Утраченное мастерство подачи новостей

Денис Паничкин
Если я нахожу в лабиринтах Интернета какой-то незнакомый ресурс, представляющий интерес для меня (и не только), я запоминаю его, во всех смыслах, включая функцию сохранения. Такой случай произошёл в январе 2016 года, когда я увидел сайт «Сделано у нас» - http://sdelanounas.ru/staticpages/?id=101 Он предназначен для публикации на нём материалов, рассказывающих о производстве, строительстве и модернизации в России. Сайт зарегистрирован как средство массовой информации. Девиз сайта: «Нам есть чем гордиться!»
Сначала я подумал, а не «обман или провокация» это, потому что на фоне того, что называют кризисом, такое выглядит более чем смешно. По крайней мере, сайт уязвим для критики, и если я кому-то его дам прочитать, то рискую нарваться на антисоветский анекдот советского периода «газеты читать надо». Тем более, когда я возражал против такой «критики», то встречал уже не критику, а насмешки и «осаживание». Отдельные свои обиды я отразил в одной курсовой работе ещё «махачкалинского» периода – «Создание и усиление новостей» (осень 2006 года, тогда у меня было несколько работ о новостях и СМИ):
 
… программа новостей обеспечивает еще и зрелищность. Пересказывая факты, журналисты облекают их в художественную форму. Отсюда следует, что чем драматичнее (а возможно, и трагичнее) сюжет, чем более он зрелищен - тем у него большая вероятность попасть в эфир. В программах новостей больше сообщений о террористических актах и катастрофах, чем о научных открытиях, выставках и повседневной жизни, а из повседневности предпочитают также сюжеты трагичные – голодовки, умирающие производства и др., т.е. мы здесь имеем «показуху по советскому образцу», с той разницей, что вместо примеров предпочитают антипримеры.
Понять сказанное попытаемся на дагестанских примерах новостей, которые можно разделить на две категории:
1.Образ Дагестана в общероссийских СМИ.
2.Новости в региональных программах – «Вести - Дагестан» и «Махачкала».
В отношении первой группы новостей можно отметить предпочтение негативных фактов. В первой половине 2005 года резкое увеличение числа террористических актов в Дагестане немедленно отмечалось российскими СМИ. Как правило, теракт в Дагестане занимал в программах «Вести» (РТР) и «Сегодня» (НТВ) первое место. Если же теракт происходил в другой республике Северного Кавказа (даже в Чечне), то сообщение о нём могло быть вторым или третьим по порядку в тех же программах, но никогда – первым. Муссирование различных комментариев политологов даже создавало образ войны в республике. Справедливости ради, следует отметить, что рядовой обыватель из Республики Дагестан воспринимал это не как войну, а скорее, как охоту (кстати, в еженедельнике «Сибирь» в отделе региональных новостей одна из статей, посвящённая Дагестану, так и называлась – «Идёт охота на ментов»).  В тех редких случаях, когда появляется какая-либо новость положительного содержания, она подаётся так, чтобы прошла частично незаметно. Например, в конце июля 2005 года в программе «Вести» промелькнула новость об открытии нового моста через реку Аксай. Эта новость была подана только в двадцатичасовом выпуске, не повторяясь, причём занимала по очерёдности только шестое место, после пяти новостей подряд о терактах, катастрофах и разгонах демонстраций.
Подобную избирательность можно заметить и в печати. Так, газета «Черновик» и оппозиционная газета «Дагестанцы» в июльских выпусках занимались перепечаткой статей из газет других регионов; разумеется, содержание этих статей было направлено против руководства Республики Дагестан, а среди авторов этих перепечатанных статей были Виктор Пелевин (в рекомендации не нуждается), Юлия Латынина (более известна как автор дилогии «Золотой государь») и другие имена, в равной степени с названными заслуживающие внимания.
Из сюжетов о Дагестане иногда встречаются сюжеты неожиданные. К таким можно отнести промелькнувший ещё в 2000 году спецрепортаж (канал НТВ) об одном высокогорном селении, где осталось всего пять жителей, и все - пенсионеры. Сюжет был задуман на тему «умирания села», но поставлен с горской спецификой, что отличает его от подобного сюжета о такой же по демографическим характеристикам русской деревне.
 
