Забытый вагон

Аглая Юрьева
Комедия на грани абсурда и нервного срыва
 в одном действии

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Мужчина, который все  может объяснить (Мужчина №1),  чуть-чуть пенсионного возраста
Женщина-мать, крашеная блондинка под сорок
Девочка, ее дочь, 9-10 лет
Очень нервная женщина, 40 лет (но столько не дашь)
Не менее нервный мужчина, 35 лет
Лже-террорист с сильным грузинским акцентом, а попросту Грузин,  55- 60 лет
Босая женщина, около 30 лет
Юноша, 18 лет
Девушка, 17-18 лет
Тапса Мякконен,  работник метрополитена, 25-28 лет

Место и время действия - Петербург, метрополитен, наши дни.

Сцена представляет собой полупустой вагон поезда метро. С объявлением «Осторожно, двери закрываются» в вагон впрыгивает  пара - Юноша и Девушка. Поезд отправляется. Пассажиры заняты своими делами: Мужчина №1 разгадывает сканворд в газете, Очень нервная женщина читает книгу, Босая женщина слушает музыку, Женщина-мать разговаривает с Девочкой, Грузин дремлет, натянув кепку на глаза, Юноша и Девушка всецело заняты друг другом. Вдруг вагон останавливается. Минуту-другую пассажиры не обращают внимания. Спустя еще минуту отвлекаются от своих занятий, но совершенно спокойно к ним опять возвращаются.  Юноша и Девушка по-прежнему заняты друг другом, да Грузин спит или делает вид, что спит.

Нервный мужчина.  А что это мы стоим? Нет, в самом деле, почему мы так долго стоим?
Мужчина №1. Очевидно, разогнался раньше графика. Или предыдущий поезд замешкался.
Нервный мужчина. Ну никогда так долго не стояли! Ну никогда!
Очень нервная женщина. Да-да. Не иначе, что-то случилось. Не иначе!
Мужчина №1. Да успокойтесь, сейчас тронемся.
Нервный мужчина. Нет, все-таки лучше связаться с машинистом. Это переходит всякие границы допустимого. (Подходит  к устройству экстренной связи с машинистом, нажимает кнопку). А связи-то, связи нет!
Очень нервная женщина. Ах, я же говорю, что-то ужасное случилось. Пожар, обязательно пожар.
Женщина-мать. Террористический акт! Ах, божечки мои! (прижимает к себе Девочку).
Мужчина №1. Не надо паники. Пожар потушат, террористов обезвредят.
Очень нервная женщина. Пока они тушат, мы все успеем сгореть
Женщина-мать. Ужас какой! Нет, это террористы, это определенно террористы. (взгляд устремляется на дремлющего Грузина) Вот такие вот. Якобы спит. Он что-то знает, он определенно что-то знает, раз спит. Мы тут волнуемся, а он и в ус не дует.
Девочка. Мама, у него нет усов.
Женщина-мать. Замолчи! Надо звать на помощь! На помощь!
Мужчина №1. Знаете, если на вас нападут в темном переулке или в парадной, то лучше кричать не «На помощь!», а  «Пожар! Пожар!»
Очень нервная женщина. Ах, я же говорила: пожар! Пожа-ар!
Грузин (просыпается). Почему пожар? (Обводит взглядом вагон) Мы горим?
Женщина-мать. Это все ваши террористы!
Грузин. Вах! Женщина! Почему так говоришь? Да отсохнет твой язык! Какие террористы?
Женщина-мать. Много вас тут!
Мужчина №1 (Грузину). Успокойте женщин. Скажите, что вы не террорист.
Грузин. О небо! Слушай, я не террорист. Я на рынке торгую. Гранаты…
Очень нервная женщина. Гранаты!!!
Грузин. Груши. Виноград. Мандарины. Фрукты, понимаешь. Устал на работе. Спать хочу.

Тем временем Нервный мужчина обходит каждое устройство и пытается установить связь с машинистом, пока не доходит до конца вагона.

Нервный мужчина (кричит). А-а-а-а!

Все вздрагивают, подскакивают на местах и смотрят на него.

Нервный мужчина. А-а-а-а-а! (Показывает вглубь) Там нет вагона. Нет вагона!

Нервное брожение среди пассажиров.

Женщина-мать. Как так нет вагона? Где же он?
Очень нервная женщина. Там впереди нет ни одного вагона!
Нервный мужчина. Поезд уехал. Мы отцепились от поезда.
Очень нервная женщина. И сзади нас тоже ни одного!
Юноша. Наш вагон последний…
Девушка. Стоило нам бежать!
Очень нервная женщина. Значит, следующий поезд нас просто сомнет в лепешку.
Мужчина №1. Нет-нет, этого не допустят.
Нервный мужчина. Кто не допустит? Откуда они узнают? Связь не работает!
Юноша. Может, у кого-нибудь мобильник возьмет?
Женщина-мать. И то правда!

Все пытаются дозвониться по мобильным телефонам. Связи нет.

