Деревня Ангстрен

Рун Витмас
1.

По возвращению из очередной весьма длительной исследовательской поездки, я был опечален известиями о гибели дяди. По официальной версии полиции дядя пропал без вести. Мне он давно говорил что его гибель -  вопрос нескольких месяцев или лет. Дядя даже предупреждал, что скорее всего его сочтут пропавшим без вести.

После командировки в Румынию, где с ним случилась какая-то темная история, мой дядя - Майкл Лоусон, прекратил исследовательскую деятельность, годами вел затворнический образ жизни и испытывал панический страх перед туманом.

Временами дядя рассказывал какие-то небылицы о карпатских колдунах и странной равнине, затерянной среди гор и лесов. Став исследователем, как и дядя, я всегда удивлялся как ученый такого масштаба, может трястись от страха, пересказывая нелепые столетние сказки. Как бы там ни было, после улаживания всех формальностей ко мне, вместе с частью, поделенного многочисленными родственниками, наследства, перешли записи дяди, его библиотека и кое-какие предметы, привезенные им из богом забытых уголков Европы. Мое внимание привлекла рукопись, которую дядя, судя по всему, написал незадолго до своего исчезновения. К рукописи была приложена карта, набросанная дядей от руки, испещренная какими-то названиями мест и ориентирами. Ниже привожу текст рукописи и саму карту.

В левом верхнем углу дядя поставил дату 20 мая, 1994 года, очевидно за несколько часов до исчезновения. По показаниям очевидцев дядя ушел вечером того дня гулять по туманной алее недалеко от его дома и с тех пор его больше не видели. Дальше привожу эту по меньшей мере странную рукопись.

2.

После стольких лет, я думаю, что пора упорядочить и изложить на бумаге, произошедшее со мной. Может быть это послужит предупреждением всякому искателю таинственного, кто прочтет эту рукопись. В особенности же надеюсь что это поможет моему племяннику Эдварду Лоусону, доктору антропологии Мискатоникского университета.

Историю Ангстрена, как и ряд прочих историй этой местности, я услышал и записал в 1980-м году, во время пребывания в городке Страулиц, находящемся неподалеку от Туманной лощины.

Эта местность издавна окутана зловещими и жуткими слухами, которые местные жители уже больше 300 лет пересказывают друг другу темными вечерами. Туманная лощина - довольно обширная низина, местами заболоченная, местами покрытая непроходимыми лесами. Если верить рассказам местных жителей – местность от северных окрестностей Страулица и вплоть до Черного хребта (скопление гор, которые даже в солнечные дни выглядят черными) изобилует местами, где, со слов местных жителей, творится всякая чертовщина. Обо всей этой чертовщине местные охотно рассказывают не только друг другу, но и всякому заезжему в эти края.

Заинтересованный этими историями, я пожелал лично обследовать Хижину мертвеца, Черное болото, впадину в Поясе ведьм и ряд прочих «проклятых» мест. Однако после посещения Ангстрена я зарекся впредь соблазняться подобными историями, а тем более пытаться убедиться в их правдивости. Не буду никого склонять принимать на веру то, что я написал ниже.

3.

Во время своего пребывания в тех местах я составил довольно подробную карту местности от Страулица до Ангстрена. Поэтому если вы найдете в себе достаточно смелости чтобы рискнуть посетить заброшенный Ангстрен или другие «достопримечательности» Туманной лощины, то моя карта вам в помощь, но лучше не делайте этого. Я хотел бы верить что легенды Туманной лощины всего лишь деревенские сказки, а местечко Ангстрен всего лишь богом забытая заброшенная деревня. Хотел бы, но сам убедился в обратном.

Местечко Ангстрен – забытая деревня в горах Карпатии. Мрачная и неуютная местность, прозванная местными Туманная лощина, простирается вокруг деревни.

