Погр. одиссея. Часть 3. Глава 9. Окончание похода

Владимир Сысун
Начало: http://proza.ru/2014/09/19/461

Безбрежное море лежит под стопами,
И в светлой лазури спокойных валов
С горящими небо пылает звездами,
Как в чистом сердце – лик богов;
Как тихий трепет – ожиданье;
Окрест священное молчанье.
Тютчев Ф.И.


       Дорогой читатель! Прежде чем продолжить своё повествование я вынужден поведать вам, что в 2015 году мне удалось опубликовать Пограничную одиссею в издательстве Русский Остров во Владивостоке, опубликовать то, что написал до этого дня.  Там на последней странице обещано читателям, что продолжение следует. Обещано, а сам уже молчу два года. Знаете, стыдно стало, друзья ведь интересуются. Опять взялся за перо, хотя муза меня посещает все реже и утро  не всегда бодрит.

       В этой главе я постараюсь закончить тот первый длительный поход 1986 года на славном пограничном сторожевом корабле «Николай Сипягин», такой новый, увлекательный и необычный  в моей службе.

      Тогда еще  пограничные войска  присутствовали  на Камчатке. Они были по всему западному побережью: — Манилы, Палана, Кировский, Усть-Хайрюзово, Усть-Большерецк, Октябрьская, Озерновская. А также по восточному рубежу:— Русская, Жупаново, Кроноки, Сторож, Усть-Камчатск, Озерная, Ука, Ивашка, Оссора,  Ильпыр, Корф, Тиличики, Пахачи. Сейчас многих застав не стало, не только на Камчатке, но и в Приморье, и на Сахалине. Те, которые остались, называются отделениями,  но оставим, читатель, эти изменения для потомков. Им лучше это знать, а мы вернемся к описанию событий тех лет, где мы были свидетелями и непосредственными участниками. Часть перечисленных застав уже мелькали в книге, о других — еще впереди.

      Мой земляк, друг Иван Чубрик, с которым  мы вместе поступали в училище, стал в конце восьмидесятых моим начальником. До этого мы  долго не виделись, считай с самого окончания училища, и, наконец, встретились на Камчатке. Он дослужился до капитана 1 ранга. Как-то пришел ко мне на корабль с проверкой. Тогда мы как бы подвели итог нашей службы. Выяснили, кто чего добился. Сами понимаете, я тому времени капитан 3 ранга  на корабле, он капраз в штабе, итоги для меня прямо скажем «неутешительные». Он-то мне и сказал тогда: «Нечего гордиться, что побывал на многих заставах, ну и что с того, застава 8-я или 33-я, они ведь все одинаковые. Все по проекту и по уставу, ни шага влево, ни шага вправо».

      Может  он и прав, наша служба навсегда надежно схоронила наши годы, схоронила от жизни другие события, которые могли бы с нами произойти окажись мы в другом месте. Я был там, где я был нужен, совесть моя чиста, никому дорогу не перешел, должностей не клянчил, шел туда куда посылали. И самое главное — я не считаю годы, потраченные на корабле потерянным временем, я там приобрел то, что в другом месте не смог бы получить, после корабля можно на любую техническую должность, да и руководящую тоже!

      Спросите у моих мотористов, электриков и трюмо-котельных машинистом по части потерянного времени на корабле. А я очень дорожу их мнением. Там на Камчатке,  мы увидели совсем другую жизнь, увидели красивейшую природу, ощутили, как извергаются вулканы. Увидели, как выбрасывающие из чрева земли тайные химические смеси лавой стекают с вершин, прорубая в лесах большие просеки. Как лава засыпает ручьи, а запруды образовывают многочисленные озера. У застав, где мы были, бегут ручьи с запахом и отложениям серы по берегам. Там  гуляют лоси и у  фумарол греются медведи. Там  в поймах рек отражаются вулканы. Туда, на Северо-Восток идут все циклоны, там выпадают большие дожди и снега. Летом они тают, питают большие нерестовые реки, куда неведомой силой стремиться рыба. Туда летят с Юга стаи птиц, отведать талой водички.

      Я хочу рассказать вам про землю и море. Про два этих понятия, которые  в судьбе моряков и пограничников Камчатки  неразделимы. Морякам на пограничных транспортах  часто приходилось бывать на встрече двух этих стихий, земли и моря. Часами, днями, а то и неделями ждать погоды, чтобы подойти к берегу и начать выгрузку там, где служат пограничники Камчатки.