Мужчина №1. Глубоко забрались. (Очень нервной женщине). Но все-таки вы правы, давайте переберемся поближе к другому концу. В лепешку нас не сомнет, но подтолкнет изрядно. Докатимся, как говорится, своим ходом.
Пассажиры чуть-чуть  пододвигаются.
Женщина-мать. Как у вас все просто получается?! То «пожар!» кричите, то докатимся своим ходом. Я, между прочим, мать, и волнуюсь за свое здоровье. Знаете, детям нужна здоровая мать.
Девушка (ехидно). И еще богатая.
Женщина-мать. Нечего зубоскалить. Своих народишь – поймешь.
Очень нервный мужчина. Она, понимаете, мать? А мы вроде никто! Да кто из нас не мать?!
Девушка. Я не мать.
Очень нервный мужчина. Да помолчите вы!
Юноша. А вы ей рот не затыкайте. Она на ваш же вопрос и ответила.
Очень нервная женщина (вскакивает с места и быстро идет по вагону). Это кошмар, это кошмар! Я этого не вынесу! Здесь же должен быть аварийный выход! (Бросается к аварийному выходу). Никак не открыть!
Мужчина №1. Так, значит, никакой аварии нет.

Очень нервная женщина мечется от одной двери к другой. Пытается дернуть за ручку автоматического отключения дверей.

Очень нервная женщина. Не поддается. Да мужчины же! Помогите! Или тут совсем нет мужчин?
Босая женщина (вскрикивает). Ай!...(Очень нервной женщине). Вы наступили мне на ногу.
Очень нервная женщина. А что вы тут свои ноги вытянули? Здесь, между прочим, люди ходят!

Босая женщина чуть вытягивает вперед ногу и приподнимает длиннющую до пола юбку,  все видят, что она босиком.

Женщина-мать. Божечки мои! Так вы ж босиком! А обувь-то ваша где? Никак, украли.
Босая женщина. Что вы! Я круглый год хожу босиком. Это очень полезно для здоровья.

(Очень нервная женщина и Женщина-мать недоверчиво смотрят на Босую женщину.)

Очень нервная женщина. Что, и зимой тоже?
Босая женщина (улыбаясь) И зимой тоже.
Очень нервная женщина (в сторону). Еще и сумасшедшая тут на нашу голову!
Мужчина №1. Вы, наверное, последовательница учения Порфирия Иванова? Так ведь?
Босая женщина. Нет, я просто хожу босиком. А кто такой Порфирий Иванов?
Очень нервная женщина (иронически). Какие последователи?! У нас и самобытных Порфириев хватает!
Мужчина №1. А вы знаете, научно доказано, у нас на пятках находятся точки, которые отвечают за все жизненно важные органы – за почки, за желудок, за сердце.. (Внимательно его слушает только Девочка.)
Девочка. А где сердце? Мама сказала, что у нее сердце в пятки ушло…
Мужчина №1 (Босой девушке). Позвольте вашу пяточку…ребенку показать...
(Босая женщина обнажает ступню. Девочка подходит ближе). Вот примерно здесь и располагается сердце.
Женщина-мать. Оксана! Отойди немедленно. Ты там еще заразу какую споймаешь!
Очень нервная женщина. Споймаешь!!! О бедный, бедный русский язык!
Босая девушка (со слезами, Женщине-матери). Как же вам не стыдно!
Нервный мужчина. Вы понимаете, что вы ее оскорбили! Немедленно извинитесь, немедленно!
Женщина-мать (несколько опешив). Да ладно, чего уж там! Извините меня! Просто я мать и беспокоюсь за своего ребенка.
Нервынй мужчина (вскакивая с места, Очень нервной женщине). А что вы тут разбегались, то туда, то сюда. Чехарду устроили какую-то. Нервы у нее! У всех нервы! (Плюхается на место, Очень нервная женщина тоже садится.)
Мужчина №1. А в самом деле, не устроить ли нам  здесь чехарду? Вагон вон какой длинный.
Девочка. А что это, чехарда?
Девушка. Чехарда – это чепуха.
Мужчина №1.  Чехарда – это игра.
Девочка. А как играть?
Мужчина №1. Граждане, дорогие россияне, до чего же мы дошли, докатились? Ребенок не знает, как играть в чехарду!
Юноша. Я тоже не знаю.
Мужчина №1. Так это нужно срочно исправить (вставая, снимает куртку или пиджак, бросает ее на сиденье, Юноше). Идите-ка сюда, молодой человек. Вот так вставайте. (ставит его для игры в чехарду.) (Нервному мужчине) И вас я бы попросил! Покажем молодым, как нужно играть в чехарду.
Нервный мужчина. Вы что, с ума сошли? Выдумали тоже. Отстаньте, ни в какую чехарду я играть не собираюсь.
Девочка (Нервному мужчине). Ну, пожалуйста…
Женщина-мать. Ну, ребенок же просит!

Нервный мужчина нехотя встает. Мужчина №1 перепрыгивает через стоящих. Они начинают играть в чехарду. Девочка присоединяется.

Девушка. А я тоже хочу попрыгать (присоединяется к играющим).
Босая женщина. Я бы тоже попрыгала, да юбка очень длинная.
Очень нервная женщина (цедит сквозь зубы). Длинная не короткая.

Босая женщина встает и тоже включается в игру. Чехарда продолжается. Босая женщина перепрыгивает через Нервного мужчину.