Никогда не спадающий туман. Мрачные силуэты, скрытых туманом гор и голые деревья, чьи ветви местами переплелись так плотно, что под ветвями царит полумрак. К Ангстрену есть только один путь. Затерянное в лесу подобие дороги через всегда погруженную в туман каменистую впадину с редкими чахлыми деревьями.

Стоит заметить, что Ангстрен не найти на карте и едва ли удастся найти какие-либо упоминания местечка в краевых архивах. Единственное что сегодня напоминает об Ангстрене это название местности – «Туманная лощина» и ходящие в окрестных деревнях жуткие слухи об этом месте. Сама же история Ангстрена была пересказана мне старым, спившимся бродягой Дядей Думитру.

Дядя Думитру, так этого старика звали местные жители, зарабатывал себе на жизнь тем, что помогал местным лавочникам по всяким мелким делам, за что те давали ему каждый день еду и немного медяков, на которые он тут же покупал дешевое винище.

4.

Однажды вечером, когда я порасспросив местных старожил о преданиях этого края, сидел в таверне, которая наверное не меняла свой облик с позапрошлого века, и упорядочивал собранные записи, ко мне подошел уже изрядно пьяный дядя Думитро и попросил угостить его стаканчиком винища. Почему-то он всегда говорил «винище». За все время пребывания в Страулице я ни разу не слышал чтобы дядя Думитро говорил по-другому, и это словечко прочно вошло в речь жителей городка. Зная, что он не отстанет, я счел благоразумным откупиться от него столь малой ценой. Но старый пропойца, получив свое винище, подсел ко мне, внимательно изучая меня мутным взглядом.

- А ты уже знаешь историю Ангстрена?- наконец выдал он после долгого молчания.
- Ангстрена? Это вроде как заброшенная деревня недалеко отсюда? – я не удержался от ухмылки. Попытка старого пьяницы попугать туриста местными страшилками меня развеселила.
- О нет! Деревня не заброшена, они все до сих пор там. Если хочешь я расскажу тебе как все было-
Чего не расскажет пьяница ради стаканчика-другого, но что-то в голосе и изменившейся осанке старика убедило меня в том что он сам, во всяком случае, верит в то, что хочет рассказать. Тем не менее, я все еще сомневался, стоит ли тратить время на россказни полоумного пьяницы.
-Как все было? Дядя Думитру – если верить слухам, то все было больше полувека назад, откуда ты можешь знать как это было? Иди лучше проспись.-

Неожиданно старик схватил меня за руку и придвинувшись вплотную, быстро, сбивчиво зашептал:

-Я знаю, я был там, поверь мне я был…я помню как зло пришло в деревню. Проклятый колдун Михай, это он… Он все таки есть… Ждет на Черном хребте… - старик замолчал, уставившись невидящим взглядом в одну точку.
-Колдун Михай? Черный хребет?- переспросил я. Колдун и едва видимый из Страулица черный горный пик, фигурировали во многих преданиях этих краев. Мне стало интересно что может рассказать о них дядя Думитро.
-Тихо! Ты не знаешь о чем говоришь!- Старик испуганно заозирался по сторонам.
–Говорят что ему уже больше тысячи лет и…- Раздался оглушительный удар грома и мгновенно в зале стало темно, очевидно выбило электропробки. Старик издал подавленный стон и зашептал молитвы.
-Эй, дядя Думитро, это всего лишь гроза! Так что ты хотел мне рассказать?- я зажег свечу и подвинул к старику кувшин с вином.
Старик еще долго молчал и вздрагивал при каждом ударе грома. Решив, что это просто пьяный бред, я продолжил было собирать свои бумаги, но дядя Думитро сбивчиво и путано заговорил.

5.

