Ах, какая женщина!

Валентина Заграничная
                (Одно жизнеописание)

               

Она впорхнула в купе вагона, как к себе домой, легко и непринуждённо. Среднего роста, изящна, шоколадно загорелая, в открытом летнем платье матросского узора, с обнажёнными руками и ... оригинально повязанным платочком на голове. Если бы она не объяснила, что он прикрывает бигуди , я бы приняла это  как изысканное дополнение к её наряду -  так естественно он гармонировал со всем её видом. В её внешности не нужно выискивать  каких-то отдельных тонких чёрточек, как иногда встречаешь в описаниях: «на лице выделяются большие глаза» или «небольшой носик правильной формы». Она смотрится вся, компактно: настоящая женская  фигура, открытое светлое лицо, яркий маникюр под цвет губной помады, красивые кольца и браслеты, массивная цепочка с  выразительным распятием. Я с интересом украдкой наблюдала за ней. Что она стала делать? Вы думаете, как всякий путешественник, она принялась доставать  одежду для поездки? Распаковывать чемодан и переодеваться? Она сделает  это потом. Но первым делом ... она поставила на столик чашку! Через минуту чашка стояла уже на блюдце.
- Всё должно быть красиво, везде и всегда , - сказала она между прочим.
Я не могла скрыть любопытство. Во всём облике этой женщины, в её движениях, манере держаться чувствовалась какая-то нестандартность.Погода хмурится, и накрапывает дождь ; для Петербурга это уже глубокая осень, а она – в лёгком платье, загорелая, солнечно весёлая.
- Можно так красиво загореть в Питере? – спросила я , заранее зная, что получу интересный ответ.
- А я недавно вернулась с подругой из Греции .
- И вы часто бываете за границей, - это я заметила уже с уверенностью.
- Как только подзаработаю денег, так и отправляюсь на юг.
-Да, пенсии, конечно не хватает,- захотелось мне узнать, как же можно «подзаработать».
- А я шью игрушки.
- Игрушки? Шьёте? – я даже не могла предположить что-то подобное.
- Да, сейчас модны мягкие игрушки. И они высоко ценятся.
-  И что же это за игрушки? Как ними играют?
- Ну, например, из красивой ткани кукла или какой-нибудь зайчик – прекрасное украшение для квартиры, сада...
Да-а, подумала я, живу в Европе и такая отсталая. Но потом вспомнила, что часто вижу такие декорации, даже привыкла  к ним и уже не замечаю.
Мне показалось, что моя спутница хорошо устроена в жизни, часто проводит время за границей, встречается с интересными людьми.
Она рассмеялась:
- Да, ещё и ухажёры есть. Они ожидают от меня многого, приглашают на ужин. А я предупреждаю: за себя плачу сама! И всё: пути к «наступлению» отрезаны. Однажды произошёл забавный  случай. Подходят на пляже двое, и один спрашивает, загорелая ли  я или у меня такая кожа тёмная. Он поспорил со своим другом, что я шоколадка от природы. Не разрешая их спора, я предложила и  со мной заключить пари. Пусть он и со мной поспорит, я тоже хочу выиграть. Мы  поспорили на бутылку шампанского. Я заверила, что выиграю я. Он не поверил, потому что я должна буду доказать ему, что  у меня загар. На следующий день спрашиваю, заказал ли он шампанское. Заказал. Я приспустила купальник  и продемонстрировала  настоящий цвет моей кожи. Ну, посмеялись, конечно. Весело было.
Так завязался наш разговор. Не нужно было и тему искать. Беседа продолжилась, и я узнала удивительную и интересную судьбу. Рассказывала моя новая знакомая свою жизнь с чувством, образно.  Её речь была прекрасна, ни единого ненужно слова, описываемые ею жизненные ситуации  я представляла так ярко, как будто  когда-то сама переживала подобное. От неё исходила неуёмная жизненая сила, энергия и уверенность, тонкая чувственость, женственность и мудрость               
                +++++

Родилась в семье военного. В воспитании детей ( а их было четверо) отец был строг, прививал дисциплину и порядок. Правильная осанка вырабатывалась длительными упражнениями: с заложенными за спину руками дети учились прямо и красиво ходить.
- Пап, - хныкала маленькая Ирочка,- сколько минут ещё осталось?
Отец смотрел на часы:
- Ещё 7 минут.
И дети терпеливо продолжали упражняться.
Девочки всегда заплетали косички и повязывали бантики – папе нравилось. «Приказ» нарушался в его отсутствии:  вернувшись домой  из  школы, быстренько распускали волосы, завязывали «хвостики» и... смотрели на часы: скоро папа придёт. Всё! Заплетались косы и повязывались банты. Отца встречали с радостью. Ох, не было в те времена ювенальной юстиции! Не поздоровилось бы офицеру за такую «муштру», угодил бы,наверное, под трибунал. Но как это пригождается, когда дисциплинированность и порядок стают нормой жизни. И если женщина в 64 года выглядит , как сорокалетняя, то можно и согласиться с папиным методом. А наша Ирина выглядит именно так. Легко можно себе представить, какой она была в юности и сколько у неё было поклонников. Она всех отвергала. Маме она сказала, какая у неё мечта: выйти замуж за мужчину, у котрого уже есть ребёнок. «Готовый ребёнок , и рожать не надо», - объяснила она. В 19 лет она объявляет: я выхожу замуж! За мужчину с ребёнком! Мама всплеснула руками: ах, ты батюшки! Накликала-таки себе судьбу!
