Музеи Италии - Полный текст-справка

Евгений Говсиевич
МУЗЕИ ИТАЛИИ-ПОЛНЫЙ ТЕКСТ-справка

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПИНАКОТЕКА БРЕРА – МИЛАН
2.  УФФИЦИ – ФЛОРЕНЦИЯ
3. ПАЛАЦЦИО ПИТТИ – ГАЛЕРЕЯ ПАЛАТИНА («ПИТТИ») – ФЛОРЕНЦИЯ
4. ВАТИКАНСКИЕ МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ
4.1 РИМ – ВАТИКАН- ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
4.2 ВНУТРЕННИЙ ДВОРИК (скульптуры) + МУЗЕЙ ПИО – КЛЕМЕНТИНО (галерея статуй)
4.3 СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА
4.4 СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА
4.5 КАПЕЛЛА ПАУЛИНА – молельня Папы Павла III
4.6 СТАНЦЫ (4 КОМНАТЫ) РАФАЭЛЯ
4.7 ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ
4.8 ВАТИКАНСКАЯ ПИНАКОТЕКА
5. ГАЛЕРЕЯ БОРГЕЗЕ – РИМ
6. НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ – РИМ
7. ГАЛЕРЕЯ ДОРИА-ПАМФИЛИ - РИМ
 
1. ПИНАКОТЕКА БРЕРА – МИЛАН

Краткая история ПИНАКОТЕКИ БРЕРА (галереи, описание экспозиции)
2000 произведений искусств (400 полотен): Тициан, Рубенс, Рафаэль, Караваджо, Рембрандт, Модильяни (38 ЗАЛОВ).

Пинакотека Брера – одна из самых крупных картинных галерей Милана. Она находится в одноимённом палаццо конца XVI – начала XVII вв, построенном в стиле барокко, в котором ранее размещалась иезуитская коллегия. В 1773 г., после распада ордена иезуитов, императрица Мария Тереза Австрийская решила открыть в нем Академию художеств, которая работает на первом этаже Палаццо Брера по сей день. Сбором и размещением библиотеки Академии занимался Джузеппе Пьермарини, знаменитый итальянский архитектор.

Картинная галерея была основана в 1809 г. качестве обучающего центра для начинающих художников, обучавшихся в Академии. Однако за свою более чем двухсотлетнюю историю она преодолела дидактические рамки и стала полноценным собранием ценных произведений искусства, одной из крупнейших пинакотек города.

В картинной галерее Брера хранятся ценнейшие полотна итальянских мастеров прошлых веков и современных живописцев Италии. В ней представлены работы Рафаэля, Тинторетто, Карпаччо, Фабриано, Пьеро делла Франческа, Джентиле да Фабиано, Караваджо, Эль Греко, Рембрандта, Ван Дейка, Гойи других художников. Галерея была сильно повреждена во время авиационных налетов в 1943 году, и вновь открылась лишь в 1950 г. В музее постоянно проводятся реставрационные работы, в связи с чем некоторые полотна оказываются недоступными для осмотра.

Картины в 38 залах музея расположены в хронологическом порядке либо согласно их принадлежности к той или иной живописной школе (тосканской, венецианской, ломбардской и т.д.). В зале Sala della Passione часто проводятся тематические выставки. В зале Х находятся живописные произведения художников ХХ века. Здесь размещено собрание Джези – свыше 70 полотен, подаренных Галерее Марией и Эмилио Джези в 1976 и 1984 годах.

Среди них – картина Модильяни «Портрет Моиса Кислинга». Очередное пополнение коллекции музея состоялось в 2001 г.

В первом зале галереи находятся изображения Иисуса Христа художников и скульпторов ХХ века. Здесь представлены работы Медарро Россо, Марини Марино, Амедео Модильяни и других мастеров.

Во втором, третьем и четвертом залах выставлена итальянская живопись ХIII-ХVI веков, представленная полотнами Джованни де Милано, Андреа де Партоло и других художников.

Пятый и шестой зал открывает посетителю прекрасный мир венецианской живописи ХV-ХVI веков (художники – Джованни Беллини, Андреа Монтенья и др.). Одна из самых известных работ здесь – «Оплакивание Христа с Марией и Иоанном» Джованни Беллини, написанная около 1470 г. В ней художнику удивительным образом удалось передать неповторимое сочетание реализма и благочестивого благоговения. Интересна также работа «Спор святого Стефана» (1514 г.) кисти Витторе Карпаччо с ее тщательно прорисованными деталями и четкими архитектурными контурами. Ранее она входила в цикл полотен, изображающих эпизоды из житий святых.

Работы венецианцев демонстрируются также в седьмом, восьмом, девятом и четырнадцатом залах: это портреты кисти Лотто, Морони, Тинторетто, Тициана, Якопо Бассано, Паоло Веронезе. В восьмом зале находится известная картина «Проповедь Святого Марка в Венеции» Джентиле Беллини (завершена Джованни Беллини, его братом). Сюжет разворачивается на переднем плане полотна, здесь сосредоточены все человеческие фигуры, над которыми «нависает» величественный восточный архитектурный ансамбль заднего плана.               

