Светский ужин

Николай Тернавский
                Светский ужин
 Новый год на носу, хотелось праздника, настроения, надежд на новую, более радостную жизнь. А тут отчеты, по-новому программы переделывать… Умеют у нас преподавателю создать соответствующее настроение университетские чиновники. Весь год бродят сонные табунами - то в столовую, то по магазинам, а к концу семестра, и года кстати, просыпаются и начинают показывать всем, и в первую очередь ректору, свою работу. И на ком… на тех, кто и без них по горло заняты… Отчитайтесь за то, за сё, составьте планы, переделайте учебные программы.
Я брёл по тротуару с замерзшими лужицами и укатанным снегом, когда из толпы меня выдернул давнишний институтский приятель, настолько давнишний, что я даже сразу не смог припомнить его имя и фамилию.
-Привет, Сахно! Как жизнь?.. А-а, и так вижу, замотала. Женился… дети?..
-Да нет, холостяк перманентный…
-Ты, я слышал, преподаешь здесь,-приятель кивнул на здание универа.
-Да, уже второй десяток пошел…А ты, извини забыл имя…?
-Ну даёшь - Сергей!.. Бородин, между прочим…Склероз что ли?.. А помнишь, как в Роще портягу бухали вместо физры?..
-Да,  Серёга, временами помню… Как здесь оказался?
- А-а… да вот тоже в вузовские работники подался…
-Преподаешь?..
-Да нет, я у вас -  новый проректор по науке…
-А-а… Про отчет, значит, напомнить хочешь…
-Да подожди ты с работой, отчетом…Давай зайдём в пирожковую, выпьем пивка, закусим горячим пирожком, потолкуем…
-А вдруг студенты…
-Да брось ты… Мы что не люди, по одной кружке, ну по две. Угощаю!..
В пирожковой было довольно опрятно и уютно, сели за стол в углу у окна, отпили пива, закусили горячими пирожками с картошкой. Обсудили погоду и замолчали.
-Слушай, а ты где новый год встречаешь? – спросил Бородин, видимо, чтобы сократить затянувшуюся паузу.
- Новый год?.. Где встречаю?..-переспросил я.
- Да нет, я не  то хотел спросить… Понятно, что встретишь ты его в своей холостяцкой норе. Где будешь так сказать отмечать? Ну настроение соответствующее создавать?..- Серега озорно с лукавым прищуром глаз ударил меня ладонью по плечу. Я заметил,как в его серых слегка раскосых глазах блеснула искорка какого-то инфернального огня.
-А-а, в этом плане… Нет, на ректорские ассамблеи я не хожу… Не хочу, чтобы меня за мои же деньги  кто-то угощал. Нет, это без меня!
-Да подожди ты заводиться… А кстати, по сколько сдаёт народ, если не секрет?..
-Какой секрет, на кафедрах вывешивают объявление: «Кто желает на ректорскую новогоднюю ёлку, сдать секретарю тыщу рублей».
- И что входит в меню?
-Бокал шампанского, бутерброд с колбаской, шоколадка, апельсин, запах искусственной хвои, а также рукопожатия ректора и проректоров.
-Да, негусто… Слушай, а хочешь поужинать у Игоря… Самсонова? В семейно-приятельской компании?..
-У Самсонова?!. Да он же, я слышал…
-Да-да, Игорёк нам не чета – замдиректора НИИ истории археологии и языкознания… Без пяти минут директор! Доктор наук!
-Ух ты!.. И что реально?
-Реально, как и то, что ты сейчас в этой пирожковой. Давай тыщу, и будет тебе светский вечер!
-Ну на!.. хотя…
-Понимаю, понимаю, на тыщу ты мог бы затариться бутылкой, или двумя, водяры, палкой тухлой  колбасы, тепличными  помидорами с огурцами и ужраться в своей неприбранной конуре.
-Ну что ты… -промямлил я, удивляясь точности описания, отметив про себя только то,  что из его списка выпал телевизор с компом.
-Да забыл про ящик и твиттер… Или ты в Фейсбуке предпочитаешь тусоваться?..  Посидишь как человек, в приличном обществе, выпьешь коньячка, поедишь нормальной пищи, восполнишь дефицит внимания. Понимаешь?.. У Игорька сестра не замужем. Ну и… а вдруг, чем черт не шутит… Игорь припомнит, что у него есть какая вакансия…
Сергей угадал ход моих мыслей: - Не век же тебе студентов мучить да обирать…
-Да ты знаешь…
-Ну ладно тебе, ладно, по твоему дряблому лицу вижу – не берешь… А зря! Надо быть проще.
