Петя Казаков

Всеволод Турчин
Петя Казаков
В Одесское мореходное училище принимали юношей четырнадцати – шестнадцати лет, окончивших школу семилетку. Это были дети из разных городов и весей нашей тогда огромной и многонациональной страны. Абитуриентами были сыновья матерей – вдов Отечественной войны. Был конец сороковых, начало пятидесятых  годов XX века. Война хоть и завершилась Великой победой, но семьи многих людей ещё чувствовали её последствия. Мальчишки, рождённые до, или во время этой войны представляли из себя «сплошную безотцовщину» со всеми негативными признаками в воспитании и образовании.

В Одессе издавна уже существовало мореходное училище ещё  с довоенных времён. Оно готовило офицеров военного флота с цензом образования ВУЗа и вполне удовлетворяло спрос на тогда необходимые офицерские кадры.
Однако после окончания войны в этом смысле произошёл перекос. Юношей окончивших среднюю школу-десятилетку, претендующих на высшее воинское образование оказалось очень мало. Да и кадров гражданского флота  со  средним образованием – большой дефицит. Зато в военно-морском флоте (парадокс войны) образовался избыток командиров без образования, получивших повышения в званиях в виде  наград за боевые заслуги. Чтобы как-то уравновесить этот перекос и возникла необходимость в учебном заведении, готовящем кадры среднего звена специалистов флота и заодно трудоустройства офицеров войны в качестве военных командиров-воспитателей курсантов мореходки. В составе курсантов училища, как уже упоминалось выше, были совсем салажата-подростки и в то же время демобилизованные после победного окончания войны матросы, попавшие по призыву на корабли в последний год войны, с  желанием продлить для себя флотскую профессию. Тем более, что их принимали без вступительных экзаменов, но с обязательством принять на себя обязанности старшин, т. е.  младшего звена командиров рот и взводов.
 
Петя Казаков был самым юным в нашем взводе. Он был пухленьким, но крупненьким юношей. По росту занимал положение правофлангового в строю,  но в стандартную курсантскую форму не умещался. Он был худой и длинный, как фитиль. На первом курсе перешивать форму запрещалось, чем мы одесситы обычно грешили.
В Одессе было много частных ателье, где сравнительно дёшево можно было курсантам мореходки подогнать форму. Но это могли себе позволять только курсанты старших курсов. Поэтому Петя выглядел несуразно и был сразу заметен придирчивому глазу старшин и офицеров в общем строю.
 – Казаков! – брезгливо восклицал старшина.
 – Я! – отвечал Петя писклявым детским голоском.
 – Выйти из строя!
 – Есть выйти из строя! – отвечал дискантом Петя и выходил, спотыкаясь, путая ноги и поворачиваясь лицом к строю через правое плечо.
 – Отставить! – в отчаянии командовал старшина.
Петя понуро возвращался в строй. Мы все каждый раз с удовольствием наблюдали этот «цирк» и радовались тому, что Петя отвлекал на себя внимание от нас. И снова:
 – Курсант Казаков!
 – Я!
 – Выйти из строя, как положено по уставу!
И так далее. К тому моменту старшина уже забывал причину, по которой вызвал Петю из строя и долго придирался к нему по мелочам.
В первый год, в нашей роте бытовал негласный антагонизм между курсантами-одесситами и ребятами, поступившими из окружающих украинских и молдавских сёл. Они злорадно относились к разгильдяйству Пети. Мы же, одесситы, больше сочувствовали ему и даже слегка завидовали. Дело в том, что его часто навещала мама. Это была красивая, статная и по сегодняшним понятиям «гламурная» женщина. Мы уже многие умеющие оценить женскую красоту с восхищением наблюдали издали за их свиданиями. Она общалась с ним по-матерински ласково, на зависть нам, а он стеснялся этого и каждый раз одёргивал её во время общения. Это лишь подчёркивало его «инфантильность».

Однажды, уже на второй год нашей учёбы, мать Пети ухитрилась, во время его увольнения, перешить, или заново пошить его рабочую форму в соответствии со своими «гламурными» вкусами. Когда на очередном занятии по строевой подготовке Петя появился в своей ладно подогнанной по фигуре форме, с расклешёнными рабочими брюками, затмив всех нас своей элегантностью, все мы ахнули от изумления, а старшина, «проглотив язык», не зная к чему придраться, только задохнулся и изрёк: «Ну, Казаков!.. Ну и ну!..», но больше ничего и не смог придумать.
Мы вышли на плац, и тут вдруг зам начальника училища по строевой подготовке, капитан третьего ранга Тесля, увидев проходившую перед ним нашу роту, где на правом фланге во всей красе чеканил шаг Петя Казаков,
громовым, командирским, ужасным криком заорал: «Стоп!!!» - рота остановилась. Тесля медленным шагом быка с налитыми кровью глазами подошёл к нашей роте и, уставившись прямо на Петю, в наступившей ужасной тишине, процедил сквозь зубы: «Это –  что тако-о-е?!! Это откуда в строю появился опереточный матрос?! Фамилия?!»
Петя хотел ответить браво, по уставу: «Курсант Первой роты Пётр Казаков!!», но от ужаса пробормотал: «Мама…»
 – Что?- Что? - Что-о-о??!! – вытаращил глаза капитан третьего ранга Тесля.
 – Мама… пошила…- пискляво сообщил Петя…
Мы в ужасе даже не оценили юмора происходящего.
– Старшина, ко мне! – скомандовал Тесля.
Бледный старшина тотчас подбежал к офицеру…
 – Не- мед- лен- но…  убрать это!.. Переодеть!! Доложить об исполнении!! Вас, старшина, лишаю очередного увольнения в город на выходные!
– Есть переодеть, доложить, убрать, лишить.
На втором году обучения нас начали призывать к занятиям спортом. Это способствовало нашему возмужанию и физическому развитию. Способ выбора был добровольно-принудительный. Я записался в секцию классической борьбы под влиянием моего друга Серёжи Иванюшкина, который ещё до поступления в училище занимался этим видом спорта и даже успел стать чемпионом Украины по этому виду в классификации юношеского разряда. Многие записались в секцию тяжёлой атлетики (штанга и гири), кое кто в боксёрскую секцию. Туда и попал Петя. Мы, конечно, подшучивали над тем, как будет он там выглядеть. Но, к нашему удивлению, тренер был им очень доволен. Петя оказался очень способным бойцом.
 На соревнованиях – «открытый ринг» Петя одерживал победы в своей весовой категории. Во-первых, он блестяще держал удар, а во-вторых, равных ему по весу юношей просто не существовало. На официальных соревнованиях по боксу ему не могли предоставить  подходящего по его весу противника, и победа Пете присуждалась  «за неявкой соперника».
Петя набирал разряды «за победы» и его уже стали бояться. Он очень изменился внешне. Вес его превышал теперь 100 кг. Он стал гордостью училища. Стал ездить на соревнования по боксу и ему присуждали победы «за неявкой соперника». Выглядел он внушительно. Когда он выходил на ринг в боевой форме, с перчатками на руках становилось страшно.   К концу
 учёбы, на последнем курсе он уже был мастером спорта Украины. При этом он был очень добродушен и спокоен, внушителен и мужествен.
 Мы все очень гордились его причастностью к нашей группе.