Залы с пятнадцатого по девятнадцатый посвящены живописи Ломбардии. Здесь демонстрируются полотна и фрески ХV-ХVI веков работы Бартоломео Суарди, Гауденцио Феррари, Ламаццо, Кампи, а также живописные портреты и иконы Чезаре да Сесто и других мастеров. Изображения святых были перенесены в галерею из различных монастырей. В двадцатом, двадцать втором и двадцать третьем залах представлена живопись итальянской провинции Эмилия-Романья – региона в северной части страны, центром которого является Болонья. Здесь выставлены работы Ортолано, Антонио да Корреджо и других мастеров.       

Двадцать первый зал отведен под полиптихи ХV века кисти Джироламо ди Джованни, Николо Соджи и других художников.               
В двадцать четвертом зале работами Рафаэля, Пьеро делла Франческа и Браманте представлено Высокое Возрождение (ХV-ХVI век). Самые известные работы в этом зале – «Бичевание Христа» кисти Луки Синьорелли с ее четко прорисованными, реалистичными персонажами и величественным Иродом на троне; «Венчание Марии» Рафаэля Санти (1504 г.), в которой прослеживается манера письма его учителя Перуджино; «Алтарь Брера», изображающий Мадонну с младенцем, ангелами и святыми.               
В залах № 27 и 28 выставлена живопись центральной Италии ХV-ХVI века.               
Двадцать девятый зал полностью отведен под работы Караваджо (Микеланджело Меризи) и учеников его школы, тридцатый – под ломбардскую живопись ХVII века.               
Полотна нидерландских мастеров экспонируются в залах № 31, 32 и 33 (Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Питер Брейгель старший и др.).               
В зале № 34 разместились иконы ХVIII века.               
В залах №№ 35 и 36 находится венецианская живопись ХVIII века, итальянские жанровые картины и портреты (Бернардо Беллотт, Франческо Гуарди и др).               
Наконец, залы №№ 37 и 38 посвящены итальянской живописи ХIХ века. Находящаяся в тридцать седьмом зале картина «Поцелуй» кисти Франческо Гайеза (1859 г.) хорошо передает нежное и сентиментальное настроение и считается одним из ключевых полотен романтизма в итальянской живописи.

Кроме пинакотеки, в здании Палаццо Брера расположены залы Национальной библиотеки Брайденсе, крупнейшей в Милане, и городская обсерватория. В музее имеется также большая коллекция слепков с античных скульптур. С 1863 года здесь размещается еще и археологический музей.               
В центре двора в 1859 г. установлена бронзовая статуя Наполеона Бонапарта, стоящего в древнеримском одеянии на великолепном мраморном пьедестале (скульптор Антонио Канова). Рядом с галереей расположен ботанический сад.

Во дворце *Палаццо Брера (Palazzo Brera), здании в стиле позднего барокко, содержится одна из крупнейших в мире коллекций картин – **Пинакотека Брера (Pinacoteca di Brera) (23) (Galleria Nazionale).

С 1809 года она открыта для широкой публики. Наряду с картинами Рембрандта, Ван Дейка или Эль Греко, здесь можно увидеть прекрасные шедевры итальянской живописи XIV–XX вв. Большинство из них попало в Пинакотеку Брера в XIX веке в результате секуляризации, когда закрывались монастырь и церкви. В зале Сала делла Пассионе (Sala della Passione) часто проходят тематические выставки. Из-за постоянно идущих реставрационных работ каждый раз удаётся осмотреть только часть коллекции. Но даже при самом коротком посещении рекомендуем обязательно посмотреть главные экспонаты:

Зал 6 (1):

*«Оплакивание Христа с Марией и Иоанном» (Piet;) Джованни Беллини (ок. 1470 г.). Беллини, который наряду со своим братом Джентиле был одним из ведущих венецианских художников эпохи раннего Возрождения, находит здесь неповторимое сочетание благочестия и реализма.

*«Умерший Христос», или «Оплакивание Христа» Андреа Мантенья (ок. 1490 г.). Для этой картины характерны рассеянный свет и крайне укороченная перспектива.

*«Спор святого Стефана» Витторе Карпаччо (1514 г.). Когда-то картина входила в цикл из нескольких произведений, изображающих жития святых. Особенно хороши в ней высокая лоджия и тщательно прорисованные детали на заднем плане.

Зал 8 (2):

**«Проповедь святого Марка в Александрии» Джентиле Беллини (ок. 1504 г., завершена Джованни Беллини). Основной сюжет этой панорамной картины размером 7,70 x 3,47 м разворачивается внизу на переднем плане, однако гораздо большее внимание зрителей привлекает фантастическая архитектура, которая высится над ним. Восточные элементы – кафтаны, тюрбаны, минареты, обелиски и верблюды – напоминают о пребывании художника при дворе османского султана Мехмета II.

Зал 9 (3):

**«Нахождение тела св. Марка» Тинторетто (1562–1566 гг.). Театральность действия, довольно смелая перспектива и эффектный контраст в распределении света и тени характерны для многих произведений этого венецианца.

