Замполиты

Дмитрий Купянский
Ненавижу, когда обобщают. Все мужики - козлы, все бабы – стервы, военные – тупые, замполиты - сволочи. Есть, конечно, индивиды, но валить всех в одну кучу – абсурд.
Своего первого Замполита я увидел в Училище. Полковник Корощупов. Он не был замполитом как таковым, просто служил в Управлении Училища. Но, было у него развлечение. Раз в год он проводил политинформацию с первым курсом. Кто знает, что такое политинформация в армии 80-90 годов, тот инстинктивно зевнёт, скажет «Какая муть!» и обрадуется, что это уже в прошлом. Но, в тот раз меня поразило, что в училищный кинотеатр, вместе с первым курсом шли курсанты других курсов. Идиоты, думал я, суббота, тут бы в увольнение, а они на политинформацию. Не прошло и пяти минут после начала лекции, как в зале установилась идеальная тишина (не люблю слова «мёртвая»). Полковник говорил негромко, но слышно было всем. Потихоньку весь мир в моём сознании оживал. Отдельные фактики ложились на свою полочку. Карта Мира из маленьких разноцветных стёклышек собиралась в огромную симметричную мозаику. В последствии я понял почему, именно, с первым курсом проводилась лекция. Именно тогда я понял, каким должна быть ИДЕАЛЬНАЯ политинформация и стремился достичь этого уровня за всё время обучения.
Другим замполитом, оставшимся у меня в памяти, был Чапаев. Не тот Василий Иванович, что воевал в гражданскую, а тот, что был замполитом в огневом дивизионе, прикрывавшим аэропорт Храброво с севера. Прозвище он получил за внешность. Вылитый Чапай. Да и характер имел такой же. До того как стать офицером -ПВОшником, был солдатом-пограничником, потом прапорщиком. Был у него такой пунктик: если что-то знать, то в совершенстве. Всегда он хотел быть первым. Когда стреляли с личного оружия, он отбивал дно бутылки пулей влетевшей в горловину, и на спор из любого пистолета с третьего выстрела отбивал горлышко бутылки. Когда поступил приказ, замполитам изучть контроль функционирования станции, он не только зазубрил последовательность действий, но и понял досконально, какое действие за что отвечает. Вместе с тем, он был идеалистом и «Уставником». Как-то раз, подошёл я к нему с просьбой: написать благодарственное письмо на родину старшине батареи. Сержант был отличный без дедовщины и мордобоя умел держать солдат в руках, правда, действуя, подчас, на «грани фола». В далёком дагестанском ауле такое письмо приравнивается к званию Героя Советского Союза. Командир батареи был не против, а Чапай взорвался. Мол, ему не благодарственное письмо писать, а «повестку на Колыму» выписывать впору. Так и служили мы – без благодарностей и взысканий. Серенько.
Но, самый яркий след в моей жизни оставил начальник политотдела на полигоне, в Сары - Шагане. Прибыв к новому месту службы, я как положено, представился начальнику штаба. Потом представился начальнику политотдела или начПО сокращённо. После этого должен был представиться командиру части. С первого взгляда начПО мне понравился. Приятные манеры, располагающая внешность. Неформально интересовался моей жизнью, родителями, учёбой. Подкупленный внешностью, я честно выложил ему, что был в моей службе такой период, когда мне не хотелось служить, а хотелось уволиться, но теперь всё позади. Такой период, кстати, бывает у большинства молодых офицеров. Служба мне нравится. Готов ко всему. На полигон прибыл по собственному желанию.
- Хорошо, Дмитрий, пойдёмте, я провожу Вас к командиру.
Мы вошли в кабинет к командиру и начПО, сделав скорбную мину, обратился к шефу:
- Вот полюбуйтесь, товарищ полковник, какое г…но нам войска поставляют. Человек не хочет служить, а его к нам спихивают.
Я, ошарашенный, пытался что-то сказать в ответ, мол, меня не так поняли, я хочу служить, но командир, глянув коротко, бросил зло:
- Свободен.
Много лет прошло. Уже не общаюсь с замполитами, но порой намётанным взглядом вижу – о, пошёл замполит. Хотя, нет. Есть у меня один знакомый замполит. Мой школьный товарищ. За время службы успел послужить и в болотах забайкалья и в Германии и в подмосковье и в горячих точках. В тылу не отсиживался. Был ранен. После выхода на пенсию ушёл в бизнес. Честный бизнес. А заработанные деньги не швыряет направо и налево. Помогает своим бывшим одноклассникам. И даже организовал с друзьями роскошную встречу «Выпускник -80.Тридцать лет спустя», на которую съехались мои одноклассники со всего мира.