Индейцы Флориды. Особенности социума

Игнат Костян
Коренные народы Флориды, как указывалось выше, принадлежали к группе индейских  племен, которую в исторической науке обозначают термином «индейцы юго-востока». Преимущественно эти племена по лингвистическому принципу ученые относят к восточной ветви мускогской языковой семьи.
Испанцы, первыми появившиеся во Флориде и вообще на юго-востоке, заметили, что в языковом отношении некоторые племена, например, тимукуа, резко отличаются от большинства племен, то есть, говоря современной терминологией, не являются носителями мускогских диалектов.
В этой связи ряд исследователей, (один из них авторитетнейший ученый США Джеральд Миланич)  полагают, что тимукуа и другие подплемена этого народа являются потомками тех индейцев, которые ранее не были побеждены и ассимилированы мускогскими племенами, пришедшими во Флориду еще до появления там европейцев.
В пользу этой гипотезы говорят предания ряда племен юго-восточного ареала, в которых повествуется о том, как предки мускогов, будучи кочевниками, вышли из пределов своей земли на северо-западе за Великой рекой, и, странствуя,  дошли до юга, где столкнулись с коренными народами, которые оказали им достойное сопротивление, и которых им покорить не удалось.
В основном коренные флоридцы до контакта с европейцев вели  полуоседлый образ жизни, занимаясь охотой и собирательством и отчасти земледелием, и находились, как принято считать в науке, на  низшей  ступени  варварства.
Отличительным признаком данного периода развития коренных народов Флориды является их способность изготавливать и применять гончарные изделия.
Их посуда по составу состояла из аллювиальной глины и песка, а также из смеси первой с толчеными пресноводными раковинами. Глина, сделанная из такой смеси, затвердевала без обжига, практикуемого в современном гончарном производстве.
Также ученые полагают, что глиняная посуда ранних индейцев Флориды наряду с естественным закаливалась и искусственным образом.
В ходе раскопок курганов на территории полуострова найдены образцы гончарных изделий, исследование которых прямо указывает на их обжиг. Способ закаливания заключался в том, что глиняная посуда обжигалась на большом огне, который разводили из смолистого елового дерева. Посредством такого закаливания изделие чернело, становилось прочным и  гладким на ощупь.
К тому же индейцы Флориды, для производства искусственного камня научились успешно использовать размельченные раковины, которые служили строительным материалом вместо гравия.
Деревни ранних индейцев Флориды, расположенные на значительном расстоянии от берега океана огораживались частоколом. Селения, находившиеся в прибрежной зоне имели сеть водных каналов, которые  служили средствами коммуникации, по которым индейцы сообщались между собой, и через которые их долбленые лодки имели выход к океану.
Поселки индейцев Флориды, в прочем, как и селения других народов юго-востока Северной Америки европейцы называли «городами». Города состояли из нескольких десятков домов отличающихся по своей архитектуре.
Дома коренных флоридцев в период ранней Миссисипской эпохи  в основном использовались в качестве убежищ от ненастной погоды, и в холодные месяцы. Дома представляли прямоугольные или круглые строения с покатистыми и коническими крышами. Крыши домов индейцы покрывали пальмовыми ветками или соломой, вверху крыши имелось отверстие для выхода дыма. Стены домов представляли каркас, сделанный из веток тростника пущенных по кругу. Снаружи стены каркаса обмазывались глиной, которая высыхала на солнце, придавая тем самым прочность всей конструкции так называемой «мазанки».
Внутри жилого пространства в центре располагался очаг, а по бокам стен скамейки, на которых индейцы отдыхали. В домах некоторых племен жилое пространство от нежилого, разделялось на отсеки.
На городской площади имелись строения ритуального и административного назначения. Здесь индейцы отправляли религиозные культы, проводили публичные собрания и отмечали традиционные празднества.
