Констанция Бениславская к 270-летию со дня рождени

Евгений Голубев
Констанция Бениславская, урождённая фон дер Рыцк(Рык,Ryck)
Бароны Рыки(Рыцки) родом происходили из Германии. Их земли, возможно, располагались  по течению реки Рикк (в Мекленбург-Померании). Первые представители этого рода  входили в число немецких рыцарей  прибывших в Ливонию для завоевания новых земель  для своего братства. Потом они осели на земле,  полученной в качестве военных трофеев, женились, обзавелись домочадцами, враждовали с соседями, теряли и преобретали новые владения,  чины и звания.
Сведений о баронах Рыках сохранилось немного. Есть ссылки на книгу Е. Анищенко "Урядники белорусских земель Российской империи на рубеже XVIII-XiX cтолетий" Минск, 2011.с. 287; Хронику рода Вейсов-Вейсенгов. Йозефа Вейсенгофа; материалы рода Богомольцев и Фелькерзамов.
Фамилии бароноы фон Рык встречаются в "Памятной книжке Витебской губернии на 1885 год"и довольно  часто среди участников польского восстания1830-1831 годов.
В прошлом веке известны две ветви баронов фон Рык в Инфлянтах. Одна семья Рык Дрицанских(имение Дрицианы в Витебской губернии, в Режицком уезде)завершилась со смертью матери  знаменитого  историографа Инфлянт барона Густава фон Мантейфель. Интересно что герб, которым пользовалась эта ветвь рода, отличался от гербов  Рыцков, встречающихся в Себежском и Режицком уездах Витебской губернии, но совпадал с гербом курляндских баронов фон Рекке. "Старейший документ, имеющийся в Семейном архиве прекратившейся ветви Рык Дрицанских, датируется 20 сентября 1568 г. Выданный королем Сигизмундом Августом в Вильне, он жалует по ленному праву имения Дрицен, Пильцен и Струсен (по-польски: Дрицаны, Пильцыны и Стружаны) «generoso (высокородному) Ernesto de Ryk». В этом документе король ясно говорит о том, что награждает его за верную службу и за потери, нанесенные всему его имуществу «per grassaciones moschoviticas» (разбойниками московитами) . Как мы видим, Эрнест Рык был современником великого магистра и епископа фон дер Рекке, жившего в середине 16 века, а кроме того, на упомянутом свидетельстве его имя звучит де Рык, а не де Рекке, из чего можно сделать вывод, что если он и был из того же самого рода, что и его одногербники, то род должен был разделиться еще задолго до этого.
Генеалогическое древо Рык Дрицанских свидетельствует о том, что семья Эрнеста очень поздно стала подвергаться польскому влиянию. Вначале женщины имели немецкие фамилии. Сын Эрнеста Мельхиор I женился на девице Людингсхаузен-Вольфф, внук взял в жены девицу Шпренге де Бёргмёлен, правнук женился на Зиберг де  Вишлинг, и только праправнук связал себя узами брака с Соколовской герба Кораб в 1672 г. От Шпренгеров семейству Рык Дрицанских достались немалые земли, право на которые подтверждено королевской привилегией .
Архив прекратившегося рода Рык Дрицанских, помимо вышеприведенных старейших документов на Дрицаны, Стружаны и Пильцыны, полученных от Сигизмунда Августа в 1568 г., содержит также привилегии, от Яна III от 29 апреля 1677 г. и привилегии Августа II на имение Тавдовяны «in tractu (в местности) Rositensi» и имение Малнова «in tractu (в местности) Marienhausensi», обе датированные 23 декабря 1724 г. А на Велоны, Гайгалов и Балтыне (которое только в 1745 г. было переименовано в Рыков) наследственное право было признано не ранее, чем 7 марта 1731 г.
Кроме того, один из Рык Дрицанских, королевский камергер Фелициан I, женившийся на последней представительнице прекратившегося рода Берг, взял за ней земли Фехмен (Фейманы) с окрестностями во второй половине 18 века. Брат его Доминик, вначале инфляндский стражник, а затем режицкий маршал, первым браком был женат на Юзефе Рёмер, а вторым - на княжне Огинской. Только от первого брака у него были дети, четыре дочери и два сына.
Его сыновья известны некоторым ныне живущим старикам, это Ян, паж, и Фелициан II, режицкий подкоморий, родные братья, наследники имений Дрицаны, Пильцыны, Жежов, Рыков, Велон, Гайгалов в режицком округе и Стружаны с окрестностями в люцинском округе.
Их предки отличались набожностью, т.к. не только основали прекрасный бернардинский монастырь и костел в Велонах в 1753 г.,  но этот род на своих некогда обширных землях поставил несколько костелов и часовен . О том, какой популярностью пользовались у инфляндцев Рык Дрицанские, выразительно свидетельствуют постоянно ими занимаемые должности подкомориев, хорунжих, подстолиев, суррогаторов княжества Инфляндского, а в особенности интересна своей формой «Верительная Грамота На Маршальство Княжества Инфляндского Ясновельможному Фелициану Рык Дрицанскому Маршалу Конфедерации Княжества Инфляндского от 4 июля 1767 года в Дюнеборке выданная» .
Тот Фелициан I, конечно, имел влияние при королевском дворе в Варшаве, который в 1766 году делегировал его в Митаву для усмирения Курляндии . Документы, которые он в то время подписывал и скреплял своей печатью, хранятся в Митаве в «Княжеском архиве» и содержат герб Рик Дрицанских, выше нами приведенный. Целый ряд таких печатей встречается в Семейном архиве на многочисленных завещаниях и купчих дрицанского дома Рык."Густав Мантойффель (Рига)
Другой род Рыков "рогайже-малченский" (от названия имений Рогажи и Малка)возникает после женитьбы Фелициана I Рыка на очень молодой Катаржине дочери Яна Гедеона фон Беркен и  Домицелы из Йодков. В 1757 году вторым браком на старшей сестре Катаржины Терезе фон Беркен женится Михаил Вайссенхофф, который настаивает на юридическом закреплении дальнейших прав наследования  обширных владений, которые находятся в собственности Яна Гедеона фон Беркена. 13 октября 1757 года тот же Курляндский казначей Берк составил акт дарения всех своих имений: Фейманы, Антонишки, пара имений в Курляндии и Литве - всё отписано дочерям и "милому  зятю своему", причем  с указанием на то, что если Тереза будет без наследников, её часть сохраняет Михаил Вейссенхофф, если Бог призовёт младшую Катаржину, либо она останется бездетной, то и её часть тоже достанется зятю. Акт дарения именно Михаилу Вейссенхоффу  давал  возможность  стать  общим наследником, но судьба распорядилась иначе. В течении 8 лет Тереза умерла,  скончались Ян и Домицела фон Беркен, а Катаржина вышла замуж за Фелициана Рыка, шамбеляна Его Коронного Величества. Михаил  Вейссенхофф возбудил судебный процесс от имени их малолетней  дочери с Терезой  Ксаверии , требуя от Рыков возместить половину  наследства. Суд длился в течение 12 лет и только в 1778 году  в Варшаве была заключена " Примирительная процедура в деле между Вейссенхоффом  и Рыками", по которой иск был частично удовлетворён и часть  Фейман и Антонишек  вернули Ксаверии Вейссенхофф. Впоследствии пани Ксаверия  была широко известна в Инфлянтах, оставив многочисленное потомство, породнившее ее потомков с Фелькерзамами , Корфами, Шадурскими, Богомольцами и другими.
А  Катаржина фон Беркен внесла наследство родителей в дом Рыков.
 
