Приложение 1. Из переписки Игоря Чупрова с Дмитрие

Игорь Чупров
  Игорь:
 Дмитрий, хочу вас сразу предупредить, что наши взгляды на то, чем был СССР, и что из себя представляет сегодняшняя Россия, скорее всего, разойдутся, как в море корабли. Я никого ни в чем не обвиняю своими писаниями, а просто пытаюсь донести до читателей свои взгляды. И считаю, что имею на это право, т.к. многое знал о том, что такое СССР, о чем и не подозревали жители Н-Мара.    При этом исхожу из следующего: их не знание, не их вина, а их беда. Но, чтобы вас сразу не шокировать и не оттолкнуть, начну высылать вам свои книги с  последней. Из которой, вы многое поймете. И если после прочтения  конца моих писаний, у вас появится желание прочесть начало. То сообщите, и я с удовольствием вам вышлю следующую.
Дмитрий:
Игорь, я ещё дополню свои впечатления о твоей публикации чуть позже, но скажу, что она меня впечатлила...
Игорь:
Дмитрий, если я правильно понял, вы имели прямое отношение к строительству Н-Мара. Хотя дамы Н-Мара печатать меня не хотят, я продолжаю собирать информацию о своей родне. Может быть, вы знали или слышали что-то о Григории Дуркине, строившем     морской причал Н-Мара в 50 е годы?
Дмитрий:
Знаете, Игорь, непосредственного отношения к строительству города я не имел, но, работая зам. председателя окрисполкома - председателем окружной плановой комиссии в 80-е годы, приходилось вникать и курировать эти вопросы. В те годы председателем отдела архитектуры и градостроительства был Шелыгинский Юрий Васильевич. Он давно на пенсии и живёт где-то в Воронеже. Вот он мог бы много чего рассказать, но я ничего о нём не знаю... Оглядываешься... и с болью ощущаешь, что многих уже нет с нами... А те, кто жив, тоже перешли на творчество... Бывший председатель окрисполкома Сядейский Тихон Иванович выпустил в свет три тома своих воспоминаний.  Мне кажется, вам в вашем писательском деле может помочь человек, который уже знаком с этим творчеством, который мог бы, если потребуется, систематизировать и подредактировать материалы, подготовить к публикации в каком-то оговорённом виде... У меня есть два направления возможного решения вашей проблемы...
Первое - в Нарьян-Маре, второе - в Архангельске. В Н-Маре отредактировала и подготовила к изданию много книг различных авторов Корепанова Людмила Юрьевна. Как у неё распланировано время и готова ли она взяться за эту работу, вам надо говорить с ней лично. Координаты её у меня есть.  В Архангельске уже 20 лет как создано и работает ненецкое землячество "Тосавэй", которое в 2015 году выпустило очередной 3-ий том сборника "Заполярье - судьба моя", посвящённый 85-летию образования Ненецкого автономного округа и 20-летию землячества. Это издание представлено на областной конкурс "Книга года" в номинации "Знаменитые земляки" за 2015 год. В этом сборнике публикуется много воспоминаний бывших жителей Н-Мара и округа, даже не являющихся членами Архангельского землячества. Председателем землячества там Матафанов Николай Николаевич  Его адреса у меня есть. В землячестве есть писатели и журналисты из округа, которые постоянно занимаются писательской деятельностью и издают свои произведения. Это, как мне кажется, более продуктивное направление (не умаляя творческую энергию Корепановой Л.Ю.). А если вам каким-то образом удастся побывать в Архангельске, то можно было бы организовать встречу с земляками и порешать ваши издательские вопросы.
Игорь:
Дмитрий, разрешите еще раз сказать вам: спасибо.  Сочинителем я стал как раз с подачи Л.Ю. Корепановой. Её муж пригласил меня на презентацию её книги. 