Во многих городах, в центре, возвышались два искусственно созданных земляных кургана, называемых маундами. На одном из курганов располагалось святилище, где индейцы приносили жертвы своим богам, на другом находился дом вождя.  Однако  подобная архитектура встречалась не у всех племен. Типичным для коренных флоридцев был город, выстроенный по окружности, в центре которого располагался так называемый дом Совета, обычно вмещавший всех его жителей. Численность жителей  большого города доходила  до 3000 человек. Если же в городе и был маунд, то он, как правило, имел сугубо церемониальное значение.
Основной единицей социальной организации коренных народов Флориды считался отдельный город (селение), который управлялся клановым вождем-кациком  (исп. cacique  – туземное наименование вождей и старейшин индейских племен в эпоху завоевания Америки. Данный термин впоследствии  стал обозначать влиятельного, богатого человека в племени – И.К.).  Власть кацика передавалась по наследству.
 Кроме клановых вождей у коренных индейцев Флориды существовал институт верховного вождества, под властью которого находилось  население всех городов племени без исключения, а также и население городов подплемен или племенных групп.
Верховные вожди или как их называли испанцы «короли», правили с помощью племенных Советов, состоявших из знати, в число которой входили представители кланов или точнее сказать кацики отдельных городов. На период ведения войн, верховные вожди и кацики назначали военных предводителей, но в большинстве же случаев сами выполняли функции военачальников.
Отличительным атрибутом власти вождей были веерообразные короны из перьев болотных птиц, а также своеобразные татуировки, рисунок которых даже в детали не мог повторить кто-либо из соплеменников низшего сословия.
Для племенной структуры большинства коренных народов Флориды характерно разделение ее на семейные кланы по наименованию того или иного животного. Дети всегда принадлежали к клану матери, что указывает  на ведение родства у флоридских племен по женской линии.
В вождествах наблюдалось социальное расслоение на элиту и простолюдинов. Процентное соотношение индейцев входивших в элиту вождества было невелико. Разница между простолюдинами и элитой, по мнению Д.Миланича, заключалась больше в идеологической составляющей, чем определялась по таким критериям как богатство или военные заслуги, хотя последнее также имело место.
 В элиту входили наследственные вожди (кацики), знахари, жрецы, военные предводители, а также у определенных народов и выдающиеся члены индейского общества, прославившиеся на том ли ином поприще. Элита, как считалась у коренных народов Флориды, имела особое благоволение со стороны мира духов, которым поклонялись индейцы, и уже  хотя бы по этому критерию имела перед простолюдинами преимущества в потреблении различных благ.
Дома элиты у ряда племен отличались от домов простолюдинов своими размерами. Одежда и еда элиты также отличались изысками. В общественно-полезных работах племени элита участия не принимала, зато простолюдины – все остальные члены общества флоридских индейцев, повседневно участвовали в производстве материальных благ: выращивали кукурузу и бобовые, охотились, занимались собирательством, были воинами, и качестве чернорабочих использовались на общественных работах.
Быт кациков отличался, как было сказано выше от быта простых людей племени. Кацики любили жить в просторных домах и испанцы, отмечая данную особенность вождей индейцев Флориды, называли их «жирными счастливцами». Кацики, всячески демонстрируя свою щедрость, часто устраивали застолья для подначальных им глав семейств. Семьи кациков, как правило, были многочисленными. «Члены семьи кацика размещались в доме в небольших коморках, – писал Джонатан Дикинсон, – где у каждого имелось спальное место. На обед вся семья собиралась в просторном зале внутри дома, где горел очаг. Женщины вкушали пищу отдельно от мужчин. В том же зале на стенах висело оружие кацика, покрывшееся копотью от дыма, а по углам дома можно было видеть груды разного мусора (кости шелуху от рыбы, объедки), который потом домочадцы сносили в навозную кучу при входе в дом».
Говоря о социальной организации коренных индейцев Флориды, стоит несколько характеризовать институт вождества – столь характерный  феномен их общественно-политической структуры.
Термином «вождество» (англ. Сhiefdom – chief – начальник, руководитель, шеф и dom – владение, господство – И.К.) обозначается тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь).
