Дегроус - это панк, вашу м... ь

Виктор Постников
С. Блисс, А. Ванситьян
Common Dreams
14 декабря, 2016 г
 
Очень серьезные люди часто говорят нам, что  слово “degrowth” слишком негативно.  Люди любят счастливые, позитивные, приятные вещи.  Конечно, экономика систематически разрушает жизнь на земле.  Но никто не хочет разрушать рост.
Вместо этого, критики предлагают такие слова как “пост-рост,” “не-рост,” "ре-рост", и даже мифический “зеленый рост.”  Они хотят создать круговую экономику [1],  зеленую экономику [2],  новую экономику [3], экономику процветания [4],  экономику достатка [5],   или устойчивую экономику [6].

Что общего у всех этих терминов?
Они пошлые.

Не принимающие degrowth отказываются понимать одно: degrowth - это панк, вашу м…ь.  Мы - неконформисты, мы - анти-истеблишмент,  мы - «сделай-сам» панки.  И мы не хотим говорить сладким голосом.  Возьмите назад свою позитивность и засуньте ее куда надо.

Термин "устойчивое развитие"  показывает, что происходит с понятиями, которые не задевают за живое. Вот уже более двадцати лет этот термин включается во все международные договоры  но мы остается  там же, где были -  на краю нескольких пропастей [7], еще чуть-чуть и климат Земли превратится в хаос.

Проблема не в том, что люди недостаточно поддерживают устойчивое развитие, а в том, что его все принимают, т.к. оно ничего не меняет и никого не задевает. В 2014 г, Голдман Сакс выпустил отчет [8]  “Достижение устойчивого развития производства нефти и газа в Северной Америке” (курсив наш).

Поэтому мы используем термин degrowth.  Голдман Сакс не сможет вставить его в свои отчеты. В отличие от пост-роста, ре-роста,  или не-роста,  мы думаем, что у degrowth есть нечто особенное: приставка "de-" – маленький средний палец для истеблишмента.

Очень серьезные люди нападают на то, что  в слове degrowth,  используется слово “growth,”  которое (якобы) укрепляет статус-кво.  Согласно  “рамочным энтузиастам» [9],  оно укрепляет доминирующую  “рамку” роста тем, что очень пугает.

На это противники роста логично отвечают:  а нам, вообще-то, до за…..ы.  Мы не хотим быть притворно милыми.  Мы хотим назвать своего врага по имени.

Очень серьезные люди заявляют, что (движение) degrowth,  как и панковская культура, нигилистично, что оно не вселяет надежд на перемены.  Они говорят: мы отвергаем рост,  но нам, серьезным людям, не нужны альтернативные ценности.

 Конечно, движение degrowth нигилистично,  но в ницшеанском смысле:  здоровый отказ от настояшего, необходимость думать по-другому.  Мы отвергаем рост, чтобы освободить место для других понятий и ценностей: международная солидарность,  общая собственность,  финансовая реформа,  базисный доход,  компанейская жизнь, забота друг о друге.  Мы провели исследование,  и мы ищем практические предложения [10], долгосрочные утопии, и акции гражданского неповиновения — потому что очень серьезные политики пока не слышат.  Если вы участвовали на последних пяти конференциях degrowth, вы должны знать, какие позитивные  и далеко идущие цели у сторонников Degrowth.

Очень серьезные люди думают, что панки недалеко пошли:  никто их не слушает,  никто с ними не солидаризуется.  Почему не сконцентрироваться на истеблишменте,  почему не подкупить их словесно, зачем нужны протестные акции?

Простите, мы не согласны.  Подумайте о движении Occupy.  Не имея большого плана, кроме  как пошевелить разжиревших,  эти панки заставили политиков наконец-то прислушаться к царящей несправедливости. Подумайте о сотрудниках Windows, которые трудятся над открытым программным обеспечением, используя деньги Microsoft  для создания нового, основанного на открытом доступе и взаимопомощи киберпространства.  И не мирный марш на Вашингтон  с требованием работы и свободы вынудил Президента Кеннеди подписать акт о гражданских правах,  а отчаянная черная молодежь, устроившая беспорядки в каждом американском городе.