Получив её книгу, я в качестве ответной любезности вручил ей свои воспоминания на диске. На следующий день она позвонила мне и предложила отредактировать мое и издать. Она отредактировала. Но  три попытки издать не удались. Знаком я и с семейством Шелыгинских, тем более, одна из него - Лиля Шелыгинская моя одноклассница, с которой общаемся и сегодня. В Одноклассниках очень тяжело писать
Потому предлагаю продолжить  общение, если вы не против в Емайл. Мой Емайл: chuprov1940@mail.ru
Прочитано 13 января в 21:21
Дмитрий:
В морском порту я знал ветерана порта Дуркина Григория Семёновича, но он многие годы работал в планово-экономическом отделе порта, а имеет ли он непосредственное отношение к строительству причалов - не знаю...
Спасибо, Игорь, за предложение... С удовольствием ознакомлюсь...   Моя почта:  63dimon1947@mail.ru
 Дмитрий 14 января:
Прочитал, восхищён разносторонностью взглядов на жизненные проблемы... Подробности позже... Готов продолжить общение с материалом... Спасибо!
  Игорь, извини, не мог пару дней заниматься компьютером на передачу информации... Был поглощён и увлечён твоими воспоминаниями... Задевают до глубины души! С некоторыми твоими родными, друзьями, знакомыми я встречался по жизни, с кем-то работал, кто-то был соседом по дому, но, поймал себя на мысли, что со всеми были ровные, добрые и доверительные отношения... В нашем родном городе по-другому быть не может! В 50-е годы мы жили на Северной, 8, в двухэтажном доме барачного типа. В этом доме в то время жили Малышев Алексей Исаевич, Корепанов Вячеслав Кузьмич... Сейчас этого дома нет... Однако, когда я год назад побывал на том месте, где он был, воспоминания о той не простой, но прекрасной жизни вновь всколыхнули память о Нарьян-Маре наших лет... Я с удовольствием просмотрел ваши фотографии и глубоко сожалею, что у меня фото тех лет почти не сохранились...
Игорь, я ещё дополню свои впечатления о твоей публикации чуть позже, но скажу, что она меня впечатлила...
Дмитрий:
Спасибо, Игорь, за приятные часы общения с твоими воспоминаниями. Словно сам окунулся в те, такие далёкие, но ностальгически приятные времена! Вспомнилось старое здание техникума на ул.Выучейского, 15, где я учился на зоотехника с 1961 по 1965 год, поездки на уборку картофеля на остров Екушанский, на сенокос в Никитцы, на работы по механизации животноводческих ферм в колхозе "Россия" (с. Ома в Канино-Тиманье)... Принимали активное участие в работах по закладке фундамента под новый учебный корпус зооветеринарного техникума, открытие которого произошло после окончания техникума, когда я был в рядах Советской Армии. Помню, в комнате на первом этаже старого здания техникума проживала старушка с сыном Анатолием по фамилии Носовы. Возможно это ваши родственники. Старушка очень приветливая, выполняла обязанности по охране здания после окончания учёбы в техникуме. Её сын окончил этот же техникум, позже работал научным сотрудником в Нарьян-Марской сельскохозяйственной опытной станции. Его жена Софья тоже окончила техникум, работала в научной библиотеке сельхоз станции. Многих людей, упомянутых в твоей книге и на фотографиях, я знал. Юра (Юрий Андреевич) Ануфриев с семьёй был соседом по площадке в доме на ул. им.60-летия Октября, 8 (в Качгорте), вместе с ним работали в аппарате Окружкома КПСС. Года 4 назад он умер после тяжёлой болезни. С Васей (Василием Петровичем) Вокуевым я работал в окружном агропроме. Он тоже умер. С Истоминым Михаилом Михайловичем работал в Окрисполкоме. С Ниной Александровной Семьиной (Лосевой) очень тесно сотрудничали на журналистской ниве. А Игорь Тимофеевич Хатанзейский некоторое время преподавал нам математику, когда я учился в техникуме. Среди преподавателей школы № 2 увидел Воронцову Тамару Николаевну - жену моего дяди Воронцова Евгения Владимировича.
