Большая дорога Салтыковых бут

Михаил Полев
    Большая дорога... Скачки....Куток....               
Эти таинственные в чем-то названия, которые несли в себе архаичную древнюю загадочность, были во времена оные присвоены народом улицам села Салтыково, расположившемся в окружении нескольких деревень вдоль трассы М5 «Урал» на стыке Рязанской области и Мордовии.
Как таковая дорога через село во времена моего детства не проходила, но ширина ее,пыльной в сухое время года, впечатляла.
По сути дела, это была центральная площадь села, с древней разоренной церковью, зияющей укоризненно пустыми глазницами окон и склонившимся покорно крестом. Здесь же находились каменные дореволюционные постройки купцов, имена которых не сохранили ни история, ни память…
Но в которые была заложена вековая прочность, неблагодарно используемая потомками и по сей день.
Сама дорога, называемая по картам атласа и именуемая М5, проходит вдоль села метрах в трехстах, связывая собой в настоящие времена Москву с Челябинском и уходя на тысячи километров до самого Владивостока.
Но историческое начало Большой дороги, а именно так называлась она на протяжении от Шацка до Спасска Тамбовской губернии в дореволюционные времена.
Необходимость прокладки дороги через трудно проходимые леса возникла после строительства города Шацка в середине 16-го века и освоением земель, вошедшим в новейшей истории в Пензенскую область и Мордовию.
Исследователи датируют основание описываемого пути рубежом 16-17 веков.
В описании же укреплений 1680 года этот участок представлен следующим образом:
«Через тот же большой заповедный Ценский лес из Шацкого лежит большая дорога через реку Цну в Керенск и в Верхний и в Нижний Ломов.
И промеж той же Большой Ломовской дороги и дороги ж, что слывет Казачья, в том же Большом Ценском лесу за чертою думного дьяка Аверкия Кириллова построены 2 будные майданы, один от черты и от Казачьей дороги верстах в 4, а другой верстах в 8, а от Большой Ломовской дороги один в ближних местах. В том лесу от черты в 25 верстах на реке Ваду село Вадалово Ивана Елисеева сына Лачинова…  От черты
ж в 45 верстах на реках Парсе да на Лаудане построил деревню вновь Федор Васильев сын Зубов»
Вчитываясь в строки, написанные три с половиной века назад, картина малой родины встает перед глазами как из-за стекла иллюминаторов машины времени….
Древний Шацк, Цна, вытянувшиеся вдоль почтового тракта села Конобеево, Ямбирно, наши майданные села, мордовское Авдалово…
В приведенных строках еще одно свидетельство существования села или сельца Спасское, позже Спасские и Салтыковы Буты, уже в первой половине 17-го столетия.
Прозвучавшая здесь большая Ломовская дорога как раз и есть та Большая дорога, проходившая когда-то через наше село Салтыковы Буты.
Упоминается в приведенной выдержке Казачья дорога, но не удалось пока выйти на следы ее. Возможно она обслуживала лесные засеки, которые растущее быстрыми темпами государство создавало по мере освоения новых территорий.
Одна из засек проходила от самого впадения речка Идовка в реку Цну и проходила в непосредственной близости от описываемых мест, заканчиваясь у села Вадовы селищи в нынешней Мордовии.
Упоминаемая в выдержке деревушка, построенная неким Зубовым, дает еще один ориентир для идентификации наших мест на карте, поскольку речь иде о Зубовой Поляне.
Больших дорог на Тамбовщине было несколько и служили они как транспортные и почтовые тракты, связывая заштатные города с центром России.
Наша Большая дорога, как я упоминал уже, связывала Шацк со Спасском и Нижним Ломовом.
Вдоль дорог бурлила хозяйственная жизнь, вдоль транспортных артерий кипел, то затихая то снова разгораясь, разбой.
Как памятник событий тех веков можно привести Трепанихин овраг в окрестностях Шафторки, где лихие люди трепали обозы.
Прошел по этой дороге во второй половине 17-го века и Стенька Разин по пути из Темниковско-Кадомской стороны в Шацк.
Были «воровские засеки» и в Большом Ценском лесу, между Керенском и с. Конобеево. В декабре 1670 г. «воровская шатость» по засечным чертам была ликвидирована. С лица земли были стерты целые селения.
 «А которые де, государь, деревень мордва с твоими... ратными людьми бились, велел те деревни сжечь воровские люди многие в тех деревнях сгорели», – цинично писал царю Ю. Долгоруков, возглавлявший правительственные карательные войска.
Кстати, была воровская засека и на нашей Черной речке при впадении ее в Цну.
В новейшей истории свое развитие дорога получила после войны.
Вначале ее проложили в асфальтовом варианте до Самары.
