235. Интуиция. Разные аспекты

Николай Островский 2
Эрудиция вообще часто не помогает интуиции, а затемняет её, противопоставляет ей ряд других идей-решений.  Первобытный человек или современный преступник и невежда могут обладать интуицией много острее, чем какой-нибудь учёный и интеллигент, интуиция аморальных людей столь же мощна, как и моральных - если она есть. Даётся же она нам с генами, личная природа человека или делает его обладателем чуткой интуиции, или не делает,одним людям легче развить интуицию, а другим - при той же методике - нет.  Интуиция, конечно, связана и с подсознанием, и с эмоциями, и с идеями. А часто интуицию смешивают с чуткостью профессионализма, хотя это не одно и то же.
Что интуиция "первичная сила" не доказано. Здесь могут быть разные вероятности. Например, ум набирается знания и жизненного опыта, всё это перерабатывается в подсознании, а затем, в определённой ситуации, выдаётся в сознание, в форме эмоции или умственного озарения - осознания решения проблемы. В этом случае интуиция не есть первичное. А возможны и другие понимания интуиции, в том числе и представление о ней как о первичной силе. И не только интуиция путь к продуктивности, но и опыт жизни, рациональное познание. Иногда совсем не нужно мгновенное решение проблемы, а предпочтительнее кропотливое изучение явления, проблемы, труд. Между прочим, и интуиция может ошибаться. Эрудиция мешает интуиции, но вместе с тем и нужна для неё: Неспециалист в технике не решит техническую проблему и при помощи интуиции. Развитая личность, дух может использовать свою интуицию много качественнее, шире, чем какой нибудь невежда (в условиях современной цивилизации).Опять же может быть очень по разному - то знание мешает интуиции, то помогает.
В целом на фоне развитой души интуиция может работать тоньше, лучше, качественнее - если эрудиция и опыт жизни слишком её не подавляют, - такое вполне может быть. Так точно интуиция неразвитого может быть и острее и глуше. Важно ведь не только иметь ощущения, но и осмысливать их в сложных ситуациях жизни. Примитивный человек может хорошо пользоваться своей интуиции прежде всего в аспекте "уловления" внешней и даже будущей опасности, или чутко реагировать на эмоции других людей, животных, регистрировать на уровне подсознания и немного сознательно изменения среды, использовать важные для жизни здесь и сейчас навыки.
Более сложна творческая интуиция, она уже способна использовать для собственного проявления и эрудицию, обычный жизненный опыт человека. Озарения качественного ума существеннее, чем у некачественного.
Излишнее и поверхностное общение человека с другими людьми может заглушить интуицию, тогда как общение более глубокое и творческое её развивает.
Существует ещё не интуиция, но её основание - эмоциональная и умственная чуткость индивида, отчасти данная ему от природы, отчасти развитая в процессе жизни и творчества.
Страх может и обострять интуицию и мешать ей, поскольку нужно оценивать то, что даёт интуиция, быть в состоянии это делать, т.е. требуется преодоление страха. Страх без его преодоления только помогает спасаться бегством, инстинктиво применять подходящие для ситуации действия и движения. Страх тогда угнетает мысль и активирует чувства.
На характер интуиции влияет не только сама индивидуальность, но и опыт поколений. Именно это имеется в виду, когда говорят о социализации и воспитании человека.
Если на основании интуиции появляется ряд идей, то какая лучше, какая хуже - это решают логика с мышлением. Идеи интуиции иногда могут противоречить друг другу. Нужно учитывать и особенности ситуации...
Но есть нечто, что интуиция навязывает человеку для его же блага, - это вера в себя и свои силы, проявление инстинкта жизни в форме интуиции. В этом случае думать вредно, так как с мыслью может пробиться в нас и скепсис относительно своих возможностей и способностей.
Обычно интуицию обостряет одиночество (оно обостряет все чувства). Чаще всего интуиция помогает внешним проблемам, чем внутренним. Если интуиция поставляет некие идеи, то даёт их в очень неоформленном виде и для их прояснения, развития требуется умственная и творческая деятельность. А порою последнее лишь заменяет интуицию, её отсутствие. Проблема решается методологически, технически и также успешно. Но одной интуиции недостаточно. Даже дикарь вынужден осмыслять, что она даёт.
В принципе, мы не знаем есть ли интуиция или мы принимаем за неё нечто другое. Но особенности этого нечто совпадают с выработанным у людей понятием об интуиции. Главная сложность - тесная связь интуиции с подсознанием человека, которое нельзя "изучить" напрямую.