Хождение за пять морей и два океана. Часть 2

Вячеслав Кисляков 2
     Суэцкий канал – «Канал Мальборо»  и Красное море. 

     Египет лежит в субтропическом и тропическом климатических поясах, 96% его территории составляют пустынные районы. Это Аравийская, Ливийская, Нубийская пустыни и знаменитая и самая большая из всех земных пустынь — Сахара, которая начинается именно в Египте, на его юге. Из нее весной дует горячий и сухой или ледяной, наполненный песочной пылью ветер хамсин – Арабский. Это название означает «50», потому что идет этот ветер ровно 50 дней. В этих засушливых местах, где даже в январе температура не опускается ниже 15 ° С, а летом ниже 26 ° С,  жить очень тяжело. Температура воздуха может подниматься до + 42 гр. С, иногда и до + 48 ° С,  а дожди выпадают редко. Таким образом, только 3% территории Египта расположены в дельте и долине Нила и  в пустынных оазисах и имеют благоприятные условия для жизни. В Египте живет более 70 млн. человек. Из них 98% составляют так называемые египетские арабы. Среди других обитателей страны — нубийцы, берберы и представители еще некоторых народов. Самой большой по численности провинцией Египта  считается Каир. Его население составляют более 8,1 миллиона человек. Второй по численности является Александрия. Ее показатели населения почти в 2 раза меньше – 4,4 миллиона жителей.   Неудивительно, что официальным языком здесь является арабский. 

     Нил — единственная река, течет землями Египта. Арабы называют ее Эль-Бахр и очень уважают. Это самая длинная река в мире. Ее длина достигает 6671 км. Именно вблизи нее сосредоточено почти все население и хозяйство Египта.

      Миновав Босфор и пройдя Мраморное море, мы вошли а пролив Дарданеллы, за которым расположено Эгейское море. В осенне-зимний период в Эгейском море почти всегда встречаются сильные ветра.  Пробравшись между островами, мы пересекли Средиземное море, и подошли к берегам Египта. Наш маршрут проложен до Индии, поэтому нам предстоял проход через  Суэцкий канал.

     Вечером был у доктора. Температура поднялась до + 38 гр. Состояние у меня болезненное, постоянно мучает кашель.  Доктор прослушал лёгкие и дал таблетки от кашля и парацетамол, на грудь и спину поставил перцовые пластыри. На ночь выпил мёд с горячим молоком и лёг спать…    Встал в  05.40 утра. Прокашлялся и почувствовал себя вроде бы легче, но всё же состояние остаётся болезненным.

     В 07.30 стали на якорь  на рейде Порт-Саида в ожидании завода судна на внутренний рейд. После 10 утра судно завели на внутренний рейд и поставили на швартовные бочки, якобы в ожидании выдачи нам топлива. Простояли на бочках весь день, но топлива нам так и не дали, а деньги, за почти суточное стояние на бочках, конечно, взяли. Так арабы зарабатывают деньги на русских капитанах. Главное, что сделать что-либо против нахального обдирательства со стороны египетских властей ничего нельзя. Вот такие стали ныне наши арабские друзья. Почти все арабы, с которыми мне пришлось общаться во время стоянки в Порт-Саиде,  хорошо говорили по-русски. Оказывается, что  многие из них учились в Москве в университете им. Патриса Лумумбы. Другие учились в наших военных училищах, или в наших ВУЗах. Многие были женаты на наших  русских женщинах. Удивительно, как они быстро забыли своих русских друзей.

     Суэцкий канал – это искусственный судоходный канал, расположенный на территории Египта, разделяющий Евразию и Африканский континент. Он был открыт для движения морских судов в 1869 году. Канал имеет важное стратегическое и экономическое значение. Денежные поступления от эксплуатации канала являются важной статьёй египетской экономики и занимают второе место после поступлений от туристической деятельности.

     Суэцкий канал важнейший в мире искусственный водный путь, пересекающий Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идёт прямо с севера  на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 километров (включая шестикилометровую протяженность подходных каналов к его портам). Ширина канала доходит до 169 метров. По каналу могут проходить суда с осадкой  более 16 метров.
   
      То, что   я наблюдал на теплоходе «Кола» во время прохождения Суэцкого канала, я попытаюсь объяснить, что такое транзит Суэцкого канала и рассказать про египетский колорит, назойливых торгашей и наглейших арабских лоцманов. Здесь мне стало понятно, что такое арабский мир – торговля, обман и наглость!

