Ч. 22 Дело явит, каким был труд

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/12/18/1031

Также как жителям японского города Симода и экипажу русского фрегата «Диана» спустя два десятка лет, чилийцам пришлось познакомиться с цунами. Через полчаса после землетрясения они увидели огромную волну, накатывающуюся на бухту. За ней последовала вторая и третья гигантские волны. Эти волны завершили разрушение города.

Но чилийцы оказались проворнее японцев и сумели отсидеться на возвышенностях. Некоторые торговые суда, находившиеся в бухте, волны забросили далеко на берег, другие отделались повреждениями. Видимо сила землетрясения, и мощь цунами в Чили оказались слабее, чем в Японии.

Повезло маленькому сыну одного англичанина, который вместе с женщиной-служанкой спасался в лодке. Лодку разбило, женщина утонула, но ребёнок цепко держался за обломки и его сумели спасти. Потом жители несколько дней собирали на берегу жалкие остатки своего имущества, которые выбрасывали на берег волны.

Вода почернела, была отравлена выделявшимся со дна сернистым газом, который погубил массу рыбы, усеявшей берег. Фицрой подробно описал в отчёте то, что увидел собственными глазами, а также сведения, собранные от очевидцев грозного явления природы.

 Судя по отчёту Фицроя, большой помощи чилийцам англичане не оказали, а продолжали заниматься своей основной работой – исследованиями, но, по крайней мере, посочувствовали, что тоже неплохо.

17 апреля «Бигль» оставил бухту Консепсьон. Фицрой решил перейти в устье реки Мул. Во время перехода, ночью 19-го апреля, идя в густом тумане под всеми парусами, едва разминулись с другим кораблём, буквально, на расстоянии сажени. Ощущения вахтенных были не из приятных, а Фицрою стоили нескольких седых волос на голове.

Дарвина Фицрой командировал путешествовать по суше, договорившись с ним о месте и времени возвращения на корабль. Капитан был доволен натуралистом, тот доставлял массу полезных сведений, пополнявших отчёт в Адмиралтейство.

В прибрежных селениях англичан принимали за контрабандистов. На то имелись основания. Многие из британцев занимались этим выгодным промыслом, и дома, за тридевять земель от него. Некоторым из них не везло. Так, Фицрою рассказали, что один из капитанов-контрабандистов по имени Барчер был убит, а его судно разграблено местными жителями.

В июне Фицрой направился в Вальпараисо, чтобы покрасить «Бигль» и получить припасы для дальнейшего плавания.  Там он узнал о крушении фрегата «Челленджер» на рифах в районе острова Моча. Фрегатом командовал его приятель Майкл Сеймур.

Сеймур организовал переправу на берег корабельного имущества и вооружения, разбил лагерь и отправил двух офицеров в Вальпараисо доложить о случившемся командующему отрядом английских судов в южной Америке коммодору Мэйсону.

Офицеры прибыли в Вальпараисо только через месяц, видимо, шли пешком. Желая помочь товарищу, Фицрой с двумя спутниками на лошадях добрался до лагеря Сеймура за двое с половиной суток. Вернувшись назад, он стал побуждать действовать Мэйсона, который уже считал дни до пенсии и не хотел никаких приключений.

Но коммодору пришлось под нажимом Фицроя отправиться на флагманском фрегате за экипажем Сеймура. Помог Фицрой своему другу и тем, что отправил в Адмиралтейство отчёт об изменении рельефа морского дна после землетрясения.

Этот отчёт, адресованный капитану Бофорту, был потом зачитан на заседании военно-морского суда, перед которым предстали командир «Челленджера» и все офицеры фрегата. Документ, составленный Фицроем, имел решающее значение при вынесении оправдательного вердикта суда.

Из Южной Америки по приказу Адмиралтейства «Бигль» перешёл в Австралию. В пути моряки посетили острова Тихого океана, в том числе Галапагосские острова и Таити.

Галапагосские острова запомнились мне с детства рассказами о гигантских морских черепахах. Сейчас, когда пишу о Фицрое, прочитал о нынешнем состоянии флоры и фауны островов, после чего захотелось сесть и заплакать. Похоже, что человечество состоит из одних мичуринцев, которые только и норовят «взять у природы», ничего не отдавая взамен.

На Таити Фицрою предстояло выполнить правительственное поручение по выбиванию из туземного королевства компенсации за убитого капитана и штурмана с корабля «Труро» в размере две тысячи восемьсот пятьдесят три доллара.

 Интересно, как определили жизни моряков с точностью до одного доллара. С этой задачей Фицрой справился, деньги собрали с таитян, хотя, всё же, и не полную сумму.

Тёплые острова с прекрасной природой всегда привлекали к себе самого разного рода проходимцев. С одним из таких авантюристов, называвшим себя бароном Шарлем де Тьерри довелось познакомиться и Фицрою. «Барон» объявил себя королём острова Нуку-Хива. Амбиции у него были большие, стать королём всех тихоокеанских островов. Фицрой отнёсся к нему пренебрежительно.

Обиженный проходимец разослал жалобы на недоверчивого капитана европейским монархам. Так сказать, равный равным. Ответа, разумеется, не получил.

Должен заметить, что и наш несостоявшийся император Новой Гвинеи, Миклухо-Маклай, объявив себя верховным правителем Новой Гвинеи, рассылал депеши европейским монархам, и тоже, безответно.  Более подробно я рассказал о Николае Николаевиче Миклухо-Маклае в книге «Рыцари в морских мундирах».

После Таити «Бигль» посетил Новую Зеландию. Фицрою понравились природа и климат, но об обитателях островов  и о порядках на них он отозвался критически.

Фицрой и Дарвин вернулись на родину 2-го октября 1836 года. Пять лет провели они вместе на маленьком корабле, а это большой срок в человеческой жизни.

Фицроя ждала все эти годы невеста и дождалась: через два месяца после возвращения они поженились. Вот, что значит горячая и нежная любовь вкупе с желанием не упустить такого замечательного жениха. Дарвин тоже женился на своей кузине, но через два года.

Гидрографические работы капитана Фицроя и составленные им карты получили высокую оценку Адмиралтейства, Королевского географического общества и даже парламента, объявившего ему благодарность.

Когда восторги стихли, Фицрой и Дарвин принялись за обработку результатов своих научных трудов. Это была грандиозная работа. Пожалуй, не было в мире другого мореплавателя, который написал бы такой же огромный по объёму, и ценнейший по содержанию, труд.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/12/21/1403