День Рождения

Валентина Васильева 4
       «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил»
(Исаия гл.7 ст.14)

       У всех людей был такой миг, когда они сделали свой первый вдох, и с этой секунды начался их отсчет жизни – день их рождения.
Не знаю как другие люди, но я дату своего рождения узнала только в школьные годы. В послевоенных селах жили бедно, и как-то не принято было отмечать дни рождения. Прошло время, отстроились села, колхозы разбогатели, жизнь стала обеспеченней, и люди начали праздновать свои дни рождения. По радио часто звучала песня:

«За рекой, за лесом, солнышко садится,
Что-то мне подружки дома не сидится.
Сладкая истома, черемухи цвет…
Усидишь ли дома в восемнадцать лет!»

       И моя мама, которую родители никогда не поздравляли с днем рождения, решила мне, своей дочери, отметить совершеннолетие. Мама, должно быть, вспомнив, как рожала меня, как сказали ей, что родилась девочка, как выбирала мне имя, устроила мне праздник. Благо, что я родилась летом, поэтому столы и стулья установили под открытым небом. Гостей было много, мне желали здоровья и успехов в работе и учёбе. Я ощущала неподдельную любовь и благодарила за добрые слова и подарки. Представляю, как мои родственницы открыли свои сундуки, перебрали отрезы на платья и отделили от своих «сокровищ» и мне по расположению и щедрости своей души. Среди подарков было много разноцветного ситца, штапельной ткани, крепдешина и даже один отрез креп-жоржета. Я несколько лет шила из них платья и блузки. Потом многие годы, мои родственники вспоминали этот день рождения, как было весело и сколько песен было спето.

       Кто-то отмечает свой день рождения, кто-то нет, но только день рождение одного человека празднует весь мир.
 
       Одним из самых ярких воспоминаний детства, является празднование Рождества. Во всех домах царила атмосфера светлой радости, приветливости и доброты. Каждая хозяйка готовила дом к приему гостей, и все село приходило в движение. Мама, наряжая меня, напевала веселую песенку:
«Нині радість стала яка не бувала
Над вертепом зоря ясна світові засяяла
Там Христос родився з Діви воплотився
Як людина пеленками вбогими повився »
Собрав белоснежный узелок, в котором был калач, яблоки, орехи и дав мне наставления к кому обязательно зайти и что сказать, благословив выводила за калитку и смотрела мне вслед. Переполненная радостью, уверенно шагая по хрустящему снегу, с чувством сопричастности к некой тайне, я осторожно несла свой узелок. И вот первый дом. Дядя Федор загоняет в будку, рвущуюся с цепи собаку, а тетя Мария приглашает меня в дом. В углу под иконой, где горит лампадка, накрыт стол. На столе дымятся горячие вареники с капустой, миска с кутей и компот из сушенных жардель. Я приветствую хозяев:

«Добрий вечір, святий вечір будьте здорові,
Тато і мама послали для Вас вечерю»

Хозяева благодарят приглашают к столу, наливают маленький стаканчик вина и ласково просят попробовать их угощения. А тетя Мария развязывает узелок и меняет калач и некоторые конфеты, потом дарит мне несколько копеек и я поблагодарив перехожу к бабушке Дарье, от нее к дяде Коле и тете Насте, к дяде Яше и тете Варе, к дяде Пети и тете Василине, к бабушке Прасковье и тете Марине, …
На дворе ночь, но от снега очень светло. В каждом доме горит свет, на улице много детей, в какой-то дом заходят, из какого-то выходят, лают собаки, никто не спит. И хотя я делала только по глоточку вина в каждом доме, возвращаясь домой, щеки мои пылали, шумело в голове и звенели в кармане монетки. Дома я рассказывала маме, где была, кто что спрашивал, что передавал сказать, и счастливая засыпала в своей кровати.

       Повзрослев, я уже стеснялась носить вечерю, считая, что пионерки не должны верить в бога и исполнять религиозные обряды.

       И вот снова приближается праздник Рождество. Давайте вспомним, как это было. Кесарь Август объявил перепись населения по всей Римской Империи. Исполняя этот приказ, Иосиф пришел с беременной женой Марией в Вифлеем. Был вечер, все места в гостинице были заняты, и их пустили переночевать в хлев. И тут Мария почувствовала, что начинаются роды. Мы так и не узнаем, успел ли Иосиф позвать на помощь повивальную бабку или сам принял роды. Написано, что Мария сама спеленала младенца и уложила на солому в ясли. Недалеко от Вифлеема находились стада овец и пастухи, которые стерегли их, увидели свет и Ангела, который говорил с ними:
«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
(От Луки гл.2 ст.10 - 12)

       Пастухи поспешили в Вифлеем и нашли Младенца с Марией и Иосифом и рассказали о своей встречи с небожителем. А в это время далеко на востоке зажглась звезда, которую увидели мудрецы, изучавшие древние свитки. По этому знамению они удостоверились, что родился Царь Иудейский. И собрав подарки, они поспешили в Иудею, и нашли младенца Иисуса.
«И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
(От Матфея гл.2 ст.11)

       Пастухи нашли Иисуса в пещере в яслях, мудрецы поклонились в доме, а где нам, живущим в ХХІ веке найти своего Господа. Мне очень грустно осознавать, что многие годы я праздновала Рождество, не зная виновника торжества. Ведь странно было бы, если, придя на день рождения, с многочисленными гостями есть и пить за обильным столом и при этом не обращать внимания на именинника, но именно так я вела себя.
«Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».
(Исая гл.9 ст.6)

       С какими подарками нам поклониться Отцу вечности?
«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
И не требует служения рук человеческих, как-бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все»
(Деяния гл.17 ст.24-25)

       Бог не ждет от нас золота или материальные блага. И все-таки мы можем обрадовать Его и принести к Его ногам свое сердце полное любви и благодарности, свою верность и послушание, хвалу уст наших. И мне хочется спеть Ему мамину песенку, услышанную в детстве и радостно звучащую в церквях.
«Ангели співають Христа величають
Всім народом цю чудову новину звіщають
Ми також співаймо Христа прославляймо
Від Марії рожденому хвалу і честь віддаймо».