Полумёртвая царевна, домострой и поцелуй

Анна Ванская
Сказка о мёртвой царевне или спящей красавице, которая после поцелуя принца-королевича стала живой (сюжет №709 по классификации Аарне-Томпсона) – метафора довольно стандартной жизненной ситуации. Например, советский реалистический кинематограф изобиловал сценами, в которых главный герой, обычно не способный к флирту и другим изысканным методам обольщения женщин, внезапно набрасывался на красавицу-недотрогу, мощным рывком сжимал её в медвежьих объятьях так, что по моим детским представлениям у неё должны были «кости затрещать», и, придушивая рукавами ватной спецовки, впивался в бедную женщину, как паук в муху. Вопреки моим ожиданиям, что героиня при первой же возможности убежит на край света от неадекватного агрессора, итогом внезапного для перепуганной женщины поцелуя являлось резкое улучшение её отношения к герою и неминуемая свадьба практически во всех случаях. Эффективность поцелуя как средства убеждения женщины в исключительных мужских достоинствах претендента нивелировалась только при наличии у него антисоветского прошлого или очень советской жены или склонности к неизлечимому спекулянству. Во всех остальных случаях, включая алкоголизм или явное предпочтение мужских компаний по сравнению с женским обществом, советский мужской поцелуй безотказно превращал полумёртвую от страха дикарку-недотрогу в покорную вторую половину строителя коммунизма-социализма. Надо сказать, что мертвенный страх советских красоток перед мужской любовью был небезосновательным, дабы бытовое насилие цвело пышным цветом на просторах шестой части суши, а заботу об общем потомстве мужская составляющая советских ячеек общества брать на себя отказывалась в принципе.

Однако, повзрослев, я убедилась на собственном опыте, что стремление брутальных мужчин поцеловать недоступную женщину нередко имеет гораздо более далеко идущие цели, чем обычное удовлетворение сиюминутного влечения. Поцелуй равнодушной «царевны» - это ловушка, попадая в которую красавица может кардинально поменять своё мнение об изначально бесперспективном кандидате, и последний вполне способен превратиться для неё в более-менее-принца. То есть из нулевого или даже минусового рейтинга «принц» резко выходит в плюс, конечно, при условии грамотного выполнения процедуры. К счастью, мои две истории, соответствующие сюжету №709, были значительно менее агрессивными, и вместо удушающего поцелуя мои ухажеры ограничились поглаживанием моей руки, получив ожидаемый эффект. Одну из них я привожу ниже.


I.
Когда мне было девятнадцать лет, а моей сокурснице Динке Пивоваровой – двадцать пять, мы отправились на автокурсы. В этот момент я тяжело переживала расставание со своей первой любовью, а Динка, как более опытная и глубоко замужняя женщина, была моей главной утешительницей и наставницей.

Всё происходившее на курсах мне было абсолютно безразлично, хотя это не помешало мне получить водительские права. Я совершенно не помню ни преподавателей, ни учившихся на курсах людей, за исключением двоих из них, о которых ниже пойдет речь. Даже такое яркое событие как экзамен с гаишником я припоминаю очень смутно. В общем, я была на пике индифирентности и толерантности ко всему на свете, в том числе к вниманию мужчин. Я думала и мечтала только об одном, чтобы мой любимый вернулся ко мне и остался со мной навсегда.

Динка пребывала в полностью противоположном состоянии души, и пришла на курсы не только за водительскими правами. Амурный контекст, надо сказать, её тоже не особенно интересовал, так как она была вполне довольна своим мужем и к приключениям в этом плане не стремилась. Динка жаждала расширить круг полезных знакомств, а на автокурсы в 90-е годы приходили люди, у которых дела шли в гору.

Нетворкинг проходил у Динки более чем успешно, поскольку стремление к полезным знакомствам присутствовало также и у большинства других курсантов. И через пару занятий Динка была детально осведомлена о родах занятий и личностях практически всех учащихся.


II.
- Классный мужик – Олежка. Деловой, шустрый, всё у него схвачено, квартиру два года назад купил перед женитьбой, - вдохновенно доложила мне Динка самые важные из полученных сведений.

- Кто это? – с удивлением поинтересовалась я, так как «классных мужиков» видела только в кино и даже своего возлюбленного не могла отнести к данной категории.

- Вон тот красавчик на первой парте, - бесцеремонно показала пальцем Динка.