Нервный мужчина (выпрямляясь). Мы меня по уху ударили своей грязной ногой!
Босая женщина (возмущенно). Почему это у меня она грязная?
Женщина-мать. Да грязно, грязно. Ой плохо нынче убирают у нас.
Босая женщина. Вы понимаете, что вы меня оскорбили?
Нервный мужчина. А вы понимаете, что вы мне ногой в ухо заехали.
Босая женщина. Воспитанный человек должен немедленно извиниться.
Нервный мужчина. Нечего ходить босиком, когда все нормальные ходят в обуви!
Босая женщина. Кто вам дал право меня оскорблять второй раз?
Нервный мужчина. Что ж я еще и виноват, что вы мне в ухо саданули?

Конфликт нарастает. Вдруг из переговорного устройства раздается голос: «Граждане пассажиры! Электропоезд следует до станции Дибуны со всеми остановками».

Мужчина №1. О! Ну вот. Сейчас и отправимся.
Женщина-мать. Какие еще типуны?
Юноша. Дибуны. Станция такая. (Девушке). Вот  клёво! У нас же там дача!
Женщина-мать. Ну, хорошо, что со всеми остановками.
Очень нервная женщина (вскакивая с места). Да, да. На первой же остановке и сойду. Хватит с меня этого кошмара.
Нервный мужчина. Какая чушь! Что вы тут все несете?! Как мы можем доехать до Дибунов…
Женщина-мать. Со всеми же остановками!
Нервный мужчина (отмахиваясь от нее). Как мы можем доехать до Дибунов, если мы в метро, под землей?
Мужчина №1. А вот, кажется, на станции метро «Звездная» поезда выходят наверх.
Нервный мужчина. Ага. Вот от «Звездной» и отправимся к звездам!
Женщина-мать. Так что же это такое получается? Теперь уже не со всеми остановками?!
Очень нервная женщина (почти в отчаянии) Я домой хочу. Домой!.. У меня дома кот  некормленный.
Женщина-мать. У меня дома муж некормленный! Что же творится-то в самом деле! Ой, божечки мои! Девочка моя! (плачет, прижимая к груди Девочку).
Грузин. Не плачь, женщина! Не могу видеть, когда женщина плачет. Хотя голодный мужчина – это, конечно, очень плохо. Голодный мужчина – злой мужчина!
Женщина-мать. Да замолчите вы! Что вы лезете! Вы у себя и распоряжайтесь, кого кормить, а кого – нет. Приедут – и начнут указывать, как жить..
Грузин. Почему так говоришь? Почему приедут? Я тут родился. Отец тут родился, дедушка отсюда на фронт пошел, погиб на Волховском, бабушка тут  блокаду переживала.
Женщина-мать (хмыкает, недоверчиво). Всю жизнь здесь живете, а говорить по-русски правильно не научились!
Грузин. Почему не научился? Я правильно говорю. Ты меня понимаешь? Понимаешь. (обращаясь то к одному, то к другому, пассажиры ответно кивают). А ты меня понимаешь? А ты тоже понимаешь? Видишь, все меня понимают.
Очень нервная женщина (победно глядя на Женщину-мать). Вот так! Понятно? А сами-то с вашим «споймаешь», небось, из Хохляндии прикатили?
Женщина-мать (с вызовом). А вот прикатили! Прикатили! Мужа моего пять лет назад сюда пригласили как специалиста! Не можете, оказывается,  без хохлов-то обойтись! (передразнивая) Вот так! Понятно?
Мужчина №1 (желая сгладить обстановку). А мы раньше с женой часто в Грузии отдыхали. В Кутаиси. Богатый город.
Женщина-мать. Чем же он богат?
Мужчина №1. А столько деятелей культуры подарил!
Женщина-мать. Грузинской?
Мужчина №1. И грузинской, и советской, и мировой! Одних режиссеров сколько!
Очень нервная женщина. В Кутаиси мой любимый Владимир Владимирович учился!
Женщина-мать. Путин? Да идите вы!
Очень нервная женщина (почти презрительно). Пу-утин! Маяковский! В школе не учились, что ли? Или вы только своего Шевченко учили?
Женщина-мать. Да, учили! Чего ж нам своих-то не учить?!
Очень нервная женщина. А мы и своих, и вашего тоже учили! В пятом, что ли, классе. До сих пор помню:
Как умру, похороните
На Украйне милой,
Посреди широкой степи
Выройте могилу.
Женщина-мать. Да божечки мои! Что ж мы все о смерти да о смерти! Сердце уже не выдерживает.
Мужчина №1. Не надо о смерти. Мы же о Грузии говорим, о Кутаиси.
Грузин. Да-а. А цари какие были из Кутаиса! Баграт Третий! Про Багратиона в школе все проходили? То-то! Давид Четвертый Строитель! Княжества в единое централизованное государство объединил!
Очень нервная женщина. Смотрите, как интересно получается! У нас объединил русские княжества Иван Четвертый, а  у грузин - Давид Четвертый! Все-таки есть какая-то мистика в цифрах!
Нервный мужчина. Да какая тут мистика! Тут просто арифметика – не более того.
Мужчина №1 (продолжая). Легенда есть такая. Когда бог делил землю между народами, грузины замешкались и опоздали к дележу. Всю землю уже поделили. И бог тогда отрезал грузинам кусочек рая. Но как вы думаете,  что нам больше всего нравилось с женой в Грузии?
Нервный мужчина. Грузинское гостеприимство.
Мужчина №1. Это – да. И гостеприимство, и вино, и крепости с монастырями, и красоты Рионы. Но больше всего нас потрясало грузинское пение.
Девочка. Ой, а мы на уроке музыки песню грузинскую разучивали. (Поет. Женщина-мать, несколько ошарашенная, смотрит на Девочку).
Я могилу милой искал,
Сердце мне томила тоска.
Сердцу без любви-и-и нелегко.
Где же ты, моё Сулико?