    Перед приходом в Порт-Саид капитан собрал весь экипаж и провел с ним подробнейший инструктаж, где всем членам экипажа были даны подробнейшие инструкции. Было указано, чтобы все двери, каюты, кладовые, входы в машину, в грузовые помещения, малярку и другие судовые помещения должны быть закрыты на ключ. Некоторые двери, я слышал это от многих моряков, даже заваривали судовой сваркой в нескольких точках на время прохода Суэцкого канала. Оставляется только не закрытым один вход от парадного трапа в судовую настройку, у которого ставится усиленная вахта: вахтенный штурман, вахтенный матрос и пару человек с кулаками-кувалдами, хотя «кувалды» запрещалось применять в действии – это больше для психологического устрашения. С палубы экипаж  должен убрать все лишние швартовые концы, судовой инструмент, вывернуть медные пробки из мерительных трубок, трапики, полутрапики, съемные деревянные вещи и тому подобное легкоуносимое судовое имущество. Если это не сделать, то местные аборигены украдут, унесут, свинтят и своруют всё, что плохо лежит… Главное не допустит проникновения «друзей-арабов» в помещение судовой надстройки, где находятся каюты экипажа, служебные помещения и вход в машинное отделение.

     Но, после всех наших инструктажей, наставлений и проведённых нами мероприятий ещё до постановки теплохода  «Колы» на швартовые бочки я увидел воочию, что получилось на самом деле.

     Ещё до прихода в Порт-Саид капитан заказал у шипчандлера для нужд экипажа некоторые продукты, овощи и свежие фрукты. Судно простояло всю ночь на бочках. Судовой трап был поднят, чтобы на борт судна в ночное время не могли подняться воры и посторонние люди, так как вокруг судна всю ночь кружили различные небольшие катера и лодки, которые постоянно подходили к борту судна и просили опустить трап, чтобы сделать «чендж»…

     Я и капитан по очереди стояли вахту на мостике с вахтенными штурманами. При этом  обязательно один человек находился на правом борту мостика, а второй – на левом. Н палубе на каждом борту находились также по одному вахтенному матросу. Отдыхали все члены экипажа в своих каютах в готовности – в любой момент выйти на палубу по указанию капитана. В общем, наши принятые меры не позволили никому из посторонних забраться на борт судна, хотя ночью и было несколько попыток забросить стальные  «кошки» на борт и поднять на палубу с помощью веревок, шнуров  и сизальских концов.  Но, вахтенные матросы вовремя обнаруживало эти кошки, и обрубали их топорами или ножами. Ох, и крики были, когда один из забирающихся на борт упал в воду, когда матрос обрубил веревку, по которой он  поднялся уже почти д самого борта. Падать в воду ему пришлось метров с 5-6… Не знаю, чтобы нас ожидало, если бы он убился или утонул… Страшно подумать…

     Утром в 9 часов к  нашему левому борту подошел катер и его капитан сказал нам по громкой связи, чтобы мы опустили трап до воды, так как он привёз к нам представителей властей и шипчандлеров. Капитан направил к трапу старпома, вахтенного штурмана и двух человек с кулаками-кувалдами. Решил и я спуститься на палубу к трапу… Когда я спустился с верхнего мостика к трапу, то передо мной открылась следующая картина. По трапу высотой метров 8-9 нескончаемой шеренгой поднимаются, один за  другим,  арабы… и конца этой шеренги не было видно. Моментально всех нас (пять человек)  эта толпа отодвинула в сторону и рванула в надстройку, разбегаясь по каютам и крича, что они идут к капитану… Я, честно говоря, даже испугался, не зная как же поступить далее. Катер, который привёз всю эту толпу, сразу же ушел от борта. Единственное, что я сделал, дал команду «Срочно поднять трап». А сам пошел в каюту капитана посмотреть, что делается там. Лифты мы отключили, и подниматься надо было на четыре палубы вверх. Начиная с первой палубы до капитанской, уже все места были заняты арабами, которые доставали из неизвестно откуда свои товары и раскладывали их у кают экипажа, тут же предлагая что-то купить…

       С приходом "арабских коробейников" на борт прибавилось работы у боцмана, так как за ними приходилось постоянно следить, чтобы эти любители торговли что-нибудь не открутили и не стащили. Стоит такой торговец на палубе босиком, а сам пяткой старается открутить  бронзовую заглушку мерной трубки танка, которая находится на палубе. Специально были выделены матросы для контроля  за этим базаром.