Зал 24 (4):

*«Алтарь Брера» (Мадонна с младенцем и святыми, ангелами и герцогом Федериго да Монтефельтро) Пьеро делла Франческа (1472–1474 гг.). В правом нижнем углу этой иконы, изначально предназначавшейся для церкви в Урбино, мы видим самого заказчика, благоговейно стоящего на коленях. Примечательна сложная и детально выписанная архитектура с кессонным сводом в сумеречном свете.

*«Бичевание Христа» Луки Синьорелли (ок. 1480 г.). Реалистично прорисованные жесты и интерьер в духе античных римских образцов с сидящим на высоком троне Иродом позволяют считать эту картину одной из лучших в творчестве умбрийского художника.

**«Венчание Марии» Рафаэля Санти (1504 г.). В тонких чертах лиц и маленьких, овальной формы головах этого раннего произведения ещё можно узнать изобразительную манеру Перуджино, учителя Рафаэля. Картина появилась ещё до переезда Рафаэля во Флоренцию, где он позже познакомился с творениями великих мастеров (Гиберти, Донателло, Леонардо, Микеланджело и др.). На tempietto (ротонде) можно разглядеть подпись художника.

Зал 29 (5):

**«Ужин в Эммаусе» Караваджо (1606 г.). Игра светотени (ит. chiaroscuro) в живописи художника из Бергамо оказала влияние на многих других художников эпохи барокко, в том числе на Рембрандта и Жоржа де ла Тура.

Зал 37 (6) :*«Поцелуй» Франческо Гайеза (1859 г.): Благодаря своему нежному колориту и сентиментальному настроению, эта картина считается одним из ключевых произведений итальянского романтизма.

2. У Ф Ф И Ц И - ФЛОРЕНЦИЯ

Находится южнее площади Синьории.  Первоначально построено как административное здание для герцога Козимо I архитектором Вазари в 1560 г. Имеет 45 залов – 2000 объектов
 
ХУДОЖНИК/КАРТИНА/ПРИМЕЧАНИЕ

Галерея хранит одно из крупнейших художественных собраний в мире. Её основу составила коллекция правящего рода Медичи. Музей построен в 1565-1574 гг. Дж. Вазари по заказу герцога Козимо I Медичи. В 1789 г. собрание музея было открыто для публики.

Джотто
Мадонна  с  Младенцем на троне , 1305               
Мадонна с Младенцем и Святыми (Полиптих Бодиа), 1300
Мадонна  во славе, 1310 – алтарный образ. 

На него оказал влияние Чимабуэ. Джотто и его ученики написали за одно столетие больше картин, нежели все немецкие и французские живописцы, вместе взятые !!

Леонардо
Благовещение
Поклонение волхвов (незаконченное)

Учился в мастерской Вероккьо. В 1506 г. уехал во Францию, поэтому почти ничего во Флоренции не оставил

Микеланджело
Святое семейство (Мадонна Дони), 1506               
Безбородый, кричащий мужчина (Проклятый), 1525
Клеопатра, 1534 – чёрный мел

Учился  в мастерской Гирландайо, а затем у скульптора Бертольдо

Боттичелли. Всего 17 картин:               
Весна (Примавера), 1482   
Рождение Венеры, 1486               
Нахождение тела Олоферна, 1470               
Возвращение Юдифи с головой Олоферна, 1470
Паллада и Кентавр, 1483               
Поклонение волхвов. 1478               
Коронование Девы Марии, 1492
Клевета, 1495               
Благовещение, 1490
Портрет молодого человека с медалью Козимо-ст., 1475
Мадонна в розарии, 1470
Мадонна на лоджии, 1467
Мадонна  Магнификат, 1485
Мадонна с Младенцем, ангелами и святыми, 1487
Мадонна с гранатом (Мадонна дела Мелаграна), 1487
Сила, 1470
Святой Августин, 1494

Учился в мастерской Липпи, потом в мастерской Вероккьо.
Его Музой была Симонетта Веспуччи. 
Другом  Ботичелли был Джулиано Медичи, который был влюблён в Симонетту, но она была замужем за его другом Марко Веспуччи и поэтому  не отвечала ему взаимностью. Она скончалась в возрасте 23 лет в 1477 г.  Через год в результате заговора Пацци, Джулиано погиб.  Его брат Лоренцо пережил его на 15 лет.
Основное отличие «Рождения Венеры» от  «Весны» в том, что вместо Сада - Небеса и Море,  и те кто окружают Венеру не сами по себе, а тянутся к ней, чтобы защитить и любоваться.

Чимабуэ
Мадонна

Джорджоне
Суд Соломона               
Испытание Моисея огнём               
Портрет рыцаря с пажем (Гаттамелата)               
Урок пения (три возраста), 1500

Учитель – Беллини – «отец венецианской школы».
Некоторое время подражал Леонардо

Тициан
Кающаяся Магдалина, 1535
Флора, 1515
Венера Урбинская, 1538
La Bella               
Элеонора Гонзага дела Ровере               
Портрет дворянина (молодой англичанин) – юрист Ипполито Риминальди               
Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме, 1533

Учитель – Беллини. В молодости  подражал Джорджоне.
Представлено 8 картин

Тинторетто
Леда и лебедь – 2 картины – 1555 и 1578               
Портрет дворянина в меховом плаще               
Христос у колодца - Самаритянка у колодца               
Афина и Арахна

