Идеология для россиян

Георгий Иванченко
Идеология – это продукт отражения в общественном сознании реалий общественного бытия. Она выражает коренные интересы крупных групп людей – классов, сословий, наций и народностей – соответствующих им целей, средств и способов их достижения. Этот костяк оснащается, обрастает адекватными представлениями о морали и нравственности, закрепляется в нормах права, в культуре, искусстве, образовании и воспитании, традициях и обычаях людей.

Поскольку у разных людей интересы различаются до противоположных – в сегодняшнем российском обществе, построенном на эксплуатации человека человеком это неизбежно – говорить, а тем более пытаться практически решить задачу создания единой для всех идеологии – явно нереально. Если невозможно вести речь о единой для всех идеологии, то нужно ставить вопрос об идеологии, приемлемой для большинства. И здесь появляется широкое поле для размышлений.
Главный вопрос: кто должен этим заниматься? Такой субъект есть. Он призван консолидировать общество перед лицом глобальных угроз, защитить, создать условия для нормальной жизни, тем более, что сам содержится за счет общества и в этом условия его собственного выживания. Речь идет, как вы понимаете, о государстве. И без идеологии оно просто немыслимо!

Научная основа
Идеология для большинства – т.е. для народа – несомненно, должна опираться на научный фундамент. А таковым является научная компонента в структуре общественного сознания. Иначе говоря, уровень научного образования широких масс людей. Это жизненно необходимо для того, чтобы за видимой стороной явлений видеть сущность происходящего, делать на этой основе правильные выводы. Достаточный уровень образования массы – это основа зарождения новых передовых идей, с одной стороны, их положительного восприятия и поддержки, с другой. Идея, овладевшая массами – могучая сила.
Таким образом, если мы хотим от достигнутого при Советской власти уровня развития идти дальше, вперед и достигнуть большего, уровень народного образования нужно было бы повышать. Что же происходит на деле? Все наоборот. Что сделали и делается с общеобразовательной школой, что творится сейчас в системе профессионального образования – уму непостижимо! Масса детей не учится, образовательный уровень призывников упал ниже довоенного, учительство нищает и деградирует, наука и высшая школа целенаправленно разрушаются. В этом смысле и ожидаемый результат государственной политики. Государство вовсе не уходит от идеологии, просто у него критерии теперь другие – противоположные: отлучить народные массы от науки, образования, культуры – в широком смысле.

Уважение к труду
Идеология для народа – это, несомненно, идеология человека труда. Общество может жить только трудом, иных источников благ нет, если не считать воровство и грабеж. Труд – отец богатства, земля – его мать. Это вывод вовсе не марксистов, а их далеких буржуазных предшественников. Он доказан наукой и практикой, жизненным опытом миллионов. Людям старшего поколения памятна атмосфера уважительного отношения к труду, характерная для советского периода нашей жизни. Государство рассматривало труд как дело чести, доблести и геройства. Трудовой вклад человека был высшим мерилом его полезности для общества.
Трудовые ресурсы – человеческий капитал по современной терминологии – главное богатство любого общества, любой страны. Высокий уровень занятости трудоспособного населения - минимизация безработицы – является ключевой предпосылкой общественного благополучия, сегодня это положение закреплено в международных документах.
Советские люди не знали безработицы. Квалифицированные специалисты, да и просто добросовестные работники требовались повсеместно, имели широкие возможности для выбора сферы деятельности и условий труда.  10-15 лет добросовестного труда давали право на получение бесплатного жилья, возможность приобретения автомобиля, получение загородного участка земли и т.д. Об обязательном повышении квалификации, профессиональном росте, льготном санаторно-курортном лечении нечего и говорить – это было нормальным и естественным условием для каждого
За 15 последних лет в России закрыто более 24 000 школ (зато открыто 20 000 храмов!). Та же участь постигла поликлиники (в 1990 году их было 21 500, в 2013 году их стало уже 16 500), больницы (в 1990 году их было 12 800, в 2013 году стало 5900).
За последние 20 лет с карты России исчезло 23 000 городов, сельских поселков и деревень. За годы правления Путина было уничтожено порядка 35 тысяч крупных и средних предприятий. (Советская Россия, 17 ноября 2016 года).
Объективный показатель в мировой «табели о рангах» – уровень жизни населения, или уровень благосостояния. Так в 2015 года при полном застое в экономике число налогоплательщиков,  задекларировавших доход свыше миллиарда рублей, выросло с 292 до 309 человек, то-есть увеличилось на 17 человек.   За это же время количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума выросло на 3 миллиона человек, достигнув 22,9 миллиона.  (Источник: https://lenta.ru/news/2015/07/24/rich_russians/).      Арифметика убийственно простая: один становится миллиардером за счет того, что 167 тысяч граждан стали нищими. Это означает, что  из трех составляющих расходной части семейного бюджета – еда, коммунальныеуслуги и лекарства –  десяткам миллионов граждан денег хватает только на две.
Таким вот образом в 2015–2016 годах Россия в мировом списке из 142 стран по этому показателю оказалась на 61-м месте – между Шри-Ланкой и Вьетнамом..
Имидж успешного человека сегодня олицетворяют шоу-мен и поп-звезда, предприниматель и адвокат, на худой конец – чиновник или администратор-менеджер. Выращивать хлеб, добывать уголь, варить сталь, водить поезда – удел неудачников, людей низкого сорта. А для неподдающихся применяют более убедительный аргумент: низкую заработную плату и несвоевременную ее выплату. Чтобы получить заработанные деньги, доведенные до отчаяния люди, вынуждены объявлять голодовку. И это под сенью государства, претендующего на титул социального и правовогоЭто тоже идеология, но – другая.

