Баклажанная монополия

Зия Мурадов
        Вчера, с тремя турками с работы пришлось сесть в такси.

        Главный, вернее тот, кто платил ,не захотел сесть в обычный. Ему нужен был чек, чтоб отчитаться  о потраченных деньгах, так как фирма оплачивает ему , и не только ему, проезд. Нам надо было догнать другую группу, которая поехала на частной машине .

       Оказалось, он уже знает ,что единственное такси, который дает чек, это баклажаны. Для не сведущих, это копии лондонских кэбов с фиолетовой окраской, которых ввели прямо перед Юровижн (Eurovision). Убрали с центра города все частные такси, включая официальные. Бакинцы с радостью и интересом начали кататься в них даже после Евровидения. Но скоро первоначальной радости и интересу пришел конец. Как оказалось, таксометр отнял у таксистов лишний заработок, так как все, как и положено платили по счетчику. Ну как еще платить?! Изначально так и задумывалось. Рекламировали то именно честные, порядочные отношения между пассажиром и водителем! Сначала водители начали навязывать систему чаевых, выпрашивая буквально лишний манат, при этом никогда не возвращая сдачу в копейках. Потом придумали другую систему; Если попадался пассажир, не знающий досконально город, специально начали удлинять маршрут. Если не чаевые, то хотя бы план перевыполнить.

       У меня даже был такой неприятный опыт, из за которого чуть не переругались с женой, когда таксист почти довез нас до пункта назначения, потом использовав наше замешательство насчет закрытой на двустороннее движения улицы сделал два громадных круга в нашем районе, и пока мы ругались, успел  повернуть вообще обратно, стараясь въехать туда с верхней стороны. Примерно такой маршрут: Баилово, куда мы уже доехали, два круга , один к Красину, другой к пожарке, возврат на Азнефть, въезд со стороны Телетеатра. Те, кто знает Баку, может себе представить весь абсурд маршрута. Тогда переругавшись с таксистом, дал себе слово никогда больше не садиться в Баклажан.

       Но турку нужен был чек. Как оказалось, это возможно только у них. Сели. Пока ехали, я высказал ему все претензии, которые я имел к Баклажанам, призывая не делать всё то, что они успели придумать  для дополнительного , левого заработка.

       Обычные такси за этот путь обычно берут около пяти манат. Ну это почти стандарт в центре города. Расстояние то было очень короткое, от старого Музея Ковров( бывший Музей Ленина) до Порт Баку, с подъездом с обратной стороны, со стороны Гагаринского моста , ныне Мост Джаваншира, с маленькими железными статуэтками того же Джаваншира на всем протяжении моста, которых называют уменьшительно- иронично Джаванширчиками .

       Я объяснил таксисту, что мы должны повернуть со второго поворота, но он завернул с первого, и оказался в тупике.

       Здесь ( bash agrisi da olsa), я должен рассказать еще одну особенность этих баклажанов. Контакт с водителем затруднен из за стеклянной перегородки, который отделяет пассажиров от водителя. Может в далеком, туманном Лондоне это имеет лучшее применения и значение, может основано на определенных традициях английского менталитета, учитывая то, что высота до сих определяется цилиндром, который не носят давно. Но в нашем случае, даже учитывая многословность и низкий образовательный и мировоззренческий , интеллектуальный, и даже музыкальный уровень водителей, контакт с ним почти обязательный. Любой пассажир почти вынужден показать дорогу. У нас не принято таксисту называть адрес. Только район. А дальше примерно так: " Тут поверни направо, тут налево, возле той машины останови".

       Он , наш таксист, остановился с внутренней стороны здания, нам надо было внешняя. Ну черт с ним, остановился, так остановился.
    
       На счетчике 2.75 манат. Я вышел, турку сказал дать ему три маната, пошел вперед огибать здание. Надо было еще найти место, куда мы направлялись. Один из них пошел со мной, двое других остались у такси. Я иду и чувствую, что они как то задерживаются, что то не в порядке. Приостанавливаюсь, жду, они подходят, я спрашиваю причину, они махают руками, говорят что, потом, завтра расскажут.
Оказалось, вот что.

       Сели то из за чека кассового. На счетчике примерно три маната. Водитель просит еще один манат, мол, какая тебе разница, все равно платит фирма, все равно деньги получишь обратно, я тебе даю чек, а ты мне лишний манат . Турок оскорблен до глубины души: Я не вор, я не буду грабить свою же фирму, за кого ты меня принимаешь?!

       Они побазарили, турок так и не дал лишний манат, заставил водителя выписать чек.

       Я еще раз убедился , что лучше не садиться в Баклажан, что наши никогда не перестанут искать окольные пути, чтобы заработать левые деньги, что они придумают что то еще, если это прикрыть и наказать, что мы не потопляемы в желании " dolanmaq' (буквально- вертеться) , который заменил слово зарабатывать честным трудом.

       Стыдно стало…

Зия Ф.М.

7 февраля 2015 г.