Долго ли будет протестовать протестантизм?

Людмила Возняк
«Против графы «Вероисповедание» он написал: «Протестант — просто в том смысле, что я против»
Лоренс Даррелл «Бальтазар»



Из истории вопроса…

Протестанти;зм, или протеста;нтство (от лат. protestatio, onis f [protestor] — торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отд. случаях — возражение, несогласие) — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. https://ru.wikipedia.org/wi...

Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви. По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальной чистоты евангелия. Реформация была начата как призыв вернуться к апостольским принципам.

Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер, священник, профессор, богослов.

Опуская биографические данные, и подробности самой реформации перехожу к сути вопроса.

18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». А 31 октября 1517, в день всех святых, Лютер впервые выступил против политики римо-католической церкви и повесил на двери одной из церквей в Виттенберге 95 тезисов с изложением своей позиции.

Реформатор осудил торговлю церкви прощением грехов, зарабатывание вечной жизни добрыми делами, первенство папы, присвоение церковью права понимать и объяснять Священные Писания, поклонение святым, мощам, иконам и т.п.

Реформация приняла характер протеста.

Кто желает ознакомиться с тезисами Лютера, то в интернете это сделать не трудно, а в основу протестантизма легли пять «только»: только Библия, только вера, только благодать, только Христос, только слава Богу.

Протестантская реформация с 1517 распространилась сначала в Европе, а затем и по всему миру. Эта религия оказалась очень привлекательной, по данным на 2001г. в мире около 720 миллионов протестантов, 943 миллиона католиков и 211 миллионов православных.

Удалось ли протестантам реализовать такие громкие заявления? Вернулись ли они к первоначальному христианству? Реально ли исполнить то, за что они боролись? Каковы итоги их протеста в юбилейный год реформации?

Рассмотрим только один тезис: «Sola Scriptura» или «только Писание».

«Sola scriptura» — доктрина о том, что Библия является единственным боговдохновенным и подлинным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и практичным»(из вероучения протестантов)

Звучит красиво, заманчиво. А как в действительности?

Дело в том, что Католическая и Православная церкви наряду с Библией признают Священное Предание. Сюда входят труды отцов церкви, с католическими я не знакома, а в православной церкви их очень много. Они представляют собой опыт евангельской жизни, хождение с Богом, очищения от грехов, стяжание Святого Духа, наставления подвизающимся и пр.

Протестанты все это отбросили и провозгласили, что Библия может быть понятна каждому человеку, т.к. Бог просвещает его посредством Святого Духа. Каждый человек может понимать Библию, объяснять и жить в соответствии с Библией.

Отлично… Но на практике возникло много сложностей уже между основоположниками реформации. Так Мартин Лютер и Цвингли не смогли достигнуть единства в понимании Библии, и у каждого оказались свои тезисы, свои реформы и свои церкви. Мюнцер, сторонник более радикальных реформ и предводитель крестьянского восстания, называл Лютера виттенбергским папой и архиязычником, Лютер не остался в долгу, и называл Мюнцера «альштедтским сатаной». Далее можно вспомнить Кальвина и многих, многих других религиозных деятелей раннего и позднего протестантизма, вроде бы основывающихся на одних и тех же принципах, но понимавших Библию по-разному и создававших новые церкви, новые направления и течения. Не слишком ли оказалось легкомысленным заявление, что Библия ясна и практична?

Но что говорить про отдаленную уже историю, попробуйте, ныне, в протестантской церкви поделиться своим пониманием Библии - тезисы тезисами, а вам быстро покажут где Бог, а где порог.

Отказавшись от «идолов» римо-католической церкви, а без идолов грешник не может существовать, как бы он себя и других не обманывал, протестанты сделали идола из Библии:

«Священное Писание уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам» (из вероучения протестантов)

А как же человеческий фактор?

Сильно полагающийся на слова протестант, может погибнуть от опечатки.

А как же переводы?