- Мне тогда было лет 7 от роду. В ту пору Ангстрен был обычной деревней, которых и сейчас в округе немало. Почему зло избрало именно Ангстрен? Кто знает? Много пересуд было по этому поводу.
Сумасшедший Бартоломью и вовсе утверждал, что под деревней находится какой-то древний город и что сотни колдунов зачем-то мечтают оказаться в нем. Да, старый сумасброд Бартоломью еще и не такое рассказывал деревенским детишкам, когда приходил в деревню. Сам он жил в старинном доме, недалеко за старым кладбищем…- дядя Думитро отпил вина и не надолго задумался.

Надо заметить, что севернее Страулица и правда на некоторых краевых картах было обозначено давно заброшенное поместье Ланцу. Лучше всего сохранилась высокая башня, которая до сих пор возвышается над вековыми елями и вполне возможно что с нее открывается хороший обзор Туманной лощины. Дядя Думитро жадно осушил стакан вина и продолжил.

- Да, старый Бартоломью… старик покачал головой:
- Видимо этот сумасброд многое знал о Туманной лощине, да и сам поди был колдуном. Все бродил в окрестностях, а потом пугал всех своими россказнями. Поговаривали что он искал могилу колдуна Михая, другие говорили что он и есть тот самый Михай. Вот только сгинул старый дурак. В один день взял и сгинул и больше его не видели. Люди переговаривались что он просто заперся в своей башне и так и будет там сидеть до самого Судного дня. А я тебе скажу - этот сумасшедший что-то знал обо всей этой чертовщине…-

Дядя Думитро снова взялся за стакан, продолжая что-то бормотать. Сделав два добротных глотка, он снова перевел взгляд из стакана на меня:

- Слухи про колдуна Михая мне еще пересказывал мой дед, а тот услышал их когда сам был мальчишкой. Дед рассказывал что когда-то Туманная лощина была залита солнечным светом, а вместо сырых непроходимых лесов были луга и светлые рощи. По впадине, которая огибает дом сумасшедшего Бартоломью и ведет к Ангстрену, несла свои чистые воды река, берущая начало в Черном озере,  что у подножия кольца ведьм. Лощина тогда была дикой местностью и всего-то в ней было пара деревенек, от которых теперь даже  не осталось и воспоминаний.

Старик перевел дыхание, откашлялся и продолжил свой рассказ, в течение которого я молча делал небольшие заметки:

- Однажды в лощину с Черных гор пришли какие-то люди, а за ними следом стелился туман, такой густой что за ним ничего не было видно. Говорят, среди тех людей был и колдун Михай. Люди с гор были мрачны и неразговорчивы, словно злые куклы. Среди них пришлые долго не задерживались, а то и вовсе пропадали. Днем их селение пустовало, а с наступлением ночи те люди разводили костры  и начинали песнопения, которые больше напоминали крики животных. Казалось, что туман сползался на эти звуки и скрывал от посторонних глаз их действа. Так продолжалось некоторое время. В Туманной лощине и вокруг нее начали появляться деревни. Среди жителей тех деревень, как чума, позли жуткие слухи о поселении колдунов. Слухи постоянно подкреплялись пересудами и сплетнями. Но что правда, так это то что в тумане не редко пропадали люди, а некоторые болтуны утверждали что после таких исчезновений празднования в деревне колдунов были особенно громкими.

Жители окрестных деревень, обеспокоенные всеми этими жуткими слухами, настояли на том чтобы местное духовенство прогнало колдунов из лощины. Конечно же, поддержка духовенства была обеспечена вооруженными вилами крестьянами. На месте поселения колдунов были найдены следы колдовства. По утверждениям святого отца Зендело, который возглавил разгром колдунов и впоследствии стал первым настоятелем церкви в Ангстрене, следы колдовства представляли собой множество столбов с черепами животных и богохульные книги. Некоторые, особо фанатично настроенные крестьяне даже утверждали что видели в поселении колдунов распятых людей и останки младенцев. Было последнее или нет, но улик итак было более чем достаточно чтобы учинить над колдунами жестокую расправу. Позже на месте расправы была построена церковь и заложено кладбище. Невдалеке от кладбища люди начали обживаться, так и появился Ангстрен.

