Русофобы

Владимир Сысун
      В конце июня  2014 года  я был в Белоруссии,  у брата Александра в Ратомке, что под Минском, там еще есть знаменитый конный завод. Мне нравиться бывать в Белоруссии, в этом небольшом осколке  Советского Союза, в этой родной близкой атмосфере  огромной страны и далёкого детства.

      Там у брата очень гостеприимная жена, и к тому же  у него есть автомобиль "Рено". В Заславле под Минском проживает  еще и сестра. Мы всегда собираемся вместе, брат  всегда везет  нас в родную деревню, на кладбище к родителям и в гости к  гостеприимным тёткам, родным сёстрам моего отца. Там в деревне всегда накрывается стол, там всегда льется белорусская речь со своеобразным местным акцентом.

      Я приехал в Белоруссию накануне главного государственного праздника, 70-тилетия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, он же совпадает с Днем  Независимости Республики Беларусь.  Везде чувствовалось приближение к празднику. Что и говорить, приятно побывать на своей малой родине. Это как напиться чистой родниковой воды.

      По работе брат собрался на Юго - Восток Белоруссии по своим объектам, где он монтировал систему вентиляции в магазинах Евроопт. Взял и меня, а куда меня деть, да и вдвоем веселее, еще не наговорились вдоволь. И вот в семь утра мы выехали на его "Рено" из Ратомки. Как только миновали  город пошли леса, сменяющиеся ухоженными полями. Среди равнинных просторных полей, вдалеке видны ладные домики.
    —Что там за строения виднеются впереди справа, ранее такие были слева, очень похожие друг на друга? — спросил я у брата.
     —А, так это агрогородки братан, их полно в Белоруссии, хочешь, приезжай, заселяйся, живи, работай на земле. Зарплата не большая, но прожить можно.
     —Ну и как заселяют?
     —Не знаю, не мой это вопрос, — далее брат продолжил голосом знаменитого белорусского политика — Я не первый год у палитыцы. Гэта нашы совхозы и колхозы, они получают многомиллиардную государственную поддержку и дотацыи. В наиболее выгодном положении находятся канэшна, экспортно-ориентированные предприятыя, —меня всегда поражал юмор брата, ему бы пародистом работать.

      А вдоль дороги по всему окоему  шли поля — картофеля, ржи, ячменя, овса, сахарной свеклы. Кое –где вдалеке  поля встречал стеной лес. Поля периодически прерывались поселками и небольшими городами, деревнями и  перелесками, где у дорог торговали грибами и черникой. Попадались  по дороге вдалеке и разноцветные стада  коров. Ехали мы по центральной Березинской равнине, местами с небольшими холмами, изрезанной густой сетью рек и осушительных каналов.
     —Володя! Ты знаешь что-нибудь о системах земледелия?
     —Так, немного знаю, в школе ведь учился. А почему ты спрашиваешь?
     —В  Белоруссии  преобладают зернотравяная, зернопропашная, пропашная, плодосменная, зернокормовая, сидеральная и почвозащитная системы земледелия!
    —Не умничай! Откуда знаешь?
    —Я же селянский сын, — сказал брат, прикуривая сигарету, — Смеюсь, недавно прочитал, приходится читать немного, у меня же две дачи, в Гостилах и у тещи. Чтоб что- то росло надо что-то и знать! Это тебе не корабли по морю водить!
    —Про это, не знаю, меня этому не учили.
    —Я смеюсь, говорю, — повторил брат, посматривая в зеркало заднего вида.
Вот уже проехали Марьину горку, Осиповичи, подъезжаем к Бобруйску. Вот и пошли городские улицы
    — Вот слева, смотри, Католическая церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, а вот там за поворотом будет памятник бобру, знаешь, сколько их развелось в Белоруссии, уже вырисовывается проблема, реки запруживают.
    —Это что за храм вдалеке?
    —Сестру лучше спроси, она все храмы в Белоруссии знает, и не только в Белоруссии! А этот, кажется, знаю, храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца, бывший гарнизонный храм Бобруйской крепости...
Проехали город, увидели, что на кольце за Бобруйском стоит, голосует старичок не высокого роста с плакатом, чисто и опрятно одетый. На небольшой картонке написано СВЕТЛОГОРСК.
    —Ну что брат, возьмем?
    —Возьмем, я всегда стариков подвожу, бацьку вспоминаю, и останавливаюсь,
Рено остановилось, старик засеменили к машине, открыл заднюю дверцу и уселся у меня за спиной.
    —Ладно, дед до развилки довезу, мы в Светлогоск не заезжаем, до Мозыря едем — сказал брат и автомобиль продолжил путь.
    —Ну что дедушка? Раз судьба нас свела вместе,  расскажите, кто вы откуда и куда путь держите?
    —Спасибо люди добрые. В Светлогорске у меня брат старший в тяжелом состоянии, наверно хоронить буду, если нет,   может, к себе заберу. Сам уже один живу, старуха померла.
    —А сам-то где живешь?
    —Здесь, недалеко в деревне, свой домик! Жизнь у меня была тяжелая, сейчас мне уже78 лет. Отца репрессировали в тридцатых годах, мать одна семь детей растила, потом война, оккупация. Сам когда вырос, учетчиком в колхозе работал, тоже посадили. Натворили коммунисты дел, сколько  людей погубили. Это она, Россия, от неё всё зло, — сказал дед. Я напрягся, эти неприятные слова резанули мой слух, но подумал, что дед ведь не знает, что я живу в России. Вот еще одно Эхо Москвы. Что делать, раз выехал из России, надо мириться, не у себя дома. Ладно, думаю, посмотрим, что  он еще скажет, потерплю. Узнаю, о чем думает враг. Он определенно становился моим врагом.
    — Так учетчиком известное дело, если кто-либо, что-то попросит получается дилемма. Дашь, могут посадить, если увидят. Если не дашь, то напишет донос, со злости, что не дал и тоже посадят, — поддержал я разговор.
    —Вот так и получилось. Посадили, отсидел, вышел, больше в начальники не лез, в колхозе отработал до пенсии. Ох и насмотрелся же я на этих коммунистов, сколько горя они людям сделали.
    —А дети хоть есть?
    —Конечно, трое. Дочь в деревне живет, трое внуков. И два сына, гордость моя. Один в Бобруйске, начальник Бобруйского городского отдела управления  КГБ, второй главный финансист вооруженных сил Украины. Слышали, что сделала Россия, напала на Украину, отобрала Крым, а теперь вот в Донбасс вторглась. Недолго ей осталось, вскоре развалится российская империя. Господи, когда же это случится. Когда то это произойдет. Скорее  бы.
    —Вот, дети выучились, а кто выучил, коммунисты выучили!
    —Это я выучил, горбатился на них, на коммунистов,— завизжал дед.
    —Дед, откуда такие сведения про Донбасс?
    —Я же говорю, сын мне звонит периодически, рассказывает. Русские из Крыма выводят танки, а те сразу вступают в бой на Донбассе.