Коллективизм
Закладывается в семье, школе, студенческой среде. Закрепляется и поддерживается в трудовом и воинском коллективе. Мне могут возразить – где они, эти коллективы? Насаждается культ победителя-одиночки, будь то Индиана Джонс или Рэмбо – неважно. Но это делается искусственно, целенаправленно, умышленно – для нашего ослабления и уничтожения. Понятие «трудовой коллектив» и вообще «коллектив» изжито из официального лексикона, заменено терминами «персонал», «наемные работники» и т.п. Индивидуальный трудовой договор стал основным документом трудовых отношений. Трудовой кодекс утверждает, что трудовой договор считается заключенным, даже если его на самом деле нет, но фактически работник приступил к работе. Содержание индивидуального трудового договора засекречивается, особенно в части оплаты. Появилось понятие «защита индивидуальных данных работника». Цель – разобщить и противопоставить людей, заставить их соперничать, конкурировать. Коллективный трудовой договор остался, но его роль уже вторичная, это, по сути, формальная дань сложившейся при советской власти практике.
«Дедовщина» в армии выполняет ту же разъединительную функцию, и не случайно она предшествовала краху. В советские времена сослуживцы оставались друзьями на всю жизнь, как братья, и было реальным понятие «воинское братство».

Исторические традиции
Идеология, приемлемая для большинства народа страны, может строиться только на уважении к отечественной истории и культуре, опыту и традициям предшествующих поколений. На первом месте среди них – забота  о старых и малых, немощных и убогих, причем не на словах, а на деле. В этом коренная черта традиционного общества, сохраняющего психологию и отношения одной большой семьи. Они помогли стране выжить в войну, ими недопустимо пренебрегать сегодня. Между тем, при соучастии государственных органов искажается прошлое, в том числе его героические страницы, коммерциализируется российская культура, подрываются ее гуманистические истоки. Яркое подтверждение этого – стрительство ЕБН-центра, широкое празднование солжениценского юбилея, купеческий размах спортивных мероприятий при дефиците бюджета и провалах отечественного спорта.  Это – реализация идеологии государства,  враждебной народу.
Традиционный характер общества проявляется в обращении незнакомых людей друг к другу. Это форма самоидентификации. Дети называют взрослых – «дядя», «тетя», взрослые малышей – «сынок», «дочка», «внучка». Среднее поколение к старшим – «отец», «мать», «дед» и т.д. Подчеркиваю, это обращение вовсе не к родственникам, для них есть другие, более теплые слова. Особо хотелось отметить обращение друг к другу ровесников среднего возраста – «браток», «братка». Его приписывают к криминальной среде. Это не вполне справедливо, хотя сегодня криминальной субкультурой пропитана вся российская жизнь. Напомню, «братишка» – традиционно флотское обращение. В минуты высшего душевного напряжения, общей смертельной опасности И.В.Сталин нашел единственно верное обращение к народу: «Братья и сестры!» В советское время эти традиции естественно трансформировались в близкое по смыслу официальное обращение «товарищи», оно закрепилось и в армейской среде.
 Культивируемое сейчас обращение «дамы и господа» звучит фальшиво, даже карикатурно, а главное – не объединяет, а разделяет людей. И чаще всего заменяется бесполым, безадресным и неуместным «коллеги».
Много говорят о строительстве пресловутого «гражданского общества». Нет его в России и при нынешних контрастах и противоречиях не будет в ближайшие десятки лет лет – это ясно каждому здравомыслящему и непредвзятому человеку. Гражданское общество формируется из атомизированного человеческого материала и строится на конкурентной основе – каждый против всех. Для этого надо разрушить традиционное общество, а это произойдет только с изменением сознания людей – носителей традиции. Взамен должны прийти формализованные правовые отношения. Нормативная база активно формируется, чаще списывается с западных образцов, но она совершенно не учитывает психологию и условия жизни россиян. Западный тип общественных отношений и гражданское общество базируются на приоритете прав личности, ее эгоизме. Вспомните «Боливар не вынесет двоих» - это классика. Российский тип отношений коллективистский, общинный. «Сам умирай, а товарища выручай!» - вот как по-нашему.
Но нельзя не затронуть еще один аспект традиции: веротерпимость и добрые в целом межнациональные отношения. В России не было серьезных проблем в этой сфере, если не считать дореволюционных еврейских погромов. На Западе – море крови и горы трупов. Имею в виду события от крестовых походов, инквизиции, колониализма и характера освоения обеих Америк до ку-клукс-клана и Северной Ирландии. И вот, когда России стали прививать западный образ жизни и соответствующую идеологию, проблемы посыпались как из рога изобилия. От международного терроризма исламской окраски, оказавшегося на улицах российских городов, до скинхедовских погромов на рынках и в подворотнях. Уверен, это не результат недомыслия, а часть новой, проводимой в России идеологии.

Не снижается острота социальных проблем, порожденных капиталистическим реформированием страны: рост смертности, сокращение рождаемости, ухудшение материальных и культурных условий жизни. Алкоголизация, наркомания и суицид, особенно среди молодежи. Рост преступности, ухудшение показателей физического и психического здоровья. Прошли сообщения о расстрелах а школах Керчи и Казани, о массовой гибели детей в ДТП на дорогах. До каких пор мы будем получать такие вести?