Со временем забылась расправа над колдунами, но осталось проклятие Михая, которому в ночь расправы удалось сбежать и проклясть всю лощину. Люди шептались меж собой, что он вступил в сговор с темными силами, которые якобы явились ему в ночь расправы. Правда это или нет, но с тех пор лощина начала приходить в упадок и превратилась в то, что она представляет собой сегодня - болота, непроходимые заросли деревьев и кустарников, непроглядные туманы, сменяющиеся моросящим дождем. Люди постепенно покидали эту местность, уходя в более уютные места, но из Ангстрена не ушел почти никто. И это дело рук Михая. Да, они все там... - старик содрогнулся и заговорил дальше:

- Поговаривали также что колдун Михай с тех пор бродит по ночам в окрестностях деревни и, желая мстить, забирает каждого кто ему встретится. Помню когда я был маленьким, в Ангстрене никто даже не выходил ночью из дома, а туман был такой густой что не видно было соседних домов. Ну а кто выходил – пропадал…- старик замолчал. Желая нарушить гнетущую тишину, я спросил у дяди Думитро:

- Так что же, получается что пропадающие в этих местах люди это все дело рук этого Михая?-  Нередкие пропажи людей в этих краях давно никого не удивляли.
Старик посмотрел мне в глаза:  –Знаешь, я и рад бы назвать все это страшилками для детей, но я видел Михая, видел и остался жив –
- Как же так? Как ты его видел дядя Думитро? Михай же жил лет 300 назад если не больше-
- Он и сейчас живет и также бродит ночами вокруг Ангстрена в окружении всех тех кого он навеки обратил в своих слуг- Дядя Думитро несколько раз перекрестился и зашептал молитвы. После, отпив вина, старик возобновил свой рассказ, то и дело заминаясь:

- Очень многие пропадали в тумане… Я не помню никого кто вернулся бы из тумана… ну кроме сумасброда Бартоломью, но про него много всяких слухов ходило и что правда, а что домыслы… никто не знает. – старик тяжело вздохнул: - Так вот и мой дядя Алексэндру с сыном Милошем пропали… пасли коров и не успели до темна вернуться. Коровы то вернулись… а вот люди не возвращались никогда. И бабка Тефта, знахарка, пошла в лес травы собирать… да и наверное угодила в туман… так все жители деревни и пропали…а ведь я и сам чуть так не пропал... в тумане –
Старик помрачнел, уставился в одну точку и очень долго молча наливал и пил, пока не осушил весь кувшинчик вина. Мне казалось что он чего-то не договаривает, путается в событиях, но что-то во всем виде старика говорило что лучше бы мне и не знать того что знает он. Повертев в руках пустой стакан, старик продолжил:

- Как-то под вечер я гнал корову с луга домой. Обернулся и вижу, как по всему полю туман из леса расстилается. Ну я корову начал сильнее погонять, чтобы хоть до дорожного указателя успеть добежать, а там уже дорожка до Ангстрена была натоптана. Пробегаю с коровой мимо указателя и кажется мне что как будто смотрит кто-то мне в спину. Повернулся и вижу в сгущающемся тумане и дядю Алексэндру и сына его Милоша, бабку Тефту и еще несколько человек из деревни. Молча все стоят, смотрят на меня не моргая и руками делают знаки подойти, а туман все гуще становится. Я побежал быстрее домой рассказать родителям что все пропавшие жители вернулись. Помню как мать испугалась, лампаду зажгла и молитвы начала читать, а отец быстро двери запер и ставни на окнах закрыл... Запомнилось мне, что лица у всех были какие-то странные, как деревянные- Старик забормотал себе под нос. Через несколько секунд он перестал бормотать и снова внятно заговорил:

