Как танцевал дед

Владимир Морж
– Глеб, а ты будешь танцевать на новогоднем празднике? – спросил дед, когда Глеб пришёл из школы, перекусил и решил немного поиграть. Они сидели на полу и крутили волчки.
– Нет, – ответил Глеб, – в школе я не могу танцевать.
– А я помню, как ты танцевал в садике.
– В садике – это совсем не то. В школе у меня плаванье, тхэквондо...
– Жаль, что нет танцев... – Дед замолчал и задумался. Даже волчок не стал у него крутиться.
– Я и за стишок получу подарок, – сказал Глеб, прервав молчание, а его волчок здоровски вертелся, никак не падал и «ходил» по доске.
– Конечно, – согласился дед.
– А ты, когда был маленьким, умел танцевать?
Дед опять задумался, а потом почесал в бороде.
– Наверное, в хороводе... А мне моя мама – твоя прабабушка – однажды рассказала, как я танцевал на ёлке...
Глеб даже волчок свой остановил и посмотрел на деда.
– Тебе интересно?
– И Дед Мороз тебе дал подарок?
– Да. А Снегурочка взяла на руки.
– Здорово, – сказал Глеб и приготовился слушать.

– Мы были в гостях у моих дедушки и бабушки...
– А они теперь старенькие?
– Нет, они давно умерли. Но тогда они жили на Ставрополье в Голодной степи...
– Там что, кушать было нечего?
– А ты меня не перебивай. Там мало воды, одна речка, она называется Кума. – Глеб в этом месте открыл было рот, но дед погрозил пальцем. – Но люди пришли, поселились, посадили сады, виноград и стали жить. У моих дедушки и бабушки там был дом. А ещё в селе был клуб. И там устраивали Новогодний праздник. И мы туда пошли с моими мамой и дедушкой.
– А в клубе был диск-жокей?
– Ну типа того. Баянист. Одноногий. На войне ранило...
– У твоего дедушки была борода?
– Нет, у него были усы. И ещё он редко брился, и поэтому у него были колючие щёки. А больше я про деда ничего не помню.
– Ты же старенький, вот и забыл.
– Нет, – сказал дед, – я просто был ещё маленьким. Года три. А на празднике в клубе стояла красивая ёлка в бумажных и ватных игрушках, висели флажки и фонарики... – Глеб опять хотел спросить, но вспомнил обещание. – Пришли Дед Мороз, Снегурочка, как и сейчас приходят. Дети читали стихи, пели песни, а Дед Мороз им из своего мешка доставал кому конфетку, кому грушу...
– Разве это подарки? Это еда!
– Ты забыл, что тогда не было даже телевизоров, не то, что игрушек, которыми у тебя вся комната забита...
– А где смотрели кино?
– Да в том же клубе. Только стулья ставили рядами, как в кинотеатре, и на белой стенке показывали... Так вот, уже много детей выступило, и Дед Мороз много конфет раздал. А потом сказал: «У меня есть ещё несколько подарков в мешке. Но никто не танцевал!»
А танцевать всё равно никто и не пошёл. То ли стеснялись, то ли не умели. Как ты.
Глеб насупился, но ничего не ответил.
– Я сидел у деда на коленках и вдруг соскочил и побежал к ёлке: «Я! Я! Я буду танцевать!»
Дед Мороз даже похвалил. Сказал, что я смелый разведчик. А я ему в ответ, что я миномётчик. «Что ты нам станцуешь?» – спросила Снегурочка. «Танец!» – ответил я. Все, конечно, засмеялись. И даже мой дедушка, хотя и волновался, что внук от него сбежал. Потом заиграл баянист... Мама рассказывала, что я – руки в боки, повёл плечом, топнул валенком, вторую ножку – вперёд  и остановился... Баян поиграл ещё и замолк. И все замолкли и ждали. Тогда Снегурочка сказала: «Вот молодец! Какой зажигательный танец! Дедушка, а где подарок?» И Дед Мороз дал мне большое красное яблоко. И тогда Снегурочка на руки меня взяла и потанцевала со мной вальс вокруг ёлки. И все дети выбежали и стали водить хоровод...
– Весело было?
– Не знаю. Наверное... Мама рассказала, что с этим яблоком я даже спал первую ночь. Такое было необыкновенное яблоко. А потом его поделили и съели.

– Так оно было настоящее?
– А ты подумал, что у него было что-то внутри? Типа «Киндер-сюрприза»? Нет, это было очень вкусное настоящее яблоко. Я таких больше не ел...
Глеб прищурился и сказал:
– Ты же ничего не помнишь! А откуда тогда знаешь?
– Наверное, мама мне рассказала. Я ж с ней точно яблоком поделился.
– И детям такие подарки нравились?
– Ещё как нравились!..
Глеб посидел немножко, подумал...
– Если бы я там был Дедом Морозом, я бы детям свои машинки подарил. У них же их не было? А у меня – полный ящик.
– Конечно, они бы очень обрадовались. Но конфетам обрадовались бы больше.

Декабрь 2016
Рисунок Вячеслава Зименко