Знал Исая Васильевича Малышева - человека независимого, справедливого и "громогласного", т.к. он всегда излагал свои мысли аргументированно, ясно и громко... Так-что, Игорь, своими воспоминаниями ты всколыхнул и мои "пласты" памяти... Спасибо за это!  Я же в 1993 году уехал на Таймыр, работал заместителем Губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по экономике, до формирования института федеральных округов работал Полномочным представителем Президента России на Таймыре. Защитил кандидатскую диссертацию на присуждение ученой степени кандидата технических наук. Избран Действительным членом (академиком) Международной Академии минеральных ресурсов. После выхода на пенсию с 2005 года живу с женой в Ростовской области (жена уроженка г.Шахты). Пока-пока...
Игорь:
Дмитрий, спасибо, что написали о себе. Преклоняюсь перед вами. Если мне помогли получить образование брат и сестра, перед моими глазами в качестве примера для подражания стоял Иван. И самое главное: моя мать своими  внушениями через молитвы направляла всех своих детей, меня в первую очередь, в нужном направлении.- Ничем другим свои чисто спонтанные, казалось бы, совершенно нелогичные поступки в выборе своего пути объяснить не могу.
То, Вы, судя по вашей кратенькой биографии, всего добились сами.  Неужели Вы ничего, кроме сельхозтехникума не кончали?   
Отвечу на ваш вопрос: не родственники ли мне  «старушка с сыном Анатолием по фамилии Носовы. Возможно это ваши родственники. Старушка очень приветливая, выполняла обязанности по охране здания после окончания учёбы в техникуме.»
Гарантированно, что не родственники, т.к. они выходцы не из Усть – Цильмы. А просто наши соседи – жили через комнату от нас в техникуме.
 С Толей Носовым я каждый год  в день пенсионеров парюсь в бане в Н-Маре. Он, один из немногих жителей Н-Мара приобрел мою «Все что в сердце отложилось» (15 экз. её я сдал на продажу).  Он принес книжку и авторучку в баню и попросил меня написать автограф.   Таковы вот пути господни, как бы сказала моя мать.
Перехожу к нашим баранам. Сегодня вышлю вам  свою книгу 2, которую написал по просьбе бывших коллег по Литве. Они её распространяли по Каунасу и Вильнюсу на флешках, почти как самиздат во времена СССР.  Всю её можете не читать, а просто пролистайте, чтобы получить представление об атмосфере, в которой я обитал и трудился 30 лет в одном из националистических центров СССР – Каунасе. Тем более, что первые и последние главы этой книги я включил в следующую свою книгу: «О жизни в СССР, причинах его распада и последствиях», которую вышлю вам позже.
Дмитрий:
Игорь, я заочно окончил Ленинградскую Высшую партийную школу, затем Кировский сельскохозяйственный институт. В мае 2000 года Решением диссертационного совета Норильского индустриального института мне присуждена учёная степень кандидата технических наук. ВАК Министерства образования РФ утвердил это решение. Тему диссертации я начал готовить ещё в Н-Маре, а закончил на Таймыре, где и защитился. Тема: "Исследование и разработка организационно-экономических методов управления традиционным хозяйством малочисленных народов Севера" (На примере Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа). Специальность 08.00.28 - Организация производства. Тема имеет актуальность в связи с деятельностью традиционных хозяйств при наличии крупнейшего промышленного мегаполиса, каким на территории Таймыра является Норильский горно-металлургический комбинат. Был разработан новый методологический подход к регулированию организационно-экономических взаимоотношений системы "мегаполис - фактория", позволяющего устойчиво развивать и сохранять малочисленные народы Севера в рыночных условиях. Такие вот дела...