Я посмотрела в указанном направлении, и в моём затуманенном сознании высветился молодой человек, на которого я уже обращала внимание прежде, поскольку внешне он был похож на моего любимого. Объективно говоря, внешние данные нового знакомого Динки были даже лучше, чем у прототипа. Он был также высок и широк в плечах, тоже имел классические черты лица, красивые карие глаза и густые каштановые волосы. Однако, мой возлюбленный был близорук, но стеснялся носить очки (линзы тогда были не в ходу), поэтому постоянно неприятно щурился. Кроме того, у моей первой любви была довольно выраженная прогнатия, поскольку его мама была патронажной сестрой по профессии и откармливала единственное чадо котлетками и пюрешками, что не способствует развитию нижней челюсти. При этом мой герой любил «цинично поржать», как он это сам называл, и ортодонтические проблемы постоянно бросались мне в глаза и раздражали. Со зрением и зубами у Динкиного знакомого было всё в порядке.

- Слушай, а ведь он на Сашку очень похож, - отметила я, внимательно рассматривая мужчину.

- Да, небо и земля… Ты что? – удивленно возмутилась Динка. – Кто такой твой Сашка? Обычный малолетний идиот, сидящий на шее у папы с мамой. А Олег – самостоятельный мужчина, обеспечивает себя и семью. А одевается как стильно! Уже который раз приходит на какие-то там автокурсы в идеальном костюме и белоснежной рубашке.

Улучшенная копия моего возлюбленного носил красную ковбойку, при чем тоже «в который раз». И надо сказать, что чересчур деревенская одежда делала его несколько простоватым в моих глазах.

- Я думала, что Олег – это парень в красной ковбойке на первой парте, - уточнила я.

- Это Антон – одноклассник и закадычный дружбан Олега. Он и правда с твоим Сашкой много общего имеет. Такой же увалень и маменькин сынок, и живёт в свои двадцать пять лет с родителями. Олег рядом с ним сидит.

Тут Антон повернулся немного, и за его могучим торсом проявился более тщедушный субъект, действительно одетый в чёрный франтоватый костюм и белую рубашку. В отличие от Динки, я не увидела в Олеге ничего «классного». Это был дёрганный, болезненно худой, остроносый молодой человек с огромным кадыком, неприятно громким голосом и суетливыми манерами. На фоне вальяжного сытого Антона Олег смотрелся как жуликоватый приказчик рядом с барским сыном. И франтоватый костюм с белой рубашкой только усиливал это моё впечатление.

- Ну, что, хорош гусар? – мечтательно поинтересовалась Динка, употребив термин, которым Олег обозначал сам себя. – Классный мужик, говорю тебе!

- Суперклассный! – поддакнула я дабы не вступать в бессмысленную дискуссию, а про себя подумала: «М-да… Со вкусом у Дины всегда были проблемы…»

- Присмотрись к нему! Я бы сама за него взялась, но мне вроде ни к чему… - мечтательно вздохнула Динка. – Ведь парень – высший сорт!

- А мне он к чему? Начнем с того, что он женат, сама же сказала… - напомнила я Динке про семейный статус её героя.

- Ну и что? Детей у них нет, а жена – такая стерва… - легко и непринужденно парировала Динка. – Вот, почему всегда таким классным мужикам достаются стервы?

В мои девятнадцать лет я ещё не знала ответ на этот несложный вопрос. Просто приняла на веру наблюдение «опытного эксперта» Динки. Вообще говоря, мне было в тот момент абсолютно всё равно – стерва или не стерва у Олега жена. Мне были безразличны и Олег, и его жена и даже Антон, как и весь остальной немилый свет. Меня волновало только одно, чтобы мой любимый вернулся ко мне и остался со мной навсегда.


III.
Через неделю Динка с мужем и я приняли участие в праздновании дня рождения Олега, состоявшемся на просторной и уютной кухне у Антона дома.

- Ноги совсем домой не несут даже в собственный день рождения, - пожаловался Олег на свой уже второй по счёту несчастливый брак после занятий на курсах.

- Может, у меня все вместе посидим? Родители сегодня на даче, - предложил Антон.

Все приглашенные охотно согласились, так как ни у кого особых планов на этот пятничный вечер не было. Динка сбросила мужу на пейджер адрес Антона, и вскоре наша компания обрела немного асимметричную конфигурацию в виде троих мужчин и двух женщин.

Помимо поздравлений в адрес Олега и жалоб последнего на жизнь, программа вечера включала презентацию достижений дружной семьи Антона, которыми молодой человек очень гордился. Надо сказать, что бытовой уклад хозяев дома также был улучшенной копией семейного бэкграунда моего экс-возлюбленного и полностью соответствовал идеалам советских «буржуа».