    На пересечении пяти дорог дед вышел. Сердечно и долго благодарил нас за проезд, денег не предлагал. Такие люди знают, что сказать на прощание. У меня камень свалился с груди, обиды на деда, почему то не было. Настроение было испорчено.
    —Саша, что это было?
    —Коллаборационист он! Вот что это было! Наверно по всей деревне про это рассказывает! И ему верят люди!
   —Коллаборационисты это те которые с врагами сотрудничают, он вроде в войну маленьким был. А может? Нет, просто русофоб.

     Долго не проехали как  у дороги увидели памятник. Оказался монумент в честь операции "Багратион", он как раз на 71 километре трассы Бобруйск- Мозырь. По форме напоминает подкову, где как на карте стрелками показано направление наступления советских войск.  В центре горельефа четыре фигуры — Константин Рокоссовский, Георгий Жуков, Павел Батов и Михаил Панов. Памятник установлен на бывшем болоте Бридский мох, через топи которого шли в наступление советские войска. Болото после войны осушили, за памятником колосилась рожь. Памятник еще не был открыт, открытие его состоялось 3 июля 2014 года, то есть  мы посетили его еще до открытия.

     После посещения памятника мое настроение улучшилось. Вот мои земляки увековечили еще один подвиг советского народа. Спасибо им за это. Ехали молча. Я думал о том, откуда появляются русофобы, наверно по всей Белоруссии так трындят про Россию. Может и при мне трындели бы, да тактично молчат, зная, откуда я приехал. Вспомнил, что старший друг детства, не хорошо отзывался о России при встрече. Я даже прервал разговор и ушел. Говорил об имперских амбициях, о скором развале России. Он мне чем- то напомнил  Алексея Венедиктова.

      Незнакомые между собой люди всегда стараются говорить на отвлеченные нейтральные темы. Например, о погоде. Этим редко вызовешь неприязнь или испортишь настроение. Чтобы найти точки соприкосновения, а вместе с ними, понимание, соучастие, сочувствие и чтобы не взяли денег за проезд надо разжалобить. Вот почему брат у деда умирает. Когда же надо завлечь незнакомца на свою сторону, надо нечто неординарное, сенсационное. Общий враг, например, говорить надо непременно о нем. Против кого-то подружатся всегда легко и незнакомые люди. Нужен общий враг.

     А откуда враг? Очень просто, врагом может сделать элементарная  зависть. «Я вкалываю в поте лица и ничего не имею. А этот живет припеваючи, все у него есть, чем я хуже».  А почему? Да потому что у них нефть и газ.
Дедушка задумал дорогу, и решил её сделать камфорной и бесплатной.  Можно на автобусе, да платить за билет надо. Поехать автостопом. Вот верный путь, давно дед так катается, знает, что табличку, надо сделать. Какую тему надо выбрать, чтобы денег не взяли. Разберемся.

      А, эти! Эти на своей машине по делам едут. Эти коммерсанты. Они с Европой дружат. Значит им надо про Россию негативно говорить. Она общий враг. Вот дед я тебе и раскусил. И сыновья твои вымышленные должности занимают, так не бывает. Один гэбэшник, второй в армии, где главный авторитет Степан Бендера. Не бывает так. Ну да ладно дед. С тобой все ясно. Ты комара в поле за копейку фуфайкой загоняешь, а как же друг детства?

       А ему-то, чем быть недовольным? Из многодетной семьи, жил и учился в интернате при СССР, Россия его правопреемник, и чем ему быть недовольным. Это что-то похожее на измену. А ведь раньше был для меня непререкаемым авторитетом. Как меняются люди? Как глупеют со временем.

     Мы успешно проехали с братом по его объектам, на обратной дороге брат купил ведро черники. А спустя два года я узнал, что Евроопт  "кинул" брата, не заплатил за работу. Вот вам и европейская фирма "дорогие" либералы. Вот и верь после этого людям. Но это уже другой рассказ.