- Потом жители рассказывали друг другу, что под окнами своих домов видели по ночам пропавших людей и те также их звали к себе. Другие видели, как кто-то выходил к зовущим их родственникам и исчезал навсегда в сгущающемся тумане. По ночам начали раздаваться стуки в двери. Некоторые говорили что слышали как их зовут по имени. Так деревня пустела день за днем, пока не осталась всего-то горстка людей. Тогда туман вообще перестал рассеиваться, и понятно было что на дворе день только по бледному свету вокруг. Не помню как, но оставшиеся решили идти в Страулиц пока светло. Хоть и страшно было, но все понимали что если не уйти, то эта ночь будет для всех последней. Как видишь дошел только я…- Дядя Думитру горько усмехнулся.

- По впадине мы почти дошли до дома сумасброда Бартоломью. Тут туман начал сгущаться пока не стало темно как ночью. Из тумана начали приглушенно слышались невнятные голоса. Много голосов. Они как будто звали нас, каждого по имени, я слышал как мои пропавшие друзья, соседские мальчишки, звали меня: Думитро, Думитро…- старик попытался изобразить тонкий детский голос, но закашлялся:

- От тумана отделилась фигура – высокий, сухощавый человек, с бледным лицом и черными глазами. Он был как будто закутан в черный саван. Стоял и просто улыбался застывшей улыбкой и смотрел на всех нас. Кто-то из людей вскрикнул –Михай!-, а тот начал приближаться к нам…- старик вперил свой взгляд в пустоту и затрясся мелкой дрожью, но не перестал рассказывать:

- Вслед за ним из тумана начали выступать фигуры, это были жители Ангстрена и продолжая звать нас по именам, манили нас к себе. Я побежал так быстро как только мог. Я бежал, бежал и бежал. Меня нашли на окраине Страулица всего в грязи и ссадинах. До сих пор я иногда во сне слышу как меня зовут все жители Ангстрена: Думитро, Думитро…- старик снова попытался изобразить этот жуткий зов и затрясся в беззвучном плаче, шепча чьи-то имена.

6.

Потрясенный услышанным, я оставил старика одного, заказав ему еще кувшинчик вина. Наспех записав рассказ старика, я уснул. Ночью мне приснился удивительный по ясности сон. Старые необитаемые дома, за домами виднеется шпиль деревянной церкви, вокруг туман. Все вокруг в тумане. Слышу как меня зовут по имени. Оборачиваюсь и вижу фигуру, завернутую в черный саван, на месте лица через тонкую ткань проступает серая кожа, черные глаза и застывшая ухмылка. Такая жуткая и неестественная ухмылка может быть создана только на лице трупа.

Проснулся я к полудню, чувствуя себя так, будто не спал всю ночь. Спустившись в трактир, я заказал еду. Забыл упомянуть что комнату я арендовал у хозяина трактира на втором этаже старого дома, подвал дома занимал трактир. Дядя Думитро, как всегда было по утрам, усердно мел полы. Этим он и занимался - подметал полы, убирал мусор, за что и получал скромную еду и гроши.

Подойдя к старику я поздоровался и спросил его:
- Так что дядя Думитру, значит дорога к Ангстрену все еще есть?-
Глаза старика расширились:
- Я не знаю с чего ты это взял мальчик, но не советую тебе даже пытаться ее искать!- старик отошел и проложил мести полы, то и дело поглядывая на меня.
-Ты же сам мне вчера рассказал, что от дома сумасшедшего Бартоломью до Ангстрена рукой подать-
- Забудь все что вчера слышал, я напился и… пошутил, понял?- в задрожавшем голосе старика слышался страх.

7.

Еще раз перечитав за завтраком записанный мной рассказ дяди Думитро, я загорелся желанием и решимостью убедиться в том что Ангстрен – небылица, не больше чем местные страшилки или же наоборот, что местные легенды имеют реальное основание. Раньше я уже предпринимал подобные вылазки во всякие «жуткие» места, которые на деле оказывались просто окутаны слухами и не более.