Племенная иерархическая структура коренных народов Флориды в доисторический период, и в начале исторического, являлась минимальной и представляла собой вождества, которые историки по классификации относят к простому типу вождеств. Внешне эти вождества выглядели в виде группы поселений, иерархически подчиненных резиденции верховного вождя, как правило, находящейся в более крупном поселении. Население таких вождеств было не велико, обычно доходило до нескольких тысяч человек.
Данный тип возник на юго-востоке Америки потому, что народы населявшие указанный культурный ареал объединялись в племена, состоящие из сегментов (подплемен), которые «де факто» нуждались в координации  единым центром и центральным органом. Центральный орган флоридцев представляли верховный племенной вождь и Совет старейшин состоявший из знати.  Необходимость централизации власти в том или ином племени объяснялась не эгоизмом племенной элиты и не ее «зловредностью», а социальной, политической и военной необходимостью.
В отличие от такой формы правления как военная демократия, присущей другим аборигенным народам Северной Америки  у флоридских индейцев при вождестве народ вообще отстранялся от непосредственного управления, поскольку вожди (кацики), опираясь на зачаточные органы власти (Совет старейшин) организовывали экономическую, судебную и религиозную деятельность общества.
В вождествах флоридцев отчетливо просматриваются иерархия поселений, их централизация, и признаки социального расслоения на элиту и простолюдинов. В этом типе управления гораздо сильнее развита внутренняя структура власти, элита которой подразделяется на управленческую, военную и жреческую.
Еще одним отличительным признаком вождества является факт сакрализации (освящения, обожествления) персоны верховного вождя.
Механизм образования вождеств у коренных индейцев Флориды можно представить следующим образом.
Первоначально,  еще в архаическую эпоху, для решения злободневных вопросов племени на Совет собиралось все взрослые члены общества, позднее, только взрослые мужчины. Со временем, Советы стали проходить изолированно, в так называемых «мужских домах», ставших впоследствии домами Советов. На Совет стали приглашаться не главы семейных общин, а только главы наиболее многочисленных родовых кланов, среди которых выделялись наиболее значимые персоны, имевшие не только заслуги перед обществом (что для индейцев Флориды в меньшей степени),  но и определенный имидж, который создавали и поддерживали их сторонники и почитали из числа соплеменников.
Наиболее характерными качествами элиты коренных флоридцев считались богатство и щедрость, которые выдвигались на первый план в условиях патриархальной производящей экономики. Таких значимых мужей для осуществления процесса управления уже не выбирали как раньше, но и передавать право управления по наследству они также еще не могли.
Те, кто претендовал на роль племенного лидера, стремились отличиться, и весьма часто соперничали друг с другом, устраивая пиры, дарообмены, подкупали сторонников, старались привлечь к себе внимание на собраниях, проявить себя на войне и т.п.
Жизнь в условиях дикой природы требовала от племенных лидеров демонстрации своих навыком и умений в наиболее совершенной форме,  по сравнению с другими членами родоплеменной организации. Совершенствование навыков в процессе охоты, рыбной ловле, изготовлении орудий производства постепенно формировало круг закрытых знаний, известных только их первообладателю, которыми он как глава рода, делился исключительно с теми, кто находился всегда рядом с ним – сыном, племянником или другим близкими родственниками по мужской линии. Эти же родственники стали использовать и материальные преимущества лидера  –  возможность при жизни отца (дяди) обзавестись несколькими женами, приобрести богатство. В итоге, все это способствовало складыванию предпосылок к наследственной передаче лидерства.
Таким образом, общество коренных народов Флориды постепенно отошло от принципа равенства, возвысив в своей среде вождей, которые стали отличаться от остальных соплеменников, не только размерами потребляемых материальных благ, но также одеждой и внешними атрибутами власти (коронами из перьев, особым рисунком татуировки на теле). Вождей должны были все знать и почитать, и знак вождя должен был по меткому выражению исследователя Джона Соунтона, «быть прописан на лбу».
