Глава 5. Канал Грибоедова

Елена Петрова 5
                Глава 5.  Канал Грибоедова.

         
       В школе  в первом  или  во втором   классе  родители записали  меня  на хореографию. Мы занимались в актовом зале с зеркалами у «станков». Меня похваливала  наша учительница по хореографии и иногда просила показывать движения. Мама  мне даже купила пуанты, но вставать на них было не просто. Деревянные срезанные носики обтянутые атласной тканью не давали сгибаться пальцам, оттого и бегать в них было трудно. Преподавательница по хореографии  посоветовала моим родителям показать  меня в  Вагановское  училище.

          Помню, как  папа водил меня на просмотр. Перед просмотром он решил меня хорошенько покормить. Мы пришли с ним в столовую,  и я наелась макарон с котлетой, запив всё кофе с молоком. Затем мы поехали в  Вагановское училище.  Мама потом долго смеялась над нами, что мы додумались так поступить, и говорила папе: «Ну, ты даёшь! Накормил ребёнка тяжёлой пищей  и повёз на просмотр!». На просмотре нас взвешивали,  измеряли рост, замеряли талию, длину ног  и рук. Тогда мне сказали, что я расположена к полноте и щиколотки у меня достаточно толстые  для балерины. Но всё- таки  пригласили на первый тур в  другой день. Нас по очереди  вызывали в зал перед комиссией, сидящей  за длинным столом, покрытым красной бархатной скатертью. Каждую девочку ставили  на середину  на коврик и один из членов комиссии, взяв  ногу  поступающей  и подняв её вверх, держа  за талию, проверял  на растяжку, гибкость, подъём. После, ко всем ожидающим вышла дама со списком и  продиктовала,  кому явиться в следующий раз.  Моя фамилия не прозвучала.  Так что балерины из меня не получилось. Ученица из нашего класса,  Лена Панкова поступила в Вагановское  училище годом раньше и ушла из класса.  То была высокая хрупкая девочка  со «светящимися»  висками.

        В четвёртом классе  я ходила на хореографию во Дворец пионеров на Невском проспекте. Это были достаточно серьёзные занятия у «станков» в огромном зале с паркетом. По периметру на стенах  висели зеркала. Перед занятиями  паркет сбрызгивался  водой. Мы занимались в балетных тапочках, белых купальниках и коротких белых юбочках в клёш. Преподавала нам Нина  Николаевна, строгая, пожилая дама. Она муштровала нас в оттачивании  разных движений у станков. В зале стоял чёрный рояль. Пианистка  аккомпанировала. Нина Николаевна  показывала нам движения. Она выворотно  вытягивала  носок в  кожаном сером туфле на каблуке.  Она оттачивала с нами пурде-бра, малые и большие батманы,  паде-баск, « верёвочку», реверансы. Преподавательница муштровала нас:  « Руки плавно переходят в кисти, пальчики изящны и вывернуты!  Вы не в бане прикрываетесь!», - строго говорила она. « Живот втянут, попа подобрана! Начали!». « На голове лежит коробок!  Держим голову!»  Мы должны были тянуть подъём, ставить ногу выворотно,  вставать на все пальчики во время первой, второй и пятой позиции. В нашей группе занималась дочь  актёра Кирилла Лаврова - Маша. Девочка была в очках, она не очень успевала и стояла с некоторыми другими девочками, кому Нина Николаевна особо не делала замечаний. Если мы не правильно или плохо старались, Нина Николаевна громко хлопала в ладоши и говорила: « Стоп! Стоп! Стоп! Делаем всё заново!». Затем мы занимались в середине зала. Из Дворца Пионеров  нас приглашали на выступления в Дом офицеров и в Большой  зал Октябрьский. Помню, как  мы выезжали на выступление с танцем « Замечательный вожатый». У нас были оранжевые костюмы и банты, а за спиной детский хор исполнял эту песню. В костюмерной нас одевали в костюмы и заплетали оранжевые банты.  Было волнительно, мы ждали своего номера. Потом бежали по коридорам из костюмерной и стояли за кулисами, ожидая объявления номера. Сцена была ярко освещена прожекторами , и когда заиграл оркестр и хор начал петь,  мы друг за дружкой  паровозиком вышли на сцену. Из «Октябрьского» шла трансляция  этого концерта по телевидению.
Как-то перед занятиями, на которые  меня отводила мама,  на Невском мы увидели актрису Людмилу Чурсину. Она покупала что-то в киоске и женщины стали шептаться ей вслед: «Смотрите! Смотрите!  Чурсина!»
               