      Это в удовольствие в хорошую погоду подойти и опустить аппарель баржи, упереться в кромку, соединяющую море и берег, выйти, ощутить твердую почву под ногами, поздороваться с  встречающими тебя пограничниками, поговорить о службе и о выгрузке. Если нужно взбодрить. Они ведь всегда считают себя главнее и важнее. Так оно и есть. Это мы пришли к ним, это для них создавались такие корабли. Но ни в коем случае не показывать вида, что ты согласен с этим, чтобы не было разногласий, потому что равенства создают разногласия. Они препятствуют быстрой нормальной работе, нам дорого время и хорошая погода, она может испортиться, начальнику заставы спешить некуда, его дело обстоятельно спокойно и неторопливо принять груз и доставить его до заставы. Кто главнее, скорей вопрос риторический.

       Наш поход по берегу Камчатки продолжался. Он начался 31 мая 1986года. Уже побывали на Курилах, прибыли в Петропавловск Камчатский, загрузились углем и пошли по заставам. И вот мы после Командорских островов ушли на Северо-Запад к заставе Озерной.  Там предстоит  выгрузить 60 тон угля. Застава расположена возле одноименной реки на восточном побережье полуострова Озерный, который открыл Витус Беринг. Он возглавлял Первую Камчатскую экспедицию. В середине лета 1728 года обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии. Открыл два полуострова (Камчатский и Озерный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия.

       Река Озерная Восточная протекает в восточной части полуострова и впадает в Берингово море. Длина реки около 160 км. В реку заходят все шесть видов тихоокеанских лососей: чавыча, сима, кета, горбуша, кижуч, нерка.  Берег возле заставы ничем особо не примечательный. Рядом вулканов нет. Большой длинный широкий песчаный пляж, вдалеке зеленая полоса кустарников и высокой травы.

      Темп выгрузки задал капитан 2 ранга Капленко О.И., он собирался в отпуск, поэтому выгружались быстро. На заставе Озерной долго не задержались, хотя выгружались вручную, опять с помощью матросов корабля. Это потом при передаче корабля на Камчатку я получу новый трактор,  вся выгрузка на океанском побережье будет осуществляться трактором. Не знал я тогда, что с новым трактором я получу новые проблемы, вернее ворох не решенных проблем, которые перенесут меня из корабля на баржу Восток.

      Позже на Озерной построили арктический комплекс. Завоз строительных материалов осуществлял Николай Сипягин. Знаете, какая эта тяжелая и рискованная работа выгружать груз с океанской стороны. Баржу постоянно ставит лагом, чтобы этого избежать, надо делать уздечку и держать её трактором и конечно, нужна еще хорошая погода. Летом ее поймать еще можно, осенью и зимой спокойные денечки бываю все реже и реже. Арктические корпуса построили еще на Жупаново и Стороже. Про Жупанова мы имели уже беседу. Хочется остановиться на Стороже.

      Застава Сторож  расположена в очень красивом месте. Там на остывших лавовых  потоках наблюдается очень интересная растительность. Там  воочию демонстрируется любовь к жизни. Суровые ветра и низкие температуры гнут все живое к земле. У очень многих лиственниц отморожены верхушки. Всё это наблюдали на заставе,  рассматривая её живописные берега с МБТ в ходовой рубке корабля.

       Тогда в июне 1986 года, мне не пришлось побывать на Стороже, а вот через два года в 1988 году меня послали к заставе старшим баржи. Повез  я туда 50-ти кубовую металлическую цистерну. До этого я уже ходил к берегу на Малой Курильской гряде. Тогда по веревочному трапу спустился на баржу и увидел перед собой большую цистерну, она закрыла собой все. Мне как будто завязали глаза. Куда рулить? И, не успел я что-либо сообразить, как услышал:
     —Отдать швартовы! — это сказал командир и  показал рукой направление движения.
       Я мысленно провел траекторию по направлению руки, выбрал курс движения, одновременно слева и права по бортам на берегу выбрал ориентиры. По ним, также по кильватерной струе я повел баржу к берегу, ничего не видя перед собой. Дело было уже под вечер, погода была хорошая, но все равно, если бы по курсу баржи было какое либо препятствие, я бы его не заметил. Вскоре я заметил по бортам приближающий берег.