 Как-то в Интернете наткнулся на обсуждение материалов моей диссертации, кажется, голландскими или норвежскими учёными, которые поддержали основные положения работы, но, почему-то, наравне с районами Крайнего Севера рекомендовали её к практическому применению в мелкотоварном производстве... на Украине. Возможно, они уже 10 лет назад предполагали нынешние проблемы в соседней с нами Украине.
Игорь:
Дмитрий, еще раз большое Вам спасибо за  письмо в Одноклассниках. Оно еще раз меня убедило, что сегодня в Н-Маре не осталось не только старых домов, но и его старых  жителей. А бал правят в нем сегодня заезжие варяги. Коль скоро, Устьцилем из Н - Мара вы осилили, то вечером перешлю следующее свое писание, т.к. оно долго загружается.  Сейчас перешлю только что отправленное в Литву, бывшему своему коллеге по работе, вступившему в КПСС в 19 лет. А сегодня ярому националисту и стороннику мадам Грибаускайте, фамилию которой  на русский я бы перевел, как " Гриб  ядовитая поганка"
Игорь:
Дмитрий, про Григория Семеновича Дуркина я от вас ничего не получил. Где то пропало ваше письмо. И еще хотел  удовлетворить свое любопытство, если это возможно: как ваша семья оказалась в Н-Маре?
 Дмитрий:
До приезда в Нарьян-Мар в сентябре 1949 года мои родители жили и работали в г.Молотовске (ныне г.Северодвинск). Отец Николай Дмитриевич (07.03.1919 - 02.04.1995), уроженец Тверской губернии, после окончания ФЗУ все годы войны работал токарем, мастером цеха на одном из военных заводов в г.Молотовск, мама Александра Александровна (30.03.1924 - 14.02.1990), в девичестве - Обросова, уроженка п.Цигломень, что на левом берегу р.Северная Двина, напротив Архангельска, в годы войны тоже работала на военном заводе в г.Молотовск. По приезду в Нарьян-Мар со мной и моим братом, в начале жили на лесозаводе у тёти - Валентины Павловны Воронцовой (она и моя бабушка по маминой линии Парасковья Павловна - родные сёстры), затем получили комнату в коммунальной квартире на 2-ом этаже двухэтажного дома. Отец устроился на лесозавод №51 токарем, мама - на овощехранилище, не далеко от дома, что позволяло ей контролировать нас в течении дня. В те годы на лесозаводе были проблемы с выплатой зарплаты, поэтому в 1951 году отец перевёлся на работу токарем в механическую мастерскую рыбозавода, на месте которой позднее было построено общежитие ГПТУ-24. Для жилья нам выделили 2 спаренные комнатки в угловой части здания на ул. Северная, 8 (позднее - ул. Победы, 8). Это был двухэтажный коммунальный дом с выходами на обе стороны здания. Там жили семьи Корепановых, Ермолиных, Поздеевых, Родионовых, Глибина-Соловьёвой, Малышевых, Артеевых и многих других. Возле каждой двери в длинных коридорах жильцы устанавливали табуретки с примусами и керогазами, от которых распространялся чад с запахом керосина. В 1954 году я пошёл в 1-ый класс школы, которая находилась напротив здания окружного почтамта. Проучившись год, во 2-ой класс я уже пошёл в Качгортинскую начальную школу, позднее ставшую школой-семилеткой. Родители в это время купили в п.Сахалин половину каркасного дома № 37. В 50-60-ых годах рыбозавод начал развивать свою производственную базу в п. Качгорт, там же строились жилые дома для работников. В 1960 году нашей семье, в которой уже было 5 детей, выделили трёхкомнатную квартиру. Отец продолжал работать токарем, а мама занималась воспитанием детей. "После окончания семилетки я поступил на зоотехническое отделение техникума, после окончания которого я был принят на работу в Нарьян-Марскую опытную сельскохозяйственную станцию. Отслужив в Советской Армии, я вновь продолжил работать там же. Затем работа в комсомоле, партии, Советах.