     Вот представьте себе. Третий механик после вахты и утреннего чая лег спать и забыл закрыть свою каюту на ключ. Ему снится жена, домашняя обстановка, лес и вдруг сквозь сон он понимает, что в каюте он не один. Мало того – доносится легкое шуршание и чьё-то сопение над ухом. Он открывает  глаза, а перед ним появляется неумытая рожа египтянина-араба с назойливой просьбой на ломаном русском языке: «Друх, друх! Дай мне что-нибуть. Подарок! Подарок дай. Мила дай, сихареты дай, друх». Третий механик так опешил от такой наглости и от испуга спросонья, что вначале хотел выставить такого «друха» за дверь, но потом понял, что тот от него не отстанет… и подарил ему свои ношенные носки, обмылок и начатую пачку сигарет, после чего выставил араба за дверь и закрыл дверь на замок. Но друх-араб еще до самого обеда не давал ему спать и стучался в дверь…

     Египтяне – жуткие и наглые попрошайки!  Они могут так достать любого, что единственное, что хочется сделать – выбросить любого такого наглеца за борт! Но, нам совесть не позволяет такое сделать…
     Я разговаривал с капитаном американского судна и рассказал ему о том, как вели арабы на нашем судне и он привел мне свой пример: «Мы знаем, что такие проблемы существуют на рейде Порт-Саида на других судах, особенно русских. Но, мы этот вопрос решили быстро. На трапе наносим черту мелом, и заранее предупреждаем арабов, что, если хоть кто-то переступит эту черту, то будет выброшен за борт без всякой жалости. Переступить меловую черту могут только тем, кому разрешит капитан!» Вот это порядок по-американски! Молодцы ребята! Как же нам – русским,  всё-таки далеко до такой американской цивилизации!

      Когда я наконец-то поднялся на палубу капитана, там стоял такой шум, гам и крики. Я думал, что пожалуй сейчас начнется большая драка, в которой придётся участвовать и мне с капитаном. Но, слава Богу, эта были шипчанлерские разборки за место под солнцем. Шипчандлеры «дрались» между собой за то, кому капитан даст разрешение на поставку на судно заказанных продуктов и фруктов. Ну, слава Богу! До смертоубийства не дошло. Когда капитан наконец-то определился, кому из них  он отдаст предпочтение, всё как-то быстро стихло, и вся эта "шобла" шипчандлеров успокоилась и они  толпой начали спускаться к трапу, куда уже подошёл катер. Но все торгаши остались на судне в ожидании привоза всего заказанного и в надежде что-то продать или что-то украсть.

     Наконец я ушел в свою каюту и закрыл дверь на ключ, Но, торговцы-арабы еще много раз стучали мне в дверь и предлагали что-то купить. И только после того, как я вышел еще раз в коридор и сказал, что я здесь главный, и даже капитан подчиняется мне – они успокоились и дали мне поспать пару часов.

     Я спустился в свою каюту, которая была палубой ниже. У моей каюте стояли два араба, которые сразу же начали приставать ко мне, чтобы я что-то у них купил. Я и сам хотел оставить для себя, что-нибудь на память и сдуру показал им, что у меня есть 20 долларов одной бумажкой. Что тут началось – даже трудно представить! Глаза у арабов разгорелись, как будто это не 20 долларов, а минимум золотая маска Тутанхамона. Началась настоящая восточная торговля – с криками, с закатывание глаз так, что были видны одни белые зеньки, и пропадали куда-то зрачки. То один, то второй разыгрывали между собой настоящие бои за скидки мне, когда я собирался уйти в каюту. Но, как только я показывал желание всё-таки что-то у них  купить, этот весь маскарад начинался снова. Я уже для себя решил, что  куплю на память египетский папирус с тремя египтянками и портрет царицы Нефертити по пять долларов за каждую, но тут же выяснилось, что сдачи у торгашей с 20 долларов нет. Я понял, что они от меня все равно не отстанут и решил взять такие же  сувениры и у другого торгаша. Я решил, что подарю эти сувениры своим родным.  Как только я забрал свои сувениры и отдал одному из них 20 долларов, как у другого сразу же ему нашлась сдача в 10 долларов.

      Наконец я ушел в свою каюту и закрыл дверь на ключ, Но, торговцы-арабы еще много раз стучали мне в дверь и предлагали что-то купить. И только после того, как я вышел еще раз в коридор и сказал, что я здесь главный, и даже капитан подчиняется мне – они успокоились и дали мне поспать пару часов.  Оказывается, что якорная стоянка или стоянка на швартовных бочках в Порт-Саиде, а также на рейде порта Суэц, для того и придумана властями, что здесь происходит настоящая битва за судовое имущество. Судно еще не успело стать на якорь или бочки, а вокруг уже роятся катера и лодки местных арабов-торгашей. Многие из них говорят на русском языке: «Эй, чиф! Продаю куртки кожаные, джинсы, покупай!» Или – «Металл есть? Краска есть? Даю хороший обмен!»  Так называемый восточный базар с доставкой на дом..