Учился у Тициана.  Единственный из крупных венецианских мастеров, кто родился в Венеции.  Большое влияние оказал Микеланджело

Веронезе
Крещение, 1582               
Святое семейство с Варварой и Иоанном Крестителем, 1564               
Изеппо да Порто с сыном Адриано, 1565

Рафаэль.  Всего 8 картин в т.ч.
Автопортрет, 1506
Папа Лев X с кардиналами Джулиано Медичи (будущим Папой Климентом VII)и Луиджи Росси, 1518
Мадонна со щегленком, 1506               
Портрет Франческо Марии делла Ровере               
Портрет Мадддалены Дони               
Мадонна в кресле, 1513               
Дама с покрывалом (Донна Велата)

Учился  у Перуджино.
Его муза  - Форнарина -  (изображена на портрете «Дама с покрывалом»).
Копия Папы Юлия II выполнена учениками Рафаэля. Подлинник находится в Национальной галерее в Лондоне

Парамиджанино
Мадонна с длиной шеей

Дюрер
Апостол Филипп, 1516
Поклонение волхвов               
Портрет отца

Кранах-ст.
Адам и Ева
Оказал влияние Дюрер

Гольбейн-мл.
Портрет Ричарда Саутвелла, 1536               
Самый крупный портретист немецкого Возрождения

Эль Греко
Святые Иоанн Богослов и Франциск, 1600.
Крупнейший представитель маньяризма. Учился у Микеланджело, Тинторетто и Тициана

Веласкес
Севильский водонос               
Филипп IV на коне

Гойя
Портрет Марии Терезы на коне, 1783
Портрет тореадора Педро Ромеро – в галерее  «Питти»               
Портрет графини де Чинчон, 1797

Караваджо
Юный Вакх, 1597               
Голова медузы, 1597               
Зубодёр               
Кавалер Мальтийского ордена, 1609

Его творчество дало начало направлению живописи – «караваджизм», характеризующийся драматической напряжённостью изображаемого

Рубенс
Портрет Изабеллы Брандт, 1626
Четыре философа               
Святое семейство со святой Елизаветой               
Возвращение с полей               
Одиссей на острове феаков

Ван Дейк
Отдых на пути в Египет, 1630               
Портрет Маргариты Лотарингской, 1632               
Портрет кардинала Гвидо Бентивольо, 1622

Учился в мастерской Рубенса.
Один из самых выдающихся портретистов

Рембрандт
Автопортрет  в юности
Автопортрет в старости               
Портрет старика (Раввин)

3. ПАЛАЦЦИО ПИТТИ – ГАЛЕРЕЯ ПАЛАТИНА («ПИТТИ») - ФЛОРЕНЦИЯ

От Уффицци надо пройти через мост. Самый большой дворец во Флоренции.  Ни в одном музее мира нет стольких полотен Рафаэля (их здесь 11). Кроме того, здесь находятся 13 самых знаменитых картин Тициана, а также Тинторетто, Джорджоне, Рубенса, Ван Дейка, Караваджо, Гойя  и др.

За галереей парковый ансамбль итальянского Ренессанса -  САДЫ БОБОЛИ – фонтан Нептуна, кофейня в венском стиле рококо. Отсюда открывается отличный вид на Флоренцию.

ХУДОЖНИК/КАРТИНА/ПРИМЕЧАНИЕ

Рафаэль 11 картин, в т. числе:
Видение Иезекииля, 1518               
Женский портрет (Донна Велата), 1516 Портрет Федра Ингирами, 1512
Портрет Кардинала Томаззо Ингирами, 1516
Портрет Маддалены Строцци Дони, 1507 
Портрет богатого флорентийского купца Портрет Аньоло Дони, 1507
Портрет Ла Гравида (Беременная), 1506
Мадонна дель Грандука, 1504
Мадонна под балдахином, 1508
Мадонна дела Седиа, 1514
Мадонна дель Импанната, 1514               

Самая большая коллекция картин Рафаэля. Расположены в четырех залах — Зале Илиады, Зале Одиссеи, Зале Юпитера и Зале Сатурна. Здесь находится и один из самых ранних портретов великого живописца — «Портрет беременной женщины». На нем изображена молодая женщина с круглым лицом и большими темными глазами.

Тициан. 13 самых знаменитых картин, в т. числе:       
Кающаяся Магдалина, 1533
Концерт, 1515
Портрет Ипполито Риминальди, 1543
La Bella, 1536
Портреты
Копия Папы Юлия II. Подлинник находится в Национальной галерее в Лондоне

Джорджоне
Три возраста мужчины, 1500

Тинторетто
Афина и Арахна, 1544
Портреты

Боттичелли
Портрет молодого человека, 1473

Караваджо
Портрет Алофа де  Виньякура, 1608   
Спящий амур, 1608

Рубенс
Четыре философа, 1612               
Следствия войны, 1638
Одиссей на острове феаков, 1635
Возвращение с полей, 1640
Св. семейство, 1615
Три грации, 1630

Ван Дейк
Отдых на пути в Египет, 1630
Портреты

Веласкес
Продавец воды в Севилье, 1620
Конный портрет Филиппа IV, 1631

Гойя
Портрет тореадора Педро Ромеро, 1797               

4. ВАТИКАНСКИЕ МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ:

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА (здесь собираются кардиналы для избрания Пап);
СТАНЦЫ (комнаты) и ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ;               
ПИНАКОТЕКА

4.1 РИМ – ВАТИКАН (XV - XVI вв.) – ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. На гербе Ватикана изображено 2 ключа – золотой – символ духовной власти Папы и серебряный – символ власти светской.               
2. Папы XV века – Николай V и Сикст IV поняли, что Союз католической церкви и искусства будет важным фактором успехов и престижа католической церкви, и они начали  строить Сикстинскую капеллу.               

