Летом в деревне

Алекс Снегов
               
           О,это было давно…..Да.
  От завода в деревню направлена группа ,траву косить,сено стоговать.
Заводу выгодно на заработанное нами, получать  для столовой овощи.
В заводских цехах жарища,мы радовались,работать будем а деревне.
На  грузовике , на скамейках,ехали с песнями.
 Приехали в  совхоз "ЗАРЯ  КОММУНИЗМА" ,деревня  Тютюшкино.
Распределили  по  домам.
Хозяйка поила меня   холодным молоком,я удивлялся,летом холодное!
Бабе Кире  65 лет,готовила вкусные завтраки,обеды и ужины,работала полеводом.
Вечером после ужина сидел,зевал.
Баба  Кира постелит мне в горнице под образами,в углу икона,как
раскрытая книга.Сидит за столом и рассказывает о своей жизни.
Под её бархатный говорок я засыпал.
Забегая  наперёд отмечу,когда пришло время уезжать из совхоза
провожая меня баба Кира назвала меня внуком,утирала  уголком платка слёзы,приговаривала:"Передавай привет от меня твоей матушке,братику Мише и жене Нине и не забывай писать мне письма,я буду ждать."
В начале сентября моя жена Нинуся и брат Мишка  нагрянули к бабе Кире.
Помогали  убирать урожай,сделали ремонт  крыши дома,крыши сарая и  произвели ремонт по мелочи в её хозяйстве.
Это потом,а пока  вечерами слушал её.
- Пётр Иваныч и сыночек Сенечка  ушли на фронт в июле 1941-го и
 пропали там.
Где когда и как пропали никто  не сообщил. Будто их не было
и они не уходили на войну.
Баба Кира вела своё хозяйство,была у неё корова "Петровна".
Купила тёлочку в  Петров день,поэтому назвала её "Петровна". Ещё у бабы Киры были куры.
Перед домом в саду, малина,крыжовник,сливы,чёрная смородина,за домом  несколько яблонь антоновки и большущий  огород.
Дом  и горница соединены сенями,в доме и в горнице на полу половики,за домом и горницей двор крытый дранкой.
Дом ,сени и горница под стальной крышей.
В горнице на стене висели фото  сына и  она с мужем в день венчанья.
Баба Кира родилась в Сибири, Петя служил в её посёлке ,там они
познакомились, влюбились и когда пришло время ему демобилизоваться он увез её на свою родину, в Тютюшкино.
Его сестра Таисия живёт в этой деревне и тоже горемыка.
 Два сына остались на войне,оба погибли в Германии,Муж после госпиталя  вернулся домой,да пожил всего полгода.
До войны в деревне было много молодёжи,вечерами пели и плясали с частушками.
Теперь вон и клуба нет,сгорел во время войны,тушить было некому.
 Деревня  большая,молодежь поразъехалась в города,в совхозе старики и старухи.
Неподалёку от дома  бабы Киры  ттечёт ручеёк можно перепрыгнуть.
После работы иногда, мы ходили на этот ручей ополоснуться.
 Недалеко от Тютюшкино   ручей образовали  родниковые ключи.
Деревенские в бидонах хранили молоко в  ручье.
Я видел много больших и маленьких бидончиков.
Никто из нас  городских не дотронулся до  молока из бидонов.
В домах двери  на ночь запирались на крючки из  проволоки.
Однажды, спросил:"Баба Кира,в ручье,где вы храните молоко вода не такая холодная?"
-А ты не знаешь,как мы храним молоко?
-Знаю , из молока делаете творог,сбиваете масло,томите в печи,
делаете варенец.
-Покажу ,если хочешь увидеть.
Баба Кира варила мне на завтрак кашу на молоке,иногда готовила
овсяный кисель ,к киселю ставила банку холодного  или топлёного молока.
На ужин я повадился пить топлёное молоко,а чаще  варенец,вкуснотища!
Однажды утром  перед домом делал физзарядку,баба Кира пригласила
идти с ней  к ручью.
Подощли к ручью,она улыбнулась,открыла крышку бидона:"Во,смотри."
В молоке была лягушка.
Меня чуть не стошнило.
-Не бойся, молоко хранят  испокон веков,лягушка может быть
противная,но вреда от неё не бывает,а только польза.
Ежедневно совхоз возит молоко на масло завод,заодно деревенские
сдают своё молочко,моя "Петровна" молодая, литров 50 сдаю
ежемесячно, прибавка к  трудодням.
Коровы,куры,кто-то держит свиней ,овец . Всё сдают в совхоз за трудодни.
Совхоз отправляет скотину  на мясо комбинат.Город далеко,самим продавать не выгодно и некогда.

В нашей семье нет бабушек ,ни дедушек,мы изредка наезжаем к бабе Кире.
На Покров день, приехали утром ,об этом письмом предупредили, баба Кира обратилась к маме:"Вы не против если  приглашу соседок,больно хочется похвалиться и ведь праздник, давно не было застолья."
Справа от дома бабы Киры ,жила бабушка Груня,с другой стороны дом бабушки Матрёны.Подружки Киры,тоже вдовы фронтовиков,дети обоих живут в городе.
 Баба Кира пригласила соседок, пили чай с вареньем,с пирогами и городскими гостинцами.После чая за столом женщины разговорились,
 Баба Груня ,соседка бабы Киры,запела,  мама ,Нинушка красиво пели старинные русские песни"Златые  горы","Хаз булат  удалой","Мой костёр". Я вышел на улицу, темнеет,пора собираться домой.
В избе мама уговаривает бабу Киру приезжать к нам,погостить  недельку.
-Хозяйство,куда я от него.,- ответила баба Кира.
Мама уговаривала Матрёнудругую соседку бабы Киры, присмотреть за"Петровной" и курами.
Соседки нехотя ,все же согласились.
Баба Кира отказалась наотрез :»У них  и без меня дел по горло.»

 На другой год летом случился  пожар.
Несколько домов,сказала баба Кира:"Как корова языком."
Петровна была на пастбище,куры во вдворе гуляли.
Дом,сени,горница и сарай дотла сгорели.
Мы приехали на пепелище.
Баба Кира лежала у  родственницы.
Недели через две увезли мы бабу Киру к себе.
Вон она с моей дочуркой в детсад пошла.
На днях  похвалилась маме: "Ты знаешь ,милая моя, я помолодела,
будто никогда не жила в деревне,всё бы хорошо,"Петровну " жалко,
мы с ней,как подружки были, отдала  «Петровну» подруге. Денег не взяла,хотя она совала мне чуть не в драку.