 Братья Евгений и Сергей окончили ГПТУ-24, работали на Нарьян-Марской ДЭС. Брат Виктор, как и я, окончил Зовет техникум и Ленинградский сельхозинститут в г.Пушкин. Евгений и Виктор живут с семьями в Н-Маре, Сергей - в Иркутске. Сестра Ольга окончила Новомосковское швейное училище, живёт в Архангельске. Отец последние несколько лет, перед выходом на пенсию избирался председателем заводского комитета Печорского рыбокомбината им .50-летия Октября. Мама в эти же годы работала дежурной в общежитии ГПТУ-24. В 1975 году родители вышли на пенсию и уехали в Тульскую область, где мы помогли купить им частный домик в д.Слободка Белёвского района, куда мы ежегодно приезжали помочь в заготовке дров, оказать другую помощь и внимание. Родители тоже несколько раз приезжали в Нарьян-Мар, чтобы повидаться с родными и близкими.
Игорь:
Спасибо, Дмитрий, за более подробную биографию и фото. Надеюсь, что история вашей семьи  заинтересует не только меня. А в ваши личные фото в «Одноклассниках» мы с женой  заходили, но до «дней былых» не добрались. Приятно было обнаружить, что не только я пытаюсь вывешивать фото с кусочком истории.
 Сколько мне помнится,   с 1941 по1948 годы, для того чтобы въехать или выехать из Н-Мара, требовалось спец разрешение.  Похоже, что ваша семья переехала к нам после отмены этого. Я то, по простоте своей, думал, что в те годы народ стал перебираться как раз в обратном направлении: из Н-Мара в Архангельск и Молотовск, который начали интенсивно застраивать, кажется, по приказу Л. Берии. В числе таких были наши учителя и даже родственники мои. Ан, нет, другие ехали им навстречу. 
Дмитрий:
Да, Игорь, в послевоенном Молотовске и Архангельске жизнь была не из лёгких, даже после денежной реформы 1947 года. У моей бабушки, Парасковьи Павловны, в Нарьян-Маре ещё с 20-х лет прошлого века уже проживали и работали на лесозаводе №51 родные сёстры: Ольга Павловна Орлова и Валентина Павловна Воронцова с семьями, а также брат Михаил Павлович Сугоняев, семья которого жила в Нарьян-Маре. А он и его супруга Вера Никитична работали преподавателями в школе, которая находилась напротив Почтамта. С начала прошлого века на лесозаводе "Стелла Поляре" работал мой дед Александр Егорович Обросов (род. 1873 - 07.12.1947г), муж моей бабушки Парасковьи Павловны. Он был большевиком с дореволюционным стажем и после очередной ссылки через Усть-Цыльму по реке Печоре приплыли на лесозавод, где вместе со ссыльными Калмыковым С.Н., Хатанзейским Г.В. и Боевым М.М. создали первичную организацию марксистской партии. Затем он вновь оказался в Архангельске. Познакомился и женился на Парасковье Павловне (в девичестве - Сугоняева), в марте 1924 года родилась моя мама. В 1927-28 гг дед снова перебрался на Печорский лесозавод, а жена с ним не поехала, оставшись в Цигломени воспитывать дочерей (старшая дочь Ангелина родилась от 1-го брака бабушки). Поскольку бабушка категорически отказывалась ехать следом за дедом, то у него появилась другая семья, в которой 27 марта 1936 года родился брат мамы по отцу и мой дядя Иосиф Александрович Обросов, который всю жизнь трудился на лесозаводе, продолжая жить в том же посёлке.  Такая вот предыстория нашего заезда в ненецкие края...   Короче, мои родители в сентябре 1949 года, погрузившись в Архангельске на легендарный Ордена Боевого Красного Знамени пароход "Юшар", прибыли в Нарьян-Мар. Здесь отец освоил все виды рыбалки, сбор грибов и ягод, а позднее получали урожай картофеля со своего огорода. По признанию моих родителей, жить стало заметно легче, хотя и не просто...
                Дмитрий Шустров