Вожди (кацики) в процессе управления вождеством выполняли ряд функций: организационную, перераспределенческую, военную и контролирующую.
Организационная функция кациков заключалась в том, что социальная система  вождества, в связи с переходом общественной жизни коренных народов Флориды к производящей экономике, должна была адекватно реагировать на внешние и внутренние угрозы, с которыми сталкивались племена в процесс жизнедеятельности. При хаотичном реагировании, без централизации власти и без контроля над всеми сферами жизни общества, последнее оказалось бы на грани распада. Поэтому жизнь диктовала необходимость в высвобождении из среды индейцев той категории лиц в лице вождей, которые были способны организовать жизнь общества таким образом, чтобы минимизировать риски его адаптации к новым условия существования.
Далее,  общественная система варварских племен всегда зависела от сил природы (стихийные бедствия, неурожаи и как их следствие голод) и поэтому нуждалась в таком механизме, который бы повышал жизнеспособность общества и делал его менее зависимым от природных и иных катаклизмов.  Таким механизмом для индейцев Флориды на ранних этапах его развития стал механизм перераспределения материальных благ, управление которым оказалось в руках кациков.
Возможность манипулирования материальными благами вождества, привела к тому, что кацики, поощряя одних и сдерживая других, усилили зависимость своих подданных от своей власти. В этой связи возникала «цепная реакция». Поскольку функция перераспределения материальных благ была у кациков, то естественным образом в их же руках оказалась и функция контроля за материальными благами. Помимо этого, кацики, стали контролировать естественные ресурсы племени (землю, воду), могли дарить их, продавать, выменивать, тем самым повышая свой статус в обществе.  Статус правителя позволял кацикам под благовидным предлогом заполучить права на лучшую долю ресурсов. Данный факт указывает на то, что в недрах вождества индейцев Флориды стал зарождаться процесс частной собственности на средства производства.
Заполучив контроль над ресурсами, кацики стали контролировать и процесс их эксплуатации. Они самолично регулировали проведение всех видов деятельности племени – ведение охоты, рыбалки, сбора дикорастущих плодов и т.д. Кацики указывали, когда и с кем из соседей вести торговый обмен продуктами производства, и также самолично устанавливали запрет на ведение торговли. И не дай, как говориться бог, было кому-либо из членов племени ослушаться решения кацика. С ослушником поступали весьма жестоко, на глазах у соплеменников ему разбивали голову палицей.
Испанцы первыми пришедшие во Флориду заметили, что многие местные племена находились в состоянии войны с соседями. Война для аборигенов Флориды тогда считалась средством, благодаря которому вождество укреплялось. Ведь в процессе ведения войн, обнаруживались слабые стороны данного социального образования. Кроме этого, война способствовала обогащению кациков и элиты. Материальные  продукты, захваченные в качестве трофеев, зачастую становились достоянием правителя и его окружения и в меньшей степени, чем аналогичные продукты, полученные в результате хозяйственной деятельности племени, распределялись в обществе. Простолюдины ничего не имели от войны, и возразить против подобной несправедливости кациков также не могли, поскольку, вокруг кацика и назначаемого им военного предводителя концентрировалась профессиональная дружина воинов, которые были преданы кацику. Преданность элиты и военной дружины – основной фактор усиления власти кациков в системе вождества.
Как видно, функции сосредоточенные в руках кациков позволяли им на протяжении ряда столетий эффективно управлять вождеством, ставшим самостоятельным типом власти на этапе разложение первобытного общества.
Характерной особенностью социальной организации коренных народов Флориды являлась их система родства, представляющая связанные между собой родственными узами группы, которые образовывали клан. Кланы составляли племя. Кланы были матрилокальными, родственные связи прослеживались по материнской линии. Внутри клана соблюдалась экзогамия – запрет брачных отношений  между кровными родственниками. Клан, как правило, имел свое название по наименованию какого-либо  тотемного животного, которому поклонялись и почитали все члены клана. Члены клана: мужчины, женщины и дети имели набор личных имен, которые могли передавать их от матери к дочери, от брата матери его племяннику, а также сыну его сестры. Самая пожилая женщина в клане,  обычно считалась матерью клана.