 Потом добавила:
- Запомни , дочка: женщина должна любить!
Со своим суженым Ирина была знакома  три дня. Его жена умерла, оставив полугодовалого сынишку.
- Когда я увидела это дитя, я сразу влюбилась в него! Это такое чудо!
Влюбилась в ребёнка, но не  в его отца. У неё пробудился настоящий материнский инстинкт, который затмил всё на свете. Она не отходила от ребёнка ни на минуту, погрузилась вся в материнство. Когда забеременела и сказала об этом маме, та дала ей страшный совет: сделать аборт.
- Когда у тебя появится собственный ребёнок, ты не будешь любить этого малыша, ты будешь любить собственное дитя.
Ирина пожертвовала собственным ребёнком, пошла в клинику. На вопрос врача – рожала? – Ирина солгала: да. Наивная! Разве опытного гинеколога можно обмануть? Врач обругала её и прогнала. Ирина пошла второй раз. Её опять прогнали:
- Уходи! И чтоб я   тебя больше не видела здесь! Не приходи!
Ирина пришла в третий раз.
- Что? Опять? Решилась? Я ещё раз говорю тебе: нельзя, останешься бездетной!
Ирина стояла на своём.
- Посади её в то кресло,- сказала доктор медсестре. – Я сама сделаю, будет помнить меня всю жизнь.
Ирина помнила её долго. Приёмный сынишка, которого назвали Валерой, рос болезненным мальчиком, дважды  был при смерти, но мама своей любовью и заботой совершала чудеса и каждый раз  он возвращался   к жизни. Малыш подрос, окреп, и Ирина уже подумывала, не родить ли ей  «собственного» ребёнка. Ан, нет! Врач-гинеколог оказалась права: её запомнили. Ирина начала лечиться, обращалась к  знаменитым врачам, ездила на курорты. До тех пор, пока доктора не сказали ей: не мучьте ни себя, ни нас. Не будет у вас детей.
Но не на ту, как говорится, напали. Ирина не из тех, кто легко сдаётся, не потрудившись, не поборовшись. Сказалось и здесь  отцовское воспитание.  Дочь офицера  приказала себе: нет, я рожу! У меня будет и «свой» ребёнок!
Когда человек настойчиво добивается своей цели, происходит порой необъяснимое. У Ирины  приключилось какое-то воспаление почек,  и во время  лечения не рекомендовались супружеские отношения. Когда процедуры закончились, она забеременела. Родился мальчик, Евгений, в честь дедушки-офицера. Семья была счастлива, Ирина погрузилась в материнство с удвоенной энергией, дети развивались  всесторонне, хорошо учились, занимались и музыкой, и спортом. Ирина увольнялась с работы в мае-месяце, увозила детей на целое лето к морю, а в сентябре опять устраивалась на работу. В общем, жизнь  кипела, жили благополучно и счастливо. И вдруг!..
В «красном уголке» собрались по поводу какого-то праздника сотрудники всех отделов. Лёгкий шум в зале, постукивают спинки кресел, негромкие разговоры, смех.
- Я почему-то оглянулась и ... встретилась взглядом с НИМ! Меня будто током пронзило. Он шёл по проходу, посмотрел на меня и занял место в переднем ряду. Я не могла понять, что со мной происходит. Я знала его много лет, мы работали в одной организации, только в разных отделах, встречались на собраниях, он иногда даже заходил в наш отдел...
Будто и ничего особенного, мужчина, как мужчина... Но это волнение! С чего бы это? Почему? Неужели происходит то, о чём её как-то предупреждала мама?
Ирина была в смятении: она замужем, у неё любящий муж, прекрасные дети, дом – полная чаша. Неужели женщина в самом деле должна как-то по-особому любить? Неужели она не любит своего мужа? Тогда что же это с ней? Получается, что она не знает, что такое любовь? Вот это да! Как же быть? «Офицерская закалка» помогла опять: она успокоилась, призвала все силы, чтобы скрыть волнение и не подать виду, что что-то не так. При случайных встречах она вся дрожала, а он в её глазах читал как раз «то» - любовь.. Чаще стал заходить в её отдел, оказывал знаки внимания, которые чувствовала только она – так деликатны они были, что никто из сотрудников ничего не замечал. Казалось, должен был разыграться «служебный роман», но врождённая порядочность, воспитанность и самодисциплина с обеих сторон не позволили нежным чувствам превратиться в бульварную историю. Даже когда его мужская смелость выплеснулась однажды наружу и он пригласил её зайти к нему «на чай», Ирина не откликнулась на это, не смогла. И так длилось 7 лет! Случайные встречи в коридоре или на общих собраниях, нежные взгляды – это всё, что составляло их тайную любовь. Он не был женат, а у неё  - верный и  любящий муж, замечательные дети, вся полнота семейной жизни. Но её сердце стремится к какой-то неизведанной любви. И вот однажды она созрела. После окончания рабочего дня  стоит на крыльце и думает: если он сейчас подойдёт и пригласит её к себе, она  пойдёт! Так и получилось: он почувствовал. И она пошла. Всё! Покорилась зову  сердца, отдалась любви. Что же теперь делать? А  муж? А дети? Не смогла она обманывать мужа, призналась, что полюбила, что никогда не подозревала, что такое любовь! Права оказалась мама: женщина должна любить!