При переводе слова с одного языка на другой переводчик встает перед проблемой, какой из синонимов выбрать. Бывает, что синонимов минимум, а бывает несколько десятков! И что, какой из них вдохновлен?
Перевод, нередко, становится чуть ли не новым произведением. Разве Лютер, сам переводивший Библию на немецкий язык, это не понимал? А со временем протестантизм обзавелся и другими богословами, теологами, филологами и пр., которые за 500 лет написали своих доктрин не меньше, чем римо-католическая церковь. Вот вам и простая, ясная и практичная книга Библия!


Ни для кого не секрет, что в Библии содержаться противоречия. Католическая и Православная церкви имеют богословие, на которое они опираются при толковании Библии. Не буду вдаваться в споры, чье богословие лучше, но протестантизм не имеет богословия, а только голый энтузиазм – толкуют все! Теоретически вроде разрешено каждому члену церкви толковать Библию, практически же, очень скоро поверивший в это заявление, столкнется с жестокой реальностью - диктатом основоположников церкви. Кто не согласен с мнением основоположников, тот еретик. И если одному из еретиков пришла в голову «оригинальная» трактовка какого-то библейского стиха, то для него выход в том, чтобы идти и провозглашать «новый свет», новую церковь. Т.е. самому становиться основоположником, если не покается в заблуждении. Поэтому протестантизм представляет собой очень много течений, которые все делятся и дробятся. И последние очень сильно отличаются от первых. Но все это протестантизм.

Лютер был поражен, столкнувшись с религиозной дремучестью народных масс. Какое там толкование, они такое натолкуют… И он написал два «Катехизиса», один для простых людей, другой для служителей церкви. Пусть читают…

Есть такая пословица - «За что боролись, на то и напоролись» - о ситуации, когда после того, как добились чего-то с большим трудом, результат стал причиной подобных же проблем.

Протест против преданий порождает «неопредания».

Увы, но реформаторы, провозгласив «никакого предания!», вынуждены были составлять свои предания: «предания Лютера», «предания Цвингли», «предания баптистов», «предания пятидесятников», «предания адвентистов» и т.п. А как же объяснить свою непогрешимость, индивидуальность и неповторимость среди наводняющих мир все новых «детищ» протестантизма?

Протест против папы порождает «папу».

«Папами» и даже «мамами», т.е. авторитетами в новоявленных церквах становились основатели этих церквей, а затем их преемники, руководство.

Предположим, на все бумажные носители информации напали мыши и все поточили, превратили в труху. А на электронные информационные носители напали виртуальные мыши, и тоже все испортили.

Что тогда будут делать протестанты?

А куда могут исчезнуть Божьи слова?

Не об этом ли в Библии:
«И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его»(Ам.8:12)

Чем отличается слово от слова Божия?

Любое слово с Духом Божьим будет словом Божьим. А любое слово, даже взятое из Библии, но без Духа Божьего, будет обычным словом.

Дух Божий не подается в комплекте с Библией.

Митрополит Антоний Сурожский говорил так: «Народ Божий... это народ, который так укоренен в Боге, так знает Его личным опытом, что он мог бы написать и провозглашать Библию, а не только пересказывать и повторять ее».

Но такой уровень достигается при очищении от грехов и успокоении ума от всяких мятежей.

А вожди протестантизма, тем временем, отвергнув Предания Церкви, и следовательно опыт очищения от греха, раздают всем верующим фиктивную святость из «автоматов благодати» под названием «только веруй».

Но главный протестант – диавол.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»(1Пет.5:8).

Интересно, что в Библии нет прямых указаний на то, что диавол протестует против Бога. Но одержимый диаволом человек непременно протестует против Бога:

«И против Всевышнего будет произносить слова»(Дан.7:25);

«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы»(Деян.7:51)

Причина протеста – гордость, бес…

«Если вы настолько гениальны,
Словно вы одни такие в мире…» Ольга Фокина

Протест, противостояние, борьба – дело не продуктивное и не полезное.