Тот или иной кланы у многих племен индейцев Флориды мог специализироваться на каком-нибудь виде деятельности, изготавливать лодки, охотиться на акул или морских коров, просто рыбачить, и так далее.
Между мужчинами и женщинами клана существовало разделение труда. Женщины преимущественно вели домохозяйство и наряду с собирательством, занимались возделыванием огородов. Мужчины же выполняли функции добытчиков и воинов.
Родственные узы в клане были могущественным элементом взаимной поддержки. Нанести обиду кому-либо из членов клана значило нанести обиду его роду и оказать помощь кому-либо значило вступиться за него совместно со всеми его родичами. Например, при вступлении в брак простолюдинов,  члены клана обязаны были построить им собственный дом.
В затруднительных ситуациях  члены  клана  помогали  друг  другу, проявляя искреннюю заботу. Исследователь Эррера об индейцах Флориды писал: «Если  умирает  брат  или  сын, то  домашние в течение трех  месяцев  скорее  умрут,  чем  станут  заботиться  о  пище,  но  родные  и  свойственники  присылают  им  все  необходимое». Эррера отмечал еще: «Все члены клана с исключительной любовью относятся ко всем детям в клане и всячески лелеют их, родители и родственники оплакивают умерших детей в продолжение целого года».
Месть за убийство члена клана отдавалась на откуп клану. Обязанность  мстить  за  убийство  родственника  признавалась  всеми членам  вождества. Однако перед совершением публичного акта мести каланам убийцы и кланам убитого давался шанс к примирению. Для этого собирался совет клана убитого, где принималось решение об искуплении, обычно в форме соболезнования и вносились предложения относительно подарков и их количестве. Если  имелись  оправдывающие  или  смягчающие  вину  обстоятельства,  дело обыкновенно  заканчивалось   откупом,  но  если  родичи  убитого  оставались  непримиримыми,  то  из  числа  членов  клана  назначался  один  или  несколько  палачей, которым поручалось привести приговор в исполнение – на глазах соплеменников казнить преступника ударами палицы по голове. После казни ни один член клана приговоренного не имел права предъявлять претензии клану палачей. Ослушников  ожидала та же экзекуция.
Хотя инцест (кровосмешение) в целом среде коренных племен Флориды был запрещен, исключение могли составлять случаи браков верховных вождей. Последние, как правило, являлись представителями  не только правящего рода, но и главного вождества, которое считалось административным центром племени.
Правящий род придерживался требований, согласно которым верховный вождь (король), если у него умирала жена, и не было наследника, кому можно было бы передать власть, обязан был вступить в брак со своей сестрой, дабы формально подтвердить право рода на верховное правление. После того, как верховный вождь заключал брак с сестрой, он мог дополнительно взять в жены одну или несколько женщин  из соседнего племени. Все это делалось для укрепления, прежде всего политических связей.
Традицией большинства коренных народов Флориды был обычай умертвлять слуг верховного вождя в случае смерти его жены или его самого. Индейцы верили, что слуги умерших правителей должны сопровождать их в загробном мире. Если же умирал наследник – старший из сыновей верховного вождя, то для «облегчения» его загробного существования умертвлялись дети той или иной деревни (города).
Испанцы, а потом и французы отмечали, что практически всем племенам коренных флоридцев была присуща такая форма нарушения гендерной идентичности как трансвестизм. Некоторые женщины брали на себя обязанности мужчин, а мужчины женщин. В большинстве случаев это был, конечно же, «ролевой трансветизм», когда мужчины и женщины менялись одеждами, с целью  исполнения какого-либо религиозного ритуала. Однако испанские источники указывают и на полную гендерную дисфорию, то есть, когда среди индейцев Флориды наблюдались случаи трансгендерности – человек не мог полностью принять свой статус мужчины или женщины, в силу различных причин.