3. Юлий II продолжил их дело и начал строить Собор  Св. Петра – самый большой собор в мире. Для этого он пригласил двух художников – малоизвестного Рафаэля и уже знаменитого Микеланджело и гениального Браманте, которого он назначил главным архитектором.
4. Во внутреннем дворике  Ватиканских  музеев находятся древнегреческие скульптуры из коллекции Юлия II. В Соборе Св. Петра находится знаменитая «Пьета» Микеланджело, которую он изваял в возрасте 25 лет.               
5. В 1506 г. Юлий II начал строительство Собора и ремонт (переустройство)  Сикстинской капеллы (до этого, с 1483 г.  фрески покрывали только стены здания, а он решил, что надо расписать  потолок фресками из сцен В.З.). Размеры капеллы впечатляют: высота – 21 м., ширина – 13 м., длина – 40 м.  Роспись потолка выполнена по сюжету  «Создание мира Господом в течение недели» из книги «Бытия». 

Первая  фреска - «Отделение света от тьмы».  Затем «Сотворение луны, солнца и планет» (правой рукой Господь создаёт солнце, левой – луну). В левой части этой фрески Господь создаёт животных и растения.  Затем «Сотворение Адама» (сотворение людей), где Бог и Человек впервые изображены как равные, что является истинным выражением идеалов Ренессанса. Следующий эпизод – «Первородный грех» - изгнание людей из Рая. Также впечатляет фреска «Потоп». История  создания фресок Микеланджело и Рафаэлем описана в знаменитой книге Вазари.               
6. В 1509 г. Юлий II начал работы в Ватиканском дворце.  Работами в 4 комнатах руководил Рафаэль. У него было много помощников – учеников. Он создал свою собственную школу (в отличие от Микеланджело, который привлёк к работам флорентийских художников, но остался недоволен их мастерством – в результате чего создавал свои шедевры самостоятельно).  В кабинете (канцелярии) Юлия II находится знаменитая «Афинская школа».               

7. Рафаэль создал лоджии (коридор) в Ватиканских музеях, которые обычно закрыты для туристов. На потолке изображены 62 фрески из В. З. и Н. З.  Рафаэль был организатором и координатором этих работ (сам создал несколько эскизов). В этом случае его гений проявился в создании коллективного разума.               
8. Микеланджело украсил капеллу обнажёнными фигурами, несмотря на то, что в то время это запрещалось. Он использует живую натуру – обнажённые мужские и женские тела, как средство художественного выражения.  Его не интересует пейзаж, интерьеры, перспектива – только тело человека, при помощи которого он может создать всё что угодно. В этом состоит его поэтика и философия искусства.               
9. Когда Рафаэль увидел  потолок, расписанный Микеланджело, он был поражён величием росписи обнажённой натуры. После этого он стал изучать анатомию  тела и использовал это в живописи фрески «Пожар в Борго», который остановил Папа, совершив чудо.  Мускулатуру выполнил сам Рафаэль. Но он понял, что уровня Микеланджело он достичь не сможет. В своей фреске «Афинская школа» Рафаэль, в знак глубокого уважения к мастерству Микеланджело, и за то, что тот   дал ему вдохновение и стимул разработать свой собственный метод, изобразил его на картине  в виде Гераклита.               
10. Его метод, его ниша  заключались в следующем.  В картине «Освобождение Св. Петра» он активно использует свет – реалистичность игры света. Это было кульминацией его экспериментов. Он создал 9 фресок-шедевров, украсив помещение  Юлия II самым передовым искусством своего времени.               
11. В ноябре 1512 г. росписи Сикстинской капеллы были завершены. Спустя  3 мес. – в начале 1513 г. Юлий II умер. С  помощью работ этих двух гениев  Юлий II хотел показать престиж и авторитет Ватикана. Результат превзошёл все ожидания.               
12. После этого Рафаэль стал придворным художником Ватикана, затем личным художником Папы, тем самым, упрочив своё положение, свой авторитет. В Ватикане выставлен его шедевр «Преображение» (1518-1520 гг.), который он создал самостоятельно. В 1520 г., в возрасте 36 лет, он скоропостижно скончался.               
13. После смерти Юлия II Микеланджело вернулся во Флоренцию. В 1527 г. он поддержал восстание против Папы. Он был вынужден скрываться и очень сожалел о содеянном.  В 1535 г.

Папа Павел III  по политическим и религиозным соображениям (набирал силу протестантизм)  пригласил Микеланджело изобразить самую большую алтарную фреску в мире «Страшный суд» на заалтарной стене. Микеланджело вернулся в Ватикан, когда ему был 61 год. Прошло 23 года с тех пор,  как он расписал потолок Сикстинской капеллы. Через 6 лет роспись была завершена.

