Заметки о федровских кинопоказах
Последний раз я посещала Федоровские чтения, кажется, в советское время. Тогда они проходили полулегально. Радует, что сейчас они проходят в Москве так широко, многогранно и многолюдно. В силу обстоятельств я смогла попасть в предпоследние дни только на кинопросмотры и их обсуждение. В Электротеатре Станиславского посмотрела три фильма Антона Видокле - русскоязычного художника-режиссера из Нью-Йорка.
Фильмы о космосе. Название –« Это Космос». Но обычных атрибутов космоса здесь нет. Он за кадром, но очень ощутимо его звучание. Земля Казахстана близ Байконура, опутанная проводами, без растительности, скученные глинобитные строения – своеобразный космический пейзаж. Язык ассоциаций. Вибрации красного цвета, перемежающие показ. Фильмы, несмотря на отсутствие сюжетов, держат в напряжении. Последний – о музее несколько затянут. Думается, музей – это не только и не столько чучела животных, сколько Человек.
Кое с чем хочется поспорить. Например о том, что у Космоса есть сила, но нет разума, а у человека есть разум, но нет силы. Силы у человека сейчас более чем достаточно. Он может одним нажатием кнопки уничтожить планету, на которой живет и все живое на ней. Разума хватило, чтобы создать такое оружие. А вот создать из неживого живое в бесконечном разнообразии форм, победить смерть – на это разума нехватает. Так что все наоборот. Творящий разум – у Космоса. Он же и разрушающий, когда человек не в гармонии с ним. А то, что все мы космические существа – с этим не поспоришь. Это надо почувствовать и осознать.
На следующий день в Музее космонавтики поняла, что людей и объединений, увлеченных идеями космизма, немало и они не сидят, сложа руки, но, к сожалению, это не единое движение, а разрозненные группы, не знающие зачастую о существовании друг друга, несмотря на интернет. Может быть, Федоровские чтения помогут налаживанию контактов.
Потом были кинопоказы. С большим интересом посмотрела талантливый фильм молодого режиссера А. Арлановой « -196». Блестяще показаны метания парня, желающего искупить свою вину перед любимой бабушкой сохранением ее тела путем заморозки. Состояние этого юноши, его страстный порыв, готовый снести все преграды и сделать невозможное, чтобы только бабушку не закопали, молодой актер передает очень убедительно, с большим накалом. Режиссер в своем выступлении позиционировала себя атеисткой и материалисткой. Но, может быть, сама не желая того, она показала в своем фильме весь абсурдизм попыток механического сохранения тела, подвешенного вверх ногами или мозга, хранящегося в холодильнике до лучших времен.
Между тем, существуют вполне реальные и достижимые возможности воскрешения и сохранения лучшего, неповторимого, что было в земной жизни человека, ушедшего в мир иной. Для людей творческих – это их творчество. Кстати, дети – практически поголовно творческие люди. Храним ли мы их рисунки? Храним ли мы творческое наследие уходящих? Интересуемся ли им, если он не звезды? Сплошь да рядом творческая жизнь человека с уходом из жизни оказывается на помойке. У родных, потомков, наследников часто нет ни времени, ни места, ни желания хранить или пристраивать архивы, рукописи, художественные произведения тех, кого уже нет. Да и особенно некуда пристраивать. Художники еще при жизни сталкиваются с этими проблемами: негде хранить, некуда девать. Если и была при жизни мастерская от союза, после смерти ее отбирают. А работы далеко не всегда находят пристанище. Государство не создает для этого условий.
Сейчас в век высоких технологий на маленькую флешку можно записать если не всю жизнь человека, то очень большой ее кусок. Хотя бы это сделать. Пора начинать осуществлять «Общее дело» по Федорову.