Например, в обществе индейцев тимукуа было много женщин, которые имели статус воинов и наряду со старейшинами своего клана принимали участи в заседании Советов. Когда тимукуа близко познакомились с испанцами, то были весьма удивлены отсутствием женщин-воинов на советах конкистадоров.
Система верований и отправления религиозных культов у коренных индейцев полуострова во многом отличалась от религиозных воззрений других аборигенных народов Северной Америки. Сегодня весьма сложно  описать общие черты этой системы и выделить ее некоторые особенности, поскольку у каждого народа Флориды система верований, можно сказать, была уникальной.
Монахи-миссионеры религиозные обряды индейцев Флориды рассматривали через призму христианства, не особо углубляясь в тот мистический символизм,  которым была пронизана буквально вся система верований туземцев.
Например, индейцы племени калуса считали, что существует как минимум три бога, каждый из которых выполняет определенные функции. Самым сильным считался бог Солнца, Луны, звезд и погоды. Другой бог был покровителем вождей и их власти,  ну и третий – бог войны. Для каждого бога у калуса были разработаны особые обряды и ритуалы почитания.
 Кроме  этого, калуса полагали, что человек имеет три души, каждая из которых связана с определенной частью человеческой субстанции – одна за зрачок глаза, другая за тень, которая исходит от тела человека и третья за отображения человека на водной глади.
Один из испанских священников, отец Рогель писал: «Когда человек умирает, то они (калуса – И.К.) говорят, что две души покидают тело, а третья, который является зрачок глаза, всегда остается в нем, и потом, они идут на кладбище говорить с мертвыми, испрашивают у них совета о делах, которые должны быть исполнены, так, как если бы они были живы.
Я убежден, что, таким образом, они общаются с демонами, и слышат всегда то, что хотят услышать. Когда кто-то из них (индейцев – И.К.) заболеет, то они утверждают, что одна из его душ «ушла в лес искать знахарей», для того чтобы вернуть ее обратно, я так полагаю из «леса», они все разом начинают делать определенные телодвижения, подобные пастухам, когда те гонят коз в загон. Если больной после этого приходит в сознание, то это значит, что его душа «нашла в лесу знахаря» и вернулась домой. Затем они зажигают огонь перед дверью и около окон хижины, для того чтобы душа не осмелилась выйти из больного снова. Они говорят, что положили ее обратно в тело через макушку головы, путем определенных магических ритуалов».
Иные же племена, верили в  переселение душ.
По представлениям джиага, аис, матекумбе, когда человек умирает, то его душа, привязанная к собственному телу, при жизни остается в нем для того, чтобы спросить совета у тела как ей дальше быть, течь в тело маленького животного или рыбы. Цикл путешествия души от сложных видов к простейшим заканчивается тогда, когда она, наконец, не достигает точки бифуркации – состояния конечной неопределенности.
 «Они также ошибочно считают, – писал тот же отец Рогель, – что когда человек умирает, то его душа переходит в какое-то животное или рыбу, и когда они убивают животное, то душа выходит из него и поселяется в меньшем теле, и так происходит до тех пор, пока душа не уменьшается до точки и превращается ни в ничто».
Важной отличительной особенностью верований большинства флоридских племен  было то, что они рассматривали своих вождей (кациков) в качестве духовных лидеров. Кацики обязаны были досконально знать систему верований своего народа, разбираться в ней и придерживаться ее догматов в повседневной жизни. Если кацик по каким-либо причинам, скажем «давал маху» – отступал от догматов религии, то его карьера правителя заканчивалась.
Религиозные обряды индейцы Флориды отправляли в святилищах, которые располагались на вершинах курганов. Таинства выполнялись жрецами, один из которых был главным, как правило, им являлся правящий кацик.
Испанцы наблюдали сложные ритуалы частью, которых являлось синхронное шествие жрецов в  масках к святилищу и их пение в унисон. Внутри святилища все стены были резными, на которых имелись вырезанные из дерева маски, раскрашенные разными цветами.
