В чужой шкуре. Дневник эмигранта. Продолжение 11

Николай Малых
  Предпоследний месяц. Время тянется так медленно, что, кажется, оно остановилось и застыло. Дни похожи один на другой - рутина. Выработался определенный ритм. Стараюсь понять и все больше впитывать то, что окружает, что дают, и что сам беру в терапии. Усиливается чувство, что все это скоро закончится, только это "скоро" тянется, как резина. Волнение нарастает, сердце начинает усиленно биться от понимания, что все заканчивается, что смог пройти мое очередное земное испытание. Но, тут же, возникают другие чувства, а что дальше? Впереди, куда более серьезные испытания. Поиск рабочего места. Если... Эти "если" преследуют меня постоянно. Очередное из этих « если» - это признание  в министерстве Баварии. Сейчас все прошедшее кажется мне игрой, по сравнению с тем, что ждет меня впереди. А впереди сама жизнь, в которой я должен выполнять массу обязанностей перед всеми. И вот моя игра заканчивается, оглядываюсь назад. Было трудно, но это только прелюдия. Раздумья в очередной раз уводят в страну страхов. Постоянно возникают вопросы, а смогу ли я, осилю ли я то, что впереди? Может все это напрасно? Может сын был прав, и надо бросить все и успокоиться? Но, сколько уже пройдено! Сейчас, все, что прошел, становится смешным, кажется « бирюльками», игрой. Стоп! Когда-то это была непреодолимая преграда, как же так получается? А может и будущее, позднее, покажется этакой милой безделицей? Тогда, вперед! Что тебе мешает пройти этот путь? Страх? Брось, он был, есть и будет. Вот ты уже философствуешь. Страх, оказывается, идет параллельно. Разреши ему двигаться рядом, но не забудь, что ты идешь в компании. Вспомни, что ты не один на один со страхом преодолеваешь путь! Почему ты забыл, что рядом бодро идут Надежда и Вера, издалека помогает Любовь! Вас четверо, что может сделать с вами один, единственный страх? Он может бесноваться, ловчить, даже кусать, но он бессилен, когда рядом с тобой то, во что веришь и надеешься, когда тыл прикрыт любовью. Странно, но соглашаешься с классиком: «Что наша жизнь - игра!» Только это становится понятным, когда что-то уже ушло в прошлое, а то, что впереди – это твой путь, где нет места играм, где тебе снова надо собрать все свои силы.
  Сегодня проснулся рано. Странный сон пришел ко мне. Снится, я читаю мой дневник. Вспоминаю прошлое, даю оценки тому или иному... Не соглашаюсь с классиком. Жизнь - это не игра. Жизнь - это испытание для души, которая пришла на землю, воплотилась, очеловечилась. Она пришла, вселилась в горстку праха, она действует, ей это необходимо! Она уйдет, сбросит пепел, отряхнет прах с усталых ног и будет где-то там... А пока она шутит, заигрывает с телом, делает свое дело и не раскрывает тайны. Красочный сон! А тела так много мнят о себе, отождествляют себя с душой - философствуют. Вот, "телофилософы" идут по дорогам жизни, пока не упираются в закрытые двери неизвестного. Дверь закрыта накрепко, запечатана, только золотое кольцо звенит. Им бьют в дверь, требуют отворить. Задние напирают, передние, среди которых собрались самые выдающиеся, подняв указательный палец вверх, продолжают философствовать, мудрствовать . Дверь неприступна, заперта.    Тысячелетия идут мимо, очередь у двери только увеличивается... И совсем неважно, философ ты или мышь, у всех своя правда, своя ложь, гипотезы и утверждения, все разбивается о запертую дверь! Она, дверь, уравнивает всех. Душа наблюдает со стороны, веселится. Прах ломает копья. Я вижу себя, пишущего эти строки. Кто я, кто пишет эти слова, предложения? Смеется моя душа надо мной, заигрывает, подпускает близко, но упирает своей рукой в мою грудь, тут предел. Стоп! Эй, душа, а сама-то, что ты тут делаешь? Кто тебя послал? Может ты «кривая», отрабатываешь? Кого в рай, а тебя сюда... О, может