* * *
Я слегка задержался и вошел в комнату, когда всё семейство сидело и звенело хрусталём за прекрасно накрытом столом.
-Садись, садись! – выдвинул мне стул откуда-то возникший Бородин.
-Здравствуйте! Приятного всем аппетита!..- сказал я вполне учтиво.
В ответ увидел легкие кивки.
-А Сахно! – Игорь, оказавшийся напротив, протянул мне руку, не поднимаясь.
-Привет!
-Привет,  Игорь… ?..
-А-а перестань, здесь я просто Игорь, твой сокурсник. Угощайся!
Сзади к нему подошел Бородин и протянул руку, Сидякин сунул в нее  какую-то синюю бумажку. Наверное, тысячу.
Чья-то рука справа подсунула мне тарелку с салатом и свежим бутербродом. Другая слева налила во вместительную рюмку коньяк. Выпил молча, закусил бутербродом с буженинкой. Вместо него сразу появились сразу два: с сервеладом и  икоркой. Глянул наискосок в сторону Люды, сестры Игоря. Она уткнулась в тарелку и никак не отреагировала. Все явно тяготились моим присутствием.  Выпил уже со всеми под тост постаревшего и похудевшего отца Игоря вторую, затем третью, четвертую, умял все что подкладывали на тарелку.
-Кушайте, кушайте! – повторяла седая с высокой начесом старуха, в которой неожиданно для себя узнал мать Игоря.
Где-то на десятой или двенадцатой рюмке я почуял нутром – хватит, я в кондиции, следующая рюмка будет лишней, а все что после нее-перебором.
- Господа, извольте откланяться, меня ждут! – отняв телефон от уха, заявил Игорь, вскочил из-за стола.
-Милонов, ты куда? - разом воскликнули его родители.
-Сие есть тайна великая! - буркнул Игорь и скрылся в прихожей.
-Ну как?.. Сыт, доволен?- прошелестел над ухом голос Бородина.- Однако больше, чем на тыщу выпито и съедено…
Я согласно кивнул головой, давая понять, что готов покинуть семейный стол.
-Извините, мы с Александром выйдем покурить! – вполне внятно сказал Бородин, оставив мне только улыбнуться и поклониться компании.
Бородин помог мне обуться, натянуть на себя куртку и переступить порог.
-Давай, Сахно, пока!
-Слушай, а как же Игорь? Куда он? Выпил-то не меньше моего…
-За него не беспокойся, он к подруге на вечеринку…У него закалка. Сам хоть дойдёшь?
-Обижаешь…
Пару дней я прокручивал событие и никак не мог взять в толк-зачем это им надо было меня потчевать… Но понимал, что Бородин все это затеял не с проста. Но зачем-то это нужно было  Самсонову?
 Проныру Бородина я как-то встретил  утром у входа в главный корпус.
-Слушай, Сергей, зачем это Игорь,- я непроизвольно кинул взгляд вверх,- меня позвал на этот ужин?
-Тебе не понравилось?.. Честь тебе оказал…
-Честь?.. Мне?
-Ну да… А что?
-   Да просто так у него и чирь не вскочит.
-Ну думай, думай… Ты все же не бомж, а вузовский преподаватель, доцент, со студентами общаешься, учеными. Кумекай!
-А-а! В плане реноме. Подожди, а почему его родители  Милоновым назвали? Он что фамилию сменил?..
-Мильоновым, дурик! Миль-о-новым…
-Нда, а он уже миллионер?
-Ну вроде того. Давай, пока! Да чуть не забыл, сегодня в час заседание ученого совета, ты в списке от кафедры. Да и не мог бы ты хотя бы головой кивнуть в знак согласия, когда буду говорить о Самсонове, его вкладе в науку нашего региона?.. А лучше если скажешь пару слов о его последней книге – «Варяги в истории культуры Древней Руси»? Запомнил? Ну давай!
-А ты, Серёга, далеко пойдешь! - не удержавшись, проговорил я ему  уже в спину.
-И без тебя знаю, - буркнул он в ответ, размеренно поднимаясь на ректорский этаж.