Большинство племен Флориды как свидетельствуют испанские источники, преклонялись перед властью своих «королей», ибо те, как считали индейцы, имели власть над жизнью и смертью своих подданных. Также верховные вожди олицетворялись с «божеством» воплоти, которое поддерживало непосредственную связь с сонмом невидимых духов. Культ верховных вождей поддерживался знатью, и простолюдины были обязаны отдавать дань верховным вождям в виде продуктов питания и иных материальных благ.
Важным общественным ритуалом у всех аборигенов Флориды считалась церемония «Белого напитка», при употреблении которого якобы индейцы очищались. На самом деле напиток имел черный цвет и по вкусовым качествам напоминал кофе, поэтому испанцы называли его «черным напитком» (исп. Ilex vomitoria). Индейцы приготавливали его из растения «япон холи» (yaupon holly). Это растение содержало кофеин, который концентрировался в листьях растения. Весной индейцы собирали листья «япон» и обжаривали их, потом заливали горячей водой, после чего листья растворялись, и получалась приятная на вкус пенистая жидкость черного цвета.  Листья этого растения были предметом торговли и на них индейцы  выменивали ценные вещи.
Кофеин, будучи мочегонным средством, выполнял важную физиологическую функцию. При употреблении напитка увеличивалось потоотделение, повышался мочеоттоок и очищался кишечник. При большой дозе потребления вызывался рвотный эффект. Индейцы искусственно вызванную рвоту считали крайней формой очищения. В этой связи индейцы из-за очистительных характеристик этого черного напитка назвали его «белым напитком», который стал неотъемлемой частью их традиционной культуры.
Употребление напитка считалось исключительно прерогативой мужчин, а также тех женщин, кто изменил свой гендерный статус. Запрет на употребление напитка налагался на мужчин ставших женщинами.
Церемония «Белого напитка» проводилась на заседаниях племенных советов. Члены Совета начинали его пить только после раскуривания ритуальных трубок. Не одна важная дипломатическая встреча, ни один совет не проходили без употребления этого напитка. Считалось, что пить сие «зелье» необходимо только горячим, ибо легкое потягивание помогает сосредоточиться и повышает умственную активность.
Традиционно коренные народы Флориды в очистительных целях употребляли «белый напиток» перед охотой, или перед боем. Большое количество напитка вызывало рвоту или понос, что способствовало очищению организма от шлаков. Кроме этого употребление напитка в повышенных дозах повышало нервную активность и психические реакции, что придавало воинам храбрости, и они соответственно преуспевали в своих начинаниях.
Что же касается особенностей военной тактики и боевого искусства коренных народов Флориды, то с полной уверенностью можно сказать, что данные составляющие их культуры по многим характеристикам превосходили европейские. Рассказы испанских путешественников, сегодня позволяют историкам  по-новому посмотреть на специфику военного дела флоридских аборигенов в период их первого контакта с европейцами. Похоже, что аборигены Флориды, сталкиваясь в бою с европейскими колонизаторами, имели тактические преимущества, хотя и пользовались примитивным оружием (луки стрелы, копья, праща, атлатли, палицы). В бою индейцы весьма искусно применяли эти архаичные типы оружия и даже «продвинутые» по тем временам европейские технологии во многом уступали индейским.
Испанцы рассказывали, когда  индейцы собирались напасть на какой-нибудь город противника, то делали это исключительно ночью. Сначала ни забрасывали в селение своих лазутчиков, которые «по-тихому снимали» часовых.  Потом они окружали город, натягивали свои луки и посылали уйму горящих стрел, которые легко воспламеняли соломенные крыши домов. При этом нападающая сторона учитывала ветреность. Хороший ветер всегда был на руку нападавшим, ибо он быстро разносил огонь по всему селению. После такого напалма мало кому удавалось спастись, ведь выход из города контролировался противником. Тех, кто выбрался из города, и пытался скрыться, воины отлавливали или убивали на месте.
