Берендеев Двор. Ветер перемен

Енька Соловей
-По какой причине звать изволил, царь-батюшка?—в двери возникла фигура летописца. Фигура это была невысокая, очень худощавая с серыми бегающими глазками, тоненькой торчащей откуда-то сбоку косичкой и такой же бородкой.
-А, Никишка, это ты! Заходи, чего в дверях стоишь?—ответил ему сидящий на троне человек.
Человек этот по роду своей деятельности был облачён в царский костюм, а на голове его красовалась корона, правда, чуть съехавшая на бок. Рыжевато-русые волосы до плеч растрёпаны, зелёные глаза смотрят с огоньком. Облик довершали густые усы и борода клином.
-Значится так, Никишка, говорить я с тобой хочу серьёзно. Знаешь, что мне скандинавский король пишет?
-Не могу знать, царь-батюшка!
-А ты вот послушай, что пишет мне друг Роар,—царь вынул из ящика стола листок и начал читать.—„Здравствуй, брат Бьеренд”—никак не может моё имя запомнить!—„как ты поживаешь в своей туманной стране?”—Бла-бла-бла, ну тут ничего интересного. О, нашёл!—„Я ввёл у себя одну интересную вещь: мои чиновники отбирают специальных людей, которые ищут новости, важные, разумеется, чтоб всем интересно было, описывают их, а потом все люди это читают”.—Ну тут дальше он хвастается просто, вот сейчас.—„Нововведение очень удобное, люди знают, что происходит в стране, к тому же это отвлекает их внимание от каких-то проблем”.
-Дык к чему он это тебе пишет, Берендей Горохович?
-Да похвастаться хочет! Ну и скучно ему. Я тебе это всё к тому читал, что надо нам так же сделать!
-Дык зачем это, царь-государь?!—возмутился Никишка.—Вековые традиции Руси Святой крамольными скандинавскими нововведениями рушить?! Никак предательство, подкоп под власть твою самодержавную!
Царь хлопнул ладонью по столу:
-Никанор, хватит! Я тебя не спрашивал!
-Рассуди сам, Берендей Горохович, зачем сии сомнительные новости, коли летописи у нас есть?
-Дык их никто не читает!
-Ну и зря, хорошие летописи.
-Ага, надо мне их почитать будет как-нибудь, чего ты там насочинял. И вообще! Иди, пиши указ, чтоб приходили ко мне люди, буду набирать их, чтоб новости мне писали.
-Ну зачееем?—заныл писарь.
-Тебе достаточно знать, что я этого хочу. Всё, катись отсюда!
Летописец с лицом, полным скорби, удалился, а Берендей, взяв перо, чернила и бумагу, начал писать ответ скандинавскому монарху.
   Примерно через полчаса Никишка постучался в дверь:
-Заходи!
-Написал указ, царь-батюшка. Идти оглашать дозволяешь ли?
-Почитать дай.
-Да чего тебе время своё бесценное на дела нестоящие тратить?
-Да ты за меня не беспокойся. Давай, я почитаю хоть, мне тоже интересно.
-Да там ничего интересного, всё, как ты велел.
Царь нахмурился:
-Никишка...
Писарь нехотя протянул Берендею свёрток. Царь развернул его и начал читать:
-„Коли есть кто, кому делать нечего, дык пускай идёт тот к царю-батюшке сплетни со всей Московии и прочия земель русских записывать, опосля чего будет царь сие читать, а авторов сажать в острог за тунеядство”... Скажи мне, Никанор, для чего ты сие настрочил?
Писарь разглядывал потолок:
-Как для чего? Ты же сам приказать изволил, царь-батюшка.
-Я изволил, чтобы люди ко мне шли, а не от меня бежали! Садись, пиши под мою диктовку.
-Дык не по чину мне с государем за одним столом сидеть, недостоин...
-Садись!
Никишка нехотя сел напротив Берендея.
-Пиши: изволит царь Берендей искать со всей Московии и прочих русских земель люд талантливый, разумом не обделённый, грамоте обученный, дабы служил государству. Коли есть таковые, пусть идут к царю, да дано им будет задание: искать новости, для страны важные, на бумагу записывать да через сие знакомить с ними народ. Написал?
-Угу.
-Дай сюда.
Только уверившись, что летописец ничего своего не приписал, Берендей разрешил оглашать указ.
Через несколько минут после того, как писарь скрылся за дверью, царь услышал невероятной громкости голос:
-Слушайте, люди добрые! Слушайте да внемлите воле государевой!