             Я помню, что папа много работал. Гуляя во дворе я ждала его и папа, идя домой после работы, заходил в арку с распростёртыми руками, а я, увидев его, бежала к нему в объятия, чтобы поздороваться. Папа забирал меня домой.
Папа много со мной занимался  и заботился во все школьные годы о нас с сестрёнкой. Он  иногда водил меня в школу, так как мама занималась маленькой Оленькой. Помню, как его поразила моя фраза, которую он вспоминает до сих пор, как  я предложила ему: « Давай срежем угол», когда мы шли в школу. Я повела его более коротким путём.

       У меня были две подруги из класса : Света Пучель и  Люда Морозова.  Света жила с мамой и отчимом на Канонерском переулке. Отдельная квартира у них была со входом в арке. Это был бельэтаж, и я, идя в школу, могла пойти не по улице, а двором, чтобы крикнуть её в окошко и вместе идти в школу. Однажды, в этой арке, рядом с их квартирой  у нас украли Оленькину коляску, когда мама с Оленькой на руках зашли на пять минут за мной к  семье Пучель. Коляску мы побежали искать, но так и не нашли. Мама унесла Оленьку домой на руках.


      Другая девочка Люда Морозова  жила с родителями в комнате  в многонаселённой квартире-общежитии с длиннющим коридором. Вход был с канала Грибоедова, через двор колодец. Как-то мы после школы зашли к Люде. Мы были голодны и на столе нашли оставленный Люде салат из солёных огурцов с горошком и со сметаной. В сковороде была жареная картошка. Люда умела зажигать газ на кухне и могла подогреть картошку. Мы готовились вступать в пионеры. На обратной стороне голубой тетради в линейку была торжественная клятва пионера Советского Союза , которую мы должны были выучить наизусть. Она казалась нам трудной, мы стали читать и повторять клятву : «" Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза."  22 апреля  нас приняли в пионеры в Смольном. Это был долгожданный волнительный момент. Нам повязали алые галстуки. Мы теперь могли отдавать салют.

             Жили мы тогда рядом с кинотеатром « Рекорд». Часто с сестрёнкой ходили на кино утренники одни. Помню, как посмотрели там такие фильмы, как: « Руслан и Людмила», « Слоны, мои друзья», Сказка о потерянном времени», « Жёлтый чемоданчик», « Тайна железной двери», «Вий». Иногда, родители брали нас и на взрослые фильмы. В кинотеатрах внизу были тиры,  и всегда было очень накурено.   «Иван Васильевич меняет профессию», « Джентльмены удачи»-  эти замечательные фильмы  я смотрела с родителями в кинотеатре « Рекорд». То было интересное время, походы  в кинотеатр было событием. Рекламы новых фильмов красовались под стеклом на витрине.
Моя сестра до сих пор вспоминает, как очень расстроилась после просмотра фильма« Слоны, мои друзья», она плакала, а я тащила её  с кино-утренника домой на спине.

      Но не только походы в кинотеатр  тогда были в моде. Как-то  в Ледовый Дворец « Юбилейный» приезжал на гастроли американский Балет на Льду  « Холлидей он Айс». Рекламы пестрили по всему городу. Мы были на этом шоу, на льду. Конечно,  костюмы были невообразимо  красивы. Один номер был просто поразительным. Девушки на коньках изображали «флаконы духов». Каждая из них была   с огромными  перьями на голове. « Флаконы»  врассыпную выехали из «коробки из под духов». А чернокожий танцор был одет в обтягивающий костюм из крупной  белой  сетки. Всё шоу сопровождалось иллюминацией и спецэффектами.
      
        Другой раз мы с мамой ходили на большой концерт в открытый стадион. Там выступали многие певцы и актёры. Запомнились  Владимир Конкин и Эдита Пьеха. Все они после своего выступления проезжали круг почёта на белом открытом  автомобиле,  медленно,  и можно было хорошо рассмотреть их лица, так как сидели мы в  одном из нижних  рядов.  Мама тогда удивилась красоте  Эдиты Пьехи. Она сказала, что в жизни она на много красивее, чем с экрана телевизора.

