможно, писали с Пепиты Тудо (причем на этом портрете она моложе лет на десять, чем на античном: датировка миниатюры находится в промежутке 1799-1805 гг., когда она стала любовницей Годоя). В таком случае, заказчиком картин с махами мог быть Мануэль Годой, и они с самого начала могли находиться в его дворце, где и попали в поле зрения инквизиции.

Есть, однако, промежуточная версия, что натурщиц для «Махи обнаженной» насчитывалось по меньшей мере две – и герцогиня Альба, и Пепита Тудо, при этом Гойя мог специально изменить лицо модели, чтобы женщину на картине было труднее опознать.

Действие всех основных эпизодов фильма «Обнаженная маха» протекает в Мадриде, во дворце герцогов Альба Буэнависта, протяженный фасад которого с глубоким подъездом за черной кованой решеткой то и дело мелькает в кадре. В мастерской, оборудованной во дворце, Гойя и пишет свой шедевр, причем перед ним попеременно находятся то Пепита, то Каэтана. Каэтана и Мануэль спорят, кому должны принадлежать картины – лицо нарисованной махи больше похоже на Пепиту, но Каэтана говорит о том, что тело здесь изображено ее. После смерти Каэтаны картины переходят в собственность Годоя, Одетая маха висит в его приемной, Обнаженная – в личном кабинете, закрытом для посторонних. 
   
++++++++++
После смерти герцогини Каэтаны Альба королева Мария-Луиза приказала аннулировать ее завещание, по которому огромные суммы должны были достаться слугам и близкому окружению усопшей (в связи с чем их и заподозрили в убийстве завещательницы по корыстным мотивам). В результате получившие наследство дальние англо-испанские родственники Каэтаны Альба (детей в законном браке у нее не было, муж успел умереть) в знак особого почтения преподнесли королеве и премьер-министру Мануэлю Годою старинные драгоценности герцогини и согласились уступить им собрание ее картин.

Если Годой не был заказчиком картины «Маха обнаженная» и на ней изображена не Пепита Тудо, но все-таки герцогиня Альба, то он мог стать владельцем «Махи» именно в этот момент и именно таким способом. Во всяком случае, после смерти Каэтаны Альба в коллекцию Годоя перекочевала еще одна загадочная обнаженная испанка – «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса, которая была создана, вероятно, в 40-50-х годах 17-того века, возможно, по заказу маркиза Гаспара дель Карпио, пожелавшего запечатлеть красоту своей любовницы, мадридской танцовщицы Дамианы. Впоследствии картина хранилась в одном из дворцов герцогов Альба, собственностью которых она стала благодаря брачному союзу, в обстановке глубокой тайны. Есть вероятность, что, находясь во владениях герцогини Альба, Гойя видел эту картину, и не она ли вдохновила его на создание собственной обнаженной Венеры.
    (В 1813 году «Венера с зеркалом» Веласкеса, одна из реквизированных у Годоя и затем проданных картин, покинула Испанию, будучи приобретена известным в то время английским коллекционером  Джоном Морриттом, владельцем поместья Рокеби-Парк, и вывезена в Англию. В 1906 году Моритт по значительно более дорогой цене перепродал картину, которая тогда называлась «Венера Рокеби», в Национальную галерею Лондона (причем деньги на нее собирались по подписке), где она пребывает и по сей день, считаясь национальным достоянием).   

Дело о наследстве 13-той герцогини Альба, учитывая темные обстоятельства ее кончины и  пренебрежение ее последней волей со стороны властей, получилось несколько щепетильное. Может быть, поэтому ее наследники, вступив в свои права, повели себя как можно решительнее в отношении всего, что относилось к дому Альба, включая и посмертную славу ее последней представительницы по кастильской линии, не желая признавать возможность особенно тесной связи Каэтаны Альба с художником Гойей, а главное – то обстоятельство, что на его недопустимо смелых картинах их прабабка могла быть изображена в весьма фривольном виде. При этом задача отрицания причастности образа Каэтаны к персонажам офортов «Капричос» выглядит, разумеется, не настолько животрепещущей по сравнению с  попыткой придать забвению факт ее возможного позирования для «Махи обнаженной» (по крайней мере в «Капричос» она изображена одетой, хотя и в компании ведьм).