Большая по советским меркам трехкомнатная квартира Антона располагалась в новом микрорайоне, а двушка в девятиэтажке семейства Сашки – на окраине промзоны. Главным объектом поклонения в обеих семьях являлся аккуратненький сруб на шести сотках в 40 км на северо-запад от Москвы в случае Антона, и в 70 км на северо-восток – у Сашки. Отец Антона перевозил своё семейство каждые выходные на дачу и обратно на волге 3102, а отец Сашки – на пятой модели жигулей. Самое главное, что оба хозяйства содержались в идеальном порядке и чистоте, не виданных в моём полубогемном доме даже в дни самых масштабных торжеств. Однако, мама Антона была действующим инженером-экономистом, а Сашкина мать – профессиональной домохозяйкой с недлительным стажем работы патронажной сестрой. Видимо, по этой причине дух столовского СанПина присутствовал в доме Антона в меньшей степени, по сравнению с прототипным семейным очагом.

Антон весь вечер ласково и умиленно смотрел на меня своими красивыми карими глазами, не позволяя себе прямолинейных высказываний. Олег и Динка были поглощены друг другом, однако, отнюдь не в эротическом формате. Динка метила в профессиональные психотерапевты, а Олег нашёл благодарного слушателя. Динкин муж, как обычно, пребывал в абсолютной нирване – другой мужчина не смог бы выдержать Динкины выкрутасы.

А я большую часть вечера удивлялась неожиданному сходству Антона и Сашки, не переставая мечтать только об одном, чтобы мой любимый вернулся ко мне… Моё внутреннее оцепенение кратковременно прервалось только в тот момент, когда Антон гордо продемонстрировал мне главное достижение советского домостроя – объёмную морозильную камеру, доверху забитую дарами садов и огородов. Залежи замороженной клубники не то, чтобы меня обрадовали, просто очень сильно удивили. В юности я терпеть не могла сады и в особенности огороды.


IV.
Всю следующую неделю Динка безостановочно говорила об Олеге:

- Ох, какой классный и какой несчастный! Мать его бросила на бабку с дедом, сама по загранкомандировкам постоянно моталась. Своего отца он вообще никогда не видел, но хоть с отчимом повезло. Отчим у Олежки очень интересный человек был, вор в законе. Многому его научил, в смысле предпринимательской деятельности. Но, к сожалению, погиб при невыясненных обстоятельствах.

- Ужас какой! – отреагировала я на поток этой душераздирающей информации.

- Не то слово! Теперь бедняге даже не с кем посоветоваться, самому приходиться всё решать. Но, как видишь, не пропал Олежка без поддержки, крутится, как может. На квартиру-машину заработал, не только себя с женой, но ещё и бабушку и мать-ехидну содержит.

- Олег – риэлтор, вроде? – уточнила я, поскольку в ряду сетований Олега на судьбу фигурировали упоминания о судах в риэлторской сфере.

- В том числе. Недвижимостью он занимается на пару с другом. – ответила Динка.

- Антон говорил, что в конторе какой-то трудится…

- Антон в конторе штаны просиживает, - расхохоталась Динка. – В риэлторском деле смелость нужна, решительность. В такое время живём. Я бы на твоём месте Олегом заинтересовалась. Кстати, он сказал, что ты ему нравишься. А с женой у него совсем всё плохо.

Никаких признаков того, что я нравилась Олегу за целую неделю знакомства я ни разу не пронаблюдала. Антону я нравилась, это было ясно. Но Олег смотрел на меня с тем же благодушным выражением лица, с которым он смотрел на любой предмет в непосредственной близости от Динки. То есть, единственное, что ему во мне явно нравилось, это то, что я являлась Динкиной подругой. И это обстоятельство я воспринимала исключительно положительно в соответствие с концепцией известного романса: «мне нравится, что Вы больны не мной…» В конце концов, я не обязана нравиться человеку из совершенно другого карасса.

Отношения Олега и Динки складывались совершенно в ином формате, эти люди как бы «нашли друг друга». Оба были в восторге от взаимного знакомства, однако, как я это уже упоминала выше, флирт между ними возникал в минимальных дозах. Взаимная симпатия Динки и Олега относилась скорее к категории делового партнерства. В отличие от меня, оба принадлежали к одному «карассу» и имели общую цель в жизни – добиться коммерческого успеха и стать «крутыми». Я лично была не против коммерческого успеха, естественно, но быть «крутой» как-то… ни к чему мне было, вроде. Я хотела быть любимой и нормальной. В действительности, меня волновало только одно… Понятно, что.


