специальная школа

Александр Лазарев 3
                А.ЛАЭАРЕВ               



           СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА

         (ТЁПЛЫЕ СТЕНЫ  ЕРЕВАНА)




    Здание,на котором висела таблица на русском и армянском языках "Ереванская специальная средняя школа ВВС №18" находилось на окраине города. Сразу за ним начиналась крутая гора,покрытая редким молодым лесом. Фасад здания выходил на большой плац, с которого в ясные дни отчетливо были видны заснеженные вершины двуглавого Арарата. Для меня оказалось откровением, что Арарат находится в Турции.
Фасад здания, конечно, был обнесен розовым туфом. По всему фасаду тянулась площадка шириной метра четыре, на которую можно было подняться по пяти ступеням. Посредине площадки стояла скульптура великого вождя.Брюки вождя были заправлены в высокие сапоги. Одет он был в полувоенный френч, а правая рука его была как-то вяло приподнята, что вызывало чувство неопределенности. То ли дело рука первого вождя - она всегда резко и определенно указывала направление движения. Помните: "Верной дорогой идете, товарищи!"
Впрочем, может вождь (второй) был здесь не причем. Дело в том, что вдоль всего фасада на уровне второго этажа шел балкон. Говорят, что однажды какой-то курсант на спор сделал на перилах балкона стойку на руках, но сорвался и упал вниз. Упал удачно, а вот руку вождю все-таки отшиб. Её, конечно, срочно восстановили, но, возможно, что-то сделали не так, и вместо решительного указания, куда идти получилось что-то неопределенное. Впрочем, может оно и к лучшему,т.к. в направлении, куда мог бы укзывать вождь была Турция, а нам туда было не надо. Не там находилась страна под названием коммунизм. А может, неуверенный жест вождя означал, что он не знал, где же все-таки находится эта волшебная страна


                ***


На входе в здание стоял часовой, прислонившись к винтовке с примкнутым штыком, которая была выше его на целый метр. Всех вновь прибывших он направлял на регистрацию к сидевшему в центре огромного вестибюля курсанту, рядом с которым на небольшом столике лежала фуражка с "крабом" - эмблемой летного состава.
Курсант задавал всем один и тот же вопрос: откуда прибыли, и в зависимости от ответа назначал цену регистрации. Он делал какие-то пометки в бумагах, лежащих перед ним на столе, и направлял далее на второй этаж в комнату №4. Там тоже проходила регистрация, но денег никаких не брали. Когда двойная регистрация была обнаружена, в вестибюле уже никого не было - оповещение сработало четко.






            
                ***




Специальные школы ВВС были созданы в 1940 г. специальным решением Правительства и предназначались для подготовки
 контингента для военных летных училищ. Руководство страны воз можно чувствовало, что стране в скором времени потребуется большое количество военных пилотов. Забегая вперед, скажу что спецшколы прекратили своё существование в 1955 году.
Спецшколы представляли из себя обычные общеобразовательные школы, в которых обучение велось с 8 по 10 класс. Они даже принадлежали не Минобороны, а Минпросвещения. Однако, ученики (мы-то называли себя курсантами) были одеты в специальную форму , которую мы в нарушение всех порядков модернизировали и подгоняли под свои понятия. Так, брюки должны были быть "клёш". Для того чтобы из обычных брюк сделать "клёш" применялся такой метод. Из фанеры выпиливался клин нужного размера, на который в мокром виде натягивалась штанина. После высыхания сукно приобретало форму испоьзуемого клина. А расклешить  летние хлопчатобумажные брюки  можно было, вшив в них с внутренней стороны клинья из такой же материи. Особым шиком считалось, когда штанина полностью покрывала ботинок.Гимнастерка должна была выходить из-под ремня внизу только на 2-3 пальца. На голове авиационная фуражка с голубым околышем и непременным "крабом", который нам не полагался.
Погоны мы должны были носить узкие с желтой окаймляющей лентой, но мы предпочитали широкие, а по выходным дням фольговые, которые изготавливали сами. После надраивания их ацетоном они слепили глаза.При этом мы все как один были сержантами, хотя никто нам это звание не присваивал.



                ***



Программа нашего обучения ничем не отличалась от обычной программы обучения в 8-10 классах средней школы.Но мы всё-таки готовились стать военными летчиками, поэтому нужны были и специальные знания , хотя бы на минимальном уровне.
Командир учебного батальона боевой летчик Никифоров читал нам лекции, которые представляли из себя смесь аэродинамики,конструкции самолетов, а также летные и боевые качества различных типов машин в том числе и иностранных.
Иногда он вспоминал войну. В его рассказах в боевых действиях принимали участие другие пилоты, как будто сам он на войне и не был. Но мы-то знали, что наш майор геройски сражался на фронте и очень им гордились.
Учебный батальон состоял из трех рот: три восьмых класса составляли третью роту, три девятых - вторую и три десятых - первую выпускную роту. Каждая рота имела свою казарму для отдыха.


                ***


Такого понятия как "дедовщина" тогда не было. Хотя восьмые классы испытывали иногда некоторые неудобства. Во-первых, нас почему-то презрительно называли "хазары".
В расположении роты иногда появлялся какой-нибудь старшеклассник, который ссылаясь на то, что ему смертельно необходимо сегодня на танцы, вежливо просил одолжить ему только на один вечер новенькие ботинки, которые рота только что получила. В замен он оставлял свои истоптанные и рваные. Найти его потом было непросто.
Или кому-то из нас давалось такое поручение: "Ссышь, сперматозоид, держи три рубля, принесешь пачку "Беломора" (2р.20коп.) и пять рублей сдачи."
Но однажды "хазары" взбунтовались. Глубокой ночью, выломав из спинок краватей мталлические пруты, мы просто избили своих обидчиков. Воцарились мир и дружба.



                ***



Вот в таких условиях мы начали свой путь в "сталинские соколы".
Преподавали науки нам, в основном, армяне. Среди них были просто блистательные педагоги. Так, литературу и русский язык преодавал нам Левон Минасян.Он прекрасно владел русским языком, обладал обширными знаниями в русской и зарубежной литературе и давал нам почитать  литературу, не предусмотренную программой. Так мы познакомились с Ги де Мопассаном, который в те времена был чуть ли не запрещенным. Читать приходилось ночью, т.к. Левон давал книги на короткий срок.
Но не все преподаватели свободно владели русским языком. Преподаватель физики, прекрасный педагог,русским владел своеобразно.
Он, например, мог войти в класс и, увидев, что мы жуем гудрон (жевательной резинки в ту пору и в помине небыло), сказать:"Снимите асфальт со рта".
Или однажды, объяснив классу какой-то физический закон, он спросил:"Всем ясно?" Встал  Витька Власенко и честно признался, что он не понял. Преподаватель повторил объяснение, однако безуспешно. Наконец, после третьего объяснения  он сказал:"Слушай, я что свой дурной башка на твои плечи поставлю?"
Мы вежливо и тихо хихикнули.