Корыстная галантность

Ирина Труфанова
               


       За окном темнело. Морозный зимний вечер навевал тоску. Пронзительный
звонок раздался неожиданно и эхом пронесся по коридору, – урок закончился.

       Едва войдя в учительскую, Ольга услышала:

       – Ольга Николаевна, вам нужно срочно съездить в командировку: собрать
 сведения о выпускниках.

       Голос директора был требователен и суров.

       «Ну вот, нашли козла отпущения», – подумала она с грустью, но отказаться
не могла, – и на следующий день уехала.

       Через несколько дней Ольга возвращалась домой.

Автобус задержался, и когда она вышла на перекрестке, где обычно пересаживалась
на местный, то оказалось, что опоздала на каких-то десять минут. Следующий шел
только через четыре часа. Постояв на остановке минут пятнадцать, Ольга поняла,
 что на таком холоде скоро окоченеет, – и решила идти пешком.

       Мороз был ужасный. По обе стороны простирались  бескрайние безжизненные
поля, занесенные снегом. Кое-где из сугробов торчали черные кустики каких-то
сорняков, скрипел под ногами снег и тянулась впереди бесконечная дорога.

       Солнце склонялось к горизонту. Вспомнилась песня о ямщике, замерзшем в
степи. Ей казалось, что она не дойдет.

       Пройдя где-то треть пути, Ольга услышала сзади легкий скрип – и
оглянулась. Шагах в тридцати от нее шел человек. Она пошла быстрее, но вскоре
мужчина поравнялся с ней. Ольга взглянула с опаской – тот бодро поздоровался – и
 она успокоилась.

       Разглядеть его Ольга не могла: пыжиковая шапка, надвинутая до бровей,
скрывала лицо. Ольга тоже укуталась теплым шарфом так, что видны были только ее
глаза да ресницы, покрытые инеем.

       – И куда же вы идете? – спросил попутчик.

       Она удивилась вопросу: куда еще можно было идти, как ни туда, куда она
 шла? – и она спросила вопросом на вопрос:

       – А вы?

       – Я – в Ищенку.

       Ей хотелось ответить, что она гуляет, но было так холодно, что шутка
 показалась ей дурацкой.

«Зато я теперь не замерзну на этой дороге», – подумала Ольга и, пытаясь не
отставать, стала поддерживать разговор.

       – Я тоже в Ищенку.

       – Мне так хотелось вас догнать: узнать, кто же еще, кроме меня, такой
храбрый, решился идти пешком шесть километров в такой мороз, а во-вторых, вдвоем
 идти веселее, не замерзнем!  правда?

       – Правда… только я не знала, что идти шесть километров, иначе бы
испугалась…

       – Не пугайтесь, осталось всего каких-то четыре километра с небольшим, –
он засмеялся. – Я живу здесь, в Брускинском, но вас не знаю.

       – Я вас тоже, – иронично ответила Ольга.

       – Вы что, там работаете?

       – Да.

       – Наверное недавно?

       – Да.

       – А где, наверное в школе?

       – Да, учительницей русского языка.

       – Да?! А я не знал!.. У меня в вашей школе есть друг – учительница физики
– Галина Ивановна.

       – Очень хорошо.

       – А как вас зовут?

       – Ольга Николаевна.

       – А меня – Анатолий… Анатолий Андреевич. Мы с вами скоро увидимся, –
завтра я зайду к вам в школу, проведаю Галину Ивановну.

       «Обрадовал», – подумала Ольга, когда Анатолий довел ее до калитки.


       На следующий день, во время большой перемены, Ольга вошла в учительскую –
 и увидела молодого человека, лет двадцати пяти, в костюме и галстуке, оживленно
 разговаривавшего с учительницей по физике. «Вчерашний попутчик», – догадалась
Ольга.

       Он был выше среднего роста, вполне приятной наружности, и с
выразительными карими глазами.

       – А вот и Ольга Николаевна, – произнесла коллега.

       – Здравствуйте! – радостно воскликнул нечаянный знакомый, ринувшись к
ней, схватил ее за руку и долго тряс в рукопожатии, во все глаза рассматривая
Ольгу.

       «Произвела ошеломляющее впечатление», – с иронией подумала Ольга – и
засмеялась, высвобождая свою руку.

       – Я приду к вам сегодня вечером – и мы с вами погуляем, поговорим…

       – Нет, сегодня не могу, у меня завтра много уроков, и мне нужно к ним
готовиться.