 Констанция Бениславская, урождённая фон Рык была сестрой шамбеляна (почетный придворный чин, камергер) Рыка. Родилась она 6 января 1747 года  в окрестностях Динабурга и умерла 8 ноября 1806 года. Её родителям принадлежало небольшое местечко Малта вРежицком уезде и имение Рогайжи в соседнем Лудзенском уезде.
В очень юном возрасте вышла замуж за представителя старинного дворянского рода Петра Бениславского,  человека окружённого всеобщим уважением окружающих его людей, владельца большого особняка. Вообще его семье принадлежало несколько имений в Балвском уезде. Новая семья поселилась в имении Зосули  Домопольской волости Лудзенского округа (теперь это Берзпилс Балвского района). Польские источники свидетельствуют  о том, что в 1887 году господский год  был  основательно отреставрирован и, хотя он серьезно пострадал во время событий 1905 года, по данным краеведа В. Трояновского  ещё в конце 20-х годов прошлого века, на берегу речки Ичи можно было видеть роскошный деревянный особняк, хозяйственные постройки, яблоневый сад и парк с вековыми липами, вокруг цвели кусты жасмина и черёмухи.
С поместьем Зосули связаны имена братьев Бениславских, оставивших заметный след в истории Латгалии. Епископ Ян Бениславский, автор духовных и философских книг, человек начитанный и образованный, сумел собрать в Зосульском имении библиотеку , насчитывавшую около 15 000 книг. Константин Бениславский был каноником Инфлянтии, поэтом и драматургом. Петр Бениславский - человек набожный, серьёзный и уважаемый был мужем и верной опорой в жизни своей жене - Констанции Бениславской. Сама же Констанция, одна из выдающихся польских поэтесс XVIII века, по праву считается первой поэтессой Латгалии. В 1776 году Вильнюсское Королевское издательство напечатало сборник её стихов " Песни спетые для себя". Он был высоко оценен  как её современниками, так и литературоведами более позднего времени.Повторно этот сборник был переиздан в 1959 году Люблянским Католическим научно-литературным издательством.
Сборник состоит из трёх частей. Первая - духовные песни на основе молитв "Отче наш" и "Радуйся, Мария". Во второй и третьей частях Констанция ведёт разговор с Богом, клянётся ему в вечной любви и верности.  Её поэзия глубоко религиозна, и тем не менее,  она сумела подняться над поэтическими догмами того времени  и разместить в сборнике светские стихи посвящённые родной земле, своим детям.
Хронологически  сборник стихов совпадает с эпохой  Просвящения, но стилистика произведений являет собой  классический образец позднего Барокко. Это вполне объяснимо тем, что поэтесса жила в глубокой провинции. У нее не было живого общения с выдающимися творческими людьми, все свои знания она черпала из книг предшествующей эпохи. Констанция Бениславская много читала и была знакома с классической литературой, с  трудами философов, теологов - всё это в той или иной мере нашло отражение в её произведениях. Стихам Констанции присуще широта и глубина мысли, интеллектуальность, религиозность, мистицизм, точность сравнений, образность, особая мелодичность.
Её творчество изучают польские ученые, посвящают ей научные труды и даже диссертации. В Польше её стихи включены в сборники национальной поэзии, опубликованы её избранные произведения отдельной брошюрой ( в 2000году в Варшаве в серии: Библиотека польских писателей эпохи Просвещения, том2).
 