В общем, дошло до того, что в удобный момент времени, который наступил в 1945 году,  через 143 года после смерти Каэтаны Альба, ее гробница была вскрыта: наследники Альба надумали привлечь в свидетели саму герцогиню, то есть ее останки, и с помощью измерения костей скелета доказать, что сложена она была иначе, нежели маха Гойи. Но везение гробокопателям не сопутствовало  – покой мертвой Каэтаны уже был однажды нарушен (как говорят, это произошло, когда ее гробницу потревожили французы, менее чем через 10 лет после ее смерти, еще в начале 19-того века, в период наполеоновских войн), так что кости в ней оказались перемешанными и искалеченными, а некоторых даже и в наличие не нашлось (левая ступня отсутствовала, в то время как правая была отделена, кости ног переломаны и т.д.). Доказать ничего не удалось.

Тогда же, в 1945 году, была проведена экспертиза останков Каэтаны на предмет ее возможного отравления (собственно, решение вопроса об отравлении и было официально объявлено основным поводом для предпринятой эксгумации). Мышьяк и ртутная сулема сохраняются в органических тканях, некогда испытавших на себе их губительное воздействие, веками, так что, если Каэтану убили этими распространенными ядами, на причину смерти легендарной красавицы прошлого мог бы наконец пролиться свет. Однако наличие этих отрав в ее костях не нашли (что не исключает применения органических ядов, которые разлагаются со временем вместе с телом).

Зато появилось подозрение, что женщина была тяжело больна, и в могилу ее свело осложненное течение туберкулеза (она страдала легочной формой - чахотка) - туберкулезный менингоэнцефалит, который мог развиться на фоне вирусной инфекции (гриппа). Общепринято, что она скончалась скоропостижно, но как было на самом деле? Долго ли недомогала Каэтана, пока не слегла окончательно, в течение какого времени она умирала? Об этом нигде не говорится.
Поскольку полная ясность в результате исследования достигнута не была, в заключении остается сказать лишь одно: многие тайны навсегда остаются тайнами.
    (Насколько можно понять из однотипных публикаций на данную тему, повторяющих одна другую, некоторыми подробностями об эксгумации останков 13-той герцогини Альба, вкупе с вызванными этим событием умозаключениями, поделилась с общественностью писательница Элизабет Нэш в своей книге «Мадрид. История города». Других документов об этом деле в доступе не имеется.)

++++++++++
Титул и владения герцогов Альба перешли дому Фитц-Джеймс Стюарт, произошло это следующим образом.
В создании герцогства Альба участвовали три аристократические семьи:
- дом Альба или Альварес де Толедо (угас в 1755 году),
- дом Сильва (угас в 1802 году со смертью последней представительницы по прямой линии 13-той герцогини Каэтаны Альба),
- дом Фитц-Джеймс Стюарт, члены которого ведут свое происхождение от внебрачного сына короля Шотландии и Англии Якова II Стюарта (1633-1701).   

Первым герцогом Альба, родоначальником рода, был граф Гарсиа Альварес де Толедо (графский титул с 1429 года, герцогский с 1472 года, в знак особых заслуг перед короной).

Герб герцогов Альба из рода Альварес де Толедо: щит дважды рассечён и четырежды пересечён на серебро и лазурь.
Наследственным владением рода являлся городок Альба на реке Тормес (Альба-де-Тормес  - старинный город в Испании, стоит на реке Тормес выше по течению, чем Саламанка).

Все титулы и владения герцогов Альба после смерти 13-той герцогини Альба были переданы дому Фитц-Джеймс Стюарт, поскольку представитель дома был женат на сестре 12-того герцога Альба (которому Каэтана приходилась внучкой). 14-м герцогом Альба стал потомок от этого брака, Карлос Мигель Фитц-Джеймс Стюарт (Carlos Miguel Fitz-James Stuart) герцог Бервик (1794-1835), соответственно состоявший с 13-той герцогиней Альба в дальнем родстве по женской линии.