Поместье Ланцу находилось в 3-4 километрах от дороги, ведущей к Страулицу. Судя по картам, лощина простиралась к северо-западу от поместья, а значит впадину, ведущую к Ангстрену нужно было искать в этом же направлении. Остаток дня я провел в расчетах и приготовлениях. Дешевая мыльница-фотоаппарат, фонарик, компас, немного еды, диктофон. Особо готовиться к походу я не стал, поскольку по моим расчетам должен был управиться до заката.

8.

На следующий день я поднялся рано утром и без промедления вышел в сторону автовокзала. Автовокзалом в этом захолустье называли покосившийся навес, который казалось вот-вот рухнет. Было 6 утра, в 6:15 отбывал автобус в город. По моим расчетам около поместья Ланцу я должен был оказаться не позже 7:30.

Все шло по плану, в 7 часов я уже пробирался через лес, в сторону виднеющейся над деревьями старой башни поместья. До поместья я дошел без проблем меньше чем за полчаса. Лес был довольно редкий, можно было легко ориентироваться на виднеющуюся за деревьями башню. Остановившись в нескольких метрах от поместья, я включил диктофон и пересказал свой путь от Страулица до поместья Ланцу. Мимоходом в общих чертах обрисовал само поместье. Трехэтажный дом из красного кирпича, с  массивным крыльцом, украшенным кованой оградой и покосившейся тяжелой дубовой дверью, которой, видимо, время было нипочем. Заросшие мхом стены, провалившаяся крыша. Черные провалы окон, с местами сохранившимися, мутными от пыли и грязи стеклами. Из центра дома высится башня около 40-45 метров. В самом верху узкие стрельчатые окна с мутными от времени стеклами. Не желая терять времени, проводить какие-то дополнительные осмотры я не стал. Вернуться к более обстоятельному осмотру старого дома, я намеревался на обратном пути. По слухам последний хозяин поместья, Бартоломью Ланцу, обладал довольно внушительной коллекцией старых фолиантов и я надеялся что какие-то из них все еще пылятся в этом давно заброшенном доме. В 9 часов вечера, как раз перед закатом, я намеревался перехватить автобус, идущий из города в Страулиц. По моим расчетам, на обследование поместья Ланцу у меня должно было остаться около двух часов. В крайнем случае я намеревался его обследовать в другой день.

Определив по компасу северо-западное направление, я обошел поместье и продолжил путь. Приблизительно через четверть часа, я вышел к краю довольно глубокого оврага, который через 100-150 метров резко изгибался и расширялся. Прикинув, что это скорей всего и должна быть дорога к Ангстрену, я спустился в овраг и зашагал в северном направлении. Глубина оврага менялась и местами была около 8 метров, но в основном не превышала 3-4 метров. Через какой-то промежуток пути я заметил, что несмотря на солнечный день, по дну оврага стелется туман, который поднимался чуть выше колена. Это несколько осложнило продвижение вперед, поскольку я то и дело спотыкался о камни и торчащие корни деревьев.

Я довольно долго брел по оврагу. Видимо однообразие лесного пейзажа утомило меня настолько что я не сразу понял, что глубина оврага теперь не больше двух метров, а слева, немного впереди, за деревьями, виднеется какое-то строение. Сверившись с часами, я установил что продвигался по дну оврага чуть больше двух часов. По расчетам выходило, что прошел я не больше 15 километров. Я не сразу понял, что остановиться меня заставило что-то еще. Это была тень, которую образовал лес, стоящий плотной стеной по правой стороне оврага. Казалось вокруг сгущаются сумерки, несмотря на то, что время только подвигалось к полудню. Выбравшись из оврага, я начал продвигаться в сторону виднеющегося левее строения. Вскоре лес значительно поредел и я наконец разглядел что виднеющееся строение это заброшенная сельская церковь. Перед церковью высилась грубо выложенная, местами обвалившаяся стена из валунов. За образовавшимися провалами угадывались могильные камни и покосившиеся кресты.