     Оказывается, что якорная стоянка или стоянка на швартовных бочках в Порт-Саиде или же на рейде порта Суэц для того и придумана властями, что здесь происходит настоящая битва за судовое имущество. Судно еще не успело стать на якорь или бочки, а вокруг уже роятся катера и лодки местных арабов-торгашей. Обычно торгаши, если добираются до судна и их не допускают в судовую надстройку, - они располагаются на крышках трюмов и на палубах.Торгуют всяческим ширпотребом: одежда, кожгалантерея, сладости, часы, причём самые «настоящий «Rolex» за 20 долларов. Особое место у торгашей занимают сувениры: статуэтки египетские, папирусы, шкатулки, кольца, кальяны и пр.

     Цены вначале достаточно  высокие. Тут главное иметь терпение, так как перед уходом судна с рейда торгаши могут снизить первоначальную свою цену в 2-3 раза.

     В египетских портах существует такое понятие, как бартер – ты мне, я – тебе. Так было как-то в Александрии.  Утром после чая капитан капитан приглашает меня в каюту и выдает 50 долларов. Я не понимаю! Что это? Капитан объясняет мне, что после разгрузки судна в предыдущем порту в Европе осталось очень много сепарационных досок, которые используются для прокладок в трюмах и на палубе между тяжелыми и разными другими грузами. В Европе эти деревянные доски не берут себе, а чтобы их сдать на свалку – надо платить приличные деньги. Моряки советские еще в свое время начали собирать эти доски и продавать у арабов или индусов, где дерево ценится  на вес золота… А затем полученные доллары, за проданный товар, делят среди членов экипажа. А я,  проработав много лет на пассажирских судах  в Европе, о таком бартере и не слыхал даже… Оказывается и русские моряки давно уже научились зарабатывать дополнительные доллары для своих семей…

     Но есть такой тип торгашей – отпетых и наглых арабов. Если позволяет низкий надводный борт, они начинают забираться на судно и бегают по всем палубам, дергая закрытия дверей, чтобы попасть куда-то внутрь,  проникнуть в какую-нибудь кладовку, что-то достать там и утащить. Крики, галдёж… Экипаж на нервах бегает за этими потомками фараонов. Особым шиком среди них, считается прорваться внутрь надстройки любыми путями. С криком « Я судовой агент! Я шипчандлер!  Мне срочно нужно капитан! Я капитан портового надзора! И так далее: бла-бла-бла» - штурмуют вахтенный кордон. Пойди и разбери кто там агент, кто шипчандлер, а кто нет. Если арабов на судно прибывает 20-30, а то и более человек и все как один - судовые «агенты» и капитаны портнадзора. И у всех есть документы на арабском языке, есть фотографии на этих документах, есть и гербовые печати. Что можно сделать в таком случае? Мы ведь не американцы! Мы – русские! О какой нормальной работе здесь можно говорить? Будучи капитаном-наставником,  я сам, не зная всех этих обстоятельств, старался инструктировать своих подопечных капитанов и штурманов как надо вести себя в иностранных портах. Оказывается, что я глубоко заблуждался, пока не оказался сам в подобной обстановке… Век живи – век учись! А,  дураком помрёшь! Насколько это бывает иногда справедливо и правильно.

     16.03.20000 г.  «Канал Мальборо». Наконец-то закончились наши мучения при стоянке в Порт-Саиде. Или они только начались?

     Перед тем как зайти в канал, на судно приезжают портовые власти в лице нескольких инспекторов из местной портовой администрации, один из которых, обязательно, медик. Данный субъект проверяет судовой госпиталь и его документацию, которые должны соответствовать требованиям ВОЗ – всемирной организации здравохранения. После проверки, которая обычно заканчивается требованием выдать ему определенное количество блоков сигарет Мальборо, выдается разрешение на транзит. Мол, больных на судне нет, проказа, чума и свиной грипп не обнаружены. Остальные инспекторы, сидя в каюте капитана, усиленно морща лоб,  делают вид, что ищут на судне вчерашний день, перелистывая многократно взад-вперёд, представленные  капитаном, судовые документы. Длится такая проверка довольно долго, так как проверяют все судовые  документы и сертификаты инспектора по очереди. После такой проверки, которая обходится капитану от пяти до десяти блоков сигарет Мальборо каждому инспектору. Все эти обиралы от власти очень любят подарки не только в виде блоков сигарет Мальборо, но и различной дряни,  типа пепси, кока-колы и прочей газированной химии. Без презентов, как правило, эти обиралы-обдиралы не уходят, и ведут себя так, как будто им все что-то должны. И не дай Бог, если судно до Египта заходило в Израиль. В этом случае проверки будут намного суровей и дотошней. И сигаретами здесь не отделаешься… Тут уже к судну могут предъявить требования и повыше - выдать им приличную сумму в виде зелёных американских фантиков. Всё это время пока на судне работают инспектора портовых властей, настоящий судовой агент и его приближённые вытряхивают взятки со старпома, стармеха, боцмана и других командиров судна. И до самого прихода на борт судна лоцмана не прекращается торговля барахлом, и идёт борьба экипажа за имущество судна.  В конце концов, эти узаконенные пытки капитана и экипажа заканчиваются, и судну разрешается идти каналом. Согласно местным правилам оно должно взять на борт лоцмана, который занимается проводкой судна на своём участке пути. Затем его меняет  другой лоцман.

