Свидетельства о чудесах Св. Николая в XX веке

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
ЧАСОВЕНКА НА НИКОЛАЕВСКОМ МОСТУ
(из  письма)

Когда я приехала с матерью моей в Петербург (в 1930 г.) весь город еще говорил о поразительном случае, бывшем зимою 1924 г.
На Николаевском мосту, что перекинут через Неву, ближайшем к заливу, стояла часовенка, и на ней видной итальянской работы мозаичный образ св. Николая, во весь рост, очень чтимый в народе. Часовенка эта была поставлена после знаменитого страшного наводнения, 100 лет назад, как бы в ограждение от губительных волн. Для большевиков она была, конечно, нестерпима и была предназначена к слому, но, пока что только закрыта. Образ еще не был вынесен.
Прохожие стали замечать, что в закрытой часовенке теплится лампада, и видна сквозь окна молящаяся склоненная фигура. Слух об этом дошел до властей.
4 милиционера вошли в часовню и нашли там молящегося неизвестного старого человека. В самых грубых выражениях велели ему следовать за собой.
Он молча повиновался. Заинтересованный народ окружал это шествие. Когда дошли до конца моста - старец на глазах у всех внезапно исчез. Можно себе представить, какое это впечатление произвело на народ и даже милиционеров.
Поразительнее всего то, что в тот же год, после того, что был удален образ, страшное небывалое наводнение затопило Петербург. По силе своей оно превзошло даже бывшее 100 лет назад, после которого была построена часовенка. Что удивительного? Заграждение волнам было уничтожено.


(«Православная Русь», № 5-6 от 25 июля (старого стиля) 1943 г.)

*

Монахиня Варвара (Цветкова)

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ В НАШЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ



Рассказ сестры Лидии Д.

Дочь священника, сестра Лидия Д., которая была учительницей при детском приюте в 1926-29 г.г. в обители «Нечаянная радость» под Парижем, поведала мне следующее:
«Понимаете ли вы что значит: «О уже бо нестыдно бесом летающим и погрузити корабли хотящим запретив, отгнал еси их?». Вы, наверно, читая акафист Святителю Николаю, сомневались, как это бесы топят корабль? А вот я испытала сама, что бесы, действительно, по Божию попущению, топят корабли. Вы с удивлением смотрите на меня? А я их видела своими глазами, -  ну, слушайте:
- Когда наш пароход тонул у берегов Греции во время эвакуации 1920 г., я сначала находилась в каюте. Буря свирепствовала ужасная. Железная печка в каюте сорвалась с места и каталась по полу. Со всех сторон свист, грохот, треск, всплески волн, которые заливали весь пароход. Близка была гибель, ад был на море. Я была словно во сне. Вот, вот сейчас пароход погрузится в пучину! Оставалось только одно - молиться. И я с горячею молитвою вышла на палубу. Шла, падала, вставала. Вдруг у меня под ногами оказался ребёнок, потерянный своею матерью. Я собрала последние силы, взяла крошку, завернутого в одеяльце, сунула под свою каракулевую шубу и сказала: «Господи, спаси этого ребенка, ради него спаси и меня, грешную». И тут же даю обет: «Если Ты меня спасешь, я буду бесплатно работать для детей!».
Волны обдавали меня брызгами, перекатывались через палубу. А я вдруг почувствовала радость и душевные силы. Со мною был чужой крошка, которого я была должна не выпустить из рук. Я взглянула вверх, оглянулась по сторонам. Отвратительный запах сероводорода распространялся в воздухе. И я с ужасом и омерзением заметила над кораблем, на корабле, всюду, всюду - ужасных чудовищ с крыльями, как у летучих мышей, с мордами жаб, с громадными, вы-тянутыми в длину, ртами. Они цеплялись за пароход, стремились погрузить его в бездну. «Бесы» — мелькнуло у меня в голове. «Бесы!». Я держала одною рукою ребенка, а другою крестилась и молилась: «Господи, спаси». И вдруг я увидела в воздухе икону Спасителя. Она проплыла над кораблем и исчезла. Внезапно явилась икона Святителя Николая. Рядом со мною кто-то закричал: «Святитель Николай, Святитель Николай!».
Я обернулась и, даже в этот момент, - удивилась. Рядом со мной стоял еврей и повторял святое имя великого угодника Божия!
Я кричала, со всех сторон кричали: «Святитель Николай». Среди тумана, брызг, шума, я увидала высокий берег, и к моим ногам упал спасительный мешок. Я влезла в мешок, прижимая к груди ребенка, меня потянули вверх на высокий берег. Я потеряла сознание и очнулась только на больничной койке. Я благодарила Господа за чудесное спасение и спросила: «А где же ребенок?». Мне объяснили, что он уже на руках спасенной Богом матери.