Осматривая открывшуюся моему взгляду равнину, я отметил что все вокруг в легкой туманной дымке из-за чего дальше километра вряд ли можно что либо ясно разглядеть. Небо было затянуто тучами, хотя когда я находился возле поместья Ланцу было безоблачно. По всей видимости это и была Туманная лощина. Описания сходились – обширная местность, затянутая туманом, со всех сторон окруженная черной стеной леса и неприступными горами. Я никак не мог понять, что же настолько необычного в этом месте. Что-то такое, что медленно ворочалось в глубине сознания, но никак не могло оформиться в понимание. Мне понадобилось около 10 минут чтобы понять – везде, куда бы ни уперся мой взгляд не было никакого движения и не было слышно звуков. Не было возгласов птиц или шелеста ветра. Ни одна птица не пролетала над этой местностью и ничто не шевелилось от дуновения ветра. На какой-то миг мне показалось что я стою перед огромной, невероятной картиной неизвестного художника.

Сделав несколько снимков, я продолжил движение в направлении церкви. По мере приближения, я начал угадывать за церковью очертания других домов. Точно помня, что на карте нет никаких обозначений кладбища или поселения, я неволей вполголоса произнес: -Ангстрен!- В царившей вокруг тишине мой голос показался мне неожиданно громким и пугающим.

Чтобы дойти до церкви мне понадобилось около 10 минут. Поравнявшись с кладбищенской стеной, я взглянул на часы и с  удивлением обнаружил что уже 2 часа дня.  Я оглянулся на полосу леса, из которой вышел, чтобы оценить пройденное расстояние. Ближе к лесу туман стал сгущаться, так, что уже казалось будто деревья парят в воздухе. Не придав этим странностям значения я продолжил идти в направлении домов за церковью. До строений оставалось не более 300 метров. Уже были различимы признаки давнего запустения: покосившиеся стены и разрушающиеся крыши. Я остановился чтобы сделать несколько снимков и проговорить в диктофон пару наблюдений.
В это время туман вокруг меня резко сгустился так, что я с трудом угадывал прорисовывающиеся вдалеке силуэты заброшенных домов. Невольно в памяти проскользнул отрывок вчерашней беседы с дядей Думитро. Когда я уже уходил, у выхода я расслышал как старик бормочет: - Они все там, все в тумане…-

На какой-то миг у меня возникло стойкое ощущение, что недалеко от меня стоит несколько человек, но я быстро отогнал эти мысли и продолжил идти в сторону заброшенной деревни. В конечном итоге не верить же россказням старого пьяницы!

За прошедшие годы я не раз пожалел о том, что не поддался тогда этому мимолетному страху и не ушел.

Деревня была очень маленькой. Не больше 40 домов, стоящих вокруг пустыря, который видимо служил чем-то вроде центральной площади. Местами были заметны небольшие возвышения, говорящие о том что когда-то давно на их месте были дома.  Я снова принялся делать снимки и наговаривать в диктофон заметки для будущей статьи. Точных подтверждений тому что это Ангстрен у меня пока что не было. Из рассказа дяди Думитро следовало, что на дороге недалеко от Ангстрена была развилка, у которой стоял старый дорожный указатель. Побродив еще немного вокруг, я наконец сумел рассмотреть в тумане подобие дороги, сильно заросшей травой. Указатель должен был бы располагаться дальше, конечно если он вообще когда-то был. Пройдя по этой дороге около 500 метров, я действительно обнаружил что дорога разветвляется в 3 направлениях, а по правую сторону стоит изгнивший почти в труху столб, возле которого лежала когда-то прибитая к нему доска. На доске еще угадывалось название с частично истертыми буквами «А.гс…ен».