это и есть сам Ад? Хорошо, ты отрабатываешь свои грехи, а я тут причем? Молчишь! Душа проявляет себя улыбкой на моем бренном лице. Она шевелится во мне, живет, намекает на что-то, но не более того. А я понимаю, я раскроил себя! Невероятно! Теперь и я могу посмотреть со стороны на себя, на мое тело и мою душу. Мы все разные, но мы не можем друг без друга. Ах, шалунья душа, она и тут ловчит, уворачивается, трудно рассмотреть детали, она расплывается, как облачко в голубом небе. Она смеется, задает мне вопросы, я не понимаю, что она спрашивает. Душа улыбается и, как-будто, говорит, что если я не способен понять даже вопросы, как же я хочу понять ответы? Я умоляю, прошу дать мне хоть намек, могу ли я в будущем понять ее? Она только улыбается... Понимаю, что ее молчание - хороший признак, что остается надежда, что я смогу все понять в будущем. Она молчит, значит утаивает! Дверь, дверь, дверь - звучит голос души из уходящего моего сна. Сижу на кровати, закрываю потное лицо руками, не хочу возвращаться в реальность, хочу досмотреть, спросить, узнать. Это смеялась моя душа.
  Сегодня был у Штефана дома. Он сразу, после работы, забрал меня к себе. Получаю огромное наслаждение от общения с этой семьей. Бетти, сокращенное от полного имени Бетина, супруга Штефана, играла на пианино. Она играла в зале, музыка была негромкой, я впитывал ее всеми порами, радовал мою неуловимую душу, а тело радовалось замечательному прошлогоднему вину. Степан раскрыл новую бутыль, которую принес из подвала, вино было замечательным. Сейчас мы сидели на балконе. Вечерело. Уставшее солнце уходило за горизонт, было свежо и так покойно, и мирно. Шла весна.
  Впереди выходные, домой я не еду. Расслабленный и немного счастливый, парил от удовольствия среди этих людей. Вечер продолжался. Бетина прекратила играть, теперь она стояла в дверях, смотрела на нас, улыбалась. Я смотрел на нее и Степана, мне захотелось рассказать им мой сон. Они слушали, улыбались, мы дискутировали, в конце сошлись на том, что нам остается только ждать у закрытой двери...
  Бетти предложила завтра поехать в соседний городок Айзенах, посетить старый замок Вартбург. Она принесла программу, в которой значилось, что завтра будет там скрипичный концерт. Степан смотрел на меня, я, конечно же, был согласен. Домой я ушел пешком, Степан и Бетти провожали меня.
  Утро было солнечным. Весна говорила о себе различными запахами, они разливались, заполняли все щели, выгоняли все, что прятала туда зима.
Дорога в Айзенах вилась через живописнейшие места Тюрингии.
Древние вершины холмов покрывали не менее древние, реликтовые леса. Могучие, вековые дубы, сосны, как стрелы, буки в два-три обхвата, стояли, как сказочные исполины, свидетели всего, что происходило веками на этой земле. Вдали показался замок Вартбург. Он стоял на обрыве неприступной скалы, угрюмо смотря вниз. Его светло - желтые стены отливали на солнце серебром седины. Это величественное сооружение видело и пережило многое и многих.
  Автомобиль натужно взбирался по извилистой, узкой дороге к замку. Зеленая стена леса закрывала обзор, мы ехали в лесном туннеле, а когда вынырнули из него, то перед нами распростерлась поляна, которая вся была забита машинами. С трудом удалось найти место парковки. Двигаясь между автомобилями рассматривал замок. С этой стороны он напоминал старое, массивное и даже несуразное строение. Но все это только на первый взгляд. На самом же деле, перед нами стояло величественное сооружение, возведенное сотни лет назад. Его массивные, каменные стены высились внушительно и основательно. Поражало то, что все это было возведено без каких-либо современных механизмов! Сюда, на гору, везли и тащили все из соседней каменоломни. Трудно себе представить, сколько труда и времени потребовалось для того, чтобы возвести этот шедевр.