Даже с диаволом бороться не нужно. В Библии борьба, война скорее символический прием. Впрочем, это зависит от уровня понимания.

Почему не надо бороться с диаволом? Потому что если вы вдруг его «победите», то сами станете диаволом. Поэтому Бог с ним не бореться, а мы… вовсю воюем.

Протест, мятеж, борьба создают иллюзию прилива энергии, острые ощущения, задор, и кажется, что в этом и есть жизнь.

«Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек» Хуан Рамон Хименес

«Задор, вздорливость, упрямство, самонадеянность; досада на сопротивление; вспыльчивая безрассудная предприимчивость»Даль

«Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен»(Пр.20:3).

Первым протестантам приходилось выдерживать натиск их бывшей «матери» - церкви. Порой они были жестоко преследуемы, подвергнуты различным репрессиям. Дух протеста в них закалялся. Их церкви росли. Да еще около тридцати лет шла кровавая война с потерями с одной и другой стороны. Так и есть, задор приходит во время борьбы.

Протест порождает ответную реакцию, и против силы обязательно находится сила. Поэтому борцы с терроризмом поддерживают террористов, защитники диких животных порождают их истребителей, а воюющие стремятся к… миру.

Спустя время «мама»- церковь перестала бороться с протестантами, занялась своими внутренними проблемами.

И вдруг нет борьбы, нет задора, да еще богословия нет… И что делать?

Мне очень понравилось как написал о протесте писатель, актёр и режиссёр Леонид Водолазов(Нестор Тупоглупай) в своем произведении «Женщина в тюрьме»:

«- Я решила об»явить голодовку.-Со смешной наивностью прошептала она.
- Вы присоединяетесь?
Колодников смешливо покашлял.
- Но Вы и так на одной воде.
-Я откажусь и от воды. А Вы? – требовательно шептал голос.
- Невозможно! Без воды здесь выдержать нельзя. Я знаю!
- Не отвиливайте!-упрямствовал голос.- Отвечайте: Вы БУДЕТЕ со мной ГОЛОДАТЬ? Или нет?
- Ну… Это не входило в мои планы. Но..- что же делать «беспомощным мужикам» и «холуям», как не подчиниться? Иначе вы нас совсем заклюёте.
- Хорошо. Утром я об»являю от нашего имени официальную групповую голодовку.
- Нет!- всё-таки влез с «учительскими» поправками Колодников: - Это тут так не делается. Это Вам не у Герценов в царской тюрьме. НКВД этого не переносит , На их языке – это «групповое, организованное сопротивление органам». Эти звери составят акт, что мы умерли, «оказав им сопротивление», и никто об этом никогда не узнает. (А умрём мы с Вами от голодовки обязательно, ибо сил у нас уже никаких, а идти в «таком» деле надо уж до конца). И хоть сам я не понимаю «принципиальной» разницы, какую придаёт НКВД этим «вариантам» голодовки, но во втором случае всё-таки какой-то шанс на положительный результат есть. Видел. Наблюдал. Уж поверьте мне! И не возражайте!....Мы «просто», «почему-то» не принимаем пищу.
-И вот утром – Колодников «просто» (и молча!) «не принял пищу». А соседка – воду.
Стражник (их «могильщик») вроде бы даже удивился. И похмыкал. Будто никогда не видел голодовок. Ну, правда, НЕ ЗДЕСЬ! Не в этом склепе!
Спросил: «Заболели что ли?»…
В О Т! Вот ЭТОГО Колодникову и надо было! Не «протест и сопротивление», а «болезнь»! И м. б. будет врач. И даже, О! переправка… куда? В БОЛЬНИЦУ! А это же почти санаторий!»

Что тут скрывать, все мы озабочены улучшением своего положения. В этом деле могут помочь аскезы. Ту же голодовку(пост) без вражды, без шантажа можно назвать аскезой. Тогда мы будем иметь дело с положительной энергией, и улучшение последует.