 (Одно из изданий сборника стихов Бениславской в серии: Библиотека польских писателей эпохи Просвещения, том 2, Варшава 2000)
 Несколько фрагментов из сборника Констанции Бениславской были переведены краеведом Лаздукалнской волости Леонардом Ракицсисом на латгальский язык и опубликованы в ежегодном альманахе "T;vu  zemes kalend;rs 2008".
Образ Констанции Бениславской -поэтессы существенно отличается от Бениславской-помещицы(энергичной,  решительной, настойчивой хозяйки). По словам современников Клнстанция была женщиной редкой красоты и все окрестные помещики "лежали у её ног", при этом она самолично и успешно управляла  владениями мужа, сберегала и приумножала  богатство рода Бениславских. По её инициативе и при  активном участии Петр Бениславский купил у графа Борха несколько поместий в окрестностях Ландскароны(Шкяуне): Себелино, Истру, Пасиене, Аннаполь, Конецполь.
Констанция была очарована красотой этих мест. Особенно часто она бывала в (Посини) Пасиене, здесь  всё доставляло ей радость:  и поросшие лесом холмы, и река, и заливные  богатые разноцветьем луга,  но более всего величественный костёл, богато украшенный лепниной и позолотой.  Как человек набожный, в нём она проводила долгие часы за молитвой, здесь она доверяла свои мысли богу, моля его  благополючии для своих близких,  под его сводами она и завещала себя похоронить.
 
Posy;, Ko;ci;; ;w. Krzy;a (mat. archiwum
Пасиене, как определённый центр католического мира, имеет давнюю сторию. Прежде всего надо сказать, что доминиканцы пришли в обжитое место, имевшее статус вольного города,  отмечаемого  как "важный торговый пункт". В 1694 году с благословения  епископа Николая Поплавского  доминиканский орден  построил в Пасиене деревянную церковь  и осветил её в честь Рождества Девы Марии, Святого Язепа и Святого Доминика. Три тысячи злотых на строительство костёла выделил и польский Сейм. Всего же за время своей миссионерской деятельности  в окрестностях Посиене монахами ордена  было построено двенадцать церквей. В конце XVII века при церкви были организованы монастырь и школа с обширной библиотекой.  В 1753 году церковь и монастырь сгорели. Примерно в этот же  период времени польский король АвгустIII жалует  своему канцлеру Иоанну Анджею фон Борху Пасиене и прилигающие к нему земли, который уже в 1761 году начинает строительство грандиозного  и поражающего своим великолепием в стиле барокко собора  ставшего жемчужиной  Латгалии.
До пожара 1882 года в кастёле  находилась копия иконы Santa Marija Maggiore (Святая Мария - снежная королева), оригинал которой находится в римской базилике.  Икону украшали серебряные  изделия, подаренные  храму за исцеление  от духовных и физических недугов. Верующие убеждены в том что икона не погибла в огне пожара, а находится  в тайном месте и вновь окажется в соборе в тот день, когда в Пасиене, как в прежние времена, будет столько прихожан, что во время богослужения не будет свободных мест.
 Сосуд со святой водой в Пасиенском костёле расположен  на перекрестье подземных источников ,
считается что так молитвы быстрее доходят к Богу.