Босая женщина аплодирует.

Грузин. Хорошо поешь, девочка! Только не «моё Сулико», а «моя Сулико».
Женщина-мать. Да пусть хоть чья  угодно Сулико! (Девочке). А что это за песни вы поете в школе? Про могилы!
Очень нервная женщина. Да уж! Ничего себе музыкальное воспитание.
Девочка (Очень нервной женщине). Ну и что? А вы тоже  в школе про могилы стихи учили!
Грузин. Хорошая песня, почему не петь?
Женщина-мать. Ну не в школе же!
Очень нервная женщина. Да! В нашей школе надо петь вот это (Поет, несколько человек подхватывают):
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?
Грузин. Тоже песня хорошая. Тоже пел такую, когда  в школе учился.
Мужчина №1 (продолжая). Так вот я о другом грузинском пении. О многоголосном. .Мы все удивлялись, как все слаженно получается, словно отрепетировано. А как-то в гостях были, выпили хорошо. Мужчины потом запели. И вдруг я, не зная ни языка, ни слов, стал им подпевать. Вот это пение!
Юноша (Грузину). А вы можете? Спойте, пожалуйста, многоголосьем.
Нервный мужчина. Как же он один споет многоголосьем?
Грузин. Зачем один? Вместе и споем. Вина, правда, у нас нет.
Юноша. А у меня слуха.
Девушка. Спойте, спойте (подталкивая Юношу). Ты тоже пой.

Мужчины выстраиваются, Грузин им объясняет, напевает и через минуту новоиспеченный хор исполняет что-то грузинское типа «Даридури». По окончании пения женщины аплодируют.

Босая женщина. Как здорово получилось!
Женщина-мать. Здорово-то здорово, а поют всегда только мужчины. А вот у нас как соберутся, так все поют – и мужчины, и женщины.
Очень нервная женщина. Ой, как уж мы поем! Пьяными голосами и всегда только один куплет! Дальше слов не знаем.
Босая женщина. А давайте мы ответим мужчинам. Станцуем сиртаки.
Девочка. А что такое сиртаки?
Босая женщина. Греческий танец.
Очень нервная женщина. Где? Здесь танцевать?
Босая женщина. Для сиртаки хватит места.
Мужчина №1. А вы знаете, сиртаки ведь не является народным греческим танцем. Его специально придумали для голливудского фильма в 60-х годах…
Девочка (тянет за руку Женщину-мать). Мама, вставай танцевать.
Женщина-мать (вставая) Вот только танцев мне не хватало в этом вагоне. Да я ж со свадьбы не танцевала!

Женщины, Девушка и Девочка выстраиваются в линию. Босая женщина показывает несколько танцевальных движений – и танец начинается. Танцуют.

Девушка (Босой женщине). Как здорово вы танцуете!
Босая женщина. Да все  молодцы!
Девушка. Вы где-то учились танцам специально?
Босая женщина. Да. А сейчас сама учу.
Девушка. А «гоу-гоу» учите? Я б поучилась.
Юноша. Ты дура, что ли?
Девушка. Сам дурак.
Босая женщина. Нет, что вы. Я учу этническим танцам – гопаку, лезгинке, цыганочке.
Девушка (фыркнув). Ну да. Мне еще цыганочке учиться!
Мужчина №1. А вот знаменитый ансамбль танца под управлением Моисеева…
Нервный мужчина. Граждане! Я все-таки не понимаю. Наш вагон движется или вы его своими танцами раскачали?

Все замолкают, присматриваются, прислушиваются.