Это грандиозная фреска с 400-ми  фигурами (высота 18 м., ширина – 13 м.). Речь идёт о том, что когда наступит конец света, случится второе пришествие Христа. Он воскресит мёртвых и будет их судить – кто отправится в Рай, а кто в Ад.. Ангелы читают списки, составленные Христом. Список тех, кто отправится в Рай, значительно меньше списка тех, кто попадёт в Ад..

На этой фреске Микеланджело изобразил и себя в виде человека со содранной кожей среди тех, кому уготована жестокая судьба.  Смысл этого заключается в том, что его душа будет вечно бродить, не находя пристанища и успокоения. Подавленные тяжёлые переживания и есть истинная природа человека. Картина пропитана общим впечатлением страха.  Это было послание реформаторам церкви – с предупреждением о том, что все отвергшие католическую церковь, отправятся в Ад. Микеланджело дожил до 89 лет.
         
В понятие «Музеи Ватикана» входит 15 объектов. Ансамбль Ватиканских дворцов включает 1400 залов и 20 двориков, которые хранят самую крупную в мире коллекцию произведений древнего искусства. Надо обязательно смотреть:

1. СОБОР СВ. ПЕТРА;
2. СИКСТИНСКУЮ КАПЕЛЛУ; 
3. СТАНЦЫ (комнаты) и ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ; 
4. ПИНАКОТЕКУ

4.2 ВНУТРЕННИЙ ДВОРИК (скульптуры) + МУЗЕЙ ПИО – КЛЕМЕНТИНО (галерея статуй)

СКУЛЬПТУРА/ПРИМЕЧАНИЕ

Аполлон, IV в. до н. э. Следит за полётом своей стрелы.

Мелеагр, убивший бешенного кабана.

Одежды женской фигуры без головы -  дочь Ниобы. (Ниоба – дочь Тантала). У Ниобы было 6 дочерей и 6 сыновей. Она хвасталась перед Летой, имевшей всего двоих детей – Аполлона и Артемиду. В результате Аполлон перебил всех её сыновей, а Артемида – дочерей.

Лаокоон,  I в. до н. э. Эту скульптуру приобрёл Юлий II. Разные варианты отколотой правой руки.

Бельведерский торс,  I в. до н. э. Жемчужина Ватиканских музеев (мышцы). Послужил моделью для Микеланджело при росписи некоторых фигур на потолке Сикстинской капеллы.

Венера Книдская (Стыдливая). Перед купанием.

Спящая Ариадна (Дочь Миноса). Помогла Тесею выбраться из лабиринта, после победы над Минотавром. Вышла замуж за Диониса.

Нил.  Бог реки (сфинксы и крокодилы).

Гермес

4.3 СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА

Всего 5 дверей (ворот). Святые врата открываются  один раз в 25 лет (в 2000 г., а потом в 2025 г.). Внутренняя длина – 186 м., внешняя – 212 м. Свод Собора имеет высоту – 44 м., высота купола – 119 м. + фонаря – 17 м., диаметр – 42 м.
Одновременно могут находиться 60 тыс. чел.  В правой стороне – статуя Св. Петра

ХУДОЖНИК/КАРТИНА/ПРИМЕЧАНИЕ

Микеланджело
Купол, Главный алтарь

Микеланджело
Пьета, 1499

Микеланджело было 25 лет

Бернини
Колоннада, Разные скульптуры, гробницы

Фра Анджелико
Расписаны стены капеллы КАПЕЛЛА НИКОЛИНА

4.4 СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

МИКЕЛАНДЖЕЛО - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:               

Пророк Иона
1. Отделение света от тьмы
2. Сотворение  Светил и растений на земле, 1511
3. Отделение тверди от воды, создание рыб и птиц
4. Сотворение человека (Адама), 1510               
5. Создание женщины ( Евы), 1510               
6. Первородный грех и  изгнание из Рая
7. Опьянение Ноя
8. Всемирный потоп, 1509
9. Жертвоприношение Ноя

Пророк Захария.
Роспись плафона, потолка, фрески.

Площадь потолка – 600 кв. м., изображено 343 фигуры.

«Страшный суд» имеет размеры: 18 м. -  выс., 13 м. -шир. Изображено около  400 фигур.

На женские образы этой фрески оказала влияние поэтесса Виктория Колонна, в которую Микеланджело был влюблён.

В 1565 г. Папа Пий IV приказал обнажённые тела закрыть драпировкой, а в 1956 г. Папа Климент VII  хотел вообще сбить весь «Страшный суд».  Художники из Римской академии убедили папу не совершать этого варварского акта.