         Телевизор у нас был металлический « Заря-2». Он стоял в  комнате родителей. Я помню, что часто показывали Леонида Брежнева,  Фиделя Кастро, много показывали про Афганистан, про « Союз- Аполлон», про космонавтов.  Была передача « Клуб кинопутешественников», « А ну-ка, Девушки!»,  « А ну-ка, Парни!», любимая многими передача « Кабачок- 13 стульев», « Огонёк»,  « Будильник», « Служу Советскому Союзу», « Утренняя почта», новостная программа « Время».

        Конечно я запомнила и фильмы тех времён: « Двенадцать месяцев», « Жёлтый чемоданчик», « Золушка»,  мультфильмы: « Ну, Погоди! », « Аленький цветочек», « Дюймовочка», « Золотая Антилопа».  Взрослые фильмы я тоже смотрела вместе с родителями: « Семнадцать мгновений весны»,  « Человек из подворотни», « Три плюс два», « Бриллиантовая рука».  Часто показывали фигуристов. Комментатор рассказывал про цвета костюмов у выступающих пар. Ирина Роднина и Александр Зайцев были тогда лучшими и всегда получали одни шестёрки.

               Помню наши с мамочкой походы продовольственные  в магазины. Колбасу и мясо заворачивали в бумагу. Молоко наливали из больших алюминиевых бидонов узкими  высокими половниками с длинными ручками. Однажды, когда мама с нами собиралась в магазин, Оленька засунула в бидон для молока хвост чернобурки, который вытащила из шкафа и закрыла крышку. Мама,  придя в магазин, отстояв очередь вместе с нами, подала бидон продавщице и та стала наливать в него молоко. Вдруг она неистово закричала в ужасе!  На поверхность бидона всплыл этот мех, он очень напоминал дохлую  крысу. Когда молоко вылили, оказалось, что это «мамин»  меховой хвостик, все стали смеяться. Мама сразу поняла, что это проделки Оленьки.

     В магазинах были очереди. На середине магазинов стояли металлические сетки с бутылками молока, кефира и сливок. Они были закрыты крышками из твёрдой фольги. Обычное молоко  было с серебряной  крышкой, топлёное молоко-с жёлтой, кефир с ярко-зелёной. Ещё продавалась сметана в баночках и сметанные напитки «Юность» и « Здоровье». Сметану  можно было покупать в развес. Продавщица ставила банку на треугольные весы, наливала сметану, край вытирала тряпочкой и клала сверху бумажку. Весы были с гирьками. За прилавком стояла пирамида из банок со сгущённым молоком. Продавались глазированные сырки в серебристой обёртке с синей отделкой - фирменные, сыр « Сливочный» - сладкий  в прямоугольных коробочках.  Масло сливочное разрезалось ниткой и потом взвешивалось брусками. Его нацепляли на длинный нож, клали на весы на бумажку и ставили гирьку. Продавали масло шоколадное. Помню масло селёдочное в  металлических белых эмалированных лотках. Его продавали в рыбных магазинах.

         В овощных магазинах картошку проталкивали по металлическому алюминиевому  жёлобу. Сначала её насыпали в этот конвейер из хранилища, куда её привозили с базы, отмеряли килограммы, а затем деревянной палкой проталкивали в сетку покупателя. Стоял запах сырости от овощей. Продавцы писали на бумажке карандашом вес и отправляли в кассу. Руки у продавцов в овощных отделах были  грязные от земли, на них были одеты синие рабочие халаты  и фартуки, нарукавники и перчатки с «отрезанными  пальцами».
         Считали  в магазинах на счётах. На прилавках или на кассах стояли деревянные большие счеты. Бананы, мандарины были дефицитом в то время.

       В магазинах и кинотеатрах продавали  соки. Их наливали из огромных стеклянных треугольных конусов, открывая краник снизу. Соки были разные: томатный, виноградный, сливовый, берёзовый. Наливали их в гранёные стаканы. Тут же предлагались молочные коктейли. Их взбивали в специальных металлических высоких стаканах и наливали тоже в гранёные стаканы.

      Из  гранёных стаканов  советские люди пили газированный напиток из автоматов « Газированная  вода». Два стакана стояли в мойке перевёрнутыми, и нужно было нажимать на стакан, чтобы его помыть, затем перевернуть и бросить монетку достоинством 1 копейку  за обычную газировку или 3 копейки: 2 плюс 1- за сладкий лимонад.


