Национальное самосознание

Александр Иванушкин
Наш президент не так давно обмолвился о национальном самосознании и эфир тут же отозвался циклом лекций от разных авторов, основной припев которых был удивительно схож: «какая же это неудобная и неловкая вещь, ваше национальное самосознание, и что же со всем этим делать нормальным людям. Ах что же делать?».

Поучастники поучавствовали в надежде, что тема двинется дальше и будут бонусы, но бонусов не было и лекторы вернулись в РАН продолжать привычное. Вопрос национального самосознания в эфире сошел на нет. Но отзвучав, эти ребята сложили о себе четкое впечатление. Какое?

Я, например, увидел, что у наших чутких лекторов национального самосознания-то и нет. И нормальными людьми они называют таких же, лишенных национального самосознания сотрапезников. А у меня как раз, национальное самосознание есть. И я могу легко поделиться им с теми, кто до сих пор не понимает, что это такое.

Но начнем с характерной цитаты. Это замечательный (очень милый), крайне образованный, интеллигентный Георгий Гачев. Здесь он послужит архетипом, потому что он архетип. Цитата из его популярных лекций «Ментальности народов мира»:

"И как могут быть одинаковыми представления, например, о «свободе» у англичанина, который датирует традицию личных гражданских свобод еще с «Великой хартии вольностей» ХIII века и для кого свобода означает self-madeness, самостроительство и самоответственность, сдержанность и самообуздание, способность владеть собой и условиями своего существования, - и у русского, или, как говорят ныне «россиянина», который только вышел из патерналистских режимов империи и социализма и который может понимать свободу прежде всего как развязывание внешних уз и удержей, как волю вольному и что теперь все позволено?"

Правда красота? Папа болгарин, мама еврейка, всю жизнь прожил в России, но так и не смог (или не захотел) копнуть чуть глубже к корням приютившей его культуры. Какие русскому хартии, если его личная свобода все 1000 лет православия на Руси есть неотменимый Божий дар (личная свобода воли сакрализована здесь, пока здесь живо православие).

Какое «все позволено» в личной непрерывной и абсолютно свободной (осознанной) ответственности перед Богом? А ведь интеллигент, вилку правильно держал, на пол не плевался и грубого слова, я уверен, от него никто не слышал, и вот нате — невежа. Невежа даже в «русской ментальности», среди которой жил. Как мне теперь верить его другим национальным портретам? Отож.

Кстати, культурологам стоит осмыслить, куда же делась к ХIII веку «богоданная свобода воли» из английского варианта христианства, отчего пришлось бедным людям хартии сочинять и прочее «договорное насилие» устраивать. Добровольно снижать авторитет и значимость гаранта личной свободы только идиот станет. Значит была острая необходимость «изобретать свободу заново» уже на не сакральном (утерянном), а на  непостоянном, неустойчивом и крайне предвзятом человеческом основании.

Во что эта «относительная свобода» вылилась для ирландцев, индусов, африканцев, коренных американцев и прочих многих, рассказывать излишне. Русская личная свобода абсолютна, то есть ее исходно «Бог дал» и дал всем без исключения. Правда варварство? Просто невыносимое русское варварство.

Но рассуждать стоит не о русском самосознании отдельно, а о национальном самосознании вообще. В наших границах живет множество национальных самосознаний и у них у всех есть общее. Это общее и стоит озвучивать, над этим общим и стоит размышлять. Научный подход к явлению, называется ))). Потому дальше внятное любому национальному самосознанию стихотворение:

за спиной у меня восемь тысяч лет
кровь врагов, их истлевшие города
за спиной у меня чистый-истый свет
миллион бород, как одна борода

Для чего тут стоять у края стеной?
Для чего барабаны тут и рога ревут?
Вар-вар-вар для врага грубый голос мой
Толмачей перед битвой убили тут.

Лживый Рим бритой мордой на север лез
Бык в рогатом ведре — на восток
Все осели на меч, что могли они мне
Когда все мое — кровоток

Когда в нем живет чистый-истый свет
Когда в нем нет страха мешки потерять
Вар-вар-вар - ты не понял чужой ответ
Так беги, не поняв, опять

Прошу прощения за рваный ритм. Но я уверен — меня поняли кумык, башкир, венгр, серб, шапсуг, татарин, осетин и остальные носители своих национальных самосознаний, сколько их есть. Это у нас общее. То есть только из своего национального самосознания можно понимать и уважать другое, соседнее тебе. И, соответственно, договариваться. Так тут все устроено.

Как наши кастрированные на эту часть души лекторы собираются склеивать то, чего не понимают и не ценят (считают помехой) в «одну счастливую страну» мне не очень ясно. Пожалуй в этом вопросе общечеловеки — абсолютно лишний балласт. Накипь, ракушки на бортах идущей в рассвет эскадры. Ладно, не надо слез - экзотические цветы на обочине пущающие фантазмы в никуда. Можно я буду называть их «сироты»?

Наши сироты видят себя «островком здравомыслия среди океана безбашенного быдла», но есть и противоположный взгляд. Например, в Дагестане 33 «крупных народа» не вырезали друг друга и еще 33 «не крупных» по сю пору при полном отсутствии сирот в структурах власти. Каждый чиновник там имеет конкретное национальное сознание, но при этом еще и «дагестанец».

Я знаком с некоторыми дагестанскими носителями «глобального государственного мышления» (людьми воспринимающими Россию, как общий дом равных народов). Это драгоценные звезды нашего общежития. Трезвые и договороспособные. Мне, для общения с ними не нужны ни «сказки коллективного Гачева», ни «идиотический сиротский регламент». Как и им тоже.

Скажут, это люди с высшим образованием реализующие себя в мыслительной деятельности и потому такие хорошие. Ладно. Адыгея, глухой горный угол (население меньше, чем в одном московском подъезде). Костер, мальчишка адыг по телевизору что-то про «молодых новосибирских ученых уехавших работать в Америку» слышал и сурово так ругается: «Вот с.ки, сманивают наших».

Говорю ему: «Так ты имперец». Мотает головой, но через некоторое время доходит. Смеется: «Точно. Выходит имперец». Примеры кавказские потому, что я там двенадцать лет прожил и только два года как на Русь вернулся. Неудобно национальное самосознание исключительно тем, кто его по стечению несчастных обстоятельств не имеет.

Из наличных сирот шумят оглушительно те, кто претендует на участие в «управлении чужими умами» и живет на сопутствующие бонусы. Полуосознанное недостоинство — страшно энергоемкий мотив и нам всем приходится непрерывно стряхивать сухую лапшу с уставших ушей. Но реальное положение дел жадный глупый шум не меняет. И слава Богу.

P. S. тут одна австро-польско-турецко-венгерская сирота вопросила: «За что вы нас так не любите?» Уточняю. Мы вас любим и жалеем. Только вот когда встречаем последовательную страсть уничтожать в других то, чего сам не имеешь — по носу щелкаем. Но ты же не такая?