Очень нервная женщина. Нет, мы стоим на месте. Мы все еще стоим на месте.
Мужчина №1. Ну, если рассматривать этот вопрос с точки зрения теории относительности, то можно сказать, что мы движемся относительно…
Женщина-мать. Ну сказали же: в Дибуны едем. Со всеми остановками!
Нервный мужчина (подскакивая). Да? С остановками? А не кажется ли вам, что остановок давно не было?
Женщина-мать. Есть люди, которые лучше нас знают, где остановки делать… Раз сказали, что будут остановки, значит, будут. И не сомневайтесь!.. А я вот после плясок даже есть захотела.
Девочка. И я тоже хочу!
Женщина-мать. Ой, божечки мои! Детонька моя кушать хочет. Вот говорила же, покушай в гостях как следует. А я-то ничего с собой не прихватила  – ни конфетки, ни печенюшки.
Босая женщина. И у меня ничего нет.
Девушка, Юноша. И у меня. И у меня ничего.
Мужчина №1. У меня из съедобного только валидол.
Нервный мужчина. А у меня  аскорбинка.
Женщина-мать. Ну, это вы себе оставьте. От нее только аппетит разыгрывается. (Грузину). Послушайте,  вы говорили, что фруктами торгуете.
Грузин. Как есть говорил.
Женщина-мать. А в сумке этой здоровой у вас не фрукты случайно?
Грузин. Правильно говоришь. Фрукты.
Женщина-мать. Ну так продайте нам.
Грузин. Зачем продайте? Так берите! (Раскрывает сумку).
Женщина-мать (заглядывая в сумку). Эх! Еще и издевается!
Грузин. Почему издевается? У меня здесь только лимоны. Ничего другого нет. Зато какие лимоны, мед не лимоны. Сочные, сладкие. Берите – не жалко.
Юноша. Это вы на рынок везете?
Грузин. Нет, это бабушка попросила ей привезти.
Нервный мужчина. Чья бабушка-то?
Грузин. Моя бабушка - Кетеван Вахтанговна. Джем лимонный варить будет. Любит очень.
Мужчина №1. А сколько же лет вашей бабушке?
Очень нервная женщина. Фи! Что за моветон, спрашивать, сколько женщине лет?
Грузин. Ничего. Теперь уже можно. Бабушке в прошлый четверг исполнилось сто восемь лет.
Все. Сто восемь?!
Грузин. Всего сто восемь!
Очень нервная женщина. Ох, тут и до половины этого дожить! Все стрессы, все кошмары! Зарплата маленькая, начальница идиотка, соседи вечно шумят, кота кастрировать надо везти… (Колотит в дверь вагона) Да выпустите же нас отсюда! Я больше не могу.
Босая женщина. Успокойтесь, пожалуйста. Не нужно так кричать. Все-таки здесь ребенок. Потерпите, скоро все кончится
Очень нервная женщина. Да, да., да. Скоро все кончится. Мы все здесь скоро кончимся в этом забытом под землей вагоне. (Дергает за ручку вагонной двери, колотится в другие двери). Выпустите меня, выпустите меня! (Бьется в истерике).
Мужчина №1 (стараясь ее успокоить, приближается к ней). Не нужно так отчаиваться. И двери не нужно ломать, и стекла не нужно бить. Во-первых, вы порежетесь. Во-вторых, нам будет дуть, а в-третьих…
Женщина-мать (громко размышляя). А я вот думаю. Ну как это - до половины не дожить? Вы ж уже наверняка за половину перевалили…
Очень нервная женщина. Что? За половину? Мне – за половину? По-вашему, мне  уже за половину его бабушки?  Ох…(Хватается за сердце, падает без чувств на сиденье.)
Босая женщина и Мужчина №1 бросаются к ней, стремясь привести в чувство.
Мужчина №1. Граждане, товарищи, господа! Среди нас есть медики?
Юноша. Я... Я учусь на фельдшера (Подходит к Очень нервной женщине, склоняется над ней, щупает пульс и пр.)
Девушка. Что-о? Ой,  врал-то как, врал! Буду менеджером, у отца бизнес. А сам на фельдшера! На «Неотложке» будешь! Сорок вызовов в сутки за прожиточный минимум!
Юноша (не отходя от Очень нервной женщины). И ничего я не врал. У нас все в семье медики – и отец, и мама, и дедушка.  Даже бабушка – и та санитаркой в больнице работала. Отец недавно  стал заниматься бизнесом – закупкой медтехники… Не дождался, когда в его больницу новую установят…  Я сначала не хотел, но потом подумал: уважу родителей и деда, пойду в медучилище. А теперь мне и самому нравится. А ты… ты как хочешь…
Очень нервная женщина (придя в себя, приподнимается с сиденья, отодвинув Юношу в сторону, обращается к Девушке). Ишь, какая выискалась! Фельдшер ей не угодил. Он жизни людям спасать будет… уже спас жизнь… А ей менеджеров да бизнесменов подавай. А сама-то ты что из себя представляешь? Ты хоть учишься где-нибудь?
Девушка (дерзко). Учусь…эта… в университете.
Несколько человек вместе. В каком?
Мужчина №1. Вот ведь интересно получается, раньше университет был один на весь город. И не нужно было спрашивать, в каком. А сейчас столько университетов…
Очень нервная женщина (перебивая его). Так в каком же университете  ты учишься?.
Девушка. Эта… паровых коммуникаций. (Несколько человек фыркают от смеха).
Нервный мужчина. Да нет такого университета! И даже института нет!
Девушка. А я вообще не обязана перед вами отчитываться.
Очень нервная женщина. Не обязана? Нет, голубушка, обязана. Ты в нашем присутствии его оскорбила. Дескать, ничтожество он. А он не ничтожество, он Человек! Понимаешь ты, он – Че-ло-век!
Мужчина №1 (стремясь разрядить обстановку, с улыбкой). А это, как сказал Горький, звучит гордо.
Очень нервная женщина. Да, гордо! И не каждый может называться этим именем (Девушке). Вот ты, например,..
Юноша (перебивая ее). Да чего вы на нее все наехали-то? (Идет к Девушке, но она демонстративно переходит от него на другую сторону и оказывается рядом с Женщиной-матерью.)
Женщина-мать (глядя на Девушку). Ой, вспомнила, вспомнила, где я ее видела! У Станции «Василеостровской» цыганки торгуют на лотках самодельных. Все кричат: «Девочки, девочки! Колготки дешевые! Бадлоны, бадлоны, бадлоны!»
Девушка. Ну и что с того?
Женщина-мать. А то, что и ты там торгуешь. Бадлоны!Бадлоны! То-то я смотрю:лицо знакомое.
Девушка. Вам-то какое дело?
Женщина-мать. А такое. Обманываете вы всех! Уж такой это народ – всё стремятся обманом жить.
Девушка. Ах, ты… (бросается на нее с кулаками, но подоспевший Нервный мужчина и Юноша оттаскивают ее.)
Женщина-мать. Ну, дикий же народ, дикий! Только и знают: ай-нэнэ, ай-нэнэ!
Девушка (освобождаясь, на цыганский манер). Ай, не буду я тебя трогать, красивая! Я тебе всю правду скажу, что будет с тобой. И ручку позолотить не попрошу. Задаром расскажу. А ждет тебя, красавица моя…
Женщина-мать (закрывая уши руками). Замолчи, замолчи, я боюсь…
Девушка (продолжая издеваться). Все скажу, красавица, ничего не утаю. Как на ладони вижу судьбу твою.
Женщина-мать (почти кричит). Не хочу-у! Замолчи-и!
Девочка (с кулаками бросается на Девушку). Вот тебе, вот тебе! (Ее хватает и держит Юноша.)
Девушка. Что? Не нравится? А мне нравится, когда…(Неожиданно расплакалась). Да пошли вы все! (Отходит и садится напротив Грузина.)
Грузин. Не надо плакать, дочка.  (Достает из кармана куртки яблоко). На-ка, скушай яблочко на здоровье.
Женщина-мать. Ишь ты, сразу и яблочко нашлось. А нам все лимоны предлагал! Ну да, черный с черным всегда договориться может.