Дом Фитц-Джеймс Стюарт – Бервик - Альба продолжился до наших дней, в 2014 году в возрасте 88-ми лет умерла 18-тая герцогиня Альба, которую тоже звали Каэтана, что составляло предмет ее гордости. У этой дамы титулов собралось около 50-ти – вся родословная старой европейской знати, можно сказать. (Она имела 7 титулов герцогини, 23 маркизы и 19 графини). Род продолжится по линии ее первого мужа, герцога Сотомайора, в браке с которым у нее родилось 6 детей. И в четвертый уже раз титул герцогов Альба уйдет в чужой дом по женской линии. Это уже давно не кастильские Альба. 

Мадридской резиденцией 13-той герцогини Альба, перешедшей к ней по наследству, был дворец Буэнависта (Прекрасный вид), который украшает испанскую столицу доныне. В этом дворце она и умерла.   

Резиденция герцогов Бервик-Альба из рода Фитц-Джеймс Стюарт в Мадриде – это дворец Лирия на улице Принцессы (Паласио де Лирия). Ныне дворец, прославленный своей картинной галереей, по прежнему принадлежит семье Альба и при этом функционирует в качестве музея. В собрании дворца Лирия можно увидеть один из портретов 13-той герцогини Каэтаны Альба работы Гойи, где герцогиня изображена в белом платье с красным широким поясом, красным бантом в пышно взбитых волосах и крошечной собачкой возле ног с таким же красным бантиком. Есть фотография 18-той герцогини Каэтаны Альба на фоне этого портрета.

Мне встретился фотоальбом с подборкой портретов 18-той герцогини Альба в разном возрасте, от миловидной девушки до сухонькой старушки с окончательно испорченной косметическими операциями внешностью. Эпиграфом к альбому была выбрана фраза «У нее тридцать четыре имени и тысяча лиц» -  аллюзия на цитату из романа Фейхтвангера «Гойя», относящуюся к 13-той герцогине Альба. Все же не будь 13-той герцогини, не была бы интересна и 18-тая, несмотря на то, что была знатнее некоторых королевских особ, богата и прожила в два раза больше своей знаменитой предшественницы.

«- Сколько у тебя, собственно, имен? – спросил он в другой раз, увидя официальный документ, где перечисление ее титулов занимало чуть ли не страницу. … У Каэтаны было тридцать одно имя. … Имя за именем, я к каждому нарисую соответствующее лицо. …У нее было много лиц. … Он писал ее часто, много раз. Но все был недоволен. …Я должен понять, какая же Каэтана настоящая. - Никогда вам ее не понять, - пообещала Каэтана». Лион Фейхтвангер «Гойя или тяжкий путь познания» (Ч.1 гл.19, Ч.2 гл.4,31).

++++++++++
Мне захотелось выяснить, в каком именно месте, под сводами какой часовни или церкви и в каком городе вели свои раскопки наследники прославленной красавицы прошлого, снова потревожив ее загробный покой, но сведений о местах захоронений герцогов Альба встретилось мало, между тем я хотела бы знать наверняка, где находится прах легендарной Каэтаны Альба – Альба Гойи.

Первые герцоги Альба, видимо, находили свой последний приют в наследственном имении - городке Альба-де-Тормес.
Наиболее известный 3-й герцог Альба, тот, кровавый, наместник южных (Испанских) Нидерландов, потерпев поражение в этих землях, последние годы жизни провел в Португалии и умер в Лиссабоне, после чего его останки перевезли на родину и захоронили в родовом гнезде, в монастыре Сан-Леонардо де Альба де Тормес.  Согласно завещанию, каждую годовщину победы испанских войск под командованием герцога  при Мюльберге (24 апреля 1547г.) там служили мессу.
В 1619 году 5-тый герцог Альба перенес прах предка из этого захолустья в крупный близлежащий город - Саламанку, в доминиканский монастырь Сан-Эстебан. Гробница 3-его герцога Альбы, знаменитого полководца, наместника Испанских Нидерландов, находится в монастырской церкви слева от алтаря.   

