Глава 23 Дружба - это замечательно

Полковник Чечель
    "Мы не романтики. Мы фанатики своего дела.                       
                               Спишь и видишь - скорее бы утро. Ведь только в  
                               полёте ты открываешь родник света..."
                                             (Лётчик-испытатель Юрий Гарнаев)

     Вася думает,  что под этими словами Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя СССР, Юрия Гарнаева, отдавшем авиации 30 лет своей яркой жизни, освоившем 120 типов летательных аппаратов, авторе очерков и стихов, подпишется каждый лётчик, кто пришёл в авиацию по призванию.

    Почему автор  подчёркивает - "по призванию". Он вспоминает лейтенантские годы — в их  полку был штурман Азаров, который всегда раньше всех узнавал об отмене полётов. И когда он, захлёбываясь, сообщал об этом своему командиру экипажа Геннадию Напёрсткову, его лицо прямо светилось радостью: "Командир, ура! "****аускас", - полёты отбили"...                 

       В нашей  авиационной среде приходилось встречать и лётчиков, равнодушных к полётам, редко, но приходилось... Таких примеров, к счастью, единицы. Наоборот, многие пилоты не упускают возможности на чём-нибудь полетать в отпуске, или выйти из отпуска раньше, т.к. 50 суток без полётов выдержать тяжеловато, особенно в молодые годы.

     Сейчас, оглядываясь на прожитые годы, старик понимает, что самое счастливое время у него было на втором курсе, когда начал летать. Крайняя мысль, засыпая: "Завтра снова полёты..." А просыпаешься сразу с чувством радости, что сегодня снова станешь крылатым...

       А ещё старик вспомнил как он вновь испытал щенячье чувство радости от полёта. Никогда не думал, что в его возрасте способен на это.  Как-то , возвращаясь с дня рождения Виталия Сундакова, он заехал полетать к своему бывшему лётчику Юре Кулику, одному из его лучших ведомых. Будучи командиром полка старик любил с ним летать строем в силу того, что Юра  был очень надёжным и сильным лётчиком. Достаточно сказать, что Сергей Павлович Губарь, которому полковник Чечель Василий Васильевич сдал полк, когда его перевели на Черноморский Флот с собой на ТУ-22р, взял только Юру Кулика. ТУ-22р сложнейший самолёт в плане техники пилотирования, и летать на нём надёжно мог даже не каждый сильный лётчик.

     Так вот, по предварительной договорённости Юра заехал за Василием Васильевичем и Олегом Соколовым в Славянский Кремль Виталия Сундакова. Через 2,5 часа они уже  были на полевом или лесном аэродроме. Назвать можно и так, и так. Представьте себе вспаханное поле поперёк которое пересекает узкая полоска не то дороги, не то тропы. Это и есть взлётная полоса. Если вы зайдёте в избу на опушке леса. Первое, что Вам  бросится в глаза - это книга Ассена Джорданова "Ваши крылья". Когда-то, когда старик только мечтал о полётах, он читал взахлёб всё, что ему попадалось под руку об авиации. Тогда ему не удалось прочитать эту книгу, хотя он о ней слышал. Зато повезло в другом - удалось прочитать книгу американского лётчика-испытателя Бриджмена "Один в бескрайнем небе", которая его, 15-летнего пацана, научила, как надо готовиться к особым случаям в воздухе.
 
    Бриджмен - лётчик, который первым достиг скоростей порядка 1,5 - 1,6 М (М - это скорость звука). Сделал это он на самолёте "Скайрокет" с жидкостным ракетным двигателем. Все пилоты, которые летали на этом самолёте до Бриджмена погибли из-за взрывов жидкого кислорода в воздухе. Лётчик понял - единственный шанс ему остаться в живых, это быть готовым ко всем, мыслимым и немыслимым отказам, которые могут произойти на этом самолёте. И он днём и ночью продумывал, что может отказать и свои действия при этом. Учителей не было, не было у кого спросить совета - он был первопроходцем.

      В силу именно такой колоссально огромной мысленной подготовки Бриджмену удалось довести испытания до конца и остаться в живых. Так вот, в его книге была ссылка на книгу Ассена Джорданова "Ваши крылья". Тогда старику не удалось её найти, и вот спустя много лет он подержал эту книгу в руках, (прочитать не успел, решил это сделать в следующий приезд). Но он мгновенно ощутил - здесь живут люди влюблённые в авиацию. Лётчик-испытатель Александр Иванов 5 дней в неделю проводит в небе на работе, а на выходные приезжает сюда полетать на малой авиации, попариться в русской бане, поиграть на русской гармони (их у Саши три) и просто отдохнуть на природе. Дмитрий Овсянников - бизнесмен, он же лётчик, летающий на ретро-самолёте ЯК-12 и катающий на нём всех желающих совершить прогулку по небу. Юра Кулик летает на своём «Зодиаке» и собирает новый ероплан. А вообще у ребят ТОГДА БЫЛО  4 самолёта и заканчивали строительство пятого. Кстати, туалета возле избы нет. Все свято блюдут заповедь В.П.Чкалова: "Когда на самолёте установили туалет - небо перестало быть уделом сильных!" и поэтому, и мальчики, и девочки бегают в лес под кустики...

