400 Кусачий МРК типа Комар 04 04 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 400. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Встреча кораблей с БС. Кусачий МРК типа "Комар". 04.04.1974.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. Погрузка в большой сухогруз малых ракетных катеров МРК пр.183Р типа "Комар". 04.04.1974 г.


В предыдущем:

Я хотел для истории запечатлеть всех матросов и старшин, стоящих в этом строю. Когда ещё будет такая возможность?! Все, в том числе и корабли на рейде, ждали приезда командующего Дважды Краснознамённым Балтийским флотом, адмирала В.В. Михайлина.

Пока мы ждали, когда приедет командующий ДКБФ, адмирал В.В. Михайлин, по соседству с БПК «Свирепый» (напротив нас) плавкран грузил в трюм большого судна небольшие катера с ракетными установками по бокам.

Необычная форма маленького катера, но с наклонной ракетной установкой, привлекло моё внимание и я украдкой, сфотографировал это «чудо»…

Вообще, в ВМБ Балтийск категорически было запрещено кому-либо что-либо или кого-либо фотографировать. Категорически!

Я до сих пор удивляюсь, как мне удалось в то время (1972-1974) полнейшей и всеобщей серктености, что-то фотографировать и сделать два подробных фотоальбома-фотохроники истории БПК «Свирепый» и три тома таких же больших своих ДМБовских фотоальбомов.

В общей сложности (с фотографиями друзьям, годкам, ребятам, командиру и замполиту, офицерам и мичманам, а также большое количество фотографий в разведотдела штаба соединения, а также множество фотографий на стенды, стенгазеты, боевые листки и т.д.) я сделал тысячи фотографий.

Я помню, что в феврале 1972 года, когда только-только начал формироваться первый экипаж БПК «Свирепый», командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров и самый первый (недолгий) замполит, капитан-лейтенант В.А. Тихонов  с большим сомнением отнеслись к моему предложению сделать фотолетопись корабля, но после того, как я сделал первые фотографии переезда экипажа на новостроящийся БПК «Свирепый» и сделал об этом полу- сатирическую или полу юмористическую стенгазету-хронику-комикс, они мне доверились и дали разрешение на использование корабельного фотоаппарата и фотоувеличителя.

Кстати, до того, как мы заселили и освоили кубрики, отсеки и «ленкаюту» БПК «Свирепый» фотоаппарат и фотоувеличитель корабля хранились в отсеке (на боевом посту) старшего специалиста СПС, старшины 1 статьи Мальцева Владимира Петровича (период службы 18.05.1971-20.05.1974).

После того, как я заселил «ленкаюту», которая сразу превратилась в мастерскую по изготовлению средств наглядной агитации, я тут же оборудовал в отсеке для корабельной библиотеки фотостудию со стационарным рабочим местом фотографа (фотоувеличитель, стол с бачками и ванночками, «электро-фото-глянцеватель фотографий», красный фонарь, сушилка для фотоплёнок, шкаф-сейф для фотореактивов.

Только один раз за всю службу на БПК «Свирепый» мою фотолабораторию проверил-осмотрел старший помощник командира корабля, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов на предмет «отъёма и изъятия из ведования Суворова». Большой и громоздкий фотоувеличитель и остальные «причиндалы» тогда у меня изъяли и унесли в неизвестном направлении…

Через неделю, после того, как в марте 1974 года вернулся из Москвы Е.П. Назаров с погонами капитана 2 ранга и я ему в конце недели не представил новые фотографии в его личную коллекцию, молодые матросы поздно вечером вернули мне «покорёженный» неумелым обращением фотоувеличитель, электроглянцеватель, бачки и ванночки.

Я тогда не роптал…, потому что эти фото-принадлежности, хотя и были «рабочие», но они были для привлечения общего внимания и «неизбежного ограбления» кем угодно более сильным и значимым, чем я. Тем более, что я уже давно использовал второй комплект фотолаборатории с более компактным и удобным оборудованием…

Вот и теперь, хотя на меня с подозрением «косились» матросы, мичманы и офицеры соседних кораблей, «служивые» штаба и клуба ВМБ Балтийск. Но видя мою уверенность и спокойствие, с которыми я фотографировал свой корабль, строй моряков, знамённую группу, акваторию военной гавани и т.д., они не решались мне мешать. Может быть, они знали, что мне это «дозволено»…

Вид и форма новеньких ракетных катеров мне очень понравились: они были ладные, с чистыми обводами и днищами корпусов, с зачехлёнными антеннами РЛС на короткой мачте, с ярко красно-бардовой палубой, с небольшой поворотной башенкой на полубаке с четырёхствольным автоматом-пулемётом (?).

Позже я «невинно» спросил своих знакомых офицеров в толпе встречающих: «Что это за «блоха», которую за нашим кораблём грузит плавкран в трюм сухогруза?».