Когда-то Пасиенская церковь славилась своими часами. Через каждый час в механических часах открывались  створки и появлялись  фигупки  Иуды и осла, при этоим осел лягал Иуду столько раз, сколько били часы.
Впоследствии Пасиене владели две весьма знатные дамы. В 1850 году для новой владелицы , Софии Техоновецкой, был построен большой господский дом (сохранившийся до наших дней), заложен парк, терассы которого широкими ступенями опускались до самой реки. Последней хозяйкой этих мест была княгиня Мария Николаевна Оболенская. В 1825 году она продала имение государство и с внучкой Светланой уехала во Францию, где вскоре и умерла, а внучка в короткие сроки с необычайной лёгкостью промотала три миллиона, полученные от продажи Пасиене и  свела счеты с жизнью бросившись с Эйфелевой башни, но это уже другая история.
Если говорить о Констанции Бениславской, как о матери, то удивительно то,  что она произвела на свет двадцать два ребенка, из которых выжили две дочери и шестеро сыновей. Воспитывала она их в духе полного послушания, аскетизма, безграничной веры в Бога, в служении добродетели и высоким нравственным принципам. О дальнейшей судьбе сыновей Констанции сведений нет, а о дочерях известно лишь то, что они вышли замуж против воли матери.
История сохранила ещё несколько имен, которые могут быть родственниками баронессы Констанции (младшим представителям этого рода было отказано в баронском титуле. Это братья, офицеры 18 стрелкового батальона,  поручик Болеслав Александрович Рыцк поручик  (1827 -?) и подпоручик Антоний Александрович Рыцк (1834-1874). 23 марта 1863 года Антоний Рыцк(Рык) был заключен в Петропавловскую крепость за изготовление боевых патронов и оружия на мызе Мариенгаузена. Из крепости был направлен в Динабург, где был осужден вместе со Степановым и Жуковым.
В этот же период времени Марией Рыцк в Люцинском уезде была написана на литовском языке прокламация "Крестьянская правда", пропагандирующая революционные идеи переустройства жизни и государства.
***
Под синью, в заснеженном утре, Посинье.
И звон колокольный её, отзываясь в России,
от тёмных стволов, огрубевших, высоких, смолистых
стекает по насыпи белой, по наледи мглистой
в низину, где стынет осина на тоненькой ножке,
свою наготу прикрывая хрустальной ладошкой,
в немом ожидании чуда: тепла и капели,
и трав первозданных, что песни ей тихие пели.
На Гребле горе, по-над речкою Синей
искрится, порывами ветра взметаемый иней.
И кажется миг и над ними, как белая птица,
Констанция в танце бесшумном своём закружится -
красива, воздушна, в шелках изумрудного цвета-
и вновь сквозь века зазвенит ясный голос поэта
об этой земле - ей завещаны сердце, разлуки,
рождений восторг и утрат материнские муки.

Посинье - небольшое поселение на границе с Россией. В Посиньском костёле похоронена первая поэтесса Латгалии Констанция Бениславская.Её сборник "Песни спетые для себя", изданный в Вильнюсе в 1776 году, до сих пор восхищает любителей поэзии своей мелодичностью, чистотой звучания, образностью, высокой нравственностью, обожествлением природы, всех великих тайн человеческой жизни.
Нелюбимая
Людмила Свирская
                Галине Бениславской - женщине,
                любившей Сергея Есенина и
                застрелившейся на его могиле
                через год после гибели Поэта.


Словно выстрел - мой взгляд в упор:
Будто целюсь в свою Судьбу.
Окончательный приговор -
Нелюбимая...Как табу
Не на счастье  - на жизнь! На вдох!
Залпом пить - и не видеть дна!
Я б шепнула тебе: "Мой Бог!", -
Да безбожницей рождена...

У Поэта не счесть грехов:
Сбрось с души их, как листья клен...
Сколько ты посвятил стихов
Всем, в кого был хоть миг влюблен!
Сколько ж в вечности терпких лет!
Продыши их, пропой, прорви!
Мне в строке твоей - места нет:
Я клеймо на чужой любви!

Ну так что ж...Еще дальше стань,
Равнодушья раздвинь края!
Словно царственный горностай
На плечах - нелюбовь твоя...
Помню резкость твоей руки,
Как сквозь сон - пустоту в горсти...

Выстрел - точкой в конце строки...
Я с тобою...
            Прости...