Значительно больше информации, включая описания и фотографии, можно отыскать об усыпальнице герцогов Бервик-Альба из рода Фитц-Джеймс Стюарт. Она находится на юго-восточной окраине Мадрида, в городке Лоэчес, в монастыре Непорочного Зачатия.

Монастырь первоначально принадлежал графам-герцогам Оливарес, которые породнились с Альба, передав им затем владение (4-тая графиня-герцогиня Оливарес была замужем за Франсиско Альварес де Толедо, 12-тым герцогом Альба, все тем же, приходившимся 13-той герцогине Альба дедом, который ее и вырастил). Оливаресы погребались в старом монастырском склепе, но в 1909 году в комплекс монастыря была добавлена специальная часовня – место упокоения для представителей линии Альба Фитц- Джеймс Стюарт - и создан новый пантеон. 

Однако 13-тая герцогиня Альба была погребена не в Лоэчес.

Лион Фейхтвангер в романе «Гойя» упоминает, что тело 13-той герцогини Альба положили в склепе под церковью Сан-Исидро.

Святой Исидор – покровитель Мадрида, церковь Сан Исидро долгое время была главной в испанской столице. Однако в случае захоронения герцогини речь идет о монашеском братстве Сан Исидро на юго-западе Мадрида, в 1587 году вошедшем в объединенное «Папское и Королевское Сакраментальное Архибратство Святых Петра, Андрея, Исидора и Непорочного Зачатия». 

В 1811 году на основе этого объединения возникло кладбище Сан Исидро (Saint Isidore Cemetery), рядом с кладбищем Святого Юста, в районе тюрьмы Карабанчель, известной как политическая и закрытой только в конце 20-того века. Кладбище Сан Исидро стало местом захоронений знатных и известных лиц, славится своими мавзолеями и памятниками.

В 1945 году на кладбище происходил серьезный ремонт, вот тогда гробница 13-той герцогини Альба и была вскрыта для исследования содержимого. 

++++++++++
Взявшись за тему пантеонов известных лиц прошлого, я прочитала также о том, где ныне покоится прах художника Франсиско Гойи. Он прожил на свете на 42 года больше Каэтаны Альба и пережил ее на 26 лет. В результате политических передряг эпохи, после подавления восстания Рафаэля Риего, Гойя в 1824 году покинул Испанию, под предлогом ухудшения здоровья, решив перебраться во Францию, в Бордо, где нашли приют многие его соотечественники, опасавшиеся преследования со стороны укрепившихся во власти реакционеров во главе с королем Фердинандом VII.

Можно встретить комментарии, что уехать из Испании его вынудило преследование инквизиции, связанное с его творчеством и, в частности, картиной «Обнаженная маха». Это и так, и не так. Он оставался придворным художником и благодаря ему мы можем увидеть, каким – без прикрас – был тот король, который счел за благо возобновить в стране инквизицию. Но преследования свободомыслия и оппозиции со стороны властей и церкви ширились, и в конце концов могло так получиться, что их жертвой стал бы и старый мастер. Недаром Фердинанд однажды высказался в том смысле, что Гойя достоин гарроты.   

Гойя умер в 1828 году в Бордо, в возрасте 82-х лет.

Позднее прах великого художника перевезли из Бордо с кладбища Ла-Шартрез в Мадрид, на кладбище Сан Исидро, затем кости художника были перемещены снова – в 1919 году Гойя обрел свою окончательную (на сегодняшний день) могилу в церкви-часовне Сан-Антонио де ла Флорида («Церковь Святого Антония в цвету»). В прошлом это домашний храм в загородном королевском поместье, который он сам когда-то расписывал по заказу короля Карлоса IV (1798 год).
   
Памятник в виде колонны, который был воздвигнут в Бордо на месте первого захоронения, перевезли в Сарагосу, на родину Гойи (она и сегодня возвышается на площади Сан Пилар -   Plaza del Pilar de Zaragoza). Таким образом, получается три могилы и один отдельно стоящий надгробный памятник.

