Первое счастье

Людмила Возняк
По мотивам произведения  «Наглость – второе счастье»(N).  А, вернее, какие мотивы, произведение небольшое  и я могу привести его полностью:

«Сегодня утром я зашёл в павильон, в котором торгуют выпечкой. Работник, подогнавший ко входу микроавтобус, стал заносить в помещение коробки с продукцией, а продавщица стала их принимать и пересчитывать. Я обычно беру свежие пирожки с творогом ; лучше их в городе никто не печёт. Я стал около витрины и наблюдал за процессом. Тут, внезапно, в дверь вошла одна баба. А чуть позже и ещё одна. Совершенно не обращая внимание на меня, они начали говорить продавщице, что им продать. Нет, я конечно и раньше знал, что бабы - это наглые эгоистичные существа, но всё равно я каждый раз поражаюсь. Должна же быть хоть минимальная культура и порядочность. А ведь им, таким, живётся легче. Они получают то, что хотят. И получают это быстро, сразу. Не даром говорят, что «наглость - это второе счастье»N.


Говорят, что «наглость – второе счастье», интересно, а первое счастье что есть?  Спросить бы автора… Спросила, но не отвечает.

Мудрецы говорят, что окружающий нас мир нейтрален  к человеку. Что-то вроде детской раскраски. Там только контуры предметов обозначены, а цвета наносит сам человек. Вот тогда и начинается: это хорошее, это плохое, это очень плохое и т.д.  Хотя происходящее вокруг человека  - всего лишь отражение его собственных качеств, и мыслей по поводу этих качеств:

«Человек замечает в мире лишь то, что уже несет в себе» А-С Эгзюпери

«Мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас - всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир - это большое зеркало» Ошо

Попробую «прочитать» эту историю с другой «колокольни».

Утро. Оживает жизнь в торговых павильонах, они открываются для посетителей, где-то принимают новый товар. Перед нами павильон с кондитерскими  изделиями. Здесь очень вкусная, свежая, выпечка, есть постоянные покупатели, ценители, так сказать… А вот заходит один из них, мужчина средних лет, вероятно холостой, он постоянно берет пирожки с творогом. Но сейчас произошла вынужденная заминка, подъехала машина с продукцией, и в павильон заносят коробки. Продавец принимает товар и пересчитывает. Обычное дело. Мужчина стоит  около витрины, наблюдая за процессом. Тут, внезапно, в дверь вошла одна баба*. А чуть позже и ещё одна.

Баба* - по этому слову нашла две версии, две и привожу:
1)Ба – Врата Жизни. Женщина на момент рождения ребенка, именно, мальчика, "обабливается". Мальчик станет причиной новой жизни.
2)Баба – дважды Ба, мать родившая рожавшую женщину, уважаемая женщина, т.е. бабушка.

Перевожу: Тут, внезапно, в дверь вошла одна женщина, лет сорок с небольшим, вслед за ней другая. Не обращая внимание на мужчину, мечтавшего в стороне,  или даже вовсе  не заметив его, они начали говорить продавщице, что им подать. Женщины всегда спешат, так и этим еще в пять мест надо. Они точно знали, что им нужно и сразу(стремительно, не долго думая),  сообщили об этом продавцу. «Клиент всегда прав», и продавец нашла время в процессе приемки товара, и отпустила женщин.

Постойте, было что-то про наглость**…

Наглость**:
Этимология слова наглость:
Происходит от прил. наглый, из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., церк.-слав. наглъ "быстрый, скорый", русск. наглый, укр. на;глий "внезанный, скоропостижпый", болг. на;гло "нагло", сербохорв. на;гао, ж. на;гла "поспешный", словенск. n;g;l, ж. n;glа "внезапный", чешск. n;hl; -- то же, словацк. n;hly, польск., в.-луж., н.-луж. nаg;у. Лит. n;glas "внезапный" заимств. из слав. Сближают с др.-инд. ;;jas, ;;jas; "прямой, неожиданный, быстрый", готск. аnаks "внезаnный, быстрый". К этим словам (без naglъ) Траутман относит также лит. ankst;, жем. anksti; "рано", a;kstas "рань", ankst;s "ранний", но Хольтхаузен сближает лит. слова с готск. ;htw; "рассвет", др.-исл. ;ttа -- то же. Использованы данные словаря М. Фасмера;

У поэта И. Дмитриева в «Стихах на восшествие на престол императора Павла I» (1797) есть любопытная строчка: «Смири свою ты наглость, время!». И. Дмитриев в этих строчках отнюдь не желал уличить Время в без_совестности и дерзости. Уличал он время в том, в чем его уличают многие — в стремительности, быстротечности.