Рассказ вдовы Н.

Вдова Н. мне рассказала о том, как на ней исполнились слова из акафиста Святителю Николаю, что он есть «согреяние сущих во мразех».
Лежала она одна, больная. Сын ее был в отлучке. Стояли очень сильные морозы. В комнате у нее было нестерпимо холодно, а сил не было растопить печку. Наконец, не выдержавши стужи и напрягши последние силы, она с трудом добралась до печки, положила дров, но разжечь так и не смогла. Она печально вернулась в холодную кровать, накрылась одеялом. Дрожа от холода, долго лежала, скорбя, болея душою и телом.
Вдруг она стала призывать Святителя Николая на помощь и воскликнула: «Ты, согреяние сущих во мразех, Святитель Николай, Батюшка, согрей меня».
В печке внезапно загудело, пламя вырвалось из нее, и мгновенно загорелись совершенно сырые дрова. Вскоре от железной печки распространилась приятная, живительная для больной теплота. «Печку мне разжег Святитель Николай. Я никогда не забуду благодарить моего любимого Святителя», - закончила эта женщина.


Потускневший образ святителя Николая

Николай Митрофанович Лапшин сообщил мне о чуде, которое произошло с его любимым образом Святителя Николая. Вот его рассказ.
В 1920 году я вывез из оставленной мною России, горячо любимой моей родины, образок Святителя Николая - моего святого. Сидя в трюме парохода, я прижимал его к груди, молился в горе великому угоднику.
На чужбине я никогда не расставался с этою иконою. Мне было спокойно, когда он был со мною.
Однажды, идя на кутеж с моими приятелями, я дерзнуть взять с собою в ресторан мой любимый образок. Вернувшись домой, я утром спешу приложиться к иконе - и обнаруживаю, в страхе, что образ Святителя Николая так затуманился, подернулся какою-то пленкою, что его и разглядеть нельзя. Я очень опечалился, стал покаянно молиться Богу и Святителю Николаю.
«Святитель Николай, прости меня за поругание твоего образа», - умолял я Чудотворца. Я ждал даже несчастия в наказание за мою дерзость. Долгое время я молился, и мой образок только постепенно стал светлеть к моей невыразимой радости. И, наконец, ясно, как и раньше, открылся строгий, а вместе и добрый лик моего любимого, горячо почитаемого угодника Божия.
Открылся за мое покаяние! Простил меня Святитель Николай.


Рассказ м. Феодоры

Владыка Иоасаф (восьмую годовщину кончины которого мы поминали 13/26 ноября) поведал одному духовному лицу о двух чудесах Святителя Николая.
Когда Владыка Иоасаф был мальчиком, он проживал в Новгороде. Однажды, дети играли на реке Волхове, на льду. Лед провалился, и кто-то из детей погрузился в полынью и, казалось, спасения: не было. Когда он тонул, то закричал: «Святитель Николай, спаси меня!». Вдруг, каким-то чудом, он зацепился за лед, и его вытащили.
Свидетельницей этого чуда была девочка-жидовка. Оно произвело на нее большое впечатление. Через несколько лет эту девочку отец послал с каким-то векселем, и она его потеряла. Отец стал ее истязать до такой степени, что девочка решила покончить собою. Она бросилась бежать к реке Волхов топиться. Когда она выбегала, то у калитки, при виде Волхова, она вспомнила о чуде с мальчиком и взмолилась Святителю Николаю: «Ты видишь мое безвыходное положение, помоги мне». И вдруг, когда она взялась за калитку, то заметила в руке свой пропавший вексель.
Она приняла святое крещение, и об этом говорил весь город.
Прошло много лет. Владыка Иоасаф вырос, принял монашество и во время революции оказался в Херсонесском монастыре. Именно на месте крещения св. Великого Князя Владимира! Подходила Пасха, в монастыре не было на одного яйца, ни муки - ничего. Молодой иеромонах Иоасаф шел как-то по берегу Черного моря, голодный и скорбный. Вспомнилось ему и детство, и Волхов, и чудо Святителя Николая. И воскликнул он: «Святитель Николай, ты когда-то помог несчастной жидовке, неужели же ты нам не поможешь, монастырю православному, на Светлую Пасху!». Проговорил, и тотчас же увидел на берегу выброшенного морем дельфина. Иеромонах позвал братию, они продали дельфина и купили все необходимое для разговения.


