Фамильная родословная

Краснов Валерий
Много лет назад,когда мы с моей любимой поняли,что не можем жить друг без друга, моя подруга спросила меня :
- А как твоя фамилия?
И когда я ответил,она огорчённо покачала головой :
- Однажды цыганка мне нагадала,что я выйду замуж за однофамильца. Значит,обманула.
- А как твоя фамилия? - в свою очередь спросил я.
- Сахарова,-услышал я в ответ.
- Ну тогда цыганка предсказала правильно : если бы я взял фамилию не матери,а отца,то я был бы тоже Сахаров.
Это открытие ещё больше утвердило нас обоих в правильности сделанного выбора.
В последующие годы мы с женой частенько обменивались информацией о наших предках и родственниках,разыскивая точки соприкосновения. За долгую совместную жизнь ветви наших генеалогических деревьев так тесно переплелись, что фактически превратились в единое целое,и мы стали относиться к нашим родословным как к общей семейной истории.
Итак,вспомним наших незабвенных предков.                Мой отец, Анатолий Александрович Сахаров, родился в  1901 году. Он получил медицинское образование и со временем стал весьма востребованным врачом в Санкт Петербурге.                Во время Великой Отечественной войны ярко раскрылись его таланты не только как медика,но и как отличного организатора. На посту начальника группы госпиталей и уполномоченного Военного совета Ленинградского фронта он провёл целый ряд блестящих операций по эвакуации госпиталей и спасению десятков тысяч раненых воинов Красной армии. При этом,как отмечалось в рапортах командования,"благодаря его огромной энергии и безупречному знанию дела, все эвакуированные раненые без единой потери и каких-либо осложнений были доставлены по назначению в госпитали армии и флота."                К концу войны отец  имел многие воинские награды.
  Мой дед по материнской линии до революции был известным московским финансистом. В 1918 году он был расстрелян большевиками за отказ сотрудничать с новой властью. После этого его жена,моя бабушка, тяжело заболела,в результате чего её восемь детей попали в детский дом...
Моя мать,Татьяна Борисовна Краснова 1910 года рождения,несмотря на сиротское детство и пятно в биографии,сумела получить высшее образование и сделать успешную карьеру  литературного редактора. Она работала в таких престижных издательствах как Детгиз, Могиз, Машгиз.
Один из братьев матери был репрессирован в 37 году,другой едва избежав такой участи,подвергся жестоким гонениям.
А теперь приглядимся к другой ветви нашего семейного дерева - к Сахаровым со стороны моей жены.
 Её отец,Сахаров Сергей Иванович,родился в 1885 году. По образованию он был юристом,но будучи всесторонне образованным человеком, многие годы занимался архитектурой и книгоиздательством.               
 Отец Сергея Ивановича ,Иван Николаевич Сахаров,был известным Московским адвокатом,снискавшим уважение за защиту борцов за справедливость в царской России. На этой почве он переписывался со Львом Толстым,Чеховым и Горьким.  У Ивана Николаевича и его жены Марии Петровны было 6 детей. Одним из них был Дмитрий Иванович Сахаров,известный физик,учебником которого до сих пор пользуются студенты-физики.
 Но самым замечательным представителем семейства Сахаровых был,безусловно, Андрей Дмитриевич ,сын Дмитрия Ивановича и двоюродный брат моей жены. Недаром его именем назван проспект в Москве, площадь в Вашингтоне,сады в Израиле и многое другое.Пожалуй, всему миру он известен как создатель сверхмощного оружия,наличие которого у СССР,по мнению многих,предотвратило новую мировую войну.А ещё больше он прославился как самоотверженный правозащитник ,защищавший множество политзаключённых и просто преследуемых в стране граждан.
 Думая о судьбе Андрея Сахарова, я  всегда поражаюсь  : как он,имевший всё - и любимое дело,и материальное благополучие,и славу и уважение окружающих - как он смог добровольно лишиться всего этого ради эфемерной борьбы за справедливость и безопасность людей на Земле? Это непостижимо.
  А из его  человеческих качеств я бы выделил его необыкновенную скромность. Вспоминается как однажды в кругу родственников стали обсуждать  литературные новинки, и обнаружилось,что он,единственный из всех присутствующих, не знаком  с последними публикациями. Все стали дружески посмеиваться над  учёным,а он только развёл руками и скромно опустил глаза.  И  это - академик, лауреат Ленинской и Сталинских премий,трижды герой Социалистического труда... Хорошо,что его кузина заступилась за него,напомнив, что у него - действующего учёного-физика,в отличие от всех присутствующих, просто нет времени для ознакомления с новинками литературы.
Говоря о семействе Сахаровых,не могу не вспомнить об ещё одном  его замечательном представителе - скромной тёте Тане. Её полное имя - Татьяна Ивановна Якушкина-Сахарова, и в этом имени соединились две выдающиеся личности. Об одной из них сказано выше,а второй - декабрист Якушкин, получивший 20 лет каторги,за потомком которого тётя Таня была замужем. Это тот самый Якушкин, о котором Пушкин упомянул в "Евгении Онегине" :
                Меланхолический Якушкин               
                Казалось,молча обнажал 
                Цареубийственный кинжал...
Но Татьяна Ивановна и сама была человеком удивительным. Будучи ещё девочкой,она дарила свои вещи бедным детям. Став взрослой,регулярно помогала окружающим,отдавая последние деньги                . В голодные 20-е годы она однажды увидела на улице нищенку с маленьким ребёнком. Тётя Таня взяла в свой дом мальчика,вырастила его,дала образование, пустила в свой дом его жену.            После войны она приютила в своей маленькой комнате семью своего брата,которая обитала там много лет. Вот такие эти Сахаровы!
На этом я закончу этот короткий экскурс в нашу фамильную родословную. Детям и внукам есть чем гордиться и с кого брать пример.
Да и мы,представители их предыдущего поколения, не подкачали. Моя жена,Наталия Сергеевна,кончила школу с золотой медалью,затем - Московский Энергетический институт - с отличием,а потом с блеском защитила диссертацию и работала в НИИ ведущим научным сотрудником.                Да и её муж не посрамил фамилии  : много лет трудясь за конструкторским кульманом,дослужился до директора Конструкторского бюро,имеет массу изобретений и иностранных патентов.
Верю,что наши дети и внуки тоже не подведут. Ветер вам в паруса,дорогие!