      И вот, наконец, баржа, слегка покачиваясь на океанских  волнах, пристала к берегу, опустила аппарель. Придерживаясь, за цистерну по фальшборту баржи я медленно подобрался до аппарели, спрыгнул на неё и оказался на берегу. Ноздри уловили чудный необъяснимый запах, смесь травы с  запахами океана, такой приятный  чудесный аромат. По всему окоёму раскинулась красивая природа, заросли  дивной травы, а вдалеке вулканы и лиственницы без верхушек.

        Баржу встретил, капитан и прапорщик, начальник и старшина с целым роем комаров.
       —Здравствуйте коллеги! Нас море примчало к земле одичалой. Как поживаете. Вот работу вам привез! Выгружайте и закапывайте! Ох и красиво же тут у вас!

        —Здравствуйте! Добро пожаловать! Спасибо за заботу! А если о красоте, то дальше вглубь от моря настоящие камчатские джунгли, скрывающие человека с головой! Это вы такую красоту заметили! Для нас важнее красота городов!

      —Не прибедняйтесь, у вас, зато икра и рыба. И  дикоросы, наверно  есть?
      —Конечно, есть! И дикоросы, и икра и рыба! Жимолость камчатская есть — очень вкусная и сладкая ягода, — распелся  старшина заставы, — возле реки Сторож в сырой долине она очень крупная. А сама долина очень красивая и в то же время мало посещаемая.
      —Дороги здесь есть?
      —Ха-ха, рассмешили! Какие дороги? Говорят, по долине Сторожа когда-то шла конная тропа, но сейчас она полностью заросла, видна лишь местами. Так что идти приходится по бездорожью, — ответил капитан, не обращая внимания на целый рой комаров.
      — Смотрю вулканы! Бывали там? —  я заметил, что комары окружают и меня.
      — Долина реки Сторож одна из самых "вулканонаселенных". На небольшой территории сосредоточено около 10 вулканов.
      — Стаскивайте цистерну, я больше не могу, комары меня съедают! Вас, почему то  они не трогают.
      —Так у нас мазь специальная!

      Старшина тросом зацепил цистерну за  транспортёр. Он дал газу, задымил, и цистерна медленно путем кантования была выгружена с баржи  и пограничники продолжили её кантовать к месту монтажа.
—Ну, бывайте! — попрощался я с капитаном и старшиной и прошел на баржу, моей целью было убежать  от тучи комаров. Потом в ближайшем поселке я приобрел такую же мазь.

       Потом мне рассказывали, как на артиллерийском полигоне, на западном побережье Камчатки, потерялся в тайге солдат. Это случилось где-то после войны в сороковых годах.  Когда его нашли, то вначале увидели красный шар, этакий клубок из комаров, солдат естественно погиб.

       Подобная трагедия чуть не постигла мичмана Ионова на Сахалине. Ионов был после срочной главным старшиной - боцманом на 236-м корабле. (201пр.) На учениях проводимых "Москвой" корабль изображал нарушителя. Ночью главного старшину  с двумя матросами высадили на берег в районе заставы Атласово у Крильона. Ему сказали немного попрятаться, а потом сдаться пограничникам. Он заблудился,  и его чуть не убили комары. Он и не думал прятаться, но просто его искали не там, где он был. Когда он выбрался на дорогу, его увезли в госпиталь в Южно- Сахалинск

       От заставы Озерной мы ушли на север. Курс лежал на заставу Ука. Любой груз, который развозят по заставам, всегда сопровождается хозяином, как правило, представителем тыла отряда, офицером и прапорщиком. Суток двое они отсыпаются, а потом страдают от безделья. В тот поход уголь сопровождал целый майор, афганец. Видимо решил немного отдохнуть. Он много рассказал про «афган», была весьма ценная для нас информация, говорили и на другие темы. Мне запомнилось, что он рассказывал, что за всю историю пограничной службы на Камчатке был только один нарушитель границы, да и тот заблудился, не знал, что здесь есть граница. Может так и есть, но там, на заставах основная задача была выживать в диких местах, прежде всего — обозначать государственную границу.