     Суда в Суэцком канале ходят караванами. Утром идёт караван с юга на север,  днём – с севера на юг, вечером - с юга на север и так далее… Египетские власти стараются по максимуму использовать столь замечательную кормушку, дающую им по 5 миллиардов американских долларов в год, поэтому канал и эксплуатируется круглосуточно все 365 дней в году.

     Для целей, якобы безопасности судно, был придуман ещё один способ получения дополнительных денег – каждое судно должно быть оборудовано специальным «Суэцким» огнем. Но и так, каждое морское судно имеет в обязательном порядке,  установленные ещё  с момента постройки,  навигационные огни, которые несутся в ночное время и в плохую видимость на мачтах судов.  Но,  во время ночного прохода канала на борт еще берётся электрик-араб, хотя на каждом судне имеется не только свой судовой электрик,  но и очень квалифицированный электромеханик с высшим образованием. Но власти Египта придумали своё - для ночного прохода канала вместе с лоцманом на борт берется электрик, который этим огнем и манипулирует, катер и команда швартовщиков-арабов. Всю эту дополнительную команду надо где-то разместить, кормить и поить… Но эти электрики-швартовщики также требуют, чтобы им дали каждому  пару блоков сигарет Мальбора, а не каких-то других сигарет, иначе они обидятся. В общем, после прохода канала на судне иногда не остаётся ни одной сигареты для экипажа…

    Иногда один караван судов пропускает другой караван. Для их расхождения в узком канале есть специальные карманы, где могут стать на якорь суда одного каравана, чтобы пропустить другой встречный караван.

    Сам проход Суэцким каналом обычно занимает 10-14 часов. Покидая Суэцкий канал, судно попадает либо в Средиземное, и тогда вам повезло, либо в Красное море – и тогда у вас дела могут быть очень плохи.  Впереди у берегов Сомали вас может ожидать встреча с морскими пиратами.

    И вот прибывает Он -  Царь и Бог. Самый главный египетский лоцман, как он представился капитану. Важнее его никого нет! О его важности говорят погоны и гонор! Еще, не успев подняться на мостик,  ОН потребовал от капитана 20 блоков сигарет Мальборо. Двадцать! И ни сигаретой меньше! И пять банок кофе!

    Следом на мостик подтягивается его свита в виде дохлого араба-электрика и двух грязно-замусоленных швартовщиков. Чтобы не видеть этого издевательства, я послал старпома проводить с мостика этих аглоедов в каюту, где им предстоит жить на переходе до Суэца. Ещё по дороге в их временное жильё они заколебали старпома своими просьбами… Еще не разместившись как следует, они уже хотят, чтобы им принесли бутерброды и кока-колу.

    Как я уже писал, приезд на борт судна лоцмана – это сигнал для торгашей к сворачиванию торговли и поиска новых жертв. Но если вы думаете, что на этом торговый базар заканчивается, вы глубоко ошибаетесь. Ведь бравый дохляк-электрик и швартовщики приехали на судно со своим товаром. И этот товар они тут же  начали предлагать членам экипажа.  Конечно, эта троица была поцевилизованнее других, и не бегала по судну, как пациенты психбольницы, а только предлагают обмен своих товаров на мыло, сигареты, краску и металл… Они всё же не лезут в кладовые и не воруют нагло, но буквально каждый час просят поесть и попить сладкой химии. И так будет до конца транзита… Первое, что они ищут на судне  – это судовой камбуз. Судовой повар уже через час общения с этой троицы начинает точить топор войны...