              Маме на работе давали путёвки в пионерский лагерь « Дружных». Лагерь был в Зеленогорске. Я ездила в тот лагерь три раза. Там мне нравилось. Лагерь состоял их двенадцати отрядов,  и возили нас туда на больших автобусах. Жили мы в каменных корпусах без удобств. Умывальники и туалеты были на улице. На ночь в чемоданной ставили ведро. В середине лагеря был плац. Там устраивались утренние и вечерние линейки. Один из пионеров трубил в горн. Все дружно шагом марш шли на линейку. У каждого отряда был флажконосец, который вносил на линейку флаг отряда. Я была флажконосцем отряда.  Все отряды выстраивались в линейки, и производился расчёт. Поднимался флаг под барабанную дробь. Вечером флаг опускался. Все пионеры были в красных пилотках и в пионерских галстуках. У каждого отряда был свой девиз и речёвка, которые придумывали ребята со своим вожатым. Каждый отряд дежурил  по очереди.  Дежурные ставились  на плац. Охраняли флаг. Я любила дежурить на плацу. Мы играли в шашки,  и время проходило незаметно. Также дежурили в столовой  и на проходных. В лагере  выращивали  клубнику,  и старшие отряды бывали на прополке и на сборе. Ходили в лес за черникой. Вечерами были танцы. Устраивались костры, эстафеты, КВН, выступления, соревнования. Играли в « Зарницу». В лагере были разные кружки: « кружок по шитью мягкой игрушки», по рисованию, по художественной самодеятельности. Помню, родители приехали навестить меня неожиданно. Они приехали из Риги, где отдыхали. Мама была очень загорелой. Она была одета в белоснежную вязаную накидку с завязками на поясе. Они с отцом привезли мне гостинцы, мы сидели на скамейке и мама кормила меня ягодами. В лагере мы часто играли в «Пионербол» через сетку. Я любила «подавать» мяч, потому что у меня хорошо это получалось.

Помимо лагеря,  мама ездила с нами на юг. Отец отправлял нас, а сам зарабатывал деньги. Запомнилась наша с мамой поездка в Крым. Мы ездили в Крымский  Мисхор в пансионат  по курсовке.   Жили мы с мамой в частном секторе, а в столовую ходили в пансионат. Там было очень хорошее питание. В ту поездку я поправилась на целых четыре килограмма. Мама купила нам красивые соломенные шляпы. По дороге с моря мы проходили гористую местность, где росла алыча. Мы собирали  спелую жёлтую алычу. Над  Мисхором возвышалась Ай-Петри. Я любила смотреть на гору и  мне рассказывали, что некоторые люди отваживались забраться на неё. Иногда мы ходили в открытый кинотеатр. По дороге  домой я смотрела на южное небо, всё усыпанное звёздами. Как-то мы не пошли на море, а пришли в какой-то заброшенный сад. Вокруг не было никого. Мама загорала, а я сачком ловила бабочек и стрекоз. Вокруг было много разных цветов. А в другой раз мы на катере решили проехать до Ласточкиного гнезда. Были сильные волны и нас с мамой сильно укачало. Когда мы прибыли, маме стало совсем плохо. Около причала была аллея со скамейками, а за скамейками  рядом с клумбами  лежала куча  скошенной травы. Мама прилегла  в эту кучу сена и  стала приходить в себя.  Больше в волны  на катер мы не садились.

       Когда-то раньше с мамой и отцом  мы отдыхали в Феодосии. Я тогда была совсем маленькая. Запомнилось, как мы отдыхали на пляже с изумрудными камешками. Я сидела на деревянном лежаке и мам кормила меня сметаной из баночки. С тех пор я люблю сметану. В Феодосии я  каталась  на специальных  детских  лошадках. Открытая кабинка с педалями была приделана к лошадкам. Нажимая на педали,  она катилась и лошадки « бежали» деревянными ногами  по площади. Там же я здорово разбила коленки и мне их намазывали зелёнкой, а я сильно плакала, потому что жгло. Питались мы в столовой. Один раз я не хотела,   есть суп, и стала запивать его компотом. А мальчик, сидящий напротив, сказал: « Воду водой запивает!».