Итак, я действительно нашел Ангстрен. На какой-то миг меня посетило ощущение трепета, ведь если есть Ангстрен, то возможно… Отогнав зловещие мысли, я сделал фото таблицы и решил выдвигаться в обратный путь. Несмотря на густой туман, дорогу я помнил достаточно хорошо и в конечном итоге вышел бы снова к тому оврагу, которым пришел сюда. Вернувшись в центр деревни, я сверился с  часами. С удивлением обнаружил что они показывают почти 7 часов вечера, тогда как я понимал, что провел здесь не больше двух часов. Выругавшись на поломавшиеся часы, я тронулся в обратный путь.

Дойдя до старой церкви, я решил свериться с компасом, чтобы точнее определить направление обратного пути, хотя итак знал что достаточно повернуться к кладбищенской ограде спиной и взять чуть влево. К моему изумлению компас указывал совсем неверное направление. Судя по указанию компаса мне следовало иди обратно в деревню. Я машинально посмотрел в том направлении, куда указывала стрелка компаса.

9.

Увиденное повергло меня в самую темную пучину ужаса. Страх сковал меня в свои леденящие объятия, мелкая и частая дрожь пробежала по спине. Очнулся я тогда, когда споткнувшись летел в овраг. Как я добежал до оврага в густом тумане я не помню, из всех воспоминаний у меня осталось только ощущение ледяного, липкого, парализующего сознание ужаса.

Я плохо помню как добрался до шоссе. Глубокой ночью, весь в грязи и ссадинах, я выбежал на дорогу на свет фар машины. Это трактирщик, у которого я остановился, возвращался с покупками из города. Удивление трактирщика было не менее сильно чем мое. К моему удивлению был примешан с новой силой нахлынувший ужас. Этот страх до сих пор охватывает меня всякий раз когда я вспоминаю свой поход к проклятому Ангстрену. Собственно трактирщик был удивлен узнав в перепуганном до полусмерти, в грязи и ссадинах человеке своего постояльца, который пропал без вести около двух месяцев назад.

На расспросы трактирщика о том, что со мной произошло, я просто ответил, что нашел Ангстрен. Трактирщик вполголоса выругался и перекрестился. Вернувшись в Страулиц, я привел себя в порядок, переночевал и утром же отправился домой. Больше я поиском всяких «страшных сказок» местечкового пошиба не занимался. Также я уничтожил все сделанные мной фотографии и диктофонные записи. Решись я предать эти материалы огласке - в лучшем случае надо мной бы посеялись, в худшем упекли бы в дурдом.

10.

Даже по прошествии стольких лет, я почти каждую ночь в снах возвращаюсь в то проклятое место. Там, стоя у старой церкви, я оборачиваюсь и вижу как из деревни в мою сторону идут люди, похожие на тени.  С застывшими лицами и стеклянными взглядами, они монотонно делают руками знаки подойти, как если бы кто-то управлял ими как куклами на веревочках. Впереди всех человек в черной одежде, с серым как пепел лицом и пустыми глазницами зовет меня по имени и с его иссохших черных губ не сходит та улыбка, что привиделась мне в сне накануне похода в Ангстрен. Я с криком вскакиваю с кровати и до утра просиживаю при свете лампы, боясь пошевелиться и зажав руками уши чтобы не слышать этот голос…

Конечно же те кому я решился рассказать об этом думают что за годы поисков фольклорных преданий в различных глухих местах Европы у меня поехала крыша и там, в Туманной лощине я себе нафантазировал невесть что. Если бы они только видели! Те снимки. Когда я проявил пленку: на каждом снимке были люди и тот, в черном. Они все смотрели прямо на меня и делали знаки подойти. На диктофонных записях отчетливо был слышен, голос лишенный выражения и интонации, зовущий меня по имени. Я уничтожил фотопленку, фотографии, записи диктофона. О, если бы я мог уничтожить и воспоминания!

Даже через столько лет этот зов до сих пор звоном стоит у меня в ушах и насквозь пронзает все мое существо ледяными иглами ужаса…