       – Тогда завтра, в восемь вечера!

       – Хорошо, завтра… – ответила Ольга, пытаясь быть вежливой.

       "Какой настырный, – вдруг спохватилась она, – получается, что я
согласилась на свидание?.. А впрочем, это не любовное свидание, а просто встреча
с разговорами, да и вечером хорошо погулять на воздухе, – успокаивала себя
Ольга. – Все равно в этой глуши некуда ходить – и я все время сижу дома…".

       Со следующего дня Толик (так звали его местные) зачастил. Он был бы рад
приходить каждый вечер, но Ольга возражала: подготовка к урокам занимала много
времени.

       – А как вы сюда и обратно добираетесь, ведь автобус в это время не ходит?
 – поинтересовалась Ольга.

       – Пешком.

       – Как, шесть километров?

       – Да… но это совсем не далеко.

       В первый же вечер она узнала, что Анатолий работает зоотехником и
оканчивает сельскохозяйственный институт. Он много рассказывал, как за ним
бегают девушки-доярки и девушки-свинарки, какой был надой молока и сколько
"свиноматок опоросилось".

       Ольга просто умирала со смеху. Он обижался и говорил, что это
такая терминология… При следующей встрече тема возобновлялась, но с новыми
вариациями.

       Вскоре Ольга  увидела в учительской высокого представительного мужчину с
орденами на груди. Он подошел – и с улыбкой протянул ей руку:

       – Давно хочу с вами познакомиться, я – Андрей Иванович Камышан, отец
Анатолия. Он дома так много о вас рассказывает…

       «Жаль, что ваш сын зоотехник, уж лучше бы агротехник, тогда бы и
разговоры у него были другие… про васильки в пшеничном поле…», – хотела сказать
Ольга, но промолчала…

       Анатолий продолжал приходить по вечерам – и они с Ольгой гуляли по дороге
 вдоль забора – туда и обратно.

       Вскоре Толик начал выказывать недовольство, что Ольга проводит с ним
очень мало времени.

       – Не успею прийти, как минут через двадцать ты мне говоришь: «Я
замерзла!», – а мне что делать? – я шесть километров шел!

       – Ну тогда приходи реже или когда потеплеет… Я действительно замерзла…
Мне еще сегодня нужно конспекты подготовить.

       – А я итак три раза в неделю прихожу – а ты не можешь для меня время
найти?!

       Она была уже и не рада этим нелепым встречам: ей надоело постоянно
слушать про доярок и поросят. Другие темы отсутствовали. Ольга понимала, что это
его интересы и его жизнь, которую разделять она не хотела и не могла. Когда он
 уходил – Ольга с облегчением вздыхала – и с тоской вспоминала, что через день
 Анатолий придет опять. «Неужели он не догадывается, что эти встречи мне ужасно
наскучили и надоели? Не могу же я сказать ему прямо: «Не приходи больше!».

      Вскоре на улице потеплело, и «гулянья под луной» стали длиться дольше.

      Во время оттепели, в один из воскресных вечеров, Анатолий приехал на
велосипеде. Ольга встретила его со словами:

      – Через двадцать минут в клубе начнется интересный фильм, давай сходим.

      – Я приехал к тебе, а не в кино, – ответил он с досадой.

      – Как хочешь, но я – пойду!

      Анатолию ничего не оставалось, как пойти вместе с ней.

      В кинозале на первых рядах уже сидело человек десять ребят. Через
несколько минут после начала сеанса они по одному стали бесшумно выходить, хотя
фильм был довольно интересный. Вскоре Ольга и Анатолий остались одни.

      Странное поведение ребят удивило ее. «Что это, заговор?», – подумала она,
  но промолчала. Ольгин спутник занервничал, но остался сидеть.

      После сеанса, выйдя из клуба, Ольга с Анатолием направились к дому. На
улице было темно, необычайно тихо и безлюдно. Открыв калитку во двор и взявшись
за велосипед, Анатолий внезапно вскрикнул.

      – Что случилось? – испугалась Ольга.

      – Шины прокололи!

      Дикий вопль и проколотые шины так не сочетались друг с другом, что Ольга
залилась таким звонким смехом, что не могла остановиться.

      – А я-то испугалась твоего вскрика, будто тебя змея ужалила, думала, что-
то страшное случилось!.. Так вот почему ребята из клуба вышли: они пошли тебе
шины прокалывать!..