Дельфийская сивилла, 1509
Предки Христа, 1511-1512               
Пророки и многое другое               
Страшный суд, 1536 - 1541

Крупные фигуры:
ЕВА,
ИОАНН-КРЕСТИТЕЛЬ,
ПЁТР, СИМОН  (с крестом);
ниже:
ЛАВРЕНТИЙ (с раскалённой решёткой),
ВАРФОЛОМЕЙ (с кожей, которую  с него сняли заживо – на ней черты Микеланджело), СВ. СЕБАСТЬЯН (со стрелами, символизирующими его мученическую смерть)

Боттичелли
Сцены из жизни Моисея, 1482
Наказание восставших левитов - Корея, Дафана и Авирона, 1482
Три искушения Христа, 1482
Первые две фрески – слева от алтарной стены, третья – справа

Гирландайо, Перуджино, Росселли Разное

4.5 КАПЕЛЛА ПАУЛИНА – молельня Папы Павла III

Микеланджело
Преображение Савла, 1545
Казнь Св. Петра, 1550

4.6 СТАНЦЫ (4 КОМНАТЫ) РАФАЭЛЯ

Адам и Ева,  1511
Суд Соломона? 1511
Философия, Поэзия, Юстиция, Теология, 1511
Роспись плафона
Парнас, 1510
Диспута (Спор о святом причастии), 1511
Афинская школа, 1509-1511
Три добродетели,
Григорий IX, Юстиниан, 1511

Станца дель Сентьятура – расписал сам.
Станца ди Элиодоро – помогали ученики.
Станца дель Инчендио ди Борго – помогали ученики.

Непревзойденный мастер, достигший в изображении ночи такого сходства, которого живопись прежде не знала.
Станца Константина
Встреча Льва I с Атиллой, 1512
Изгнание Элиодоро из храма, 1512
Выведение апостола Петра из темницы, 1514
Месса в Больсене, 1514
Пожар в Борго, 1514
Битва при Остии, 1514
Разное - (Школа Рафаэля)
      
4.7 ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ (написаны в 1519 г.)

Разделение земли и воды,
Сотворение животных,
Встреча Иакова и Рахили,
Сон Иакова,
Спасение Моисея

4.8 ВАТИКАНСКАЯ ПИНАКОТЕКА (18 залов – 460 произведений )

Джотто, Рафаэль, Леонардо и Тициан - имеют отдельные залы.
Представлены картины только на религиозные сюжеты.

ОСНОВНЫЕ ЗАЛЫ

№№ 2  (Джотто); 
№8 (Рафаэль); 
№9 (Лернардо); 
№10 (Тициан); 
№15 - Портреты               

ЗАЛ № 2 –  ДЖОТТО и мастера его школы

Джотто
Триптих Стефанаски, 1330
Триптих состоит из:
•распятия Св. Петра,
•Христос на троне,
•обезглавливание Павла.

На обратной стороне – Пётр на престоле – в центре, Иаков и Павел – слева, Андрей и Иоанн – справа. 
Также в зале представлен  Чимабуэ и др.
ЗАЛ № 3 – Фра Анджелико, Фра Филиппо Липпи + др.

Фра Анджелико
Житие Св. Николая, 1437

Фра Липпи
Коронация богоматери, 1441

ЗАЛ № 5 – Беллини + Джованни ди Паоло, Кранах-ст.  и др.

Беллини Пьета, 1474
Основоположник новой живописной традиции, в которой главная роль отводится колориту и цвету

ЗАЛ № 7 - Перуджино

Мадонна с с младенцем и святыми, 1497
Св. Бенедикт, 1498
Воскресение, 1500

ЗАЛ № 8 - РАФАЭЛЬ

Коронование Мадонны, 1504               
Мадонна дель Фолиньо, 1513               
Преображение, 1520
Благовещение, 1503
Поклонение волхвов, 1503
Добродетели богословия – Вера, Надежда, Милосердие,  1507               
Св. Пётр, 1514               
Св. Павел, 1514

Ни в одной галерее мира нет такого зала Рафаэля, как в Ватиканской пинакотеке. У входа в зал находится картина «Св. Иероним» кисти отца Рафаэля.
На картине «Коронование Мадонны» - сверху «Коронование», снизу «Успение». «Преображение» закончено его учеником – Романо. Н этой картине снизу - чудо с мальчиком, одержимым бесами, сверху -  Преображение Христа на горе Фавор. Его сопровождают Моисей и Илия. Ниже на земле находятся его ученики. Это Великое произведение явилось шагом на пути к маньеризму

ЗАЛ № 9 – ЛЕОНАРДО, Беллини

Леонардо
Св. Иероним, 1482
Незаконченная картина

ЗАЛ № 10 – ТИЦИАН, Веронезе, школа Рафаэля + др.

Тициан
Дож Николо Марчелло
Мадонна Фрари, 1535
«Мадонна Фрари» - украшение пинокатеки

Веронезе
Видение  Св. Елены, 1570
Его творчество завершает искусство эпохи позднего Возрождения

ЗАЛЫ № №12 – 14 – Картины XVII века – Караваджо, Мурильо, Пуссен и др. – стиль барокко (академизм, караваджизм)

Караваджо
Положение во гроб, 1603

ЗАЛ № 15  - Разные художники: Рубенс?,  Ван Дейк?
Портреты
Один из последних залов

5. ГАЛЕРЕЯ БОРГЕЗЕ – РИМ  (1615 г. – Дворец, 1902 г. – Галерея – 2 этаж)

ХУДОЖНИК/КАРТИНА/ПРИМЕЧАНИЕ

Боттичелли
Мадонна с младенцем, Иоанном и ангелами По силе эмоционального воздействия его полотна не имели себе равных

