Страусиные яйца

Елена Второва
Какая тонкая грань лежит между экономностью – бережливостью и скупостью – жадностью.
Как распознать, не скрывается ли за бережливостью патологическая жадность?

    Вот и настало долгожданное, цветущее, жужжащее и стрекочущее, величественное лето.
Худенькая, высокая, тринадцатилетняя  Леля  проводит каникулы на даче с бабушкой и дедушкой.
В семье отставного генерал-майора царит строжайшая дисциплина. Подъем и отбой, прием пищи, работа по дому и в саду, отдых – все  по часам.
Зачинателем жесткого распорядка дня был вовсе не генерал, а его властная жена. Нарушение режима грозило не только грандиозным скандалом, но и выселением обратно в Москву. Девочка очень любила дачу, единение с природой, своих дачных друзей, поэтому терпела  правила генеральши.

У Оли было много обязанностей: мытье посуды и уборка в доме, работа в саду строго четыре часа в день. Леля очень старалась делать все хорошо, но баба Таня почти всегда находила какой-нибудь изъян в ее работе. Она никогда не хвалила внучку.
Иногда ее хвалил дед, но втайне от бабушки. Генерал был интеллигентным, образованным и тактичным человеком. Казалось, он побаивается своей жены, но, на самом деле, ветерану, прошедшему две войны,  хотелось мирной жизни в семье. Темпераментная и деспотичная донская казачка часто проверяла на прочность выдержку и самообладание генерала. Иногда он не выдерживал, срывался на крик, уезжал  на несколько дней в город.

После ужина каникулы для Лельки только начинались! Собиралась веселая компания девчонок и мальчишек с посиделками у костра, играми в футбол (команда девчонок против команды мальчишек) и волейбол и, конечно, колечко. Жаль, что время так стремительно и дома надо быть не позже 11 часов вечера.
Лелька почти всегда была полуголодная.  На просьбы  покушать сверх установленной генеральшей нормы она слышала лишь один ответ:
 – Лека, ты будешь толстая!
- Вот бы стать уже толстой и есть, сколько захочется! – думала Леля.

На часах почти 12 часов ночи, проклятый аппетит разыгрался и требовал утоления, но надо еще чуть-чуть подождать, вдруг, бабушка с дедушкой  не заснули. В животе урчит. Лелька ждет.
 Пора. Босиком, стараясь не издавать никаких звуков, она медленно спускается по лестнице, к заветному холодильнику. Леля тихонько открывает дверцу, достает кусок сыра, отрезает небольшой кусочек, чтобы было не заметно, и также бесшумно ретируется  в  свое убежище – комнатку на втором этаже. Надо отметить, что холодильник всегда был полон. Каждую пятницу родители привозили продукты, чтобы дочь хорошо питалась.
 
Грохот кастрюль, хлопанье дверей, зычный голос бабушки, все эти малоприятные звуки разбудили Олю.
- Леля, вставай умываться, завтракать!
- Вот и утро, как же хочется поспать еще немножечко! – думает Оля. - Опоздаешь, оставят без завтрака!
 Эта мысль заставила ее вскочить с кровати.

- Лека! – кричит бабушка. - Я собираюсь варить яйца!  Ты сколько будешь?!  Дедушка будет одно!!
- Ну, если маленькие, то три.  А если большие, то два! -  отвечает внучка.
- Какие ж тебе яйца подавай?! Страусиные что ли?!

    Полдень. Жара. Друзья отправились на лесное озеро загорать и купаться.
Счастливчики! – думает Оля. Ей поручили вырвать все сорняки на грядке с морковью, не повредив нежные оранжевые плоды.
- Фу!! – Леля поморщилась.
С кухни доносилась жуткая вонь. Тошнотворный запах тухлятины распространялся повсюду. Баба Таня готовила суп из курицы, которую слишком долго берегла. Вместе с курочкой, мучившейся даже после своей смерти, в суп попал кусок заплесневевшего сыра, подгнивший помидор и другие испорченные продукты, найденные бабушкой в недрах холодильника, которым она нашла столь удачное применение.
- Танечка, по-моему, курица немного не свежая, - осторожно предположил дед, привлеченный на кухню неповторимым ароматом.
- Веня, что ты глупости говоришь!- отрезала бабушка. - Что ж теперь продукты выбрасывать что ли?!
- Я экономная хозяйка, таких, как я - больше нет, у меня ничего не пропадает!
- А саранчу нашу, чем кормить прикажешь?! Саранчой она называла внучку.
- Веня, Лека, быстро идите кушать, пока суп не остыл! – грохочет голос генеральши.
- Бабуль, а ты почему с нами не садишься? – спрашивает Леля.
- У меня сегодня  разгрузочный день. Пойду, посмотрю, что ты там наработала! Увижу, хоть травинку – вечером гулять не пойдешь!!

Она вышла на улицу. Дед с внучкой переглянулись и, не говоря ни слова, как по команде вскочили, подхватив тарелки с супом, и  ринулись к помойному ведру. И так же синхронно выплеснули благоухающее содержимое. Только успели сесть обратно за стол, как вернулась бабушка.
- Вы уже поели? Быстро! – удивилась она.
- Да, Танечка, очень вкусный супчик у тебя получился! – похвалил дед.
- А что у нас на второе? – бодрым голосом продолжил он.
- Какое ж еще вам второе?! – возмутилась генеральша. - Суп такой сытный поели! Теперь только  ужин!

Пришлось дедушке с внучкой искать пропитание самостоятельно. Дед перебился до ужина жареными семечками, а Лелю, сироту московской области при здравствующих родственниках, накормила сердобольная бабушка подруги. Как же завидовала Лелька подруге!
 – Вот бы мне такую добрую и заботливую бабушку! – мечтала она.

Отцветет еще не одно лето и Леля станет уверенной, настойчивой, не пасующей перед трудностями. Бабушку, на которую сильно обижалась в детстве, Ольга будет вспоминать с улыбкой и даже с благодарностью.