    Суэцкий канал  -  «Канал Мальборо» - именно такое прозвище вполне заслужил себе Суэцкий канал среди моряков многих стран мира. Капитаны ММП писали неоднократно рапорта генеральному директору о тех вымогательствах в Суэцком канале, когда проход только в одну сторону обходился капитану до 150 блоков не самых дешевых сигарет. А ведь пароходство давала капитанам на проход каналом только 100-200 долларов максимум. Остальное ложилось на капитана и экипаж…

       А теперь перейдём в 2019 год... из переписки капитанов. "В Мальборо кантри не изменилось ничего. Грабёж и вымогательство. Vasik Kolbasik".
       "Мальборо-кантри. Отлично. Раньше не было такого термина. Но 50 блоков МАЛЬБОРО за проход каналом запомнились. Плюс шпроты и чай.Наборы готовились заранее."

       Андрей Купреев ответил Vasik: "4 года назад они, как нормальные арабы клянчили только сигареты. Сейчас они стали очень агрессивны. Требуют деньги! Даже на самом низком уровне. Даже те кто еще не обучены речи и манерам. Лет 50 назад какой то русский капитан научил их одной фразе - " Арапка не цап царап! Арапка - джентльмен!" На протяжении долгого времени их выдрессировали играть в доброго и злого таможенника и другим ролевым играм. Привили полную безпринципность и умению добиться лакомства любыми способами. А какой концерт закатили буксиры! Это же симфония! Прижали пароход и стали показывать на пальцах что хотят курить. Штурмана с бака и кормы объяснили - мол, давайте ошвартуемся, потом принесём мы вам ваше поощрение в виде сигарет. Так они стали гудеть минут 5 на разные голоса на весь рейд. А потом тупо оттянули пароход и порвали береговые швартовые. Агент с ходу затребовал 500 баксов за решение всех проблем. А потом с 10 утра и до 17 тянулась вереница гостей. Кто на задних лапах, а кто и скалился. И какой бы я не был крутой, а заплатил 2000 баксов и ещё уговаривал чтобы взяли. Ну и сигарет 40 блоков на сегодняшний день. Сколько будет в итоге - не знаю. И ещё 2 раза сюда заходить. Труба 5 км. Выгрузка трое суток. Как то так..."


    В 07.20 утра сменили лоцманов в Исмаилии. На берегу Солёного озера возвышался оазис из пальм – это город Исмаилия, на траверзе этого города происходила смена лоцманов каравана, в городе была лоцманская станция. Исмаилия – это действительно оазис в пустыне. Очень красивый город и зеленый город по правую руку нашего движения. Вот что значит вода в пустыне. Всё вокруг зеленое – пальмы, кустарники, трава. Все растёт благодаря воде и солнцу. Исмаилия расположена на западном берегу Суэцкого канала, после строительства которого, она существенно разрослась. Для центра города характерен своеобразный колониальный колорит XIX века, с множеством зданий в британском и французском стилях той эпохи. Сегодня Исмаилия - популярный туристический курорт, особенно популярный среди состоятельных жителей Каира. Здесь можно совершать романтические прогулки вдоль пресноводного канала, познакомиться с историей XIX века в доме основателя Суэцкого канала Фердинанда де Лессепса, а также погрузиться в суету рыночных кварталов. Город основан в 1863 году во времена строительства Суэцкого канала, название связано именем вице-короля Египта - Исмаила.

     В 19.15 утра стали на якорь в Большом Горьком (Солёном) озере для пропуска южного каравана. В нашем караване №8  15 судов, но дальше до Суэца караван будет переформирован. Впереди пойдут самые  большие суда, а потом уже мы.

     В 11.30 снялись с якоря, заняв № 7 в караване,  и пошли под управлением лоцмана до Суэца. Суэцкий канал заканчивался шлюзом в порту Суэц, где власти снова оформляли документы, а мы следовали дальше своим маршрутом. Часть зданий в Суэце были разрушены, везде были видны следы прошедших боёв, закончившейся войны с Израилем. На набережной стояли подбитые танки нашего производства, вдали виднелись проволочные заграждения и различные блокпосты.

      В 15 часов вышли из Суэцкого канала и стали на якорь в ожидании приема топлива. В 17.30 к борту подвели баржу с   тяжёлым топливом, а в 23.00 – баржу с  лёгким.  К  четырем часам утра приняли 850 тонн мазута и 120 тонн дизельного топлива.  Интересный момент. Не успели стать на якорь, как арабы  по лестницам и с помощью кошек забрались на борт судна и начали предлагать свои продукты – овощи и фрукты. Так мы еле их выгнали с борта судна. Наглецы неимоверные! Перво-наперво смотрят, что можно украсть, стянуть, стырить…Так и хочется какой-нибудь оглоблей проехаться по спине и выкинуть этих наглецов  за борт. Но, наша «любовь» к своим собратьям по бывшему соцлагерю,   не позволяет нам этого сделать.

