Альтернативная история России с 1911 г. Часть 16

Виталий Чумаков
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна в задумчивости произнесла:

- А вы знаете, дорогой Сергей Евгеньевич, что случившееся 1-го сентября с вами несчастье перечеркнуло ещё большее несчастье. которое реально могло произойти? Ведь всё шло в последнее время к тому, что после вашего очередного прошения об отставки, мой бедный сын, у которого так мало  удачи в людях, мог её и принять в ущерб интересам государства. Ну вот, нашелся человек, который оказался и умным, и энергичным, и сумел ввести порядок после того ужаса, который мы пережили всего шесть лет тому назад, и вот - этого человека многие просто толкали в пропасть. Это было бы просто ужасно.

- Спасибо, Ваше Величество, на добром слове. Оно стоит выше в моих глазах самого достойного ордена.

Тайный советник снова галантно поцеловал руку Марии Фёдоровне. А она же сказала:

- Но даже ваша отставка не гарантировала бы вам спокойную жизнь и безопасность. Всегда найдётся фанатик, который бы захотел вам отомстить.

И добавила, посмотрев с улыбкой на тайного советника:

- Знаете, Сергей Евгеньевич, без ваших прекрасных усов и бороды я нахожу вас помолодевшим. Мои фрейлины уже засматриваются на вас. Но кто вы они, конечно, и знать не могут.

Сергей Евгеньевич учтиво поклонился головой.

- Ваше Величество, меня волнует присутствие при дворе этого "старца", а ещё лучше сказать, гадины Распутина. Он также вносит свою лепту в охлаждение Государя ко мне.

- Дорогой Сергей Евгеньевич, я полностью с вами согласна. Но и вы многое не знаете. Плохое отношение к Петру Аркадьевичу императрицы Александры Фёдоровны обусловлено тем, что она защищает своего сына, который по сущесту инвалид. Он болен наследственной гемофилией, а этому Распутину  каким-то не вполне понятным  образом удаётся облегчать страдания цесаревича Алексея. Мать можно понять, она любого встречает в штыки, кто против её "Друга", как она называет этого грязного мужика.

И сын мой мне не раз говорил, что "пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы". Поэтому мой совет вам, не показывайте своего негативного отношения к Распутину, бог с ним, зато вы приобретёте расположение ещё и глубоко верующей и мистически настроенной Государыни, а это в ваших и моих, и в интересах всей России. К тому же этот старец против войны с Германией, как и вы. А сейчас это очень актуально.

- Даже вот как! Я, конечно, знал, что у цесаревича проблемы со здоровьем, но не до такой степени. Можно только выразить здесь своё сочувствие вам и царственным супругам.

Советник встал и поклонился вдовствующей мудрой и проницательной, отлично знавшей петербургскую политическую кухню, императрице.

- Мне доносили о нём, как об безграмотном, безнравственном, развратном мужике, который возомнил себя в роли всесильного временщика.

- Считаю, что лучше вам на глаза Гришке Распутину не попадаться. Он сразу раскусит вас. Он не настолько прост, как многим кажется.

- Ну да, он узнает во мне "Петю, которого следует окоротить, а то стал слишком нахальным". И главный тайный советник рассмеялся. А Мария Фёдоровна заулыбалась.

- Сложилась влиятельная "партии войны", в которую входят, в частности, великий князь Николай Николаевич, начальник генштаба Николай Янушкевич, бывший министр иностранных дел Александр Извольский и его преемник Сергей Сазонов, - сказала Мария Фёдоровна.

- Да, тогда мне удалось во время международного кризиса из-за аннексии Австрией Боснии и Герцеговины, в 1908 году, добиться увольнения Извольского, бывшего главного виновника скандала и сторонника втягивания России в войну.

- Очень хорошо сделали. Нам война с Германией вовсе не нужна. Нужно сделать всё, чтобы не позволить России втянуться в войну даже мелкого масштаба в Европе. Как завещал нам мой покойный муж, Царствие ему Небесное.

- И вечная память Императору Миротворцу!

Они встали и трижды перекрестились. На этом аудиенция была закончена.