       Много позже, когда 2002 году на Симушире сгорела застава, я выезжал для расследования пожара. Я надеюсь, этот случай далее подробно описать. Тогда в Москву ушло предложение заставу сократить, но директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации (1998—2003), генерал армии Тоцкий Константин Васильевич приказал заставу восстановить, дабы она обозначала территорию Российской Федерации. Любопытно, что когда я служил лейтенантом в Корсакове, Тоцкий К.В. был комендантом пограничной комендатуры в том же городе. Я знаю его как очень спокойного невозмутимого генерала. Когда в 2000 году в Управлении на Светланской, 67 произошел пожар в кабинете заместителя начальника Тихоокеанского регионального пограничного управления генерала Зеленкова, на пожар приехала городская пожарная команда. Во время тушения произошел порыв пожарного рукава, в это время Тоцкий К.В. поднимался по лестнице, сверху полилась вода из порванного пожарного рукава. Он невозмутимо прошел мимо, обойдя падающую струю воды.

      На Камчатке пограничники жили и служили в диких местах, охраняли  непосредственно государственную границу, пусть это звучит пафосно, но это так и есть, на дальних рубежах, в тяжелейший условиях и ежедневно выходили в дозор. Если пролистать подписку журнала Пограничник это можно увидеть воочию.

       И так следующей заставой была Ука.  Только Уголовный кодекс здесь не при чем. Так назывался раньше поселок и есть одноименная река. Ука — бывшее село Карагинского района. Возникло до 1852 года. Названо по расположению около устья реки Уки. Исключено из списка населенных пунктов (из учета данных) 13 декабря 1974 года. Когда появились плавбазы, необходимость держать на побережье маленькие поселки отпала. Ука находится на северной стороне  полуострова Озерный. Река Ука протекает по территории Карагинского района Камчатского края. Образуется при слиянии рек Правая Ука и Левая Ука. Впадает в Укинскую губу пролива Литке. Является местом нереста красной рыбы. Там еще мы увидели таинственную башню похожую на ту, которую показывали в кинофильме «Кин-дза-дза». Вероятно это какой-то космический объект либо объект ПВО.

       После Уки заставы размещались как правило в поселках. Там где поселки, там есть завоз, если есть завоз, есть и плашкоуты.  Выгрузка пошла быстрее. Наконец подошли к острову Карагинскому. Там надо выгрузить  стройматериалы для ПТН.

        Остров Карагинский по площади 193 597 га, расположен в западной части Берингова моря, близ северо-восточного побережья Камчатского полуострова, представляет собой  водно-болотного угодья. Там наблюдаются  массовые скопления водоплавающих птиц. Остров Карагинский с двух-километровой прибрежной морской зоной, имеющий большое значение для охраны мигрирующих птиц и среды их обитания. Приустьевые участки — место массовой линьки водоплавающих птиц, скалистые — птичьих базаров.

        Основные растительные формации, определяющие облик острова — стланиково-кустарниковые заросли и кустарниковые кочкарные тундры. Рощи каменной берёзы занимают 1% территории. Берега имеют как равнинный, так и горный характер. Для горных участков характерны скалы, на которых расположены гнездовья морских птиц. На участках  мелководья — массового скопления водоплавающих птиц.  Ведется промысел рыбы, оленеводство, сенокошение, пушной промысел, сбор ягод.

        На территории острова проживает оленеводческая бригада госпромхоза «Карагинский» в количестве 5 человек, стадо оленей в настоящее время насчитывает 1100 голов. Кроме того, имеется 6 промысловых участков для лова рыбы морскими ставными неводами.

        На территории острова Карагинский в 1983 году создан зоологический заказник окружного значения. Согласно Положению о заказнике «Карагинский остров», жителям местной коренной национальности разрешена в осенне-зимний период охота на белых и тундровых куропаток. Разрешается охота на птиц в научных целях по специальным разрешениям. Также по специальным разрешениям разрешена охота на промысловых зверей. Запрещено движение механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, посадка вертолётов в расположении птичьих колоний. На острове, кроме метеостанции, нет постоянного населения. Здесь нет загрязнения природной среды, никогда не было мощного деструктивного антропогенного воздействия, нарушения естественных ландшафтов. Являясь эталоном природы, водно-болотный комплекс о.Карагинский имеет большое научное и природоохранное значение.