Постепенно, в связи с потерей противника протест выдыхается. Что и видно ныне в протестантизме. Их «мама-церковь», вернее папа римский давно уже не борется с протестантами, а зовет их вернуться в лоно церкви.

А протестанты начав с призыва вернуться к чистоте веры, сами все дальше и дальше отходят даже от бывших стандартов:

ЛГДБ, т.е лесбиянки, гомосексуалисты, бисексуалы, трансгендеры у кого получают благословение на брак? У кого оные совершают служения, требующие рукоположения? В протестантских церквах.

Как это не печально, но факт, что отколовшиеся в результате протеста падают еще ниже, чем те, кого они обличали, против кого протестовали. Да, но протестантизм дал толчок развитию капитализма, протестантские страны богаче католических и православных... Возможно, только куда этот доход, комфорт, предприимчивость их ведут?

Знаю женщину, Татьяну, православную христианку, заразившуюся взглядами епископа Диомида. Епископ Диомид в начале 2000-ых очень горячо протестовал против патриарха, против руководства Московского Патриархата за «отступления от чистоты православного вероучения». Начал он на Чукотке, уличая вышестоящих служителей в сребролюбии, и закончил борьбой против ИНН. И нашел таки в нашем городе, весьма далеком от Чукотки, своих последователей. Татьяна тоже протестует. Она оставила работу т.к. ее работа была связана с компьютером, а теперь уже отказалась и от пенсии из-за ИНН. Службы в церкви не посещает, т.к. храмы тоже имеют ИНН. Магазины, поликлиники обходит стороной. Молится одна в разваливающемся деревянном доме без света, без тепла, спасает свою душу от ИНН и диавола, держит в одиночку «круговую оборону». И думает, какие же все кругом глупые, не понимают, и не следуют ее примеру.

Таким образом, кто против папы, кто против ИНН, кто против чего-то еще... Хотя пока человек жив, многое можно исправить, и трансформировать протест в любовь. Бог не нуждается в наших протестах, потому что жизнь функционирует безупречно.

Протест – разрушительная, отрицательная энергия. Кто протестует, тот начинает деградировать, разрушается и падает. Чтобы перестать деградировать, надо оставить протест. Вместо протеста поступать по любви, с миром:

«в тишине и уповании крепость ваша»(Ис.30:15);

«Никого не злословить, быть не сварливым, но тихим»(Тит.3:2);

«И усердно стараться о том, чтобы жить тихо»(1Фес.4:11).

Католическая церковь решила пересмотреть свое отношение к протестантизму, к Мартину Лютеру. Ведь он боролся за чистоту церкви, а это церковь приветствует. Именем Мартина Лютера названа площадь в Риме. С лютеранами уже подписана объединяющая декларация 31 октября 2016г. Протест исчерпал себя?

Но протестанты, это не только лютеране, «сынок» сильно расплодился. Как уж папа римский будет договариваться со всеми «отпрысками»? Но на то он и папа...

Похоже, что для «отпрысков» лучший вариант сохранить «хорошую мину при плохой игре», это вернуться к «маме». Сделав « круг почета» длинною в 500 лет «сыновья» вернутся к «маме». Им, возможно, «медали» дадут за проделанную работу по приготовлению человечества к Новому Мировому Порядку.

А как же евангельская чистота, основы христианства? А может это выдумки? Кто эти основы видел? Возврат к апостольскому христианству в очищении от грехов: в поступках, в словах, в мыслях, и тут никакой папа не помешает.


И тогда у кого на какие основы хватит духа, у того такие основы и будут.




Фото из интернета:«Любовь свободна, образование нет» – таков был девиз этой необычной акции. Студенты протестовали против снижения качества образования и роста цен на него 1 сентября 2011 года. Более сотни студентов устроили массовый поцелуй в центре Сантьяго, выбрав наименее насильственную форму демонстрации протеста.