Новость о мосте через Аксай вне курсового я даже прокомментировал так: если этот мост когда-нибудь взорвут, или на нём произойдёт теракт, то новость займёт место не ниже второго, если не первое. Конечно, единственным возражением было обвинение в «ненормальности».
Тогда я ещё не знал о книге В.Д. Попова «Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов», фрагмент из которой привожу:
 
Информация является неисчерпаемым ресурсом, жизненно необходимым для развития общества. В PR важно не просто создать информацию, а создать с учетом потребностей аудитории, сделать ее востребованной, ожидаемой обществом. В государственном PR должна быть услышана не только сама информация, т.е. сообщение, передаваемое ею, но и основной посыл, в котором заложены идеи и цели сообщения. Связано это с тем, что государство, органы власти несут ответственность за своих граждан, за целостность страны, ее сохранение, а значит государственные средства массовой коммуникации должны нести ответственность за информацию, предвидеть последствия ее тиражирования и влияния на сознание и поведение общества.
К сожалению, СМИ насаждают образы душевно и духовно бедных, психически больных с отклонениями как в сторону патопсихологии, так и парапсихологии, убийц, насильников, педофилов. Общество уже не способно все это воспринимать, оно перенасытилось, так как негативная информация достигла критической массы. Если же в СМИ давать бесконечный поток информации о катастрофах, ЧП, убийствах, рекламировать «боевики», то механизмы вытеснения и сопротивления атрофируются, ибо их движители - прежде всего эмоции, переживания - будут изнемогать от негатива. Сознание обретет безразличный холодный взгляд на происходящее, не видя света в конце тоннеля. Но и при этом через надломленную «решетку-перегородку», минуя переживание, все равно пойдет поток негативной информации, так как совесть, мораль и нравственность разрушены.
Организаторам информационной политики, руководителям, владельцам СМИ стоит всерьез подумать над тем, что формируется в сфере бессознательного у наших граждан, когда депутаты вещают о будущей техногенной катастрофе, члены правительства - «о пиках» выплаты долгов, и тут же, изо дня в день - на экранах во всех тонкостях и бесконечное количество раз показывается одна катастрофа за другой, одно ЧП за другим (притом, с демонстрацией крови, что в психологическом плане категорически противопоказано). Плюс непродуманная реклама! Неужели в этой сфере нет талантов? Под влиянием рекламы складывается впечатление, что Россию заполонили одни торговцы и покупатели, любители пива и напрочь исчезли товаропроизводители и работодатели. Труд почему-то выпадает из рекламы…
 
Автор недооценивает опасность: в действительности подбор новостей ведётся ещё и с целью запугивания аудитории. Одни новости о беспределе коллекторов подаются так, что у зрителя возникает ощущение: это может быть и с ним. Как и новость, переданная в июле 2015 года по радио, о том, что только благодаря комиссии по делам несовершеннолетних удалось предотвратить преступление по незаконному захвату чужого жилья на Долгоозёрной улице в Приморском районе Санкт-Петербурга. Не на задержании преступников, а на подробном описании преступления строился весь репортаж. Такие новости построены по схеме внушения беспомощности слушателям и зрителям: от вас ничего не зависит, помочь пострадавшим вы не сможете, а это может быть и с вами.
Но такое возможно построить только на пассивности обывателей, решивших, что «ничего не изменишь». Как раз в целях сокращения такого подхода современный писатель Даниил Печерников предлагает читателям серию своих рассказов в стиле пародий на комиксы Marvel – «Дед Пуля». Основной персонаж, являющийся развитием «Ворошиловского стрелка» - восставший представитель оскорблённого народа, наказывающий обидчиков, да ещё и не без удовольствия. Дед Пуля в полицейских стреляет, в прокуроров стреляет, и всегда – так, чтобы не убить, а покалечить. Один из рассказов так и называется – «Дед Пуля наказывает коллекторов». В рассказе много сцен насилия, но это насилие справедливое, ответное, выражение праведной мести. Но важной для авторской оценки описываемого являются слова Деда Пули в другом рассказе, где он не только предотвращает преступление, но и участвует в революции в отдельно взятом городе: «Не один Дед Пуля, а народ, горожане решили судьбу своего города в эти часы!» Если же вернутся к коллекторам, то новости умалчивают о том ответном насилии, которое организовали в Калининграде: с 2014 года распространилась практика моббинга (травли) работников коллекторских агентств их соседями по подъездам. Пример, достойный не подражания, а последования в масштабах всей страны. Ведь «не очень поощряются», а с 2014 года просто «замалчиваются» события, связанные с ответным насилием.
Я даже допускаю следующее взаимодействие: массовое распространение новостей о катастрофах, преступлениях и ДТП осуществляется в согласовании с пропагандистами «позитивного мышления», массово предлагающие свои «курсы-тренинги». Как сообщающиеся группы – одни – создают помехи, другие – помогают их устранить, а затем делятся «выдуренными» деньгами.
Конечно, есть ещё «сильное» возражение против сказанного мной, выраженное одним словом – «кризис». В ответ на это я могу привести ещё одну свою находку – запись, сравнивающую современную новостную политику с терроризмом. Автор записи – Анна Войтовецкая:
 