        На территории острова охраняются все виды птиц, особое внимание уделено охране морских колониальных птиц, гусеобразных, а также птиц, занесённых в Красную книгу — гнездящихся здесь кречета  и алеутской крачки, а также встречающихся на пролёте беркута, белоплечего орлана, сапсана, розовой чайки.

       На острове произрастает более 500 видов растений, относящихся к 205 родам и 64 семействам. Древесная растительность образована каменистой берёзой, кедровым и ольховым стланиками. Довольно широко развиты луга. Вершины сопок заняты горно-тундровой растительностью. По всему острову растут осоки (около 40 видов).

       Я не случайно подробно описал остров. В походе в 1990 году однажды утром после после подъема вахтенный офицер Пазына А.В. объявил, что рядом с бортом плывет белый медведь. Корабль был на ходу. Все, естественно бросились смотреть. Это было очень забавно. Он плыл и одновременно рычал, так как был недоволен таким вниманием к себе. Корабль был недалеко от острова Карагинского, но расстояние до него было приличное чтобы добраться вплавь.  В 1990 году на острове ученые обнаружили белого медведя.Это было неординарное событие, так как ранее на этих широтах белых медведей не замечали. Об этом мы узнали из маленькой статьи в газете "Правда". Мы предположили, что  скорее всего на острове  был наш старый знакомый. Молодец доплыл. Медведь наверно дрейфовал на льдине, а потом она растаяла, и бедняга оказался один в океане.
      
      Кроме той выгрузки стройматериалов на острове больше побывать там  не пришлось, ходя рядом проходили неоднократно. Тогда в 1986 году кроме баржи на острове выгружались еще понтонами. Понтон подгоняли к третьему трюму, на него грузили пиломатериал, далее катер буксировал понтон к берегу. Руководил сам Капленко. Пиломатериал был связан проволокой в пакеты, за проволоку и цепляли крюки строп. В один момент проволока оборвалась и на матроса, который был на понтоне, обрушился пиломатериал. Сработала реакция матроса, он успел соскочить  и скрыться в воде, почти одновременно с упавшими на понтон досками. Капленко обернул происшествие в шутку, матрос не пострадал, далее пиломатериал уже цепляли за удавку с 2-х сторон пакета.

       После Карагинского пошли по заставам на Север. Дошли до Пахачи. Надо отметить, что мы находились на широтах Ленинграда. Поскольку  там было время белых ночей, то и мы видели белые ночи на Камчатке. Это очень романтично. Про это не надо много писать. Одним словом белые ночи.

       Выгрузка закончилась, но в трюме остался уголь. Необходимо было от него избавиться. Однажды я заметил, как брусья из аварийно спасательного имущества используются не по назначению. Я заметил, что из них в районе первого трюма по левому борту сооружается странная конструкция. Она выступала за пределы фальшборта. Я немедленно начал разбираться и вскоре понял. Это специалисты с верней команды собрались сбрасывать уголь за борт. Конструкция корабельного грейфера такова, что он открывается только при упоре в препятствие, то есть когда грейфер касается баржи или понтона. Понятно для чего сооружалась эта странная конструкция. Я немедленно прекратил безобразие. Где потом выгрузили лишний уголь я не помню.
   
      Корабль ушел в Петропавловск-Камчатский. Там стал под погрузку в порту, предстоял поход по заставам на западном побережье Камчатки, а после переход в Магадан. Там погрузка и опять заставы, но уже по Охотскому побережью Хабаровского края. Улетел во Владивосток Капленко и Беликов, прилетел командир корабля из отпуска. Когда штатный командир на борту это хорошо, как то спокойнее.

       Уважаемый читатель! Позвольте вернуться к тем местам позже. А теперь, позвольте привести здесь письмо мое из того похода. Оно дополняет мой рассказ. Спасибо сестре. Она сохранила мои письма. Я сначала хотел брать из него только даты и впечатления. А потом подумал, что это письма с моря. Они полнее всего дополняют мою одиссею, так как там впечатления того времени. Во всяком случае, так я думал в то время. Это очень правдиво. Я читал Канта "О мнимом праве лгать…" и восхищался его мыслями. Меня тронули его слова: "...нельзя  лгать никогда и никому во имя человечества". Привожу письмо целиком.