Рассказ Л.М. Твердохлебовой

В Саратове в 1924-25 г.г. в семье Модестовых жил парикмахер Ершов.
Однажды вечером, перед закрытием его парикмахерской, подъехали на санках несколько человек. Несколько людей вошло в его парикмахерскую и, указав, что они члены коммунистической партии и активные члены союза безбожников, приказали, чтобы он одного из них загримировал Святителем Николаем.
Сначала Ершов отказался, говоря, что сейчас закрывает мастерскую, но потом, отчасти соблазнившись суммою, которую они предлагали, и отчасти боясь, что он может пострадать, если откажется исполнить их требование, он, в расчете на то, что подмастерья ушли, и что никто не увидит, согласился на это кощунственное дело и, сняв образ Николая Чудотворца, загримировал безбожника. Получив деньги, он запер мастерскую и пошел домой. Но не успел он пройти нескольких шагов, как упал - с ним сделался удар. В ближайшей аптеке ему оказали помощь. Там он успел рассказать все случившееся с ним жене своей, которая, услышав о болезни мужа, поспешила помочь ему.
Парикмахер стал ее умолять вызвать, как можно скорее, священника. Ершов исповедовался, причастился и к рассвету умер.

*

Когда я записывала «Чудеса Святителя Николая в современной жизни», то подумала: записать ли мне о том, как один повар дерзко выразился о Святителе Николае и был за это наказан Богом?
Этот рассказ мне поведала мать Тавифа. Только я подумала об этом чуде, как вдруг приходит сама мать Тавифа, которая теперь живет отдельно от обители, у одной больной старушки, и рассказывает мне следующее:
Первое время беженства жила я в Париже. Обители женской во Франции в то время не было, и я зарабатывала на хлеб насущный шитьем. Некоторое время работала в богатой русской семье. Мне было очень жаль несчастных, безработных эмигрантов, которые, не имея убежища, жили под мостом, идущем через Сену. Жили в особых каменных люльках. Эта богатая русская семья, где я работала, щедро давала мне для них еду и одежду. Несказанно радовались этим подаяниям несчастные русские люди.
В этом семействе работал повар, по имени Филипп. Он возненавидел меня, как я предполагаю, за то, что я мешала ему пользоваться имуществом его господ. Не будь меня, верно, он думал, одежда и еда перепадали бы ему. Раз он очень дерзко и грубо говорил со мной. Я сказала ему: «Не будьте корыстолюбивым, бойтесь Святителя Николая, который был столь милостивым к беднякам». На эту мою фразу Филипп грубо ответил: «Это вам надо бояться вашего Святителя Николая, он для вас страшен, а не для меня».
Я решила отойти от зла и нашла себе другой заработок: стала чинить ризы в церкви св. Александра Невского на рю Дарю. Через недели две я узнаю, что на третий день нашего разговора с Филиппом, этот несчастный повар упал в кухне, в обморок, ударился о каменный пол. Ртом у него пошла кровь. Его отвезли в больницу, где он и умер.
Уже в монастыре в Югославии, снится мне Филипп страшный, синий, распухший и говорит мне: «Простите меня, сестрица, простите. Перед смертью я с вами не попрощался. Простите, молитесь за меня, а то мне плохо».


*

Во Введенском русско-сербском женском монастыре, который находится в предместье Белграда, именно на Дединьи, перед последней великой войной обновился образ Святителя Николая. О чудесном обновлении старинного темного образа в свое время много писалось и говорилось.
Четыре года тому назад в храм этой обители входит пожилая сербка, спрашивает сестер, где находится обновившаяся икона Святителя Николая. Ей указывают. Женщина под¬ходить к аналою, где лежит чудотворный образ, сияющий свежими, обновившимися красками. Сербка полунасмешливо думает, смотря на образ: «Если ты действительно чудотворец, то покажи на мне чудо». Думает - и падает без чувств. С этого момента эту женщину на четыре года разбивает паралич.
Все это время она находилась в глубоком покаянии. Теперь она ходит.
Ее супруг давал прясть шерсть нашей матери Никодиме и рассказал ей о чуде, которое сотворил с его женою великий чудотворец. Эти супруги теперь глубоко верят и, конечно, очень почитают Святителя Николая.

Святителю, отче Николае! Моли Бога о нас!


(«Православная жизнь», № 12 за 1963 г.)