Когда же с фронта домой?!

Марина Косполова


Отзыв на спектакль «Фронтовичка»
в постановке Тюменского Молодёжного
Театра «Солнце Сибири»

…Для них жизнь не была разделена на чёткие части – до войны, война, после войны… Они росли, эти ребята довоенного поколения, в условиях усиленной подготовки к войне – сдавали нормы ГТО, становились в ряды ОСОАВИАХИМа, осваивали новые профессии, стремились уже в мыслях защищать Родину. И вдруг потребовался их запас юношеских и девичьих сил, энергии, воли. А что с ним делать после войны – тем, кто выжил, кто уберёгся от ран, не был покалечен?
Война продолжала жить отзвуками, дальними выстрелами, страшными воспоминаниями в их молодых, но уже измученных, сердцах.
Этому тяжёлому состоянию, которое долгое время было не принято обсуждать, а тем более описывать ни в специальной, ни в художественной литературе, и посвящён полный драматизма, жёсткий спектакль «Фронтовичка», идущий в Тюменском молодёжном театре «Солнце Сибири» уже второй сезон. Он оказался одним из самых сильных в идейном отношении среди новых постановок театра.
Снятые на видео, спектакли не могут донести до интересующихся театральным миром всей звенящей энергетики действия. Эту пьесу нужно смотреть вот так, как и было предложено театром: в малом зале. Такая задача – на камерной сцене показать огромный период жизни целой страны – оказалась посильной и драматургу [указать], и режиссёру [указать], и актёрскому ансамблю: [указать].
Впечатление от увиденного долго жило во мне тяжёлым сном чужой судьбы, ставшей вдруг понятной и внушающей сочувствие. Дело в том, что я по роду деятельности и в силу разных жизненных обстоятельств довольно часто и много общаюсь с «детьми войны», «детьми довоенного поколения», теперь уже седыми людьми (сама я – пенсионерка через месяц) и, конечно, фронтовиками. Когда их ещё было много, у нас, тогда космомольцев, не было ни посыла, ни времени расспрашивать их о том тяжёлом бремени, что легло неподъёмным грузом на их часто слабые плечи. После они уходили и не возвращались. Они уходили из нашего в мира в безмолвие, и оттуда до нас тихо доносились лишь наши укоры совести и глубокого запоздалого сожаления.
А вы не пробовали танцевать без музыки? Под мелодию собственной души? Израненной горькими воспоминаниями? В жизни, половину которой отняла война? Так и не узнав человеческого счастья? И не стоит: пусть у всех вас – у каждого зрителя – всё сложится хорошо, светло и счастливо. У спектакля понятны генеральные идеи и глубинные мотивы, идущие из сердца. Страшные плоды войны показаны в спектакле без присутствия грома и взрывов. Это, говорят, ещё ужаснее: тихое горе и печали – долгие, как железная дорога. Через всю страну. На Дальний Восток.
Мне случалось видеть танцующих девяностолетних фронтовичек – одна из них держала винтовку в девятнадцать лет. Задор сохраняется, а, главное, в ясных глазах всё равно искрится доброта к людям и чистый свет незамутнённой плохими мыслями души. Так отчего же ещё больнее нам, зрителям, воспринимать железный зигзаг жизни – поступки Мати, героя на войне и отступника в жизни? Оттого, что переживать в себе людям легче, а видеть нарисованное на экране или показанное на сцене – это значит, решать задачу. Часто совершенно неразрешимую, увы…
Невероятно трудно ставить эту пьесу. Молодость артистам только помогает. Как удалось им невероятное! Прямо трюки театральные: например, мы не сразу замечаем в сцене «откровения» приехавшую с Матей «кралю». Вся расфуфыренная, она ухитряется быть тихой, легчайшей тенью героя.
Жесты других героев, линии их ролей очень выверены. Отсюда весь спектакль получает красивый рисунок, некая плакатность не мешает правде жизни, которую постановщики верно почувствовали
Очень трудные роли на сей раз достались артистам. Я думаю, что они стали дороги исполнителям. Перед нами прошла нелёгкая судьба женщины, повзрослевшей против своей воли на войне. Вжиться современной девушке в такую роль казалось невероятно трудным. Но смогла же! В результате получился спектакль, от которого и у взрослых надолго застревает горький комок в горле.
Вот ещё что удивительно и грустно: как ни была бы раскрыта тема войны и мира, она по-прежнему всё болит у совестливых писателей в сердце и отражается по-разному, порой сначала ставя читателя или зрителя в тупик. Мир полон парадоксов, на войне они обострялись. Жизнь после войны тоже изобиловала неправильностями, чаще всего горькими и непоправимыми. Более всего – глобальными разочарованиями. Что же светлое – то в этом? Весёлый задорный огонёк, помогавший выживать в страшных условиях. Неистребимая вера в красивое будущее и в честных людей. Уверенность в самой себе. Непостижимая сила слабости, вечная несломленность. Тогда понятно, почему порой шёпот громче крика кажется. Он из души, из глубины идёт последним сигналом тревоги…
Как это всё понятно! Как больно и близко! Циничные люди, обиды «между прочим», резкие слова, намеренное «забывание» о потребностях пожилых людей; молодые, говорящие порой друг с другом на совершенно разных языках, имеющие диаметрально противоположные взгляды на жизнь… Фронтовичка, выброшенная в мирную жизнь, не променяла свои девичьи идеалы на грошовые успехи. Они лишь приехала в родные места уже с другими привычками – с грубыми солдатскими замашками. Ох, и помешают же они ей потом! Эти же манеры, правда, иногда и спасают. Более того – суровые характеры, закалённые в страшных боях, потом помогали гражданам самой сильной страны одерживать мирные победы одна за другой.
Фанфары отзвучат, тишина наступит, а в памяти бой не окончен. С этим жить всю жизнь. В спектакле такое нелёгкое положение героини показано с тем режиссёрским минимализмом, который и требуется необычной пьесе для того, чтобы в результате был «эффект стрелы».
…Много лет тому назад жила на земле маленькая девочка. Мама её очень любила. Но девочка выросла до войны и знала, что пойдёт защищать Родину, когда пришёл Враг. Я встретила её уже бабушкой. Она работала музейным смотрителем. Она рассказывала, что служила… подводницей! На всю жизнь у неё остался крутой, боевой нрав. Она не боялась никому говорить то, что думает. Этот её характер напоминает героиню спектакля. Та бабушка осталась у меня в памяти. Но спектакль помогает многим людям не только встряхнуть общечеловеческую память, но ещё и учит юных и молодых людей незнакомому времени, уважению к возрасту, к истории, к прошлому. Всё это очень важно, так же, как основные уроки в школе. Но, усердно делая контрольные работы, нередко учащиеся пробегают стремительно мимо чего-то очень серьёзного. Они приобретают навыки «бойца петушиных драк» (как же, конкуренция в мире – это всё!), но человечность – качество, которое даётся им намного труднее. И далеко не всем. Вот этому-то и пытается учить современный молодёжный театр. И я очень счастлива, что таких театров теперь в Тюмени немало. Каждому театру – удачи! Театру же «Солнце Сибири» - сиять ещё ярче!
1 декабря 2016 года,
г. Тюмень.
Марина Косполова