        «Здравствуйте: Зоя, Андрей, Таня, Дима и Виталик!
Решил написать вам письмо. Как известно я нахожусь в море, на службе, я писал об этом в Гостилы.  Вышли 31 мая, а сегодня, уже 5 августа. Были на Камчатке, Курилах. Сейчас уже в Магадане. Грузимся, после погрузки уходим на Охотск. Еще впереди около 2-х месяцев похода. Уже тянет домой. Из Петропавловска я послал вам посылку с рыбой. Это нерка соленая. Когда получите, то необходимо её вымочить. Она слишком соленая. Перед тем как выслать я её просушил, иначе не дойдет. Так все делают.

       У меня все нормально, новый корабль изучил, теперь надо только совершенствоваться. Работы конечно, много. Кроме техники ещё и личный состав 21 человек. Служба хоть и длительная, зато интересная. Перемена мест, новые впечатления. Все ново и не успело надоесть. Был на Командорских островах, посмотрел, как живут там люди, какая природа. В общем, дикие места. Природа своеобразная, красивая, но мне кажется, что красивей средней полосы, Белоруссии нет нигде. А может, кто к чему привык? Смена климата чувствуется на здоровье. Такое впечатление как будто не хватает воздуха. Здесь воздуха действительно не хватает.

       Много мучился с зубами. Лечить некому, врачей стоматологов нет. Постепенно в Петропавловске, здесь в Магадане подлечил зубы. Сейчас уже не беспокоят. Надо еще вырвать один зуб мудрости, но пока не болит, оставлю до лучших времен. По графику должен идти в отпуск, но видно не получится, 2-х офицеров на корабле не хватает, могут не отпустить. Квартиру говорят дали, надо переезжать во Владивосток. В этом году никуда уезжать не буду, в плане перевести семью из Корсакова.

       Стала новая проблема, как сделать так, чтобы теща не поехала во Владивосток! Они остались все в Корсакове. Таня писала, что тёща сильно болела, лежала в больнице. Я не хочу, чтобы она с нами жила, но если больна и требует ухода, то здесь ничего не поделаешь. На корабле офицерский коллектив хороший, жить можно. Командир тоже, хоть  требовательный, но когда отношения определенные, то это лучше. Если так, значит так и никак иначе. Он на год старше меня. Окончил училище в 1976 году. Приехал из отпуска и сказал, что представление на моё звание подписал комбриг и отправлено в Москву на утверждение.

      Так что жду новое звание капитан 3 ранга. Город Магадан мне не понравился, правда в магазинах все есть. Я еще не оставил мечту перебраться на запад, чтобы быть поближе к дому.

       А пока все мысли и стремления направлены на окончание похода. Уже все устали и хочется домой. Когда получите посылку, а она будет идти около месяца, сообщите, как дошла. Пишите во Владивосток. Так меня не найдете, никаких писем до востребования, только Владивосток. Скоро уже будем там. План по рейсу выполняем с опережением. Так что возможно в начале сентября будем во Владивостоке. На этом заканчиваю. Танечку поздравляю с наступающим днем рождения. Письмо возможно придет с опозданием, но ничего.

     И вот еще одно письмо  Оно написано после похода. Правда, только правда и ничего кроме правды!

     «Здравствуй дорогая сестра!
Приятно возвращаться с моря после длительного плавания, особенно когда тебя ждет целая пачка писем. Получил письма от мамы, Саши, от сослуживцев из Корсакова. А сегодня от тебя. Заступив дежурным по кораблю, у меня сразу появилась возможность ответить, так как не сплю всю ночь.

       Мы благополучно завершили свой поход, выполнили его даже досрочно. Все обошлось без происшествий и серьезных поломок. На обратном пути зашли в Корсаков, и я забрал свои личные вещи. Все вошло в два  3-х тонных контейнера. Семью с собой не взял, так как на это нужно особое разрешение свыше. Да и они сами не захотели, побоялись укачаться. Я даже не представлял себе, как погрузить тещу на корабль. Она боится высоты, да и чувствует себя плохо.