Особенно коварство индейцев проявлялось, когда  они нападали из засады. Засады индейцы устраивали всегда в таком месте, о котором бы человек с европейским менталитетом и предполагать бы не мог.  «Как-то раз мы собирали моллюсков и ягоды пальметто, – вспоминал Барталамео Бариентос, – и совсем не ожидали нападения, потому что вокруг никого кроме нас не было. Один из солдат наклонился к воде, чтобы поразить моллюска и вдруг внезапно рухнул в воду. Когда мы его перевернули, то в горле у него торчал дротик выпущенный индейцами из духовой трубки. Мы тщательно осмотрели все вокруг и не обнаружили ни одного индейского следа. Прошло еще немного времени и мертвым пал другой солдат, пораженный точно таким же дротиком, через некоторое время в абсолютной тишине, не подавая никаких признаков своего присутствия, индейцы убили еще двое наших солдат, после чего мы погрузились в шлюпку и отплыли к нашему судну, стоявшему на якоре в бухте. Не успели мы отплыть от берега, как из подводы вынырнули двое «демонов», метнули в нас по короткому копью и скрылись под водой.  Индейцы всегда предпочитали нападать так, чтобы не подвергать себя опасности.  Они действовали внезапно и быстро, и по ловкости превосходили любого христианина (так испанцы себя называли – И.К.)».
Скорость, с которой индейцы Флориды обращались с луком и стрелами, поражала испанцев. Пока испанский солдат успевал зарядить и выстрелить один раз из аркебузы, индейцы успевали выпустить по нему 4-5 стрел в течение коротко интервала времени. Как только индеец замечал, что испанский солдат насыпает на полку аркебузы порох, то мгновенно прятался в траве или зарослях. Порох воспламенялся, и аркебуза готова была выстрелить, но вопрос только по какой цели, если ее не было видно. Получалось, что испанский солдат стрелял наугад в пустоту, после чего индеец мгновенно, из укрытия, посылал в него стрелу или поражал дротиком из духовой трубки. «Эти маневры они проделывали так искусно и умно, что приходилось только удивляться», – писал Барталамео Бариентас.
Пробивная способность индейских стрел и мощь их луков, также удивлялись испанцев. «Их стрелки, с такой силой посылают стрелы, что они пробивают любую нашу защиту», – отмечал тот же Бариентос.
После молниеносной атаки индейцы всегда отступали настолько быстро, что угнаться за ними было просто невозможно, и преследовать их было делом абсолютно бесперспективным. «Они сражаются, сражаются, а потом внезапно начинают убегать, как олени грациозно перепрыгивая через любые препятствия, – рассказывал Бариентос. – Любой христианин мог бы переломать себе ноги, решись он преследовать их. Индейцы не были обременены одеждой, нежели христиане, поэтому легко двигались. К тому же они плавают как рыбы».
Когда индейцы при отступлении достигали реки, то переплывали ее, держа стрелы и луки над головой, дабы не намочить их. Переправившись на противоположный берег, они начинали дурачиться и насмехаться над противником, показывая в сторону испанцев неприличные жесты.
При отступлении же испанцев индейцы всегда преследовали их, скрываясь среди чащи, и поражали противника из укрытий. «Мы теряли солдат,  но не могли противостоять туземцам, потому что их не было видно. Единственный способ расправиться с ними – это уничтожить их селения, сжечь сады, захватить каноэ и уничтожить их рыболовные снасти. Всякие разговоры о дружбе с ними бесполезны, ибо они лгуны и предатели», – заключал Бариентос.
Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что выделенные нами общие особенности социальной организации коренных народов Флориды были характерны для них лишь в период их первых контактов с европейцами. В течение последующих двух столетий непосредственного контакта с европейцами ни одному коренному индейскому народу полуострова не удалось полностью сохранить свою социокультурную идентичность, по причине их исчезновения в результате болезней и ассимиляции другими племенами.