Томный вечер при свечах...

Андрей Шеркунов
   Лето середины девяностых. В городе жарко, да ещё и какие-то Игры доброй воли придумали. Они, правда, в Москве проходят, но и Петербург затронули краешком – на улицах полно милиции и патрулей, разъезжающих на новеньких белых «Фордах». А у меня в галерее готовится к открытию выставка под сентиментальным названием «Два Андрея». Андрей Белле, которого я знаю уже сто лет, предложил устроить выставку совместно со своим приятелем – музыкантом и художником Андреем Макаревичем. Макаревич, конечно, звезда, все его знают, но, как художник  в то время был ещё новичок и делал только первые шаги в выставочной практике. Кстати, человеком он оказался вполне адекватным и коммуникабельным… 

   Пятница, день открытия выставки. Надо сказать, что у меня всегда открытия проходили раз в три недели, в пятницу в пять – такая уж традиция. И вот все картинки развешаны, до открытия остаётся примерно час, мы сидим в галерее и потихоньку попиваем коньячок. Но Макару всё неймётся, ему хочется, чтобы открытие было необычным, запоминающимся, он ищет идею открытия. В сердцах бросаю: 

   - Ну хочешь я выключу свет в галерее, пусть на ощупь определяются! 

   - Мысль хорошая, но могут и картинки попортить… 

   - А каждому входящему по свечке в руки – пусть сами себе светят! 

   - Сколько гостей будет? Человек сто пятьдесят? А что, должно хватить света… 

   - Хммм…  До открытия час, не успеть… 

   - Ха! О чём разговор! Где ближайшие свечки продаются? 

   И два Андрея пулей вылетают из галереи. Через минуту по двору проносится машина, уносящая художников на поиски свечей. Всё идёт по плану, мы спокойно готовимся принимать вскоре первых гостей – главное, чтобы Андреи не опоздали… И тут в зал вбегает Володя, который заведовал галерейным кафе, с воплем: «Макаревича арестовывают!!!». Мы выскакиваем во двор и видим эпическую картину: по двору проносится машина, на которой уехали художники, а за ней, с включёнными сигналами и криком в мегафон «Немедленно остановитесь!»,  влетают две машины ПМГ, окружают, из них выскакивают милицейские люди с автоматами. Но тут из окружённой машины, с благостным ликом и ослепительной улыбкой, появляется всенародно любимая звезда и мы наблюдаем, как на деле работает знаменитый девиз «Make love, not war». Автоматы опускаются, милицейские люди улыбаются в ответ и просят извинения и автограф, который им тут же и отвешивается. Довольные служители закона удаляются, а мы вынимаем из багажника беллеровской машины пару ящиков свечек… 

   Открытие получилось действительно смешным и необычным. При входе всем посетителям вручалась зажжённая свеча и они входили в абсолютно тёмный зал. Со временем количество свечек перешло в качество и в зале уже было довольно светло. К тому же некоторые гости начали устанавливать свои свечи на стеклянный столик, стоящий в центре зала, сделав его неким подобием именинного торта. Этот тортик мы во время открытия задули совместно и, включив свет, перешли к совместному распитию приятных напитков и раздаче интервью. Вечер был томным и приятным, вот только американского консула испачкали свечкой, о чём он не преминул всем поведать. Ему была обещана скидка в ближайшей итальянской химчистке, и инцидент был исчерпан. В общем открытие вполне получилось и запомнилось надолго… 

   А оставшиеся свечки нам послужили ещё не раз. Галерея находилась в центре, электросети были старые и аварии были не редкостью. Один только Петька Рейхет пострадал дважды! С ним на открытиях вообще происходили разные истории, но об этом я расскажу в следующий раз…