       Они прилетели 1 сентября, и так как телеграмма пришла поздно, то я поехал их встречать, и мы разминулись. Они приехали в часть и их провели на корабль. С большим трудом мои товарищи помогли подняться теще по трапу на корабль, еще тяжелее было забрать её обратно. Но все обошлось. Выделили им отдельную каюту, они переночевали, а на следующий день уже были на новой квартире. Я привез вещи  с корабля, все выгрузили и начали устраиваться. Квартиру дали 2-х комнатную, недалеко от части. Не очень она хорошая, на первом этаже, да и запущенная, постоянно затапливает из  сточной системы, требует ремонта. На первое время сойдет, есть угол, и жить можно.

       Один неописуемый восторг у Юли, она радуется больше всех и встречей с папой и новым местом. Правда она разочарована немного тем, что нет цирка рядом, но его она видит из окна кухни через бухту Золотой Рог.

        В первый день выбежала на улицу и где-то упала и прикусила себе нижнюю губу. А на следующий день ободрала себе все колени. Теперь её одну на улицу не пускают, и она воюет с бабкой и Таней. Тещу первое время невозможно было оттащить от овощного магазина, в Корсакове картошка 1 рубль за килограмм на рынке, а здесь 20 копеек килограмм. Всё входит в колею, семья рядом и проблем меньше.

        Едва успели возвратиться, а уже ждет новый рейс. Рейс вне нашего плана, повезем овощи на Чукотку, а там по заставам. Нас бросили вместо другого корабля, на котором сейчас идет следствие и будет суд. Старослужащие избили молодого матроса. К сожалению, такие случаи имеют место. Даже в погранвойсках.

        Уже стали под загрузку, 10 сентября уйдем месяца на 2-2.5. Идет усиленная подготовка, технику надо готовить, рейс самый ответственный и тяжелый, какие у нас бывают. Главное «отдаленный» от базы, идем на Чукотку. Много нет на складе, поэтому нервничаю и переживаю, ругаюсь с командованием. Все спокойны, им в море не идти.  Сегодня узнали одну неприятную новость. На одном из кораблей нашей бригады при выгрузке угля на Курилах погиб матрос, придавило волокушей. В свете этого много проблем. В общем, не везет в этом году не только нашей бригаде, а по стране в целом. То Чернобыль, а теперь «Адмирал Нахимов» сколько жизней унес.

       В последнее время все больше и больше начинаю жалеть, что связался с военной службой. Жизнь уходит, начинаю стареть, а удовлетворения мало. Ничего не видим кроме службы, ни семьи, ни жизни, а она кругом кипит. Владивосток хороший, можно сказать красивый город. Я считаю, что «гражданские» живут более полной жизнью. Мне-то ничего, я уже привык, да и уже менять поздно что-нибудь. Я уже прослужил больше, чем осталось до пенсии.

        Особенно мучаются молодые. У нас на корабле лейтенант штурман прошлого года выпуска не может успокоиться. Да и мой старшина команды мичман решил уходить. Молодая жена беременная, а он постоянно в море. Никак не могу переубедить, разговор  о долге, о высоких принципах не берет. Был даже дома, разговаривал с женой. Она ему сказала, или я или служба. Возможно, скоро останусь без мичмана. Должностей мичманов у нас много, но никто не идет на службу. Я собирался в отпуск сначала с середины августа, потом с сентября, а теперь не знаю, когда в этом году пойду. Наверно под ёлочку. Выезжать в этом году уже никуда не буду, буду дома благоустраиваться.

       Саша пишет, что служба идет нормально. Я его в письмах проинструктировал, как служить. Очень переживаю за него, молодой горячий, как бы не наломал дров. Я много видел молодых матросов и не могу представить, что родной брат будет трепать нервы кому-нибудь. Я заметил, что у него почерк очень похож как у мамы, два письма тяжело отличить. Будем надеяться, что всё будет нормально. Он у нас не белоручка, трудности сможет переносить, а это самое главное, ум придёт.

       Работящие ребята легче привыкают, из деревни я заметил молодые парни, служат лучше. На этом заканчиваю. До свидания! Большой привет Андрею и детям. Очень рад, что тапочки подошли Тане. Передавай, Зоя, им чтобы учились хорошо, особенно Димка.

    «7» сентября 1986 года.                Кап. л-т    В. Сысун

Продолжение следует.

Продолжение: http://proza.ru/2019/10/10/119