Идем по узким дворикам, минуем арки, входим в помещения. Коридоры, комнаты и залы... Скрипят старые половицы, различаю шаги хозяев: Мартина Лютера, Гете, слышу шаги тысяч известных и неизвестных лиц. Воздух тут вязкий, насыщенный, пропитан запахами духов и мазей, сапожным кремом, ладаном и пеплом. Ты плывешь в этом воздухе, включается воображение, и ты видишь персонажей, которых помнят эти стены и слышишь их голоса. Слышу, как скрипит перо Лютера, как он вздыхает, слышу биение его сердца. Понимаю его волнение, когда он переводит вечную книгу. Вижу то буйство и отчаяние, когда он, запертый и укрытый от инквизиции, как еретик, заносит руку и мечет чернильницу в сторону дьявола. А тот смеется громовым хохотом, корчится, издевается, не дает понять сути. Здесь мне показалось, что дьявол тогда уже смеялся над слабостью и глупостью человека, понимал, что он делает великое дело! Дьявол разделял и властвовал. Сколько будет пролито крови между разделенными! Сатана смеялся и дразнил слабого, отчаявшегося человека. Он знал, что делает! Я думал, почему люди так мало задумываются над этим. Почему они обособляются ивраждуют? Бог для всех один! На меня смотрело ,когда-то, чернильноепятно. Штукатурка не выдержала, теперь здесь зияла дыра, люди отщипывали на сувениры...
Входим в великолепный, просторный, светлый зал. Деревянные потолки украшены картинами знаменитых художников. Справа, наверху, и сбоку - галереи. Огромные окна пропускают потоки света, которые заливают все пространство. В центре залы висит огромная, необычайной красоты люстра, она как бы позванивает, если прислушаться. Хрусталь вздрагивает, искорки и снопы радужного света, попадая в глаза пришедшего, заставляют восторгаться и ахать от изумления, вызванного этой красотой. Очень тихо доносится из глубин веков музыка. Различаю битву трубадуров, поэтов и чтецов. Слышу ликующие голоса победителей и отчаянные крики побежденных. Участь, проигравшего, ужасна - смерть. Вижу лицо Гете, оно озабочено... Вот Вагнер, восхищаясь красотой и акустикой пишет своего "Тангейзера". О, сколько чувств и впечатлений здесь входит в тебя, ты тонешь в истории незабываемых переживаний. Чередой идут события, люди, трагедии, триумфы, падения и взлеты! Сколько спрессовано в этой точке и этом отрезке вселенной!
Выходим на воздух, солнечный свет ласкает, в душе бушуют страсти пережитого. Обед - на веранде с великолепным видом. Нас окружает долина, покрытая вечной зеленью. Вдалеке, слева, справа и еще дальше, красные крыши домов, где живут люди, потомки тех, которые были здесь раньше.
Мы возвращаемся в зал. Он встречает нас торжественно, слышны звуки настраиваемых скрипок, низко звучит виолончель. Стулья, расставленные рядами, отливают рубином, бархат покрытия магически притягивает. Садимся в восьмом ряду. Слушаю ведущего программу, стараюсь уловить эмоции на лицах моих спутников. Я горд. Мои соотечественники сейчас будут исполнять классическую музыку. Только защемило в сердце. Соотечественники приехали из США, где живут и работают последние годы. Сколько же нас в бегах! Музыканты, писатели, ученые, балет и спорт... Сколько еще...
Звуки музыки вывели из оцепенения из раздумий. Чайковский и Вагнер успокоили мое сердце. Теперь только музыка. Красота спасает меня. Вернулись поздно, меня довезли до дверей.
Переживания, которые вызвал Вартбург, долго не давали уснуть.
