О космосе духовном и обыденном

Элеонора Белевская
 
   (Федоровские чтения и выставка «Против течения»)

. На завершающий прошедшие по Москве Федоровские чтения диалог современного искусства с Федоровской философией и русским космизмом , к сожалению. не смогла приехать. Но зато в этот последний день удалось побывать на конкурсной выставке в галерее искусств Церетели. В этом конкурсе, посвященном космосу и основным его стихиям, я и сама участвовала как член ТСХР. Как художник, считающий своей главной темой духовный космос, я участвовала на многих «космических» выставках, начиная с «Живого мироздания» Гурьева. Тогда мои работы были особо отмечены зарубежной прессой и напечатаны крупным планом в шведском журнале.
      В 1997 г. моя картина «Явление», навеянная идеями Циолковского о лучезарном человечестве,  попала в число победителей конкурса, проводимого информационным центром ООН. Но самый большой успех , который меня окрылил, имела моя выставка в Музее Рериха в 2004 г. Простые посетители музея написали массу отзывов, ошеломивших меня своей вдохновенностью и поэтичностью. На открытии выставки выступили создатель системы космического самопрограмирования  Я.И. Колтунов, ученые и искусствоведы. Музыканты сыграли замечательные импровизации на темы моих картин.
В толстом журнале, издаваемом Международным Центром-Музеем Рериха, была помещена статья искусствоведа Г.И. Пикулевой  о моей выставке с множеством иллюстраций.
     В следующем 2005 г. мои работы уже в фотографиях экспонировались на четвертом Международном конгрессе-фестивале мировой и национальных культур в Ялте. Туда мы ездили с Я.И. Колтуновым – нашим духовным учителем. Кстати, в числе организаторов конгресса была Международная федерация художников ЮНЕСКО, в которой я состою.
В 2007 г. мои «космические» работы прошли на 1 Московский фестиваль в Манеже.
В 2010 г. на выставки в Российских центрах Каира и Александрии в Египте.
   В прошлом году бюро секции живописи ТСХР рекомендовало мои работы на персональную выставку в зале союза, к которому я принадлежу со времени его основания и с времен Малой Грузинской , из которой он вырос. Я там участвовала почти на каждой выставке. Однако экспертный совет отклонил эту заявку без объяснения причин.
      После этого я дала две большие работы на выставку в Королеве, посвященную космосу, и организованную ТСХР. И все же решила участвовать в конкурсе с близкими мне темами. Представила туда признанные высокими жюри работы. Однако ни одна не прошла не только на выставки, но даже на получения сертификата участника.
     И вот я на выставке «Против течения» . И мне многое становится ясно…
      В уголке развешаны по темам кураторские концепции заявленных тем. Вот, например, КОСМОС.   «Его ужасающая пустота и несовместимость с земной жизнью заставляет мысль страшиться своего одиночества и находить образы для этого страха, заполнять ими космос. Чужими, прежде всего. Космос – это место чужих. При этом мы в этой чуждой для нас среде остаемся теми, кто мы есть, а Чужие – это все, кто не мы, не люди».
    Сразу вспомнилось «Послание космоандрам» В. Смирнова :
               
Рассядутся в небе захватчики
Враждебной и чуждой им "тьмы" -
Их выплюнет Космос как жвачку,
Отбросы беззубой мечты.
Лишь тем, кто услышал голос
Космической выси родной,
Дерзнувшим открыть ее полог
 Откроется Космос живой.
          Картины, в основном, соответствуют заявленной концепции. Все очень мрачно, порой трагично, чаще обыденно. Много архаики. Оптимизм присутствует лишь в полотнах в духе соцреализма : «Песня».  Ни тени романтизма. Что ж, каждый имеет право на свое понимание и восприятие Космоса и его стихий
. Действительно ведь все мы – космические существа. Космос пронизывает все наше существование. Хотя мы это обычно не осознаем. Бог тоже открывается не каждому. Существует космос внешний и внутренний. С внешним все ясно. А вот внутренний… У одних он строится на философской, у других – на религиозной основе, у  третьих – на фантазиях., порой в духе голливудских блокбастеров. А у художника космические образы могут строиться на интуитивной, медитативной основе, на ощущении невидимых космических энергий, гармонии с космосом, частицей которого все мы являемся. Для этого бывает нужен импульс к пробуждению сознания.
     Далее читаем в представленной концепции: «Широта космического воображения говорит о созвучии космоса советской ментальности… Советская культура воображала космос как пространство победы над смертью и спасения всего сущего».  Читать это более, чем странно. Вспомним, какая судьба постигла русских космистов, переживших Октябрьскую революцию.
Те, кто не были высланы за границу на философском пароходе, сгинули  в лагерях. Были расстреляны, как Флоренский, как художники-космисты «Амаравеллы».  Их труды в советское время были под запретом. Вспомним гонения на космополитов. Объединение человечество не под эгидой коммунизма считалось опасным для тоталитаризма. Еще 80-е  г. был разогнан в Крылатском замечательный клуб «Космос».А его основатель и вдохновитель видный ученый в области космической техники был уволен с работы и исключен из партии за разработку системы, вернувшим многим сотням последователей моральное и физическое здоровье. В советское время была установка на завоевание внешнего космоса и на его романтизацию.
     Однако планету и человечество спасет не завоевание космоса, не обыденное его восприятие, а гармония с ним, становление космического сознания и ответственности за спасение человеческой цивилизации. Жаль, что люди, обращающиеся к столь актуальной и животрепещущей теме, этого не понимают.