      – А ты считаешь, что это не страшно?! – в ярости кричал Анатолий, – и что
 тут смешного?! Ты на чьей стороне? У меня шины прокололи – а ты смеешься! Ты
что, радуешься?! Как я теперь домой поеду, в такую темень?!

      – Пешком, как обычно, – продолжала смеяться Ольга, хотя осознавала, что,
возможно, ведет себя неприлично, но остановиться не могла: вся накопившаяся
досада и раздражение разом выплеснулись в этом смехе.

      И тут она увидела при свете фонарей, как из темноты, от крытой остановки,
начали появляться мужские силуэты. «Это те ребята, что вышли из кинозала», –
 подумала Ольга.

      – Так вот кто проколол мои шины! – диким  голосом взревел Анатолий. – Я
узнаю, кто это сделал, – и вы за это ответите!

      Ребята собрались в большую толпу и молча пошли по дороге, насладившись
комической сценой.

      – Оставь здесь велосипед, можно даже поставить в прихожей… Завтра, когда
местная машина поедет через Брускинское, я попрошу завезти его тебе в контору.

      – Не надо! – зарычал Анатолий, – иди домой!

      Ольга, чтобы подлить масла в огонь, хотела вкрадчиво спросить: «А мы разве
 сегодня не погуляем?», – но раздумала: у нее промелькнула мысль, что он ее
тогда наверняка убьет!


      Весь вечер, вспоминая забавную ситуацию, она в душе осталась довольна ее
исходом: многодневные страданья не пропали втуне.

      «Интересно, почему он не согласился, чтобы велосипед ему привезли на
машине?» – размышляла Ольга. И тут она представила, как смеялись бы водители,
 узнав причину доставки велосипеда, и как хохотали бы все брускинские девчата
над его фиаско, – и она опять от души посмеялась.

      На следующий день ученики с восторгом, в мельчайших подробностях,
рассказывали Ольге, как «Толик Камышан» волоком тащил велосипед по всему селу, а
 за селом взвалил его себе на плечи и тащил шесть километров до самого дома.

      – Неужели? – на себе?!

      Ольга представила всю комичность ситуации, о которой знает уже все село, и
картинку, достойную комиксов, как Толик тащит на себе велосипед… Она не
выдержала – и опять засмеялась вместе с детьми.

      Дня через три Анатолий снова пришел к Ольге. Она не знала, как себя вести,
 пытаясь пробудить в себе чувство вины. Но тот вел себя, как ни в чем не бывало.
 Ольга удивилась его заносчивому виду.

      – Они хотели меня испугать?! Думали, я больше не приду? Ничего не вышло:
ходил – и буду ходить! Сегодня я предпринял меры: узнал, кто это сделал!
 Представляешь? – Сергей Беликов! Зашел сегодня к нему домой, все рассказал его
отчиму и потребовал, чтобы он как следует избил своего пасынка и не выпускал из
дома, и пригрозил, что если хоть раз увижу пасынка на улице, то выгоню отчима с
работы – он у меня на ферме работает… Думаю, хорошо я его напугал!.. Так что
Беликова ты здесь больше не увидишь! Какой-то мальчишка будет со мной
соперничать! Я – зоотехник, уважаемый человек! У меня две фермы в подчинении!
Пусть знают, с кем имеют дело!..

      Окончив речь, Анатолий горделиво посмотрел на Ольгу, видимо ожидая
одобрения за свои подвиги. Она опешила. «Хорош мужчина, – подумала Ольга, – если
выяснял отношения не с семнадцатилетним соперником, а при помощи кулаков его
отчима. Сам-то он побоялся один на один с ним встретиться: тот ему, наверное,
хорошо бы навешал!».

      Ольга сникла. Она поняла, что юный «Ромео» пострадал – из-за нее… она и не
подозревала… И вдруг ощутила, какой человек, жалкий и низкий, стоит перед ней.

      – Извини, – вдруг отчужденно и сухо сказала Ольга, – я не знала, что ты
придешь… у меня сегодня слишком много работы.

      – Так может мне вообще больше не приходить? – возмутился он.

      – Не приходи, – спокойно ответила Ольга.

      – Не приду! Ты сама прибежишь меня просить, чтобы я вернулся!

      Ольга молча отвернулась, вошла в дом – и закрыла за собой дверь.

      Но молва о любовных притязаниях Толика Камышана еще долго гуляла по селу.