        Попили чай, вышли оценить погоду. Дождь, видимость 1 - 1,5 км, полоса шириной 10 метров, вся раскисшая. Василий Васильевич, как его обычно звали - ВВ, подумал: "Я бы полетел, но как Юра? Ему отвечать, если что, да и полоса больно узкая". Внутренне он был готов к словам: "В следующий раз, командир". Но Юра произнёс: "Авиация обратного хода не имеет. Летим, командир!" У ВВ в душе всё засияло и он подумал: «Нет, не зря я его воспитывал...»

      Взлетели. Сразу после отрыва Юра отдал ВВ управление. «Блин, - подумал ВВ, -  вообще-то я хотел сначала по сторонам поглазеть, т.к. вперёд ничего не видно - дождь стекло заливает. Но раз дают - надо брать». ВВ набрал высоту 300 метров, как раз по нижней кромке облаков. Поделал развороты, виражи с разными кренами и перегрузками, пикирования, горки, чтобы прочувствовать маневренные возможности самолёта "Зодиак", двухместного моноплана со средним расположением крыла. Самолёт просто прелесть - лёгкий, маневренный. Как раз дождик прекратился, появилась возможность обозреть окрестности, да и на камеру пора засняться. Они пронеслись над полосой на высоте 2-3 метра. Юра ВВ подстраховал. У него был период, когда он работал на "химии" - там все полёты "на бреющем". Сами лётчики, кто летал на этот вид работ, говорят так: "Кто на "химии" не летал, то ещё не лётчик". В этих словах много истины. Эти полёты можно приравнять к боевым, только не стреляют.

       Олег снял их проход на видеокамеру. ВВ помахал ему свободной рукой. Дальше поносились над лесом и между соснами на высоте 20 - 30 метров. Это было как в сказке, потому что на тех скоростях, на которых ВВ летал до этого на разных типах летательных аппаратов (500-1000 км/час) на малых высотах, такое просто в принципе было невозможно. Потом Юра показал ВВ рукой на озеро, мол, давайте к нему. 

     Самолёт шёл на высоте 20 метров, чуть ниже сосен, проносящихся рядом. Юра вмешался в управление, отжал ручку от себя, и вот они уже несутся над гладью лесного озера над самой водой. Впереди надвигается стена леса. ВВ хочет перевести самолёт в набор высоты, но Кулик показывает: "Рано"... Перед самыми деревьями даёт обороты двигателю, крутой горкой они перескакивают  через лес и сразу самолёт вводится в разворот. ВВ охватило чувство полной свободы и восторга. Давно он не испытывал такого удовольствия от полёта...Всё было похоже на детский сон...

    Потом слетал ОЛЕГ СОКОЛОВ — ДАВНИЙ ДРУГ ВВ — чемпион Украины и серебряный призёр России по ножевому бою (кои каратэ). За год до этого ВВ привёз его на гору Клементьева в Крыму. Там Соколов слетал на планере и параплане, причём, на параплане сам. И это имея 100 килограмм боевого веса. Когда об этом узнал друг Олега, он прислал ему смс: "Не ври. Слоны не летают!" А до знакомства с ВВ Соколов ни разу не поднимался в воздух. И вот теперь дальнейшее знакомство с миром, называемым "Авиацией". Теперь и Олег к ней не равнодушен... Старик вспомнил — письмо, которое ему прислал Олег к 18 августа того года:

    "Привет, Вася! После такого поздравления, кажется, что лучше и не скажешь! Но скажу, как умею, не обессудь)

    Я в своей жизни - человек прямоходящий, моя стихия - горы, море, лес. В небо меня забросил ты, совершенно неожиданно и к моему великому изумлению (ведь слоны не летают ). За это тебе буду благодарен по гроб жизни. Скажу откровенно, что людей, столь искренне и всеобъемлюще влюбленных в жизнь, во всех ее проявлениях, я на своем пути не встречал. Не преувеличиваю, о Голтисе помню.

    Я уверен, что это не небо и не профессия летчика сделали тебя таким, а это ты наполнил стихию и ремесло своим сердцем так, что кажется - более романтической и наполненной приключениями жизни надо поискать. Если ты не летаешь, то идешь к небу пешком, по горам. Мне кажется, что даже прыгая в море, ты на самом деле падаешь в отражение неба в воде.
 
    Дорогой друг, на самом деле, День Воздушного Флота СССР, для меня просто дата в календаре, которую я никогда не замечал. Но, после знакомства с тобой, после того, как ты любезно напомнил мне о празднике))), я буду его праздновать, просто потому, что этот день - праздник для тебя! И я вижу, как он ценен для тебя! Я радуюсь вместе с тобой, горжусь вместе с тобой мужеством и твердостью духа летчиков, скорблю вместе с тобой по тем, кто остался в небе в своем последнем полете. С праздником тебя, дорогой! Обнимаю и крепко жму руку. Горжусь тобой... (Олег)".

    "Спасибо, Олежка", - подумал старик, - "Я горжусь твоей оценкой меня как лётчика и человека".

   На фото - так идёт запуск пипилаца ЯК-18т после зимней "спячки". "Арбайтен, негры", командует из кабины лётчик-испытатель 1 класса Александр Иванов, и сам мизинчиком в белых перчатках тыкает в кнопку запуска двигателя. (второй справа - полковник Чечель, по краям - его пилоты: Игорь Ларьков (СУ-24) и Юрий Кулик (ТУ-22р).

   Но вернёмся к тому времени, когда ВВ сам только начал познавать стихию воздушного океана…