Девушка бросает в нее яблоко. Яблоко ловит Юноша. Протягивает назад Девушке.
 
Девушка. Не надо. Девчонке вон отдай. (Юноша протягивает яблоко Девочке, та отрицательно мотает головой). Бери! Бери и не бойся! Ничего я не знаю, что будет с твоей мамой. И вообще я ничего не знаю, что будет (вытирает слезы). (Девочка забирает у Юноши яблоко.) Мир? (Девочка радостно кивает) Мир! ( Женщина-мать плачет и вытирает слезы платком. Все с минуту молчат.)
Нервный мужчина (взрываясь). Вы мне скажете, наконец, или нет? Мы едем или стоим? Мы едем или стоим? Если стоим, то когда поедем? А если едем, то когда остановка?
Юноша. Все-таки мы стоим и ждем, когда за нами придут. Или приедут.
Нервный мужчина. Но почему же никто из нас не пытается выбраться отсюда? Давайте попробуем открыть заднюю дверь. Или переднюю. Или все равно какую.
Мужчина №1. Боковые двери не открыть.
Нервный мужчина. Давайте разобьем. Есть у кого что-нибудь тяжелое?
Босая женщина. Ой, осколков будет много, я порежусь.
Мужчина №1. Да, мы поранимся все.
Нервный мужчина (раздраженно, Мужчине №1). Ну придумайте тогда что-нибудь. У вас же на все есть ответы, вы же все знаете, о чем бы речь не зашла. Вас не Соломоном случайно  зовут, а?
Грузин. Соломон зовут меня.
Мужчина №1. А меня – Иван Абрамович.
Нервный мужчина. Ха, вы видали? Вы только посмотрите! Как это – Иван Абрамович? Что вы говорите такое – Иван Абрамович? (разводит руками в разные стороны) Где Иван, а где Абрам!
Мужчина №1. Что же вас так удивляет? Имя Иван по происхождению своему древнееврейское. Кстати, как и Мария.
Женщина-мать. Да ну!? А меня Марусей зовут.
Девушка. А меня – Машей.
Мужчина. Вот вы сказали, что черный с черным договорится. Понятно, какой вы в это смысл вкладывали.
Женщина-мать (смущенно). Да ладно, чего уж там… я ж считай  извинилась
Мужчина №1. А ведь что-такое «черненькие»? Это ж просто биология. Доминантные признаки.
Юноша. О, это я знаю. Это мы проходили.
Мужчина №1. Ну, сами посудите. У кого из нас здесь доминантный признак не проявился (показывает на всех). Я, конечно, уже этот признак растерял (показывает на седую и лысеющую голову), но вот яркие проявления (показывает на Девушку и Грузина).
Женщина-мать (смущенно). А я тоже не натуральная блондинка.
Мужчина №1 (весело). Знаю, знаю, какие украиночки бывают чернявенькие! (К Босой женщине). Вот у вас не видно. Но глаза-то, глаза-то карие.
Босая женщина снимает бандану или платок, и черные волосы рассыпаются по плечам.
Босая женщина. Да. У меня родители греки.
Девочка. Ура! Я про древних греков читала. Про Персея и Медузу Горгону.
Босая женщина. Но я не из древних греков. Я на своей исторической родине только в прошлом году первый раз побывала. А родители мои здесь родились.
Мужчина №1. «У нас так мало в Ленинграде греков, что мы сломали греческую церковь»
Босая девушка. Я ничего не слышала про церковь. Зачем вы ее  сломали?
Мужчина. Это я Бродского цитирую. Иосифа.
Женщина-мать. А как же вас зовут? По-гречески?
Босая женщина. По-гречески.
Женщина-мать. И как это будет по-гречески?
Босая женщина. Галина Александровна.
Женщина-мать (разочарованно). Ну…это ж по-русски. Я-то думала…
Девушка (показывая на Юношу). А у Мишки мама – корейка!
Юноша. Да не корейка, а кореянка!
Мужчина №1. Ага!
Очень нервная женщина. А сам-то светленький!
Юноша. Рецессивный признак!
Девушка. Ну ты даешь!
Очень нервная женщина. А у меня вот только русские корни. И не нужно мне приписывать ничего вашего, доминантного.
Мужчина №1. Но недаром говорят: поскреби русского – найдешь татарина.
Очень нервная женщина. Ну, знаете ли!  Мои корни с Русского Севера. Туда никаким татарам не добраться было.
Юноша. Но викинги-то захаживали.

