Суд - этимология

Сергей Колибаба
Судъ бы, господине, судили праведно,
какъ предъ Богомъ право
Три послания Кирилла Белозерского (1399-1422) 

1) Существующая этимология

Викисловарь
Корень: -суд-. Значение: государственный или общественный орган, осуществляющий правосудие …, судьи, процесс разбирательства судебных дел, система, мнения, оценка.

Этимология по Максу Фасмеру
(Происходит от праслав. *sodъ, от кот. в числе прочего произошли: -  вставка неизвестного автора) др.-русск. судъ, ср.: ст.-слав. сУдъ (греч. krisis, krima), укр. суд, белор. суд (род. п. -а), болг. съдът, сербохорв. суд (род. п. суда), чак. суд (род. п. суда), словенск. sod «суд, приговор», чешск. soud, словацк. sud, польск. sad (род. п. sadu), в.-луж., н.-луж. sud.
Из *som- и индоевр. к. *dh;- (деть, дело), ср.: др.-инд. samdhis, samdha «договор, связь, объединение», лит. samda «наем, аренда», samdyti, samdau «нанимать». Ср. также: греч. synthiki «соглашение, договор», synthima «соглашение».

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2008, вып. 28
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_28.pdf

Судъ. 1. Рассуждение, суждение, мнение; «судъм праведным», Изб. Свят. 1076. || Здравое суждение, здравомыслие. «Коль есть красьно сЪдинамъ судъ», Сирах 25:6, Изб. Свят. 1076 г. 2. Постановление, решение. «епископы судомь», XIII в. 3. Воля, желание, решение. 4. Толкование, истолкование. 5. Хула, осуждение. XVI-XVII вв. 6. Распря, спор. XII-XVI вв. 7. Судебное разбирательство; и т.д., многочисленные примеры применения термина…
б) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)

Частота применения термина «суд» в русской литературе 1800-2006 гг. (график в Корпусе, в разных значениях) находится примерно на одном  уровне, ниже среднего значения. С 2007 года неуклонный и быстрый рост до максимальных значений графика. Антагонизм  (соперничество, противостояние, вражда) между людьми в обществе стали чаще разбирать в судах???

* История Иудейской войны Иосифа Флавия (ок.1260 г.): «рекомыи законъ правець. всяка вещь на бг;а (Бога) възложать. и на с;дъ и правд; и кривд;. С;щюю».
* Домострой (1500-1560): «а случится судъ, всякаму человеку, богату и убогу, другу и недругу, аще свое д;ло истинно и праведно, без волокиды и безо всякия хитрости соверши, по Еуаггельскому словеси: «Не на лица судите, сынове человечестии, но праведенъ судъ судите: имъ же судите судомъ, судится вамъ, и в ню же м;ру м;рите, возм;рится»».

* Житие Мартиниана Белозерского (1545-1555): «На святЪмъ КирилЪ изволися быти воли Божии, якоже и на всЪхъ человЪцЪхъ бывает общий судъ Божи».

3) Распространение библейских правовых норм

* В Библии взаимоотношения между Богом и еврейским народом описаны в юридических категориях (Исх. 19-24, и др.), что повлекло развитие правовых отношений в обществе.
Фарисеи, согласно Флавию (Иудейские древности,  кн. XIII, 10, §6), стремились к смягчению  налагаемых Законом наказаний: «фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства. Ввиду этого-то секта саддукеев совершенно отвергает все эти наслоения, требуя обязательности лишь одного писаного закона и отнимая всякое значение у устного предания. Благодаря этому часто возникало множество споров и разногласий между обеими сектами, причем на стороне саддукеев стоял лишь зажиточный класс».

* На протяжении VIII-IX вв. в Византии действовал «Корпус светского права», он представлял собой плохо согласованные нормы в разных областях права, центральным документом был кодекс «Эклога» (греч. выборы, избранные законы) - официальный законодательный свод от 726/741 гг. Он включал в себя процессуальное, семейное, брачное право, а также статьи о положение рабов, дарение и прочее, к основному закону добавлялись приложения: Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев закон.

Моисеев закон – подлинное название: "Выборка из данных богом израильтянам через Моисея закона". Документ представлял собрание 70 положений из Септуагинты (Пятикнижия), сгруппированные в 50 глав (в т.ч. и Десять Заповедей), дословные извлечения из текста Библии, и включал сформулированные в Ветхом Завете морально-религиозные предписания и нормы социального поведения.

* В правление болгарского царя Симеона (893-927) на базе византийской «Эклоги» был создан болгарский юридический сборник «Еклога», которым пользовались на протяжении всего средневековья. Через Моисеев закон византийцы и болгары  приобщались к еврейским религиозно-правовым нормам; отметим, что в Новом Завете правовые и законодательные нормы не разработаны. Некоторые положения Эклоги использовались в судопроизводстве Древней Руси X-XI веков; правовые нормы были закреплены в Правдах, «Правда Ярослава (русская)» датируется ок. 1016 г.

* Из представленного выше материала ясно, что высшим авторитетом в судопроизводстве выступал Бог, все проступки и преступления человека рассматривались с позиции Заповедей Бога. Соответственно и термин СУД также должен иметь  связь с библейской терминологией и образами.  Нельзя выводить термин по Максу Фасмеру: «Из *som- и индоевр. к. *dh;- (деть, дело), ср.: др.-инд. samdhis, samdha «договор, связь, объединение». Разные идеологические системы, нет прямых культурных контактов, лексических и логико-исторических связей.
 
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейской терминологией и образами.
 
Суд – собрание людей для решения какого-либо противоречия (спора, проблемы) в идеологической и общественно-хозяйственной деятельности. Судопроизводство происходит при наличии истца, ответчика, адвокатов, а также свидетелей, т.е. коллективное действие (собрание, совещание, совет). Цель - установить истину (тайну произошедшего) и определить степень вины ответчика в произошедшем событии. Русский термин СУД  указывает на общее понятие – совет, собрание, совещание.

4) Терминология иврита и библейский образ

Русск. СУДЪ, СОУДЪ, СУД = ивр. СОД секрет, тайна, совет (консультации), совещание, собрание; согласно доктору О.Н. Штейнбергу - сидеть, заседать, суд.
Транслитерация, передача термина иврита русским алфавитом.

* См. стронг иврита 5475, СОД

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н.. Штейнберг, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_325.htm

б) Библейский образ

* Иов 15:8,9: «Разве совет (СОД) Божий ты слышал и привлек к себе премудрость? Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?».

* Притчи 3:31, 32: «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение (СОД)».

* Притчи 15:22: «Без совета (СОД) предприятия (замысел, намерение) расстроятся, а при множестве советников они состоятся».

* Иеремия 23:18: «Ибо кто стоял в совете (СОД) Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?».

* Иеремия 23:22: «Если бы они стояли в Моем (Бога) совете (СОД), то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их».

* Амос 3:6, 7: «Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны (СОД) рабам Своим, пророкам».

Таким образом, связав древнерусский слово СУДЪ, СОУДЪ с терминологией иврита и библейскими образами мы получили его содержание = заседание, собрание, совет для решения какого-либо юридического вопроса.

* Второзаконие 19:15-19

Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой - нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело.

Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя…

19.12.2016 г.