     17.03.2000 г. В 03.30 закончили приемку топлива, а в 04.00 снялись с якоря. Проснулся в 06 утра от сильного  сухого кашля. Сказывается пиво, которое я выпил после сауны. Ведь понимал, что может быть хуже от холодного пива, а выпил две банки. Но вчера чувствовал себя уже неплохо. В холодильнике стояло три банки ине удержался – взял пиво с собой в сауну. Выпил таблетки от кашля и попил чай с мёдом.   

     Идем со скоростью всего каравана с расстоянием между судами 5-6 кабельтовых. Слева Аравия – Синаи, а справа видны большие горы. Правда, дымка не даёт всё хорошо рассмотреть. Видны нефтяные вышки.  С 17.00 до 18.30 провели все виды учебных тревог с экипажем и сделали разбор якорной стоянки на рейде Порт-Саида. К ужину вышли из зоны Суэцкого канала. С Красного моря через Баб-эль-Мандебский пролив вышли к  Аденскому заливу, который открывал выход в Индийский океан и омывал берега государства Сомали.

     Красное море — внутреннее море Индийского океана, расположенное между Аравийским полуостровом и Африкой в тектонической впадине. На севере море примыкает к Суэцкому перешейку, который разделяет два залива: Суэцкий и Акаба, — через Суэцкий канал соединяется со  Средиземным морем, а с Аравийским морем на юге соединяется Баб-эль-Мандебским проливом («Врата слез») с Аденским заливом. Красное море — самое солёное море из входящих в состав Мирового океана.

     18.03.2000 г. Идём по Красному морю курсом 145 градусов направлением на Джидду. Подход планируем завтра утром. С 12.15 до 13.00 собрали на мостике штурманский состав и произвели проработку заходы судна в Джидду и Джизан. Погода стоит летняя с температурой   + 25 градусов. Небольшой ветерок и я боюсь выйти на палубу, так как сильный кашель не проходит.

     Сегодня в России проводятся выборы и на судне также организовано всё для проведения  выборов. Будем выбирать Президента России, губернатора Мурманской области и мэра Мурманска. 10 лет я принципиально не участвовал в выборах в знак протеста против Ельцына и его компании воров от власти. Сегодня решил, что  буду голосовать за Путина В.В. – человека, который, как я думаю, постарается что-то изменить в России в лучшую сторону. Другим претендентам  на этот пост не верю… Дай  Бог, чтобы Путин повёл Россию в нужную сторону! То, что творил наш алкаш-президент, отбросило страну лет на 30 назад. Шло сплошное разорение страны, прихватизация всего, что было создано предыдущими поколениями советского народа, безудержное  ограбление простого народа и сплошное воровство ублюдками от власти. 

     В 16 часов получили РДО с пароходства, что выборы переносятся на завтра и это поставило нас всех в очень трудное положение. Завтра приход в Джидду, а тут еще надо всё решать с выборами и многое надо сделать на судне. Будет трудно… А у меня температура + 38 и куча таблеток…

     Джидда является вторым по величине городом в стране и её «экономической столицей», а также крупнейшим городом в административном округе Мекка.

     Немного истории. По данным археологов, Джидда была основана в конце VII века до нашей эры выходцами из Мариба. На протяжении сотен лет город оставался лишь маленьким рыбацким портом, пока в 647 году третий из мусульманских халифов Усман ибн Аффан не сделал его главным пунктом приёма паломников, совершающих Хадж. С тех пор началось быстрое развитие Джидды в качестве важнейшего порта и торгового центра на берегах Красного моря.

     В 969 году Джидда вошла в состав Фатимидского халифата. Благодаря активной внешней политике и торговле Фатимидов, торговые связи Джидды расширились до Индии и Китая, что способствовало дальнейшему расцвету города. Богатство города часто привлекало взоры правителей сопредельных государств. Впрочем, новым хозяевам Джидды хватало мудрости не грабить её, а пользоваться огромными торговыми возможностями. Приход в 1177 году Айюбидов принёс Джидде ещё большее развитие торговли. Кроме того, под влиянием Айюбидов в городе постепенно начал доминировать суннизм (ранее лидирующая роль принадлежала шиитам). Переход территории к Мамлюкам в 1254 году также не сопровождался потрясениями, как и установление оттоманского контроля над регионом в 1517.