Все миролюбиво смеются.

Нервный мужчина. Ну что вы все здесь словно сговорились! Мы здесь забыты, заброшены, по-хо-ро-не-ны…
Мужчина №1. Тш-ш-ш! Не надо так.
Нервный мужчина. Мы здесь сидим уже два часа. Нужно спасаться, а вы рассуждаете черт знает о чем. Доминантный, рецессивный. Хоть бы кто-нибудь что-то дельное предложил! Хоть бы кто-нибудь что-нибудь пред-ло-жил!!!
Женщина-мать. Маш, а спой что-нибудь цыганское. Страсть люблю, когда цыгане поют.
Девушка (смущенно). Ой, что вы…
Юноша. Да спой, Машка. Вот ту…

Девушка поет «Нанэ цоха». Кто прихлопывает, кто притоптывает, кто поводит плечами.

Девочка. А про что песня?
Девушка. Девушка просит у отца купить ей новую юбку и рубашку. А он говорит: выйдешь замуж, так муж и купит. А она пошла в сад, сорвала красный цветок, чтобы понравится своему любимому. Вот и все.
Женщина-мать. Не, без перевода душевнее.
Мужчина №1. Помните, как говорил герой в пьесе «Живой труп» про цыганское пение: «Ах, хорошо! Кабы только не просыпаться. Так и помереть»
Нервный мужчина. Помрете, помрете! Мы здесь скоро все помрем. И нас съедят крысы!
Босая женщина. А здесь есть крысы?
Нервный мужчина. Полно! Только суньтесь из вагона.
Босая женщина. А как же вы предлагаете выйти?
Нервный мужчина. Я предлагаю? Я ничего не предлагаю. Это вы все предлагаете – то спеть, то сплясать. Дурдом какой-то!
Мужчина №1. Какой, однако, вы темпераментный! Не иначе ваши предки были испанцами. (Всем) Тоже в большинстве черненькие.
Нервный мужчина. Не-е-ет! Не испанцами! Итальянцами! Еще в XVIII веке сюда переселились. Кто строил, а кто и пел. Так что я тоже могу.(Голосит) Санта-Лючия! Санта-а-а-Лючия! Но я..  (Убегает в конец вагона).
Очень нервная женщина. До чего же  нервный мужчина!
Девочка (громким шепотом). А может, он хочет в туалет?
Все (понимающе).  Э-э! А-а! Ну-у…
Нервный мужчина. Да! Да! Хотел бы!
Мужчина №1. Заставьте себя подумать о сексе. Вам полегчает.
Женщина-мать. Тише вы! Здесь же ребенок!
Девочка. Мам, да  знаю  я о сексе все! У нас же уроки по половому воспитанию. Женщина-мать (хватается за сердце.) Что за школа?! То про могилы поют, то про секс  учат. (Мужчине №1). Ну, давайте же скорее  ваш валидол! Оох!
Очень нервная женщина. Слышите? Кто-то открывает дверь?
Мужчина №1. Это, наверное, диггеры шастают.
Юноша. Зачем диггерам лезть в вагон?
Мужчина №1. Они всегда что-нибудь ценное ищут.

Открывается дверь в одном из концов вагона,  и появляется Тапса Мякконен в форме работника метрополитена.

Тапса Мякконен. Я - Тапса Мякконен. Тэрве!
Девочка (бросаясь к нему). Terve!  Ole kiltti, p;;st; meid;t ;kki; t;;lt; pois! Выпусти нас отсюда!
Тапса Мякконен. Tulinkin juuri sit; varten jotta p;;st;n teid;t pois. Я и пришел вас отсюда вывести/
Очень нервная женщина. На каком языке они говорят?
Женщина-мать. На финском! (С гордостью) Мы ж в гимназии учимся с углубленным изучением финского языка.
Юноша. Ух ты, шпарит-то как! Мне бы так научиться!
Девушка. А давай  запишемся на курсы  английского! Как только выберемся отсюда.
Нервный мужчина. Наконец-то о нас вспомнили. Не прошло и полгода.
Тапса Мякконен. Мы о вас не забывалли. Но раз от  вас не поступало никкаких сигналов, значит, с вами все было в порядке.
Нервный мужчина. Какие сигналы? Связь не работает.
Тапса Мякконен. Связь работает! Этто обязательно!
Нервный мужчина нажимает на кнопку  и слышится голос: «Вас слушают! Говорите!». Все переглядываются,  смотрят с укором на Нервного мужчину.
Нервный мужчина (оправдываясь). Но тогда не работала! Я же все устройства проверил.
Тапса Мякконен. Та-а, связь была на минутту прервана в силу технической необходимости. Но толлькко на минутту!
Нервный мужчина. Ну, значит, я как раз в эту самую минуту ее и проверял.
Все с пониманием кивают.
Женщина-мать. Конечно, связь работала. Нам же сказали про «со всеми остановками».
Мужчина №1. Да-а. А при чем тут были Дибуны?
Тапса Мякконен. О, этто просто маленькая… техническая шутка, за что коллектив метрополитена приносит вам свои извинения.  Мы вчера поздравляли машиниста с уходом на пенсию и не успели предупредить сегодняшнюю смену о записи.
Нервный мужчина. Ну и шуточки у вас! Технические… Так смешно, что просто обос….