- Это не «блоха»! – с обидой и уважением воскликнул офицер штаба. – Это «Комар»! Проект самых первых в мире ракетных катеров советской конструкции проекта 183Р. Это «новое слово» в военно-морской технике!

- Укус у него тоже комариный? – опять не удержался я от усмешки.

- Кому как, - ответил офицер. – Если бы «укус» этого катерка был «комариный», то его бы не покупали арабы.

Я вспомнил про войну на Ближнем Востоке в октябре 1973 года и «прикусил язык». Однако в фотолетописи БПК «Свирепый», а возможно и ВМБ Балтийск, остался исторический кадр от 4 апреля 1974 года, когда отгружались эти отремонтированные ракетные катера пр.183Р то ли на Кубу, то ли в Индонезию, то ли на Ближний Восток…

Ракетный катер проекта 183Р - первый в мире ракетный катер, новый тип оружия военно-морского флота СССР, был создан в 1959 году на базе торпедного катера проекта 183, на которые вместо торпедного вооружения были установлены две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15 «Термит» (Википедия).

Ракетный катер проекта 183Р строились на двух судостроительных завода: № 5 («Алмаз») в Ленинграде и № 602 во Владивостоке. Для управления пуском и полётом управляемых противокорабельных ракет П-15 на катере была установлена ПУС «Клён» и своя РЛС «Рангоут».

Египетские катера пр.183Р успешно применялись в арабо-израильской войне 1967 года и не совсем успешно – в войне Судного Дня в 1973 году. Ракетные катера пр.183Р поставлялись Советским Союзом в следующие страны: на Кубу – 18 единиц (1962-1966); в Индонезию – 12 единиц (1961-1965); в КНДР – 10 единиц; в Сирию – 9 единиц; в Китай – 8 единиц (1961); в Египет – 7 единиц (1962-1967); в Алжир – 6 единиц (1967); во Вьетнам – 4 единицы; в Ирак – 3 единицы (1972-1976).

В начале 1950-х годов в армиях мира появились авиационные крылатые ракеты с радиусом действия большим, чем средства самообороны кораблей того времени. Крылатые управляемые ракеты могли быть запущены с берега, практически с любого оборудованного корабля, в том числе с небольшого быстроходного катера. Эффект применения даже одной крылатой противокорабельной ракеты – потопленный израильский эсминец в арабо-израильской войне 1967 года…

В результате пристального внимания советского правительства и командования ВС СССР к развитию зарубежной военно-морской техники и вооружения в 1957-1959 годах начальник-главный конструктор ЦКБ-5 ленинградского завода «Алмаз» Юхнин Е.И. предложил программу создания нового типа военно-морского вооружения – малых ракетных катеров (кораблей).

Так был создан ракетный катер пр.183Р типа «Комар» как «комплекс лёгкого катерного ударного ракетного оружия (УРО), состоящий из крылатых ракет П-15, аппаратуры предстартового контроля (АПК) МК-131А, приборов управления стрельбой (ПУС) «Клён» и РЛС обнаружения и целеуказания «Рангоут».

Ракета П-15 была создана в МКБ «Радуга» под руководством А.И. Березняка, ПУС «Клён» разрабатывался в НПО «Агат» под руководством А.А. Машкова, АПК - в НПО «Алмаз» под руководством Я.И. Павлова, РЛС «Рангоут» - в ЦНИИ «Гранит» под руководством В.А. Кучерова.

10 декабря 1957 года на Чёрном море состоялся первый успешный запуск П-15 с борта ракетного катера пр.183Э (экспериментальный). Эта дата (10.12.1957) – день рождения вида военно-морского вооружения – МРК (малых ракетных кораблей).

Всего было создано ракетных катеров: пр.183Э – 2 единицы, пр.183Р – 58 единиц, пр.183ТР – 52 единицы, пр.183Р-ТР – 2 единицы.

Тактико-технические данные (ТТД) малого ракетного катера пр.183Р типа «Комар»:

Водоизмещение: стандартное – 70 т, полное – 81 т.
Размеры: длина - 25,5 м, ширина - 6,2 м, осадка - 1,4 м.
Скорость полного хода – 38 уз.
Дальность плавания: 885 миль (11,8 уз), 480 миль (26 уз), 450 миль (27,5 уз).
Автономность – 5 суток.
Силовая установка: 4х1200 л.с. дизели М-50Ф-4, 4 ВФШ, 1 ДГ 22 кВт, 1 ДГ 15 кВт, 1 ДГК 7 кВт (затем 1 ДГ 100 кВт).
Вооружение: 2х1 ПУ КТ-67 (2 ПКР П-15 (4К40), П-15Т) – СУ «Клён-183Р»; 1х2 25 мм 2М-3М – 1000 выстрелов; РЛС «Рангоут», аппаратура госопознавания «Нихром».
Экипаж: 14 матросов и старшин и 3 офицера.

Вот такой кусачий «комар»…