Всё чаще мы слышим слово «терроризм». Нам кажется, что это где-то далеко, что нас это точно не касается. Однако, терроризм проявляется не только во взрывах, жертвах, кровопролитии.
Приобретает большой размах терроризм информационный. Идея терроризма - напугать, дестабилизировать. Если вникнуть, проанализировать тот поток информации, который ежедневно валится на нас, то становится, как минимум, грустно - мы каждый день подвергаемся информационному террору.
Люди, называющие себя экспертами, говорят нам об индикаторах рынка, индексах, волатильности рубля, курсах ЦБ, о новостях с рынка Китая и США, дают неутешительные прогнозы нашей экономике. Говорят, что всё плохо, что страна катится в пропасть.
Что вся эта информация нам даёт? Она нас вдохновляет, воодушевляет? Укрепляет веру?
Отнюдь... Она ввергает в состояние страха, нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне.
В состоянии беспокойства мы думаем, начинать новое дело или подождать. Поменять работу или нет, попросить надбавку к заработной плате (объём работы увеличился и прибыль тоже) или подождать. Сидим и боимся.
Только в состоянии безопасности мы смело идём вперед, мы планируем, мы решительны в своих действиях.
К чему я всё это? К тому, что диета информационная, а нередко и воздержание от новостной информации только на пользу. Безусловно, нужно быть в курсе событий, но вопрос, погружаться ли в это информационное пространство или нет, решает каждый сам для себя.
Напомню историю, пересказанную многими авторами. Во времена «Великой депрессии» в США приехал эмигрант из Европы, который не знал английского языка и, в силу этого, не был осведомлён о процессах, происходящих в стране. Не знал он, что живёт в период экономического коллапса, не знал о «Черном вторнике», о биржевом крахе. Он следовал своей цели: создал бизнес, нанял людей и начал работать в сфере пошива женской одежды. Фирма его благополучно работала и начала приносить прибыль, несмотря на скептические оценки других бизнесменов.
После окончания депрессии, в одном из интервью у основателя этого бизнеса спросили: «Как Вы смогли достичь такого результата?» (к слову, предприниматель стал миллионером). На что он ответил: «Я просто не знал, что в стране кризис».
 
Я могу не верить в то, что рассказанное в конце записи – правда. Найдутся те, кто осмеют прочитанное напомнят мне рассказ А. Конан Дойла «Случай с переводчиком», где выведен человек, оказавшийся беспомощной жертвой преступления по причине незнания языка страны, в которую он приехал. Но на это я могу возразить: ведь Августин де Бетанкур тоже не знал русского языка, но сколько пользы для России принесло созданное им! А при прочтении рассказа мне вспоминаются преподавательские требования весны 2009 года: в любой работе безотносительно к теме упоминать про кризис! Впрочем, «кризис» и «санкции», «трудная политическая ситуация» и «цены на нефть» - просто оправдание недобросовестных действий, например, работодателями. Просто повод для невыплат и задержек, которые для них – отражение желания, которое уже в последние годы психопаты перестали скрывать: можно было бы – совсем бы не платили за работу, крайность в намерении воровать чужой труд и чужое время. И нет такого кризиса, который не может быть ликвидирован, и лучшее средство для этого – революция. Боязнь её – одна из причин формирования тех новостей, которые я привожу здесь как антипримеры.
Итак, анонсировать сайт «Сделано у нас» я могу как: народные новости: для тех, кому надоели рассказы о биржевых спекуляциях, сбитых самолётах и околоспортивных интригах с мельдонием. Конечно, читая их, нельзя отрицать существования бед в обществе, но разве только они существуют? В любом случае, это попытка рассказать о «третьей России», одинаково отличающейся и от «России для богатых», и от «России для бедных» (как в большинстве современных сознательно-безответственных СМИ). Радует и то, что ресурс «Сделано у нас» - опровержение того, как Герман Греф распинался об «экономическом поражении России» в том же январе 2016 года (и СМИ это анонсировали на первых местах, тогда как «Сделано у нас» «придерживают» в настраиваемых поисковых программах). Обидно только одно: почему те, о ком «Сделано у нас» пишет, позволяют паразитировать на себе всем этим грефам и улюкаевым, биржевым спекулянтам и, конечно же, сознательно-безответственным СМИ? То есть – «попытка рассказать о третьей России» заведомо недостаточна, и большего я не просто ожидаю, а сознательно участвую в создании этого большего.