Все пассажиры, кроме Девочки, шикают на Нервного мужчину.

Мужчина №1. А почему же нас не задавил следующий поезд?
Тапса Мякконен. Мы сразу перевели поезда на дополнительную ветку. Мы же понимаем…
Юноша. А нас могли в принципе раздавать?
Тапса Мякконен. Нетт, ни  в коем случае. Никогда этого не случиллось бы. Ответственно говорю вам. В какой стране живем!  Все, что сегодня произошло, – это была  техническая… предвиденная случайность.
Мужчина №1. А… предвиденная случайность (Всем). Вот! Это была предвиденная  случайность.
Все (со вздохом облегчения). Предвиденная случайность!
Тапса Мякконен. А теперь я помогу вам выйти, толлькко выходитте аккуратно.  В тоннеле везде кабель высокого напряжения, будьте осторожны.
Очень нервная женщина (Нервному мужчине). Слыхали! А вы предлагали стекла бить!
Нервный мужчина. Я предлагал? Это вы грозились окно высадить.
Очень нервная женщина. Ничего подобного! Это вы все за ручку отключения дергали-дергали, того и гляди замкнуло бы нас.
Нервный мужчина. А кто здесь рвался наружу, да прямо на высоковольтные провода, а?

В перебранке вслед за остальными участниками покидают вагон.

На авансцену выходят все пассажиры забытого вагона вместе с Тапсой Мякконеном.

Очень нервная женщина. Ох, скорее бы выбраться отсюда совсем. Я этот общий вагон век не забуду.
Грузин. Как забыть, дорогая? Мы же всегда в общем вагоне. Всегда и везде. Все вместе.
Как раскачаем, так и укачает нас. Куда повернем, там и пристанем. Куда приедем, там и слезем.
Женщина-Мать (Грузину). Вы уж простите меня, что я вас сначала за террориста приняла.
Грузин. Э, да чего там, дорогая!.. Все нормально.
Мужчина №1.  Верно сказали про общий вагон. Вот  мы и песни вместе можем петь, не зная слов!
Босая женщина. И танцевать, даже если раньше не танцевали!
Девочка. И в чехарду играть!
Юноша. И говорим на одном языке.
Очень нервная женщина. Но все равно часто не понимаем друг друга.
Мужчина №1. Потому что еще не научились слушать.
Очень нервная женщина. Ну да! Один балаболит, а вы тут его слушайте.
Мужчина №1. Друг дружку слушать, друг дружку!
Юноша (Девушке). Поняла? А ты меня никогда не слушаешь!
Девушка. Ой, сколько рельсов-то здесь. А я всегда думала, что в метро только одна колея.
Юноша. Две, умница!
Женщина-мать (поет).
А рельсы-то, как водится,
У горизонта сходятся.
Где ж вы мои весенние года?
Где ж вы мои весенние года?
Мужчина №1 (поет).
Где мои 17 лет? – На Большом Каретном.
Где мои 17 бед? – На Большом Каретном.
Где мой черный пистолет? – На Большом Каретном.
А где меня сегодня нет? – На Большом Каретном.
Босая женщина. А крысы здесь есть?
Тапса Мякконен. Крысы здесь есть.
Босая женщина. Ой!
Тапса Мякконен. Но они уже все убежали, они не очень музыкалльные.
Женщина-мать. Но все-таки как вы нас доведете? Я же мать, у меня ребенок. .А ребенок устал.
Девочка. И ничего я не устала.
Женщина. Мне лучше знать, устала или не устала моя девочка!
Мужчина №1 (Тапсе Мякконену). Простите, а почему мы должны идти своими ногами? Неужели нельзя было подцепить вагон и нас довезти?
Юноша. А последний вагон всегда же и первый!
Тапса Мякконен. Можно было. Толлькко этто очень нескоро… по техническим предвиденным причинам. Я вас доведу – тут недаллекко. А потом доставим всех куда кому надо.
Девочка. Вот здорово! (Всем) А поедемте в Дибуны?
Юноша. Да, жаль, что в Дибуны не поедем. У нас же там дача. Хотя у меня все равно нет ключей.
Очень нервная женщина. Но как же мы выберемся на свет божий? По шпалам?
Нервный мужчина (поет).
 Опять от меня сбежала
Последняя электричка
И я по шпалам, опять по шпалам
Пойду домой по привычке.
Пара-пару-пару-пару-пару-пап. Ее! (Начинает выделывать ногами па типа твиста, но потом делает ноги крестиком и прекращает пение.).
Тапса Мякконен. Ну что, все исполнили свои солльные номера? (Очень нервной женщине). Ну как выберемся? Этто очень просто. Все играли в детстве в паровозик? Вот они, рельсы. Настоящие. Становиттесь друг за другом.

Все выстраиваются «паровозиком».  Замыкает вереницу Грузин со своей огромной сумкой.

Всталли? Чух-чух-чух. Паровозик отправляеттся! У-у!

Звучит летка-енька, под которую все прыгают в направлении  кулис.

ЗАНАВЕС

Ноябрь 2014 г.
Октябрь 2016 г.