Лидия Кобеляцкая. Порт-Артур, 1904...

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Порт-Артур, 1904 год...


В нашей литературе появилось немало произведений, в которых речь идёт о действительных событиях, о конкретных людях. Одно из таких произведений — исторический роман А. Степанова «Порт-Артур».
Мне довелось быть непосредственной участницей событий, описанных в романе, хорошо знать людей, о которых говорится в нём, и даже попасть на его страницы в образе Вари Белой.
Любознательному читателю как на Родине, так и за рубежом, по-видимому, небезынтересны некоторые другие подробности из жизни героев романа, а также и то, как сложились их судьбы в дальнейшем. Эти мысли и побудили меня взяться за перо.
Среди читателей журнала «Родина», возможно, найдутся люди, в свое время защищавшие вместе с нами Порт-Артур. Буду рада получить от них весточку.
Чтобы не грешить против истины, я позволю себе поделиться воспоминаниями лишь об очень близких мне людях, и в первую очередь об отце, генерал-майоре Белом.
Василий Фёдорович Белый, уроженец Кубани, сын казака, был настоящим русским патриотом. Об этом неопровержимо свидетельствует его мужественное поведение в русско-турецкую войну 1877 года. Командуя подразделением артиллерии Кубанского казачьего войска, в тяжёлой и сложной обстановке В.Ф. Белый проявил не только незаурядные воинские способности, но также беззаветную преданность России.
Минуло четверть века. Над Родиной нависла новая угроза: тучи войны сгущались на Востоке. Шёл 1901 год. Ветеран Севастопольской обороны В.Ф. Белый прибыл в далёкий Порт-Артур.
«В эти дни мы увидели молодцеватого полковника, мчащегося от одной батареи к другой, — писал мне недавно один из бывших портартурцев. — Полковник был уже с сединами, худощав. Из-под высокого лба спокойно смотрели добрые сероватые глаза. Однажды он появился в нашем районе. Остановил коня, спрыгнул на каменистую землю и поздоровался с нами. Потом потрогал тонкие усы, закурил и угостил нас папиросами. Мы разговаривали запросто. Полковник интересовался жизнью солдат. О себе сказал, что назначен командующим Квантунской артиллерией, назвался по имени и отчеству. С этого момента мы почувствовали, что Василий Федорович Белый уважает и любит простых солдат. А вскоре я уже шил ему генеральский мундир, бывал у него на квартире, что находилась за оврагом, против дома генерала Стесселя, бывшего коменданта крепости. И всякий раз я замечал, как чутко Василий Фёдорович относился к подчинённым».
Вскоре в Порт-Артур приехала и я с матерью. Шёл мне в ту пору пятнадцатый год. Помню, как нашу семью навещали знакомые, в том числе адмирал Макаров. В январский вечер 1904 года собрались к нам гости в связи с годовщиной со дня свадьбы моей старшей сестры Раисы. После ужина гости веселились.
Отец наш страстно любил музыку, сам неплохо играл на скрипке.
В этот вечер своей игрой он захватил всех: слушали так внимательно, что тишину тревожили только звуки скрипки.
И вдруг что-то неожиданно и непривычно грохнуло: это раздался артиллерийский залп японцев, вероломно напавших на русские корабли, стоявшие в порту. Так кончилась мирная жизнь.
Война многих застала врасплох, но русские воины проявили железную стойкость. Отец командовал крепостной артиллерией, всё время находился на передовых позициях. В боях участвовал и мой брат Леонид. Будучи подпоручиком, он командовал одним из подразделений артиллерии. За доб-лесть и мужество отец и Леонид были награждены георгиевскими крестами.
Неустрашимо вёл себя в боях большой друг нашей семьи, любимец матросов и солдат адмирал Макаров. В трудную минуту он всегда находился в самом жарком месте. Так и пал он в самый разгар сражения, как истинный герой.
Мой старший брат, артиллерийский капитан Иван Белый, пал смертью храбрых в Мукденском сражении. Узнав о гибели сына, отец коротко произнес: «Вечная ему слава, он с честью выполнил свой долг».
Попав, будучи контуженным, в плен, генерал Белый не предал Родины. Противник потребовал от пленных офицеров подписку, что никто из них никогда не будет воевать против японской армии. Дав подписку, Стессель обратился к Белому с вопросом: сделал ли он то же самое? Василий Фёдорович ответил:
- Я перестал бы себя уважать, если бы дал такую подписку врагу. Я сын великой России и останусь им до конца дней моих.
После падения Порт-Артура и мучительного плена отец вернулся на Родину. Больной, он не ушёл на покой, а принял предложенный ему пост начальника артиллерии Владивостокского укреплённого района. Однако контузия и плен давали себя знать. В 1913 году В.Ф. Белый скончался и был похоронен в Царском Селе (ныне г. Пушкин).
Сейчас могила ветерана двух войн находится под хорошим присмотром. Её нередко посещают местные жители, приезжие. Недавно моя дочь Наталья побывала в Пушкине. Придя на могилу дедушки, она занялась уходом за цветами, разросшимися вокруг. В это время подошла группа экскурсантов. Увидев озабоченную женщину, один из них тепло сказал: «Сердечно благодарим Вас, что и Вы чтите память геройского генерала, уважаемого нами человека». Экскурсанты не знали, что перед ними - внучка героя.
Мне сейчас за семьдесят. Конечно, я уже не такая «стройная, гибкая Варя Белая», о которой пишет в романе Степанов. Но скорбеть об ушедшей молодости не приходится, я чувствую её кругом: она во всей жизни обновлённой России, в делах строителей общества, которое утверждает на земле мир и счастье для всех. И живу я в новом доме. Получаю персональную пенсию. Жаль только, что старость оторвала меня от трудовой жизни и общественной работы. Однако и дома я нахожу, чем заниматься: принимаю посетителей, веду переписку. После опубликования романа «Порт-Артур» ко мне со всех концов нашей великой Родины пошли письма. Завязалась переписка, и с дочерью генерала Кондратенко — Марией Романовной Кондратенко. Она пианистка, живет в Саратове, теперь на пенсии. Пишут мне и читатели романа, и бывшие ветераны русско-японской войны. Все они благодарны Родине, которая не забывает патриотов. — ни тех, кого уже нет в живых, ни тех, кто здравствует поныне.
Лидия КОБЕЛЯЦКАЯ,
дочь генерала В.Ф. Белого.
Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. 40 лет Октября, дом 24, кв. 21.


(«Родина», № 2 за март-апрель 1962 г.)