Живопись небольшого однокупольного храма-часовни Сан-Антонио де ла Флорида выдержана в светской манере, стены обжили женственные ангелицы, а внутренность купола расписана таким образом, как будто вокруг нарисованной балюстрады собрались посмотреть на чудо, сотворенное святым Антонием (святой воскресил жертву убийства, чтобы спасти невинно обвиненного в злодеянии человека), мадридские обыватели. Эта пестрая народная толпа, глазеющая на происходящее именно таким образом, как это происходило в действительности, только по другим поводам, составляет главную изюминку росписи. Несмотря на все многочисленные бури, пронесшиеся в далеко не безоблачном небе над Испанией, королевская церковка со своей живописью хорошо сохранилась до наших дней.

Теперь церковку Сан-Антонио де ла Флорида называют «пантеоном Гойи». Наверху в самом помещении церкви рядом с клиросом устроена гробница-памятник, отмеченная камнем, который также специально доставили из Бордо, с места первого захоронения Гойи.

В 1928 году, когда отмечалось столетие со дня смерти Франсиско Гойи, вблизи Сан-Антонио де ла Флорида возвели точно такую же новую церковь-близнеца, расписав ее копиями фресок Гойи, и переместили в нее отправление культа, полностью освободив старое здание и превратив его в музей работ художника.

++++++++++

Из Бордо в Испанию останки перенесли не полностью – череп художника был кем-то похищен.

История с черепом Гойи запутанная. Рядом с художником во время его кончины находился врач Жюль Лафарг (Jules Lafargue). По одной версии, художник сам дал разрешение Лафаргу провести исследование его тела, особенно мозга – мозга гения. Тогда его тело и лишилось головы.

По другой версии череп был незаконно похищен из могилы в Бордо. Акцию осуществили    
маркиз Сан-Адриан (San Adriаn, причем Гойя совсем недавно написал его портрет), некий врач-паталогоанатом и художник Дионисио Фьеррос (Dionisio Fierros), 20-тилетний юноша. Маркизом двигал научный интерес, вдохновленный его восхищением великим живописцем.

Конечным результатом акции стала картина, написанная Фьерросом для маркиза. На ней изображен череп без нижней челюсти, поставленный на стол. Больше никаких предметов. На обороте картины надпись: «Череп Гойи, написанный Фьерросом в 1849 году» (т.е. через 21 год после смерти художника).

Картина была обнаружена в 1928 году, ныне находится в музее в городе Сарагоса.  Что касается черепа, то есть предположение: череп остался у Дионисио Фьероса, а затем его сын, изучавший анатомию в университете Саламанки, мог передать его в университетскую лабораторию, не имея понятия, кому он принадлежал.

Известны случаи восстановления портретов по фотографиям черепов. В данном случае картина предоставляет такую возможность, но ею никто пока не воспользовался. Между тем полученное изображение могло бы пролить на тайну несколько лучиков света.

++++++++++

Если подумать, время расставляет все по местам удивительным образом.

Не будь художника Франсиско Гойи, родившегося в деревне возле Сарагосы в семье простого ремесленника и оказавшегося обладателем незаурядного таланта, волей случая не угасшего в сельской глубинке, но сумевшего пробить себе дорогу к вершинам карьеры, сейчас вряд ли были бы столь интересны для нас знатные, богатые, известные лица прошедшей эпохи, его современники, включая даже прекрасную донью Каэтану, со всеми ее причудами и соперничеством с самой королевой, если бы когда-то его судьба не пересеклась с их судьбами.

Он писал могущественных королей и аристократических красавиц, которые были куда значимей его в те годы, но сегодня они живут только на его полотнах, только благодаря его таланту, оцененному по достоинству потомками.

Та, кого он любил, ушедшая раньше срока, обрела бессмертие благодаря ему.

Если взглянуть на изображение красавицы, оставленное нам гениальным художником,  вглядеться в  девушку на офорте № 61 из его «Капричос», создается впечатление, что она летит (на бал, на шабаш, на небо?) с плавной медлительностью словно во сне – или это и есть сон? – словно под действием гипноза, и лицо ее отрешенно и грустно, как будто она предчувствует свою грядущую судьбу, но она не противится и не показывает страха, торжественная и величественная при всей своей хрупкости, принимая все, как есть, как будет. И три старухи под ее ногами, которых Гойя назвал ведьмами, начинают напоминать трех древних сестер-Парок, богинь судьбы. Рисуя «Вознесение Каэтаны», любуясь ее красотой, и небесной, и земной, и близкой, и ускользающей, Гойя еще не мог знать о том, что ее ожидало в скором времени, но художникам свойственен дар прозрения, проявляющийся помимо их воли.