     Успех экспедиции Васко да Гамы в 1497 году открыл Индийский океан для  португальцев, посеяв панику среди элит мусульманских государств региона. На укрепление главного мусульманского торгового порта на Индийском океане, Джидды, были затрачены значительные средства, окупившиеся в 1517 году, когда португальская экспедиция не решилась на штурм города, ограничившись бомбардировкой и истреблением мусульманского судоходства в регионе.

     В 1802 году отряды ваххабитского Дирийского эмирата захватили город и удерживали его до 1813, когда Джидда была отбита у них оттоманским экспедиционным корпусом из Египта.

     В 1916 году, пользуясь тяжёлым положением Турции на фронтах, местные арабские элиты провозгласили независимость Хиджаза. Новое государство просуществовало до 1925 года, когда было завоёвано Недждом. В 1932 году объединённое государство Неджда и Хиджазастало называться Саудовская Аравия.

     Джидда расположена на Красном море, в узкой прибрежной пустыне Тихама. С запада город ограничен горной цепью Хиджаз, поэтому строительство новых районов ведётся вдоль моря, на север и на юг от исторического центра.

     Климат Джидды — жаркий пустынный. несколько смягчаемый её прибрежным расположением. Осадки в Джидде очень редки, и возможны только в зимние месяцы. Частые ветры, песчаные бури и пыльные туманы, высокая влажность воздуха и жара делают климат города тяжёлым для непривычного человека.
   
     19.03.2000 г. В 06 утра открыли судовой избирательный участок и начали голосование. В  07.30  подошли к порту Джидда и взяли лоцмана, а уже через два часа ошвартовались в порту к причалу № 27 с помощью двух буксиров. На причале всё уже организовано и все ждут только команды начать выгрузку  груза.

    Джидда является вторым по численности городом Саудовской Аравии после Эр-Рияда. По данным 2000 года в городе проживало 3,5 млн человек, в агломерации — около 5 миллионов.

    Лишь 45 % горожан являются саудовскими подданными, остальные — временные иностранные рабочие, в основном из Египта, Сомали, Пакистана, Судана, Эфиопии, Индии и Бангладеш. В городе проживает несколько тысяч выходцев из бывшего Советского Союза, преимущественно с Северного Кавказа. Несмотря на то, что некоторые из них живут в городе десятилетиями, это не даёт им права на получение подданства (иностранец может получить его лишь за особые заслуги перед королевством, иностранка — выйдя замуж за саудита). Около 90 % горожан-саудитов — сунниты, 10 % — шииты. Среди иностранцев 3/4 мусульмане, остальные — индуисты и христиане. Для не-мусульман отправление религиозных обрядов, ношение религиозных символов и хранение религиозных книг (даже дома) уголовно наказуемо. Почти 65 % населения города — мужчины. Это связано с тем, что свыше 90 % иностранных рабочих — мужского пола.

     После того как начали выгрузку, местный агент предупредил капитана, что выход на причал членам экипажа, кроме грузового помощника капитана, запрещен. На выгрузке работают пакистанцы (экспаты), которых привезли на судно автобусами. Им тоже передвижение за пределами причал-судно-склад запрещено. Здесь очень строгие законы установленные шариатом и исламом. За воровство,  контрабанду, употребление наркотиков и алкоголя, гомосексуализм, умышленное убийство и прочие тяжкие преступления наказания довольно жесткие - от отрубания конечностей до обезглавливания (Саудовская Аравия - единственное государство в мире, где до сих пор применяется публичная казнь через обезглавливание, причем трансляция этой «процедуры» идет по всем общенациональным телеканалам). Довольно жесткие нормы наказания и за более «мелкие» нарушения канонов ислама. В стране действует религиозная полиция – «мутавва», чьи представители и агенты в гражданской одежде,  постоянно патрулируют улицы и общественные заведения. Впрочем, за мелкие нарушения к иностранцам обычно применяются лишь профилактические беседы и довольно легкие (по местным нормам) меры порицания, но пренебрегать религиозными чувствами местных жителей не стоит.

     После встречи с агентом мы довели его информацию до всего экипажа, запретив всем выходить на причал. Издали город очень красивый, но зелени маловато.

     Сегодня уже ровно месяц, как я уехал из дому и нахожусь в рейсе. Вчера вечером видимо наступил кризис в моей болезни. Ночью спал плохо. Майка и сам был весь мокрый. Лихорадило. Когда проснулся утром, то почувствовал, что мне стало значительно легче. Принимаю антибиотик (ампицилин) по 2 капсулы каждые 5 часов.

    Капитан днём и вечером готовил для нашего консула морской протест на английском языке по случаю потери части каравана в Северном море.
    Продолжение следует…