V.
Через две недели знакомства, Олег вдруг обратил на меня внимание, начал оценивающе меня рассматривать, делать комплименты моим уму и внешности. Наверняка, эта перемена произошла ни без стараний Динки. Возможно, что Антон поделился с другом своими впечатлениями обо мне, а это, как известно, способствует… Надо сказать, что ни я, ни Антон по этому поводу особенно не нервничали. Всё-таки, человек состоял в законном браке и, как говорится, «куда ему ещё». Тем более, особой маниакальности или навязчивости Олег в своих ухаживаниях не проявлял.

В очередные выходные мы в прежнем составе отправились к Антону на дачу. В программе были шашлыки с водкой для мужчин и пиво с креветками для дам в соответствие с модными тенденциями того времени. Главными темами для обсуждения являлись предстоявшие на курсах экзамены и истории из жизни автомобилистов.
Ведущим автомобилистом в нашей компании был, естественно, Олег, который ежедневно водил шестую модель жигулей с двадцатилетнего возраста, на которой мы, собственно, все вместе на дачу и прибыли. Водительские права Олег купил у знакомого гаишника, но последний не зарегистрировал «корочку» в какой-то важной базе данных, и по этой причине у Олега регулярно возникали проблемы.

- Сам бы никогда до курсов так и не дошёл, - рассказывал Олег. – Но за компанию с Антоном – милое дело. Заодно и устройство автомобиля подучу, надоело деньги платить за всякую фигню направо- налево. И главное, какими приятными новыми знакомствами обзавелся… Красота, просто!

Антон тоже чувствовал себя за рулем уверенно, так как с детства регулярно выезжал с отцом в окрестности дачи. Однако, не имея водительских прав, по городу не ездил. В конце концов, семейный совет постановил, что «мальчику пора обзавестись собственным автомобилем», и таким образом Антон и Олег отправились узаконить своё право на вождение автомобиля.

Ни я, ни Динка, ни тем более Динкин муж до курсов никакого отношения к миру автомобилистов не имели, поскольку даже в наших родительских семьях автомобиль отсутствовал как таковой. Поэтому рассказы Олега и Антона о своих автоприключениях звучали весьма авторитетно и вдохоновляюще для нас, тем более, в свете предстоявших экзаменов.

После основного блюда и перед чаем курящая часть нашей компании, то есть Олег, Динка и я, отправились на улицу на перекур, а некурящая, т.е. Антон и муж Динки, остались в доме прибраться и помыть посуду.


VI.
Мы с Динкой присели на узкую лавочку в садике перед домом, и Олег продолжил вдохновенное повествование о своих автомобильных подвигах перед благодарной публикой. На самом интересном эпизоде, включавшем залёт юзом машины Олега в машину гаишников на осенней глиняной «размазне», Динка вскочила и отправилась в туалет.

- Можно мне присесть? – поинтересовался Олег умоляющим голосом.

- Конечно, - откликнулась я, отодвигаясь, чтобы освободить ему как можно больше места.

Однако, места не было, и Олег сел, прижавшись ко мне всем боком своего тела, включая ноги. После пары минут молчания он сказал:

- Хочешь, Асенька, завтра поездить за рулем по здешним окрестностям? Ты как, уверенно себя чувствуешь перед экзаменом?

- Спасибо, Олег, за помощь. С удовольствием, - откликнулась я.

После этого Олег мягко взял меня за руку и нежно-нежно погладил пальцами мою ладонь, которая уютно разместилась в его вполне себе изящной мужской руке. В этот момент моё горе меня отпустило, и я увидела перед собой лицо родного мужчины, который уверенно идёт по своему жизненному пути и предлагает мне следовать за ним. Понятно, что у него есть жена… Но как ей не быть у такого «классного мужика». Обратная сторона медали, так сказать…


VII.
На следующее утро мы с Олегом отправились по окрестностям. Через месяц я переехала жить к нему в квартиру, которую спешно покинула его жена. Ещё через месяц я вернулась к родителям, получив всеобъемлющий ответ на вопрос «почему классным мужикам достаются стервы». В отличие от героинь советского кинематографа, покоряющее воздействие поцелуя было кратковременным в моем случае и до свадьбы дело, к счастью, не дошло. Тем не менее, «пробуждающий» эффект оказался достаточным, чтобы я зажила нормальной жизнью и перестала мучиться и страдать.

 Интересно, что в последнее время в роли «спящей красавицы» всё чаще стали выступать мужчины, многим из которых интернет природу заменил. И в этой ситуации бедным женщинам ничего другого не остаётся, м-да…



(иллюстрация: Catherine Mallet: Rainy Costume)