Этой осенью мы стояли вместе со  Стендинг-Рок.  Племя Лакота собрались для противодействия  DAPL*,  не для того, чтобы быть вежливыми, а чтобы заяви ть о своем несогласии, стать на пути системы, которая давила их столетиями.  Их сопротивление закончилось поразительной победой против истеблишмента.

Мы понимаем, что те, кто голосовал за  Брексит и Трампа,  хотели сказать истеблишменту: «Пошли вы на …», но мы не согласны с ними.  Они тоже панки, но мы сожалеем, что левые настолько хотели показаться вежливыми, профессиональными, разумными, что вынудили многих панков проголосовать за новую породу белых расистов и олигархов.

Мы думаем, что люди, живущие в предместьях и что-то делающие у себя во дворе, тоже панки—своим подходом «сделай сам», они показывают средний палец промышленной экономике.  Мы солидарны с бродягами, бастующими, которым наплевать на конкурентоспособность их компании.  Мы согласны с Полем Лафаргом [11],  который презрительно относился  к  “праву на работу”  и требовал “права быть ленивым!”
Для нас, медицинские сестры, учителя, мелкие фермеры, воспитатели детей – тоже панки. Капиталистическое общество рассматривает эти профессии  как бесполезные, но люди  занимаются этой работой несмотря ни на что, вашу м..ь

Дома, многие из нас, противников роста, сквоттеры**.  Некоторые рисуют граффити на рекламе. Мы сами готовим еду.  Мы на больших свадьбах и больших похоронах.  Мы нонконформисты и не вписываемся в кабинеты.

На прошлой неделе, один из нас представил degrowth  в жемчужном зеле Палаты Общин. Федерико Демариа,  один из  со-авторов  книги   «Дегроус: словарь для новой эры»    выступил вместе с Кейт Роворт, которая придумала "Экономику бублика" (Doughnut Economics),  Тимом Джексоном, который написал «Процветание без роста» и двумя авторами «Пределов роста» 1972 года.  В отличие от других выступающих. Фредерико высказывал радикальные вещи,  и думал по-другому. Аудитории он понравился (он не был скучным). Но, конечно же, некоторые из его очень серьезных содокладчиков покровительственно  представили Фредерико как большого мечтателя, радикального юношу.

Серьезные люди говорят нам, что политики никогда не поддержат degrowth.  Они просят, чтобы мы перестали вести себя как тинейджеры,  одели костюмы,  выучили безобидные слова, которым похлопают на Генеральной Асамблее ООН.

Мы знаем, что такая работа необходима.  Иногда вы увидите нас в плохо-сидящих костюмах, шаркающих в коридорах власти,  с  татуировками, пирсингом и плохой стрижкой.

Это не наша аудитория.  Наши симпатии с теми, кто не вписывается в это общество, с отщепенцами,  бунтарями, и квир-народом.  Они наш  тип народа.  И поэтому похожие на нас люди, чувствующие в своем сердце, что они политические отщепенцы, тоже панки.

_______________________
*Dacota Access Pipeline – нефтепровод,  который должен был пройти через индейскую резервацию  в нескольких штатах. Собравшиеся в местечке Стэндинг-рок индейцы и примкнувшие  к ним активисты со всей страны, несмотря на противодействие полиции, бизнеса и правительства, выступили против. После нескольких месяцев сопротивления Президент Обама был вынужден отменить проект. – ВП
** занимающие пустующие дома. – ВП

[1] https://www.ellenmacarthurfoundation.org/circular-economy
[2] http://thenextsystem.org/towards-a-new-green-economy/
[3]  http://neweconomy.net/
[4] https://mobile.twitter.com/glo_pro
[5] [6] http://steadystate.org/
[7]
[8] [9] https://newsframes.wordpress.com/2015/01/15/degrowth/
[10] [11] https://www.marxists.org/archive/lafargue/1883/lazy/