Офорт № 61 существует еще в одном виде, в трактовке Сальвадора Дали, который был так увлечен «Капричос», что не удержался от того, чтобы переработать и дополнить оригинальные офорты (1977 год). Понять, зачем он это сделал, не трудно, - предмет страсти влечет влюбленного к обладанию. Только приступив к работе над собственной версией «Капричос», Дали мог полностью сродниться с творением Гойи, которым был чрезвычайно увлечен, ощутить его своим и таким образом утишить пронзающий душу до ощущения боли восторг, охватывающий при лицезрении необычного совершенного творения чуткие артистические натуры. 

Дали добавил в офорт № 61 розовый цвет, раскрасив лица персонажей и крыши домов, над которыми пролетает красавица Гойи, потому что внизу, там, далеко-далеко, он нарисовал старинный город, кажущийся маленьким, словно игрушечным с высоты птичьего полета. Новое название, которое дал офорту Дали, отдает ностальгической грустью об однажды пригрезившемся, о потерянном, о недостижимом -  «Nube infinitesimal» - «Облако бесконечно малое».
16.11.2016
++++++++++
Ссылки на Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Капричос
Все 80 листов «Капричос» Франсиско Гойи приведены по порядку номеров, с названиями и авторскими пояснениями.

http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post124170728
«Капричос», 1799г. Офорты расположены лентой, можно смотреть, не прерываясь.

http://www.dali-genius.ru/Les-Caprices-de-Goya.html
«Офорты Сальвадора Дали: переработанные иллюстрации «Капричос» Гойи». 1977г.

http://artmarshals.livejournal.com/42937.html
Две махи Гойи в музее Прадо. Фотографии размещения полотен в зале музея.

http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post314740719/
«Альба. 88. Каэтана, 13 герцогиня Альба.»
    Статья о Каэтане Альба, текст сопровождается иллюстрациями, среди которых портреты всех действующих лиц и виды Мадрида и дворца Буэнависта (в прошлом резиденция  Альба). Среди иллюстраций - портрет Каэтаны Альба 1797 года в черном наряде в виде махи, отдельно выделены фрагменты – подпись художника у ног модели «Solo Goya» и надписи на ее кольцах: Альба, Гойя.

https://es.wikipedia.org/wiki/Pepita_Tudo
«Pepita Tudo»
Портреты Пепиты Тудо – «античный» 1812 года и миниатюра работы Гильермо Дукера, 1799-1805гг.

http:
//she-win.ru/istoria/429-alba-cayetana-de-silva-biography
«Каэтане де Альба – самая красивая женщина Испании XVIII века».
    В статье помимо упоминания некоторых случаев из жизни герцогини, приобретших фольклорный характер, пересказывается сюжет романа Антонио Ларетты «Volaverunt», который лег в основу сценария фильма Бригаса Луны «Обнаженная Маха».

http://mishael2925.livejournal.com/4759.html
Фрески Гойи, роспись купола церкви Сан-Антонио де ла Флорида.

http:
«Пустынь святого Антония Флоридского – последний приют великого Гойи».
    Публикация содержит фотографию интерьера церкви, фотографию знаменитого купола с круговой фреской, изображающей зрителей чуда святого Антония, стоящих у перил баллюстрады, а также есть интересная фотография двух церквей-близнецов издали.

http://madrid.portalglobus.ru/category/subcategory/1186
Дворец Лирия в Мадриде. (Внешний вид, краткое описание.)

http://ru-royalty.livejournal.com/1696153.html
«В гостях у Герцогини Альба».
Иллюстрации – фотографии фасадов и интерьеров дворца де Лирия в Мадриде.

http://dnevniki.ykt.ru//497629
Фотоальбом: 18-тая герцогиня Альба.