Следы ее можно еще обнаружить как узкие ответвления от основной трассы в сторону придорожных сел и деревень, поскольку первый ее вариант прокладывался в основном по старой, до того существовавшей, древней дороге.
И если быть внимательным, не набирая скорость, можно увидеть, как узкие, заросшие травой полоски асфальта уходят от основной дороги то в сторону деревни Новой, то Шафторки, а чуть позже вновь примыкают к ней.
Вот как описывает Большую дорогу Лев Алексеевич Дмитриев, которого лихолетье войны  ребенком связало с деревней Новая нашего околотка.
«…Хорошо помню нашу шоссейку. В годы Войны и после она была гравийной.
 В начале липовой аллеи, справа, был дом с усадьбой обходчика. Начиная от него вверх, почти до самой Шафторки, стояли решетчатые щиты для снегозадержания.
И Лев Алексеевич одновременно приводит воспоминания нашего земляка,  журналиста Александра Михайловича Алёшкина, уроженца деревни Шафторка:
"Через  нашу  деревню  Шафторку  проходила  дорога Москва-Куйбышев. По этой дороге зимой сорок первого ночами безостановочными колоннами шли войска.
Молодые ребята в полушубках, шапках-ушанках и в валенках. Сибирские дивизии. Они шли на защиту Москвы.
Шли только ночами. Чтобы не попасть под немецкую бомбёжку. Утрами раздавался протяжный хриплый крик:
– При-ва-а-а-л!!!
И колонна мгновенно рассыпалась, а еще через несколько минут наш дом (как и все дома деревни в два километра длиной) заполняли под завязку солдаты. Они разом падали вповалку на пол и засыпали –  как были, одетые  и обутые. Я с сестрёнками Раей и Лидой с полатей во все глаза глазели на спящих, храпящих. Мы глазели, а наша бабка Аксинья шла в сени, доставала из кадушки большой кусок сала, резала его на ломтики. Совала бойцам в карманы, в подсумки, крестила ребят и шептала молитву: «Господи, Господи! Спаси их, бедненьких…»
А  чуть  стемнеет  –  раздаётся  все  тот  же  протяжный, хриплый командирский голос:
– Па-а-а-дъём!!!
И так же молча солдаты вскакивали, выбегали на улицу, на мороз. Строились в колонны, шли дальше. Зима сорок первого была лютой. Снег скрипел под ногами. «Хрум-хрум».  Вновь потянулась через деревню бесконечная молчаливая колонна солдат-сибиряков. «Хрум-хрум…»
Это ведь потом, через много лет, я узнал, что именно сибиряки спасли Москву. Москву и Россию."
 И продолжение воспоминаний Л. А.:
Где-то летом 1950 года стройбатовцы начали мостить дорогу камнем из карьера под Ямбирно. Лагерь их стоял за казённым мостом на лугу у речки.
Однажды мальчишки разнесли по деревне весть: вечером будут показывать картину "Подвиг разведчика". После захода солнца вся ребятня потянулась на этот луг. Расселись на траве перед солдатами у самого экрана и не отрывая глаз от него полтора часа следили за действиями нашего разведчика в немецком штабе.
Потом замощённую дорогу залили гудроном и мальчишки на велосипедах катались до самой Шафторки и в Салтыково.
В августе, когда поспевали огурцы, жители деревни вывозили на шоссейку кадушки с засолёнными огурцами и ждали попутную машину, чтобы везти их продавать на рынки Москвы.
Уже в 6-7 классах (1951-52 годы) часто ездил на велосипеде до Цны, сворачивал у моста направо, раздевался и входил в воду. Дно было песчаное,  а вода такая прозрачная, что видно было свои ступни, когда вода уже подступала до горла...
Вспоминает уходящую в прошлое Большую дорогу и уроженка той же деревни Новая Т. Говенко, в ту пору пионерка Танюша Глазкова:
« Я помню дорогу проходящую через Шафторку ,по улице . Мы на День пионерии ходили пионерской дружиной в Шафторку на слёт. Туда же приходили пионеры из деревень Ряньзя и Лесные Цветы . Наши учителя возмущались: кому в голову пришло дорогу через деревню проложить ,тут и люди и скотина Это было во второй половине 50- х.»
Как говорится, из песни слова не выкинешь…..
Следующая модернизация проходила в конце 60-х годов прошлого века, как модно сейчас говорить.
И связала наш край, ни много ни мало, с Челябинском и открыв путь на Дальний восток.
Летит время, меняется…. Построили переезд у нашего села через железную дорогу, поправили не поддавшийся надругательству крест на церкви….
И стоит она теперь гордо, благословляя проносящихся по трассе путников….
Дай бог всем счастливого пути….