Перуджино
Мадонна с младенцем

Тициан
Любовь земная и небесная, 1516               
Венера, завязывающая глаза Амуру, 1565
Христос у позорного столба, 1560               
Святой Доменик, 1565
В его картинах впервые цвет становится главным организующим началом

Веронезе
Проповедь Иоанна Крестителя, 1562
Св. Антоний, проповедующий рыбам

Джорджоне
Вдохновенный певец, 1510

Рафаэль
Дама с единорогом, 1505               
Снятие с креста (Положение во гроб), 1507
Мужской портрет (портрет неизвестного), 1502

Караваджо
Мальчик с корзиной фруктов, 1589               
Больной Вакх, 1589               
Давид с головой Голиафа , 1610
Мадонна деи Палафреньери («С младенцем и Св. Анной» - со змеёй – символом зла), 1606               
Мадонна Стремянных               
Иоанн Креститель, 1610
Натюрморт с цветами и фруктами, 1590
Св. Иероним, 1606
Мастер резких контрастов тени и света

Альбани
История любви (4 картины), 1616 Зима (Триумф Дианы), Весна, Лето, Осень

Корреджо
Даная, 1531

Рубенс
Сусанна и старцы, 1608
Снятие с креста, 1602
Положение во гроб

Кранах-ст.
Венера и Амур с медовой сотой, 1531

Бернини
Портреты, автопортрет, скульптуры
Выдающийся архитектор и скульптор  барокко

Канова
Паолина  Боргезе в образе Венеры, 1808 Скульптор

6. НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ (Палаццо Барберини – 2 этаж) - РИМ

ХУДОЖНИК/КАРТИНА/ПРИМЕЧАНИЕ

Перуджино
Св. Николай

Тициан
Венера и Адонис, 1560

Тинторетто
Христос и блудница, 1548

Рафаэль
Портрет  молодой женщины, 1519 (Форнарина)

Караваджо
Нарцисс, 1599
Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1598
Св. Франциск, 1606
Иоанн Креститель, 1604

Альбани
Меркурий и Аполлон, 1625

Каналетто
Большой канал в Венеции
Пьяцетта, 1735

Эль Греко
Крещение Христа, 1600
Поклонение пастухов, 1600

Гольбейн-мл.
Портрет Генриха VIII, 1540

7. ГАЛЕРЕЯ ДОРИА-ПАМФИЛИ - РИМ

ХУДОЖНИК/КАРТИНА/ПРИМЕЧАНИЕ

Галерея Дориа-Памфили — частная Галерея с богатым собранием живописи, скульптуры и мебели в палаццо Дориа-Памфили на виа дель Корсо. Наиболее сильная сторона собрания — итальянская живопись XVII века.               

Художественные богатства, выставленные в палаццо, скопили в XVI—XVIII вв. такие семейства «чёрной знати», как Дориа, Памфили,  Ланди и Альдобрандини, позднее объединённые брачными союзами в семью Дориа-Памфили. К этому роду принадлежала знаменитая «папесса» Олимпия Майдалькини. Ядро коллекции составляют картины, приобретённые папой Иннокентием X из рода Памфили для палаццо Памфили на площади Навона.

Палаццо Дориа-Памфили - один из самых больших римских дворцов. Построен в XV в.  в стиле рококо с ренессансным двориком.  Галерея находится на 2 этаже

Тициан
Саломея с головой Крестителя, 1515
Юдифь с головой Олоферна, 1515
Кающаяся Магдалина

Веронезе
Снятие с креста и др.

Тинторетто
Портрет молодого дворянина. 1555

Рафаэль
Двойной портрет, 1516

Караваджо
Отдых на пути в Египет, 1597               
Иоанн Креститель               
Кающаяся Магдалина, 1597

Альбани
Разные

Гарофало
Разные

Феррарский Рафаэль.
Работал с ним и подражал ему

Дюрер
Белая лошадь со всадником и собаками

Брейгель-ст.
Морской бой в Неаполитанском заливе, 1562
Райский сад, 1612
Одной из главных тем его творчества является изображение человеческой слабости и глупости. Эти картины не характерны для его творчества

Веласкес
Портрет Папы Льва (Иннокентия) X, 1650

Рубенс
Портрет францисканца

Лоррен
Пейзажи, 1645-1650

Галерея 1: Карраччи («Мария Магдалена»), Чиголи («Христос в доме фарисеев»), Сарачени, Гверчино.

Галерея 2 (итал. Galleria degli Specchi): портреты Веласкеса и Бернини, античные римские статуи

Saletta del Seicento — Караваджо («Кающаяся Магдалина», «Отдых на пути в Египет»)

Saletta del Cinquecento — Рафаэль, Тициан («Иоанн Креститель»)

Saletta del Quattrocento — Мазолино, Романо.

Галерея 3: Лотто, Гверчино, Рени, Бриль.

Галерея 4: Бюст Олимпии Альдобрандини, Караваджо («Иоанн Креститель»)

Saletta degli Specchi: Доменикино, Гверчино, Тициан, Венусти.

Salone Aldobrandini: античная скульптура, мраморные рельефы работы Дюкенуа