Её признание, конечно же, потрясло мужа.  Застонав, он спросил:
- Чего же тебе не хватало?
Действительно, чего?  Прекрасная  семья, благополучные дети, любящий муж, который ни в чём ей не отказывал – поездки на курорты,  украшения с бриллиантами, модные часы, наряды...В общем, весь арсенал стабильной  семейной жизни был налицо, можно было даже позавидовать. Было всё, а чего-то не хватало. Но оно пришло, и его нельзя изгнать. Значит, надо менять жизнь.
С мужем расстались прилично, без скандалов и упрёков. Он оказался порядочным и мужественным человеком. Понял, что это не распутство, а что-то такое, чего не хватало в их отношениях, - трепет сердца, полёт души... Он радовался, что его Ирина счастлива. Счастлива тем счастьем, которое он не смог ей дать.
А сыновья  уже выросли, получили высшее образование, работают на хороших должностях. Их родители были для них во всём примером. Особенно мама, их женский  идеал. А в маму сыновья были просто влюблены и  каждый искал  спутницу жизни, похожую на маму. Знакомились с девушками, встречались. Боялись ошибиться. Знакомили с мамой и напряжённо ждали её совета, потому что только мама может безошибочно почувствовать  настоящую женскую душу. Выбор был сделан правильный. Женились. Всё благополучно, все счастливы. Но вдруг стала проявляться какая-то странная закономерность: жёны родственников по линии мужа...умирали. У мужа первая жена умерла (Ирина – его вторая жена). У брата, у племянника... Умерла и жена старшего сына Валеры! Жена младшего ожидала ребёнка, и все замерли в ожидании – кто родится? Все желали, чтоб родилась девочка... Родилась девочка, Виточка. Ей было около двух лет, когда произошёл трагический случай: дитя сидело на кровати, игралось, а мама почему-то лежала на полу... Ребёнок плакал, звал маму, а та не шла, лежала, не шевелилась. Звонил телефон, звонили в дверь, ребёнок плакал и звал маму... Так умерла и жена младшего сына.
... К жизни овдовевшие сыновья возвращались постепенно. Старший сын Валера, бездетный, женился на женщине с ребёнком. Новая  жена  воспитывает  теперь его в «нужном направлении» -  разорвать контакт с матерью. Нашла среди документов справку о том, что он, Валера, был усыновлён! У него  нет родной матери! Её свекровь – не мать ему! Показала справку Валере, и тот ... обиделся! Обиделся на ту, которую считал своей матерью и очень любил! Обиделся за что? Прекратил на полтора года все отношения! Ирина терпеливо ждала, когда сын прозреет, поймёт, что не обижаться на случившееся надо, а благодарить судьбу за то, что с детских пелёнок купался в любви и заботах любящих его людей, отца и метери! Ирина пережила эту временную разлуку. Но за это время и её сын стал совсем другим, почти чужим: невестка приняла порядочность, покладистось и деликатность за слабость и сразу стала «переформатировать» Валеру на «нужную  программу».
Младший тоже женился. Нехотя, под давлением, подчинился властной женщине, которая приложила много усилий для ограничения всех контактов мужа с матерью, внучки с бабушкой, делает  всё, чтобы  в новой семье главным ребёнком была её дочь, а не малышка её мужа. А ребёнок чувствует, что её новая мама не любит её, и ей так хочется тепла и ласки, заботы и любви.И её сердечко рвётся к бабушке...Ирине приходится сглаживать углы, вести тонкую миролюбивую политику. Сначала сын был согласен отдать свою Виточку бабушке сразу после смерти жены. Знает, что его мама может заменить и его дочери маму, у неё осталось ещё много материнской любви, хватило бы и на внучку. Но с приходом новой жены Евгений оттягивает  переезд дочери к бабушке, потому что жена навязывает свою дочь для любви, хочет, чтоб свекровь взяла к себе  вместе с Витой и её дочь.  Вот сейчас  и едет Ирина, чтобы проводить внучку 1-го сентября в школу,  в первый класс. А Виточка с нетерпением ждёт бабушку, которая приласкает её, будет целую неделю жить с ней, водить в школу, заменит ей маму... И, может,даст Бог, папа разрешит ей уехать с бабушкой в Петербург и жить там долго-долго, с бабушкой...