Слова "наглость", "наглый" довольно долго существовали в русском языке в
значении "внезапный, стремительный, взрывчатый, запальчивый". Бытовало в
Древней Руси и понятие "наглая смерть", то есть смерть внезапная,
насильственная. В церковном произведении XI века "Четьи Минеи" есть такие
строки: "Мьчаша кони нагло", "Реки потопят я нагло" (т.е. быстро).

Значения слова наглость в «Словаре Академии Российской»(1814, ч. 3, с. 1013) определялись так:
 «1. Бесчинство, дерзость, свойство наглого. Чего достигает один трудами или заслугами, другой думает получить наглостию.
 2. В отношении к ветрам: ярость, сильное стремление, жестокий порыв. «Презирать   наглость  ветров».


Излагаю дальше:Нет, я конечно и раньше знал, что женщины - это стремительные, внезапные существа, но всё равно я каждый раз поражаюсь. Это помогает им жить, т.е. выживать. Они получают то, к чему стремятся. Даже выбирая мужчин, вскоре оказывается  так, что  эти мужчины  выбирают их и делают  им предложение.

Потому что женщина – это душа, душевность… А душа ищет способы, чтобы приспособиться к жизни, к миру. Мужчина – дух. Он не приспосабливается, а создает проект, творит, если проснется, не сопьется, не обкурится, не погибнет на войне…

Вскоре значения «дерзость, стремительность, умение брать все быстро, нахрапом, нахальство» стали для слова «наглость» главными. «Нагленько он поступает, нагловато…Наглый человек, кто без стыда и при людях (наголо) делает зазорные вещи, требует буйно и прямо неправого и пр.»(Даль)

С тех пор появилась грустная пословица: «Наглость - второе счастье». Или  подобная: «Наглому дай волю, захочет и боле», а так же - «Кто смел, тот два съел».

Но зачем нам второе счастье? С первым хорошо.

И со мной произошел один случай. Приблизительно год назад, поздно вечером захожу  в магазин, обычный магазин, не супермаркет. В магазине никого нет, только один военный возле прилавка обслуживается продавцом. Подхожу к прилавку и становлюсь  позади военного. Стою, так сказать, в очереди, жду. Военный уже, кажется,  рассчитывается, и тут заходят два мужчины кавказской наружности. Один средних лет, другой совсем юный. Тот, что средних лет подходит к прилавку и становиться возле военного, но с другой стороны. Военный, рассчитавшись, уходит, и я остаюсь возле прилавка  с мужчиной. Молодая  женщина, продавец магазина,  приободрилась…Отгадайте с двух попыток, на кого она обратила внимание ? Правильно. Отчего же ей на меня смотреть? Это же природа(душа), она всегда найдет как себя проявить. И чего тут возмущаться? И я нисколько не возмутилась не внутренне, не внешне, что меня "обошли". «Что вам?» - говорит она мужчине. «Водки бутылку» - отвечает он. Продавец уходит за водкой, а я говорю: «Не стесняйтесь, голубчик,  берите, что Вам нужно. Я никуда не спешу, я подожду. Вам, мужчинам и так много чего в жизни не достается». Мужчина заинтересовано поворачивается ко мне: «Это чего нам не достается?» «Уважения, почета, внимания, заботы, любви…» - отвечаю я. «От женщин что ли?» - продолжает интересоваться мужчина. «От них, конечно» - говорю я. «Да, если б   женщины понимали это» -  соглашается он.  И три раза поблагодарив меня, и получив свою водку, уходит. Ну а теперь, в пустом магазине, перед прилавком оказываюсь я одна. Продавец обращается уже ко мне: «Что Вам?»