Давно не делал записей. Осталось две недели моего пребывания в клинике. Заканчивается учеба в терапии. Честно могу признать, что терапевта из меня не получится однозначно. Постоянно сверлит мозг одна и та же мысль: « Что делать дальше? Где себя искать, на каком поприще подвязаться?» Это становится психической жвачкой. Что я могу? Куда себя деть, чему посвятить? Все это повторяется постоянно, настойчиво. Чувство неприятное под "ложечкой", что-то ёкает и пульсирует, подкатывает тошнота, смешивается с головокружением. Это сопровождает меня и выматывает. Иногда наступает ступор, ловишь себя на том, что отсутствуешь, пропадает реальность, и ты находишься на грани психического помешательства. Часто ухожу в лес, только здесь могу отвлечься. Лес действует на меня, как живительная влага, он изливает потоки понимания, мудрости, успокаивает своим величием и тишиной. Я растворяюсь в шуме его листьев, а корни деревьев, как лапы невиданных зверей, их мощь, заставляет встряхнуться, отрезветь и поверить, что смогу все, все преодолею.
Сегодня был поражен тем, что встретил в лесу... Загадки и мистика окружают человека постоянно, только многие привыкли, не замечают, проходят мимо.
В лесу мой путь проходил всегда по одному и тому же маршруту. Не знаю по каким признакам я выбрал дерево, к которому приходил регулярно и постоянно. Оно меня притягивало, у него было какое-то магическое влияние, и мне было приятно стоять, прижавшись к нему спиной. Стоя так, я мог размышлять и говорить с этим деревом. Я это объяснял тем, что дефицит общения на родном языке компенсировался при разговоре с этим красивым и могучим буком.
Дерево производило на меня очень сильное впечатление. Я чувствовал его тепло, оно шелестело листвой, и я слышал в этом шелесте ответы, советы и всякую житейскую мудрость, которой оно, это дерево, явно обладало, ему было не менее двухсот лет!
Моя душа пела и ликовала потому, что я нашёл друга! Я писал ему: «Вчера я снова приходил, тебя застал на старом месте, теперь с тобою говорю  без всякой лести. Обо мне ты знаешь всё, ничего я не скрываю и секреты все тебе, словно брату, доверяю. Листвою шумно шелестел, ты, возможно, спорил... То вершиною качал, соглашался, что ли? Иногда ты замирал, вероятно, вспоминал... А сегодня хохотал, аж листочек потерял, развлекался вволю!»
К нему я часто приходил, рукою гладил ствол могучий. Он мне энергию дарил, вбирал в себя мои болезни, хвори. А я его благодарил, «спокойной ночи» говорил. Но, что случилось вскоре? Причинно-следственная связь… Невероятное случилось! Мне не придумать отродясь, что со мной творилось!
Однажды я его спросил: «Друг, ответь мне, милый, к тебе всегда я приходил, тебе доверил тайны. И ты доверься мне, как другу. Он ветви-платье распахнул. Я вверх взглянул и онемел... Сквозь листья, свысока глядели на меня рубцы, затянутые раны. О Боже! Кто же это? Там наверху были мои инициалы! Отчаянье пришло ко мне. Я часто приходил к тебе, но только дружбу приносил и гладил ствол своей рукой, но есть, наверное, другой, по духу мне совсем чужой… Как жаль, что носит моё имя!
Я был потрясён, что я встретил на своем пути дерево, которое хотело мне показать свою боль и обиду. Я верил ему и сочувствовал...
Как можно это объяснить! Верю, что все в этом мире взаимосвязано, нет случайностей, есть предначертанный путь.
Не мог долго уснуть. Во сне был с деревом, оно было одушевленным, чувствовал, что моя и его души были близкими, родными. Мы переживали одни чувства.
Осталась неделя пребывания в Тюрингии. Еду домой. Все повторяется, хотя, доминирует мое окончательное возвращение домой. Возбужденное настроение, обсуждаем, как лучше мне перевести мой скарб, а его накопилось немало. Вспомнилось, что и камень обрастает на одном месте. Решено, Галина приедет ко мне на нашем "Рено".

        Продолжение следует.