Клубника. Отрывок из воспоминаний

Галина Поливанова
  Всплывают воспоминания, накладываются одно на другое. Мысли уходят в детство – как будто я вижу в них своё спасение. Они окутывают меня, как ватой, что бы мне было тепло.  Отец, уже вечер, мы, дети, лежим в своих кроватках. Открывается дверь и один за другим по полу катятся мандарины, переливаются своим оранжево - золотистым цветом! И таких сюрпризов – море.

  Мы в детстве жили на ул. Захарова, в паре минут от центра. Это была наша первая квартира. По тем временам считалась хорошей. Дома строили пленные немцы, там было печное отопление. Между комнатами стояла высокая печь вся в белых изразцах, но не было ванны, и приходилось каждую неделю ходить в баню. Как я её боялась! Мне тогда казались эти столы огромными и очень высокими, и мама меня сажала в шайку с тёплой водой, а я боялась пошевельнуться. Мама знала про мой страх и быстро намыливала сестёр и брата, а затем уже мыла меня, заворачивала в простыню и выносила в предбанник. Там я ждала всех, рассматривала причудливую мозаику, красивые люстры. Потом приходили мои близкие. Мы быстро одевались, и наступало самое интересное: мы шли в буфет!

  Каждый выбирал себе пирожное, а потом выискивали для мамы самый лучший торт.  Это было торжество чистоты и хорошего поведения. Торт, как правило, мама не ела, забирала домой и мы его быстро съедали. Я очень удивлялась, как можно не любить такие  вкусные тортики. Только потом до меня дошло, что наша мама всё оставляла нам, детям. Но я помню, что каждый из нас давал маме попробовать своё пирожное, и мама пробовала у нас, а потом заявляла, что все они очень вкусные.

  После Отечественной войны, чудом уцелевшие родители, решили, что в нашей семье  будет бегать много ребятишек. Вот мы и бегали. Старшая сестра Нина появилась в 1951 г., а мы с Тамарой в 1953 году. Мы двойняшки. А брат Евгений - через два года. Судьба  мне подарила полную семью, в то время это было далеко не у всех моих сверстников.

  Мы, младшие дети, очень рано научились читать. Нина -  в первом классе. Учит уроки, с ней сидят родители, мы располагаемся под столом. Нам всё слышно, но не видно, Тамара уже Нине подсказывает нужный ответ. Нина собирает портфель. Остаются черновики, мы их внимательно изучаем. Нам всем купили буквари, мы играем в школу, ставим, друг другу оценки, не жадничаем, ставим одни пятёрки. Когда пошли в школу с нами никто ни сидел. Мы всё делали сами. В школе меня часто просили написать плакат, нарисовать стенгазету, оформить то, оформить это, и так до конца школы. За это мне ставили пятёрки. И если бы я не была принципиальной, то уроки бы не делала. С детства я читала много, и всё больше о войне. Папа подбирал потрясающую библиотеку. На уроках истории мне доверяли делать целые доклады о войне. Потом на уроке я впервые узнала о расстреле царской семьи вместе с детьми, это для меня было потрясением на всю жизнь.

  Тамара родилась на десять минут раньше меня и считается всю жизнь старшей.   Так и повелось в семье, и я с этим согласна. Она на голову выше меня, а я всю жизнь небольшого роста и довольна этим. Тамара с годами не очень изменилась, и следит за собой отменно. Я её за это уважаю. Мы до сих пор очень близки. Желаем друг другу всего самого доброго.

  Мама часто лежала в больнице, давление, сердце, не долго - полторы, две недели. Нас кормил папа. В первые дни шло всё, что было в доме, из этого «всё» получалась такая вкусная подливка, что мы, дети съедали с восторгом и просили добавку, наедались, а потом опять подливка! Мы смаковали это блюдо до маминого возвращения. Талантливый папа, даже на кухне превращался в мастера.

  Папа заказал нам небольшие мольберты. Каждому поставил простенькие натюрморты, и мы принялись за работу. Первые несколько дней отец следил, подсказывал,  направлял. Мы стараемся, сопим, пользуемся карандашами, углём, сангиной. А потом мы сами  усложняем натюрморты и хотим всех удивить и удивляли. В ход идёт гуашь, акварель, темпера. Сами догадались смешивать краски. Папа всех хвалит, ставит пятёрки. Мы в восторге. Со временем папа отнёс мои работы в редакцию. Их напечатали журналы «Крестьянка», «Работница» под рубрикой «Юные таланты».
Недалеко от нашего дома располагалась пожарная часть и почти рядом (перебежать дорогу) - станция скорой помощи. Я там была любима всеми! Если упад, то бегу сразу мазать коленки к дежурным врачам, что-то попало в глаз – сразу к доктору. К пожарникам бегали смотреть телевизор. Это было тогда редкостью. Хотелось, когда вырасту, быть врачом, пожарником, художником. Всем и сразу.

  Когда мне исполнилось 12 лет, отцу дали квартиру. Новая квартира находилась недалеко от старой, пройти два квартала. И опять почти рядом с центром. Нас она поразила  своим великолепием! Так мы тогда думали. Квартира на самом деле была хороша! Просторный коридор буквой «Г», четыре большие комнаты, огромная кухня, большой туалет, ванна!!! Один длинный балкон. Первое время мы боялись на него выходить. Всегда жили на первом этаже, а теперь на четвёртом. Квартира занимала весь торец дома, окна  кухни выходили на широкую проезжую дорогу, комнаты смотрели на соседний дом, а папин кабинет – мастерская, выходила во двор, ухоженный, зелёный с фруктовыми деревьями. Раньше там были частные дома.
На другой стороне дороги ещё ничего не построили, сплошной пустырь. И через несколько дней там возник зоопарк. Он работал всё лето. Таких грязных и несчастных зверей мы никогда не видели! А как они выли по ночам! Мы, дети, ходили их подкармливать. Потом, когда у меня были уже свои дети, в зоопарк мы их не водили. Младший сын нас даже упрекал в этом. Он уже взрослый мужчина, своих детей водит в зоопарк. Я думаю, там хорошо.

  Воспоминания, они от меня не отходят, а всё приближаются, отталкивая друг друга, хотят быть первыми. Город. Он рос вместе с нами. Улицы, проспекты, переулки. Единственная улица Немига (сейчас там музеи) осталась нетронутой. Страшная память о войне. Там располагалось фашистское командование и отдельные гарнизоны эсэсовцев.

  А на нашей улице высадили каштаны! Мы росли и они росли. Весной цвели, осенью   одаривали нас своими плодами. Напротив нашего дома уже не было огромного пустыря.   Построили крытый, с большим куполом и светом огромный рынок. Рядом, в таком же стиле, мебельный магазин. И кругом дома и красота. Как я любила свой город! Наша улица  называлась «Веры Хоружей». От проспекта Ленина я считала шаги до нашего дома, их было 475 – и я у нашего подъезда.

  У нас в доме изобилие фруктов. Мама с рынка принесла целую корзинку клубники. Мы все лежим на полу, в центре - клубника в большой салатнице. Мы уже не можем её есть, но всё равно не отходим. Изредка доползаем до туалета, ведь клубника состоит на 80 процентов из воды. И так во всём! Ограничений нет, родители нам ничего не жалеют. Пройдя такую войну, они понимали, что жить нужно сейчас, каждую минуту, каждый день. Так и в моей семье, ни в чём себе не отказываем, детей баловала, всё у них было, и выросли хорошими людьми. Воспоминания…


                Автор иллюстрации Галина Поливанова.